Протоиерей Артемий Владимиров: «Монастырь — не инкубатор с перепелками!» -

Протоиерей Артемий Владимиров: «Монастырь — не инкубатор с перепелками!»

Опубликовано 8 ноября 2013 г. Протоиерей Артемий Владимиров
В Москве, по недавнему решению Священного Синода, открывается новая женская обитель — Алексеевская в Красном Селе. О специфике нового монастыря рассказывает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, который станет, по всей очевидности, его духовником.
 
Как известно любителям старины, московская Алексеевская обитель была основана свт. Алексием митрополитом Московским для своей сестры и ее сподвижницы — ныне святых Евпраксии и Иулиании. (Они погребены на улице Остоженка в действующем Зачатьевском женском монастыре). Два раза Алексеевская обитель меняла свое место пребывания и сейчас обретается в Красном Селе. Это загородное тогда место было выбрано по благословению святителя митрополита Филарета (Дроздова) в первой трети XIX века.

20 лет прошло с возрождения здесь приходской жизни, центром которой стал храм Всех Святых. И все эти годы наши мысли (священства и прихожан) вращались вокруг одного предмета — возможности возрождения обители. Здесь открылась первая в Москве церковная богадельня св. царевича Алексия, препроводившая в Небесные Обители пятьдесят своих насельниц, среди которых немало монахинь, постриженных в советское время и подготовившихся к исходу в вечную жизнь.

За двадцать лет в приходе собралось немало душ, чающих монашеской жизни. Я верю, что будущность нашей обители светлая и радостная. Во многом потому, что инокиня Ксения (Чернега), которая, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, станет ее игуменьей, выросла в этом приходе. Из студентки Московского юридического института она возросла во главу юридической службы Московской Патриархии. Именно ей Святейший Патриарх доверил сложное дело возрождения обители в юридическом плане - храмы Алексеевского монастыря оказались разбросанными по разные стороны эстакады, рассекшей обитель на две части. Эта эстакада пролегла прямо по костям погребенных на монастырском кладбище инокинь и представителей московской знати, деятелей культуры и искусства.

Основой жизни обители станет наш большой и интересный приход. В нем уже более тысячи человек. У нас собралось немало талантливых людей — Москва не скудеет "ни лириками, ни физиками". В нашей общине около 20 сестер, которые мало-по-малу утверждают свои стопы на стезях иноческой жизни. Так что мы надеемся, что обитель будет неспешно возрастать. Нас веселит надежда на неспешное возрождение древнего Алексеевского женского монастыря, оно будет протекать под непосредственным руководством Святейшего Патриарха Кирилла, который присвоил ей статус ставропигиального.

Каков будет характер обители? Будущее покажет. Но, судя по опыту нашей просветительской и издательской деятельности, монастырь, как это и положено городской обители, главные свои усилия направит на просвещение, на духовное служение соотечественникам. Вместе с тем, всякому понятно, что ограничиться только кабинетными занятиями было бы не слишком мудро для насельниц обители. Благо у нас есть почти четыре гектара земли в Красном Селе и столько же в Сокольниках с храмом свт.Тихона Задонского. Святейший Патриарх, объединив все наши угодья под покровом обители, наметил примерный план ее развития. В Сокольниках, с Божией помощью, надлежит построить новое здание богадельни, отвечающее потребностям времени. А в Красном Селе планируется обустроить место для будущих монахинь.

По мысли Святейшего Патриарха, помимо черного сестричества, то есть иночествующих сестер, обитель откроет свои врата и для белого сестричества. Речь идет о всех желающих девушках и женщинах, которые, может быть, еще не готовы или не имеют возможности жить в обители, но хотели бы быть ей полезными. А ведь ныне любой православный монастырь России причастен к подвигам милосердия. Приложением сил может быть интернат для детей сирот или школа для преподавания и ведения уроков добра и благочестия или медицинское учреждение, где всегда с большой благодарностью и персонал и пациенты встретят сестер со знаками креста милосердия на челе.

