Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. Его исторические судьбы давно привлекают к себе пристальное внимание учёных. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке. В годы тяжелых испытаний для Родины Псков вместе со своим старшим братом Новгородом всегда оставался грозным защитником её северо-западных рубежей.
Место основания города – кремль, по-псковски Кром, расположен на краю, кромке скалистого мыса. На протяжении сотен лет Псковский кремль – исторический, культурный и духовный центр Пскова. Сейчас территория кремля объединяет две исторически сложившиеся части города: детинец с Троицким собором, колокольней, вечевой площадью и Довмонтов город.
Примыкающий с юга к древнему детинцу и отделённый от него крепостной стеной и глубоким рвом – греблей, Довмонтов город представлял укреплённую каменными стенами и башнями небольшую территорию, размеры которой едва достигали полутора гектаров. С этой частью городских укреплений Пскова летописи связывают строительство более двадцати каменных гражданских, крепостных и церковных построек, сооружённых горожанами в XII-XVI веках. Такая насыщенность древними каменными зданиями Довмонтовой крепости вот уже два столетия волнует историков и местных краеведов.
Во времена Псковской вечевой республики, с перенесением княжеского двора, Довмонтов город становится центром административного и церковного самоуправления Пскова и псковской земли, о чем свидетельствуют письменные источники, упоминающие на его территории, помимо находившихся там многочисленных церквей, Приказную и Поповскую избы и другие строения.
Особый интерес исследователей к Довмонтову городу вызывают многочисленные каменные храмы. В конце XIX – начале XX столетия, в связи с организацией в Пскове Археологического общества и оживлением краеведческой деятельности, заметно возрос интерес к уже разобранным к этому времени памятникам Довмонтова города. Вопросами, связанными с выяснением местоположения и названий церквей, некогда здесь находившихся и известных по летописям и изобразительным материалам (планам города, иконам), занимались И. Ф. Годовиков, И. И. Василёв, Ф. П. Ушаков, П. Ф. Окулич-Казарин и другие [1]. К этому времени относятся и первые попытки воссоздания плана Довмонтова города с размещением на нём древних церквей и их атрибуции.
Впервые археологическому обследованию Довмонтов город был подвергнут в 1945 г. С. А. Таракановой.
В 1953-54 гг. архитектором А. И. Хамцовым был подготовлен проект реставрации Псковского кремля, к которому прилагалась объёмная, на 123 листах, пояснительная записка [2]. Проектом предусматривалось восстановление колокольни на Персях, стен и башен Псковского кремля, включая Варлаамовскую, Власьевскую и Рыбницкую башни. Кроме того, по проекту А. И. Хамцова предполагалась реставрация стены над водой между Плоской и Высокой башнями с опускающимися в реку Пскову Нижними решётками, благоустройство территории и музеефикация памятника. Однако этот проект был реализован лишь частично.
С 1956 г. и на протяжении последующих лет археологическими исследованиями территории Довмонтова города занимался Государственный Эрмитаж (с 1956 по 1962 гг. – Г. П. Гроздилов, с 1963 г. – В. Д. Белецкий и С. В. Белецкий). Особое место в работах экспедиции Эрмитажа заняли раскопки Довмонтова города, названного так по имени князя Довмонта (в крещении Тимофея), княжившего в Пскове с 1266 по 1299 гг. Собранная во время раскопок многочисленная коллекция находок хранится в фондах отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа и в фондах Псковского музея-заповедника.
Систематические раскопки Довмонтова города открыли ряд остатков древних зданий, которые, согласно утверждённому плану реставрационных работ в кремле и в Довмонтовом городе, были законсервированы для последующей музеефикации комплекса в целом.
Во второй половине 80-х годов, по результатам исследования В. Д. Белецкого, художником Псковского драмтеатра Владимиром Фёдоровичем Тумановым был выполнен макет-реконструкция Довмонтова города, включающий: Перси с колокольней, захабами и башнями; десять храмов, а также западную и восточную стены Довмонтова города; Довмонтову стену с «кострами» над воротами, Власьевскую башню и другие постройки [3].
Несомненного интереса заслуживает работа «Дом Свя-той Троицы» [4] Геннадия Яковлевича Мокеева [5], действительного члена Академии архитектурного наследия, автора многочисленных графических реконструкций древнего архитектурного облика Пскова, а также Новгорода, Смоленска, Суздаля, Владимира, Можайска и многих других древнерусских городов.
В 1981 г., по окончании аспирантуры, Г. Я. Мокеев защитил кандидатскую диссертацию по градостроительству древнего Пскова под научным руководством П. Н. Максимова. В своей научной работе он реконструировал некий образ Псковского кремля в архитектурных формах XV века. Эскизы реконструкции центра средневекового Пскова Г. Я. Мокеева трижды были представлены на выставках в Пскове. В 1999 г., в год трёхсотлетия Свято-Троицкого кафедрального собора, в Доме причта состоялась третья (заключительная) выставка графических материалов Г. Я. Мокеева, по результатам которой было принято решение о строительстве макета Псковского кремля, но фактически работы начались значительно позже и продолжались 3-4 года [6]. По рекомендации В. А. Никоновой, создание макета доверили уникальному художнику – Николаю Алексеевичу Тимофееву [7], труд кото-рого оплачивал настоятель Троицкого собора г. Пскова протоиерей Иоанн Муханов.
Для «тимофеевского» макета Псковского кремля Г. Я. Мокеевым был выбран достаточно серьёзный масштаб – 1:88, что, несомненно, повлияло на скорость работ, но в то же время позволило выполнить невероятно точную детализацию.
Николай Тимофеев, будучи инвалидом, работал в своей однокомнатной квартире в г. Санкт-Петербурге в стеснённых условиях. Сидя на полу за низеньком столиком, он целыми днями вырезал из бумаги и клеил, клеил, клеил… Все подготовительные работы он выполнял сам, платили ему очень мало, и поэтому он не мог нанять помощника [8]. Изготовление макета Псковского кремля началось с постройки Троицкого собора как отдельного элемента. Эта система работы Николая Тимофеева, когда сначала собирался храм или другая постройка, а затем под неё изготавливалась часть рельефа, прослеживается и при производстве остальных элементов макета. Центральный купол макета третьего Троицкого собора XV в. был позолочен сусальным золотом, малые купола и крыши покрыты краской серебристого цвета. В таком виде макет собора был отправлен в г. Псков. Следом был изготовлен макет рельефа скалы из двух частей: 1. Макет рельефа под Троицким собором, двумя воротами, буевищем, девятью клетями, западной (длина 0,76 м) и восточной (длина 1,0 м) стенами и берегами; 2. Макет рельефа с Персями, двумя захабами, тремя башнями, вечевой колокольницей, западной (длина 0,75 м) и восточной (длина 0,7 м) стенами и берегами.
Но в отличие от Троицкого собора, это был уже «зимний» вариант макета. На белом рельефе скалы с белоснежными берегами стояли деревья без листьев, некоторые крыши построек и шатры были окрашены в цвета, имитирующие снежный покров. Новые части макета после изготовления также были отправлены в г. Псков (в 2004 г. они хранились в приделе Серафима Саровского Троицкого собора). Для соединения макета Троицкого собора с макетом рельефа в последнем была предусмотрена ниша глубиной в несколько сантиметров, в которой утапливалось массивное основание собора. Работы по закреплению собора на макете были выполнены Николаем Тимофеевым во время его приезда в г. Псков.
11 декабря 2005 года в г. Псков для контроля работ по созданию макета Псковского кремля приехал Г. Я. Мокеев, который посетил паломнический центр «Вертоград» в колокольне Троицкого собора и осмотрел привезённые в г. Псков части макета.
Следующим важным этапом создания макета Псковского кремля стало изготовление Николаем Тимофеевым в г. Санкт-Петербурге макета Довмонтова города [9], однако эти работы так и остались незавершёнными. Для выполнения макетов храмов Довмонтова города он пользовался эскизами Г. Я. Мокеева, на которых многие детали были изображены достаточно условно. Вследствие этого можно предположить, что на первых собранных им макетах храмов было ошибочно выполнено «выпуклое» лопастное завершение, исправить которое после окончательной сборки уже было невозможно. В таком виде храмы «Рождественской батареи» (св. Николая на Гребле с приделом св. Кира и св. Иоанна, Рождества Христова, Покрова Богородицы, Сошествия Святого Духа), собор св. Дмитрия Солунского с примыкающим к нему храмом св. Афанасия Иерусалимского, храм св. Власия, храм ап. и ев. Иоанна Богослова на подворье Снетогорского монастыря вошли в окончательный вариант макета [10]. В это же время был выполнен макет архива соборной избы. На остальных восьми храмах, в т. ч. на храме Спаса на Торгу, который впоследствии не попал в макет, лопастное завершение было выполнено правильно.
Самый большой храмовый комплекс, состоящий из храмов так называемой «Рождественской батареи», был установлен на изготовленную часть рельефа Довмонтова города, включавшую стену в алтарной части храмов и башни – над Святыми воротами и Рыбницкую. В дальнейшем была изготовлена вторая часть рельефа, на которой Николай Тимофеев поместил храм Входа Господня в Иерусалим и башню над вторыми Святыми воротами. Обе части рельефа макета Довмонтова города впоследствии были соединены вместе.