Безусловно, сегодня мы должны учитывать все трудности и ошибки, которые выявились из опыта созидания мужских и женских монастырей за последние 20 лет. Ошибки эти связаны с определенным перегибанием палки: для кого-то это были непосильные физические труды, для кого-то неправильно понятое послушание, которое, конечно, не должно придавливать личность, нивелировать ее, лишать рассудительности и способности в различении добра и зла. В наше время люди стали крайне немощными, и, безусловно, трудно ожидать, что приходящие в обитель принесут с собой гармонию ума и сердца, будут людьми радостными, бодрыми и универсальными в несении трудов. Для того-то и существует обитель, чтобы возвращать людям духовное здоровье. Задача монастырей — укреплять их нравственно с тем, чтобы они могли послужить ближним, поделиться с ними мудростью, чистотой души, радостью, терпением, умением увидеть светлую сторону жизни.

В любой обители атмосфера формируется во-первых начальствующим лицом, игуменией, и правильно подобранными ею сестрами; и, разумеется, духовником, которые будут помогать ей осуществлять руководство, и духовником монастыря. Если не будет никаких неожиданных решений, то, по всей видимости, мне будет предложено послушание духовника, и я выражаю твердую уверенность, что вместе с матушкой Ксенией мы, счастливо дополняя друг друга, сможем учесть все, обозначенные мной крайности и недостатки, чтобы уберечься от них. Нам предстоит не столько отталкиваться от противного, сколько созидать с надеждой на помощь Божию.

Мне думается, что лучший способ устроить монастырь укладывается в слова пословицы «тише едешь, дальше будешь». Мы не должны страдать "планов громадьем", т.е. гигантоманией, и, думаю, что нам не грозит в ближайшие двадцать лет (дай Бог всем жизни и здоровья!) превратиться в женскую лавру. Я не случайно сказал о том, что наша обитель будет включать в себя как иночествующих, так и белое сестричество. На Руси искони существовали такие понятия, как "чернецы и бельцы". Надеюсь, что наша обитель будет народной в том смысле, что подниматься ей должно при поддержке всего прихода. В него входит и церковно-приходская общеобразовательная школа, и богадельня, и большое количество уже сложившихся семей с их отпрысками и питомцами. Поэтому, если мы не будем ставить своей однобокой задачей умножения численности насельниц, (все-таки монастырь — это не инкубатор с перепелками), то сама жизнь внесет свои коррективы и даст нам понимание, правильной ли стезей мы идем.

И второе: никто никого не должен тянуть в монахи — ведь "невольник — не богомольник". Нужно двигаться путем духовной жизни без ропота и саможаления, но с радостью и благодарением. И как неправильно выскакивать в единочасье замуж, но должно испытывать и перепроверять взаимно свои чувства, так, конечно же, не хороши для обители "скороспелки и скорохватки". Пусть душа неспешно испытывает свои силы. Всякая прихожанка, если пожелает, может трудиться в белом сестричестве. В конце концов, это для нас любимый приход, где многие впервые принесли свою исповедь, причастилсись Святых Христовых Тайн... Если девушка или женщина нашла здесь свою нишу как дизайнер или иконописец, трудится в трапезной, богадельне, то мало-по-малу Божия благодать подскажет, стала ли обитель ей домом, находит ли она здесь "и Божество и вдохновение, и жизнь, и слезы, и любовь"...

Ведь главная задача монастыря, как и прихода, — созидать атмосферу любви во взаимном служении Христу. Если атмосфера будет светлой, а люди будут учиться щадить друг друга, научатся культивировать деликатность и приветливость; если для них сладкой будет жертва служения — тогда им — "и свечи в руки!" И напротив, если человек чувствует, (не приведи Господь!), что, пребывая в обители, он деградирует, звереет, черствеет, вянет, как лопух, — то пусть бежит, сверкая пятками, как это сделал лермонтовский Мцыри! Потому что не место красит человека, а человек — место. Убежден, что сама жизнь — есть гарант и критерий истины. "Жизнь прожить — не поле перейти".

Однако, надеюсь, что среди наших прихожанок обретется много таких явных и тайных светлячков-бодрячков, которые знают что vita brevis est (лат.) Жизнь коротка, и все земное быстро проходит. Остаются лишь вера, надежда и любовь, служить которым в обители есть поистине блаженный жребий и святой удел...
 
Екатерина Степанова

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.