Предположительно, на последнем этапе в 2005 году оказались собраны макеты храмов с правильным лопастным завершением: Воскресения Христова с приделом св. Георгия, св. Фёдора Тирона, св. Алексея Митрополита, св. князя Довмонта-Тимофея, св. Софии с приделом Симеона Столпника, св. Кирилла Иерусалимского на Гребле, Спаса на Торгу, а также другие макеты храмов и строений Довмонтова города: Довмонтово дворище, подворье Снетогорского монастыря, Власьевская башня. Но все эти макеты так и не были установлены на рельеф.
К сожалению, Николай Алексеевич в своей работе так и не дошёл до изготовления северной части Псковского кремля, но очень хотел построить все кромские клети и реки во-круг него, затянутые пеленой льда [11].
После смерти Николая Тимофеева в апреле 2007 года, работа над макетом полностью остановилась, все попытки найти продолжателей его дела оказались безуспешными. Уже выполненные части макета Довмонтова города были привезены из Санкт-Петербурга в Псков, где хранились несколько лет в колокольне Троицкого собора вместе с ранее привезённым макетом Троицкого собора (уже без золотой главы) и частями макета рельефа скалы, над которыми появился защитный «саркофаг», затянутый чёрной пленкой, вероятно, построенный соборными умельцами. Эти части макета были перенесены в колокольню в 2006 году из придела Серафима Саровского, где из-за постоянных перепадов влажности и температуры начали разрушаться.
Однако в 2003 году по материалам диссертации Г. Я. Мокее-ва удалось завершить другой проект – объёмную реконструкцию центра Пскова XV века «Дом Святой Троицы», примерно в 300-м масштабе. Это так называемый «малый» макет, который был выполнен студентами Уральской архитектурно-художественной академии под руководством профессора Н. И. Бугаевой и подарен студентам Псковского государственного педагогического института имени С. М. Кирова, а затем передан в экспозицию Псковского музея-заповедника, где и находится по настоящее время.
В 2011 году после длительного срока эксплуатации многие элементы макета оказались утрачены, часть мелких деталей отклеилась или сломалась. По просьбе Псковского музея-заповедника дефекты макета были восстановлены архитектором Ириной Ромм в течение двух месяцев так, что вновь выполненные детали сегодня не отличить от сделанных ранее.
Можно предположить, что завершение в 2003 году «малого» макета Псковского кремля придало некий импульс работам по «тимофеевскому» макету, т. к. значительная часть из сделанного Николаем Тимофеевым была доставлена в г. Псков в 2004 году.
Возобновление работ над макетом Псковского кремля произошло после ухода из паломнического центра «Вертоград» А. Г. Таскаева в 2009 году. По благословению Митро-полита Псковского и Великолукского Евсевия (Савина), заниматься «Вертоградом» поручили мне, Андрею Дерягину, и назначили старшим сотрудником паломнического центра и заведующим церковным музеем. Из-за отсутствия средств у Троицкого собора финансирование работ по макету было возложено на «Вертоград». Задумывалось, что макет станет одним из экспонатов церковного музея, который планировалось создать в колокольне Троицкого собора.
Уже в апреле 2009 года большое помещение на втором этаже колокольни начали освобождать от церковных книг, икон, окладов и других вещей, переданных в музей и просто там хранившихся. Тогда одних только книг пришлось описать и упаковать в коробки более 600 экземпляров.
4 мая 2009 года приступили к сборке макетного стола, конструкции достаточно громоздкой и очень прочной, её собирал Александр Виноградов. В Псков он приехал в отпуск из Германии, где занимался изготовлением мебели. Александр рекомендовал и первого макетчика: архитектора Александра Хорлунова. К 10 июня 2009 года основание макетного стола размером 6,5х2,5 м было готово.
На тот момент определённую сложность представляло полное отсутствие чертежей макета, а тем более визуализации проекта. Николай Тимофеев в своей работе над макетом руководствовался неполным комплектом эскизов из проекта макета Г. Я. Мокеева «Столичный центр вечевого Пскова» [12] 1980-1981 гг., в который входили: 25 эскизов построек Крома и Персей (в т. ч. 15 эскизов Троицкого собора), 12 эскизов построек Довмонтова города, 2 эскиза храмов старого торга, 5 эскизов домов средневековой городской застройки и 8 схем опорного плана рельефа местности. Кроме того, на имеющихся эскизах форма и размер кровельных покрытий, глав храмов, шатров башен были показаны весьма условно. Это давало Николаю Тимофееву возможность творческого подхода к созданию макета, а как мы знаем, взяв за основу эскизы Г. Я. Мокеева, он создавал «зимний» кремль: прорабатывал детали, исходя из своего видения конечного результата. Так, крыши боевых ходов, шатры контрфорсов, колокольни и других построек в его варианте макета были «заснежены», шатры круглых башен оказались изготовлены без граней, поскольку на эскизах Г. Я. Мокеева грани у шатров отсутствовали. По этой же причине изготовленные Николаем Тимофеевым купола храмов Довмонтова города вместо фактуры «лужёного железа» оказались покрыты «лемехом».
Имеющийся опорный план (планировка местности с указанием высот), как и все остальные эскизы, был выполнен Г. Я. Мокеевым в масштабе 1:176, т. е. из расчета, что 1 сантиметр равен маховой сажени (176 см.). Возможно, это и был первоначально задуманный масштаб создаваемого макета, но затем этот масштаб был увеличен Г. Я. Мокеевым в два раза и составил 1:88. Именно в этом масштабе были изготовлены Николаем Тимофеевым уже имеющиеся детали макета.
Одновременно со сборкой макетного стола началась работа по увеличению имеющегося опорного плана, которая заняла значительную часть времени и полностью была за-вершена только через несколько недель после приезда Г. Я. Мокеева. Тогда было важно понять, какие из построек средневекового центра Пскова, показанные на опорном плане, могли быть собраны на готовом макетном столе, учитывая размеры помещения музея в колокольне.
13 июня 2009 года, узнав о возобновлении работ над макетом, в г. Псков приехал Геннадий Яковлевич Мокеев. При сравнении с опорным планом, в присутствии Г. Я. Мокеева, установили, что рельеф макета Довмонтова города, сделанный Николаем Тимофеевым, значительно не совпадает с его обозначенными границами на плане. Из-за изменённой геометрии восточной стены Довмонтова города, в его искажённом пространстве оказалось невозможно разместить все храмы Довмонтова города. Детально изучив имеющиеся фрагменты, решили включить в большой макета Псковского кремля части макета рельефа скалы «один» и «два», выполненные Николаем Тимофеевым, общей площадью 2,5 квад-ратных метра (см. рис. 10), а макет рельефа Довмонтова города в работе не использовать.
Кроме того, по словам Г. Я. Мокеева, оказалось, что в первоначальном варианте макета изготовление северной части кремля с кромскими клетями из-за большой трудоёмкости работ не планировалось. Но увидев в колокольне собранный макетный стол (с учётом недостающей части кремля), Геннадий Яковлевич одобрительно отнёсся к инициативе добавить к макету ещё и северную часть кремля с клетями, кроме того он предложил строить «летний» кремль, т. е. сделать большой макет Псковского кремля полноцветным, что было неожиданно и ещё больше усложнило задачу. Тогда определили и период времени, в формах которого создавался макет, – конец XV века.
Но оставалась другая проблема – полное отсутствие денежных средств. Паломнический центр существовал на пожертвования и на тот момент не мог финансировать серьёзные проекты, а для строительства большого макета Псков-ского кремля, по предварительной оценке, требовалось более одного миллиона рублей. В результате реализации программы развития паломнического центра удалось в течение трёх лет увеличить количество паломников в два раза (с 5000 чел. в 2009 г. до 10000 чел. в 2012 г.) и собрать необходимые средства для финансирования работ. Так уж вышло, что у проекта не было меценатов! Большой макет Псковского кремля создавался на деньги простых людей – тридцати тысяч паломников, которые побывали на Псковской земле за минувшие годы.
Необходимо отметить, что первый взнос в размере 100 рублей внёс губернатор Псковской области (в 1992-1996 гг.) Владислав Николаевич Туманов, который со своей семьёй посетил создаваемый церковный музей летом 2009 года.
В создании большого макета Псковского кремля архитектору Александру Хорлунову помогали учащиеся строительного колледжа, которые летом 2009 года проходили в паломническом центре двухнедельную макетную практику. Из них шесть девушек остались работать на время летних каникул: Олеся Булыненкова, Алина Балбышева, Алёна Ткачёва, Татьяна Разумова, Анна Мыцул, Евгения Пантилеева. В 2010 году пришли работать архитектор Ирина Ромм и дизайнер Светлана Капошина. В 2011 году к ним присоединились художник Александр Коростылев и архитектор Алексей Кузьмин. Под руководством последнего с сентября 2012 г. Станиславом Куликовым и Александром Ивановым был выполнен завершающий объём работ.
Изготовление буквально каждого элемента макета требовало изучения исторических источников и консультаций со специалистами. Приходилось многократно объяснять архитекторам, что и как должно выглядеть, и только путём многочисленных переделок и подбором фактур и цветов добиваться сохранения исторической атмосферы средневекового Пскова. Так, например, купола кремлёвских храмов удалось достоверно выполнить только с третьего раза, а колокольню на персях построили только с четвёртой попытки. В свою очередь, архитекторы вычерчивали элементы будущего макета, делали необходимые расчёты, разрабатывали технологию изготовления деталей и элементов макета, порядок их покраски и сборки в конструкции. Ведь никто не знал, как средневековый Псковский кремль должен выглядеть в цвете. В целом создатели приложили максимум усилий, чтобы передать в большом макете Псковского кремля атмосферу средневекового Пскова. В результате получился грандиозный объём выполненных работ, включающий 500 сооружений, состоящий из десятков тысяч элементов. Для примера, только на изготовление 353 кромских клетей и 106 торговых лавок потребовалось заготовить около 50 тысяч деталей, а ведь их ещё необходимо было покрасить и склеить, только на эту работу ушло больше года. Кроме того, на всех 17-ти квадратных метрах поверхности рельефа макета было выполнено покрытие, имитирующее фактуру травы, земли, воды; проложены дороги, построены стены с боевыми ходами и башнями, а на храмах, которые были уже сделаны, полностью заменено покрытие крыш. Тем не менее, создатели большого макета Псковского кремля старались максимально сохранить всё, что было сделано Николаем Тимофеевым, несмотря на то, что отдельные части его макетов пришлось реставрировать. В частности, удалось встроить в макет все храмы Николая Тимофеева, за исключением макета храма ап. и ев. Иоанна Богослова на подворье Снетогорского монастыря (из-за острого угла наклона крыши его пришлось сделать заново).
Всю проделанную работу можно условно разделить на следующие этапы:
1. Изготовление макета рельефа. Из уже имеющихся деталей в нашем распоряжении оказались части макета рельефа скалы «один» и «два», выполненные Николаем Тимофеевым. Их было решено вписать в общий рельеф большого макета Псковского кремля, и имеющиеся части сформировали центральную часть макета от буевища Троицкого собора до Персей. Макет рельефа Довмонтова города был изготовлен одним из первых в июне-июле 2009 г. Его сделали заново, построив соты из картона толщиной 2 мм с несколькими сотнями ячеек размером 10х10 см, имитирующими перепады высот, каждая ячейка «сот» закрывалась квадратной картонной «крышкой». Такая конструкция макета рельефа позволила разместить на нём серьёзную нагрузку и создать значительный запас прочности.
Строительство макета рельефа под закрома заняло чуть больше времени (с января по май 2010 г.), чтобы воссоздать объём того самого «высокого мыса» в месте слияния рек Ве-ликой и Псковы, а он действительно оказался значительно выше уже созданного макета рельефа Довмонтова города. Пришлось под «соты» верхнего слоя, изготовленные, как и в Довмонтовом городе, подложить слой более крупных «сот» значительной высоты из толстого гофрокартона. В дело пошел гофрокартон нескольких пустых коробок от итальянских светильников для внешней подсветки, которые в это время устанавливали в Псковском кремле. Конструкция макета рельефа была придумана и изготовлена архитектором Александром Хорлуновым. Аналогичным образом был выполнен макет рельефа Рыбного торга в феврале 2011 г. Макет рельефа торговой площади в октябре 2011 г. изготовил архитектор Алексей Кузьмин. При этом оказалось, что ширина макетного стола недостаточна для размещения подворья Снетогорского монастыря, поэтому пришлось добавить к столу в его юго-восточной части еще фрагмент размером 0,5х1,5 м.
2. Покрытие кровли макетов храмов. Известно, что в XV веке купола псковских храмов были покрыты «лужёным железом», поэтому кровля кремлёвских храмов большого макета Псковского кремля для имитации «лужёного железа» изготавливалась из фигурно нарезанных бумажных полос, которые при склеивании ряд за рядом до нужного размера образовывали «кровельный материал». Листы этого материала после просушки тщательно проглаживали утюгом и клали под пресс для получения ровной поверхности. Затем их многократно красили, добиваясь нужного цвета и эффекта патины. Из готового материала формировали покрытие храмов.
За период с июля по август 2009 г. усилиями учащихся строительного колледжа Олеси Булыненковой, Алины Балбышевой, Алёны Ткачёвой, Татьяны Разумовой, Анны Мыцул, Евгении Пантилеевой, под руководством архитектора Александра Хорлунова, были перекрыты крыши всех макетов храмов Довмонтова города. Значительное количество времени, с сентября по ноябрь 2009 г., заняло покрытие кровли макета Троицкого собора, выполненное по той же технологии, что и на храмах Довмонтова города. Кроме того, из-за ветхости (всё-таки с начала работ по созданию макета прошло уже много лет) развалился восьмерик, и архитектору Александру Хорлунову пришлось изготовить новый в дополнение к 32-скатному покрытию крыши макета Троицкого собора с приделами и сенями. Покрытие на оставшихся двух макетах храмов св. Власия и св. Иоанна Богослова было выполнено с имитацией «под доску» в 2013 г. архитектором Алексеем Кузьминым.
3. Строительство макетов стен и башен. Общая протяжённость стен большого макета Псковского кремля составила 15,5 метров. Строительство стен макета началось с формирования кровельного покрытия под «деревянные доски» на уже выполненных участках стен и постройках центральной части макета. Как и при покрытии макетов храмов, использовали «кровельный материал» – полосы картона с фигурным краем, размером 4,5х50 см, на которых иголкой процарапаны бороздки, чтобы имитировать дощатую фактуру деревянного покрытия. Только для покрытия стен пришлось изготовить таких полос «кровельного материала» более 30 метров. За ноябрь – декабрь 2009 г. архитектору Александру Хорлунову удалось полностью перекрыть Перси, западную стену вечевой площади, а также восточную стену от Персей до Средней башни и внутренние стены захабов. Одновременно было выполнено покрытие макета строения на выходе из Смердиева захаба и на входе в Великие ворота, сделан навес в юго-западной части вечевой площади, изготовлены пять шестигранных шатров (два из них с избами) для круглых башен центральной части макета и один квадратный шатёр для башни, стоящей на месте современной колокольни Троицкого собора. Кроме покрытия на стенах были выполнены макеты боевых ходов, перил и балок.
Макеты западной, восточной и южной (с боевыми воротами) стен Довмонтова города с крышами и боевыми ходами, были выполнены в мае – ноябре 2010 г. архитектором Александром Хорлуновым. Два квадратных шатра (один с избой) для Рыбницкой и Власьевской башен были выполнены архитектором Алексеем Кузьминым в 2013 г.
С января по май 2010 г. одновременно с сооружением макета рельефа под кромские закрома собирались западная и восточная стены этой части макета и макет башни Кутний костёр. Покрытия этих стен, боевые ходы, перила и балки были выполнены архитектором Ириной Ромм в 2012 г. Шестигранный шатёр с избой на макете башни Кутний костёр изготовил архитектор Алексей Кузьмин в ноябре – декабре 2012 г.
4. Сборка макетов клетей и торговых лавок. Наисложнейшей задачей стало сооружение макетов 353 кромских клетей и 106 торговых лавок. На эскизах Мокеева эти постройки реконструированы с двухскатной крышей, вода с таких крыш неизбежно стекала бы на стенки соседних клетей, что приводило бы к их разрушению. Поэтому после консультаций с архитектором Андреем Лебедевым и профессором Ингой Лабутиной было решено делать на клетях односкатные крыши. Кроме того, в летописях говорится о том, что кромские клети были покрыты дёрном. А как выглядит крыша, покрытая дёрном? Оказалось, что в Норвегии эта технология используется до сих пор. После того, как была найдена фотография крыши «покрытой дёрном», архитектор Ирина Ромм придумала её конструкцию и технологию изготовления. С ноября 2010 по июнь 2011 гг. ею была изготовлена опытная партия макетов кромских клетей.
Но основное строительство клетей развернулось с ноября 2011 по май 2012 гг., клети изготавливали Станислав Куликов и Александр Иванов. Каждый макет клети состоял из сотни деталей (основные: картон и палочки для барбекю), которые нужно было в определённом порядке нарезать в размер, покрасить и склеить. Параллельно со строительством макетов клетей с января по май 2012 г. архитектором Алексеем Кузьминым производилась их установка на место.
По аналогичной технологии изготавливались макеты торговых лавок, только вместо крыш, «покрытых дёрном», на них устанавливали покрытия, имитирующие «деревянные доски». Как и макеты клетей, с октября 2011 по июль 2012 гг. макеты торговых лавок изготавливали Станислав Куликов и Александр Иванов. Установка макетов торговых лавок выполнена в 2013 г. архитектором Алексеем Кузьминым и Станиславом Куликовым.
5. Производство куполов и крестов для макетов храмов. Этот процесс оказался не менее сложным. Для изготовления болванок под купола пришлось обратиться в псковский филиал Российско-американского предприятия «Альянс-ПМФ», которое на своём высокотехнологичном оборудовании изготовило с максимальной точностью 22 купола из капролона – современного синтетического материала, применяемого в машиностроении. «Лужёным железом» эти купола крыли по-разному. На макетах храмов, которые, по мнению Геннадия Мокеева, строил псковский зодчий Кирилл, бумажные квадратики «металла» склеены «в разбежку», на остальных – в подбор: один к одному. Кроме того, все купола храмов явственно отличаются от куполов собора Дмитрия Солунского, который появился в Довмонтовом городе значительно раньше – ещё в XII веке. Прототипом для собора Дмитрия Солунского, по мнению создателей макета, послужил собор Рождества Иоанна Предтечи, сохранившийся до наших дней на ближнем Завеличье. После сооружения колокольни в июле – августе 2011 г., архитектором Ириной Ромм в сентябре 2011 г. было выполнено покрытие центрального купола макета Троицкого собора с «золотым» крестом, а с октября 2011 по февраль 2012 гг. – покрытие куполов и кресты собора Дмитрия Солунского и других макетов храмов Довмонтова города. Кроме того, архитектором Ириной Ромм в апреле 2011 г. было изготовлено 42 колокола для звонниц храмов Довмонтова города. Остальные купола и «золотые» кресты были выполнены в 2013 г. Станиславом Куликовым, им же изготовлены прапоры кремлёвских башен.
6. Фактурные работы на рельефе макета. Конечно же, все без исключения создатели большого макета Псковского кремля причастны к изготовлению берегов рек, деревянных дорожек и земли, формированию травы, строительству заборов и ворот, ступеней к клетям, установке клиньев в коньки деревянных крыш и икон в храмовые ниши. Всё перечисленное они создавали по мере развития макета, руководствуясь правилом: от центра – к краям. Первоначально было выполнено покрытие центральной части макета, там появились «земля» и «трава».
По мнению Геннадия Мокеева, псковское вече, так же как и киевское, восседало на скамьях. Поэтому на вечевой площади в 2009 г. архитектором Александром Хорлуновым установлено 14 рядов скамеек – примерно на 300 мест. В этом же году замощён деревянными «плахами» склон Гребли, примыкающий к Довмонтову городу. Деревянные дорожки в Довмонтовом городе и кромских закромах выполнены частично из фирменных палочек хаси, а оставшаяся часть дорожек на Торгу и в Рыбниках замощена самостоятельно изготовленными деревянными палочками похожего диаметра.
Общая протяжённость деревянных дорожек макета составила более 37 метров. Для этой работы потребовалось изготовить более 7,5 тысяч палочек! Фактуру травы вокруг дорожек сначала пробовали делать из опилок, но потом решили выполнять её из синтепона – чтобы она казалась более «воздушной».
Макеты двух мостов через Греблю выполнены художником Александром Коростылёвым в феврале 2011 г., им же построены макеты мостов на Рыбном торге и строительные леса вокруг макета храма Алексия Митрополита, ведь известно, что он был построен только в 1508 году [13].
Макет хозяйственного двора в юго-западном углу Довмонтова города сделан в 2013 г. Станиславом Куликовым и Александром Ивановым.
7. Финальные работы. Завершающие работы на большом макете Псковского кремля: окончательная покраска наружных стен, берегов рек и рельефа Торга, установка стёкол (зеркал рек), имитирующих реки Великую и Пскову, выполнены в 2013 г. архитектором Алексеем Кузьминым. Кроме того, им построен фрагмент макета деревянной стены от башни Кутний костёр и макет деревянных зданий подворья Снетогорского монастыря. Однако последние работы выполнены уже после освящения макета в конце 2013 г.
24 июля 2013 года в празднование дня памяти святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги и 1110-летия города Пскова Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил освящение большого макета Псковского кремля. В мероприятии приняли участие епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, наместники монастырей, благочинные церковных округов, духовенство Псковской епархии и прихожане.
Для каждого из создателей макета: Олеси Булыненковой, Алины Балбышевой, Алёны Ткачёвой, Татьяны Разумовой, Анны Мыцул, Евгении Пантилеевой, Александра Хорлунова, Ирины Ромм, Светланы Капошиной, Александра Коростылёва, Алексея Кузьмина, Станислава Куликова, Александра Иванова, Андрея Дерягина – за время работы над большим макетом Псковского кремля воочию стала очевидна грандиозная работа по созданию в XIV-XV веках в Псковском кремле духовного, административного, военного центра древнего Пскова, проделанная не одним поколением древних псковичей с присущим им прагматизмом и функциональностью. Кроме того, по стечению обстоятельств оказалось, что создание макета-образа «Дома Святой Троицы» в Пскове – это не только проект, воплощающий мечту Геннадия Яковлевича Мокеева, но и памятник Николаю Алексеевичу Тимофееву и его титаническому труду, завершённый уже после его смерти!
Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания) // Кирилло-Мефодиевские традиции в Пскове : материалы Четвертых чтений 12 мая 2015 года в Псковской областной универсальной научной библиотеке / Псковская областная универсальная научная библиотека, Региональный центр по работе с редкими и ценными документами ; [ред. И. М. Андреева]. – Псков : Псковская областная универсальная научная библиотека : ЛОГОС Плюс, 2015. – С. 165-191. - скачать в PDF >>>
Примечание:
1. Белецкий В. Д. Довмонтов город. Искусство, 1986. С. 8.
2. ГАПО. Ф. Р-1767. Оп. 2. Д. 4, 5.
3. Воспоминания А. Моховой.
4. Псков – памятники истории, культуры, архитектуры. Т. 1. Терра, 2003. С. 365.
5. Геннадий Яковлевич Мокеев – архитектор, историк градостроительства, кандидат архитектуры, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии архитектурного наследия, академик архитектуры, член Президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Союза писателей России. Родился 22 ноября 1932 г. в Магнитогорске. В 1960-е годы окончил строительный факультет Уральского политехническо-го института в Челябинске и проработал три года главным архитектором города Рудный Кустанайской области, а затем на Полюстровском домостроительном комбинате в Ленинграде. В 1981 г. окончил аспирантуру Центрального научно-исследовательского института теории и истории Мособлреставрации в Москве, в ведении которой находились памятники Бородинского поля. Г. Я. Мокеев инициировал тогда описание всех памятников и добился их восстановления и открытия отдельной Бородинской реставрационной мастерской, а также передачи Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря и Никольского кафедрального собора в музейный фонд страны. С 1993 г. возглавляет сектор русского градостроительства и архитектуры при Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. В 1987 г. принял участие (Г. Мокеев (руководитель), В. Виноградов, А. Тренин) в конкурсе, объявленном ГлавАПУ Москвы, на разработку эскиза идеи Генерального плана развития Москвы, Московской области и архитектурно-планировочной организации центральной части города. Проект был отмечен третьей премией конкурса, что явилось признанием достоинств представленной работы. Особое место в проекте занимали охрана и восстановление памятников Древней Москвы. Геннадий Яковлевич был одним из инициаторов Макарьевских чтений. При его непосредственном участии началась реставрация Спасо-Бородинского и Лужецкого монастырей. В 2007 г. Геннадию Яковлевичу Мокееву присвоено звание почетного гражданина города Можайска.
6. Воспоминания Елены Николаевны Монаховой.
7. Николай Алексеевич Тимофеев – художник, актёр. Родился 25 мая 1940 г. в Ленинграде. В 1943 г., будучи ребенком, получил травму позвоночника, спустя полгода заболел костным туберкулёзом, который привел к его деформации. Инвалид второй группы. По окончании школы поступил в Ленинградский фототехникум, затем, в 1963 г., – в Ленинградское художественное училище. В 1968 г., выдержав большой конкурс, поступил на художественное отделение Ленинградского театрального института. После окончания института по распределению был направлен в Сыктывкарский театр Коми АССР. Затем работал художником-бутафором на Ленфильме. С 1979 г. работал на Ленинградском комбинате живописно-оформительского искусства, руководил бригадой художников, создающих проект экспозиции Кашинского краеведческого музея. Принимал активное участие в организации работ по реставрации экспонатов Кашинского музея. Благодаря его усилиям отреставрированы иконы из Вознесенской церкви г. Кашина, воссоздан исторический иконостас. Более 20 лет занимался собиранием коллекции стеклянных негативов фотографа Колотильщикова с видами г. Кашина начала ХХ в., которых собрал более 200 штук. По его завещанию, эта коллекция была оцифрована фотографом Сергеем Щёголевым и сейчас доступна всем и каждому. Фильмография: 1976 г., хозяин-реставратор в рекламе Царскосельского дворца; 1979 г., Ленфильм, почтальон в фильме «Пани Мария»; 1981 г., Ленфильм, эпизод в фильме «Товарищ Иннокентий»; 1982 г., киностудия им. М. Горького, Карла в фильме «Василий Буслаев»; 2003 г., «Новый русский сериал», студия «Дельфин», ювелир в фильме «Самородок» сериала «Улицы разбитых фонарей-5». Н. А. Тимофеев умер в г. Пушкине 3 апреля 2007 г., похоронен на городском кладбище.
8. Воспоминания Веры Алексеевны Никоновой.
9. Здесь и далее атрибуция храмов и построек Довмонтова города приводится по Г. Я. Мокееву.
10. Храм ап. и ев. Иоанна Богослова на подворье Снетогорского монастыря, выполненный Николаем Тимофеевым, первоначально входил в большой макет Псковского кремля, но в 2011 г. был заменён из-за острого угла наклона крыши, не характерного для Псковских храмов.
11. Воспоминания Бориса Андреевича Робенко.
12. ПГОИАХМЗ. Н/в-1969. Л. 17-24, 87-115, 116-130.
13. Лабутина И. К. Историческая топография Пскова в XIV-XV веках. Наука, 2011. С. 109.