Красивый храм стоит, наверное, на самом высоком месте в поселке Локня. Да и сама локнянская, южная земля Псковской области, отличается особенной живописностью и бесчисленным множеством озер. Настоятель Преображенского храма священник Сергий Бавыкин.
Храм Преображения Господня построен в 1795 году. Четырехстолпная, одноапсидная, пятиглавая церковь. Настоящий собор с престолами во имя св. Николая Угодника, пророка Илии, и Тихвинской Божией Матери – в теплом притворе. Рядом с храмом аккуратное, чистое кладбище, прихожане постарались перед Пасхой - вырублены деревья и кустарник. Здесь сохраняется могила брата М.И. Кутузова Симеона Илларионовича Голенищева – Кутузова князя Смоленского. Недалеко от храма и могилки монахинь, которые жили при храме после того, как большевистская власть разогнала монастыри, и упокоились рядом с церковью.
Отец Сергий рассказывает: На приходе я десятый год. Храм в хорошем состоянии, ремонтируем мы его своими силами: где сами, а где прихожане помогут. Храм не закрывался, здесь тридцать лет служил отец Михаил Уляхин, потом отец Савватий, нынешний благочинный Великолукского района. Благодетелей у нас нет, но помогают организации в Локне, прихожане ищут помощников. В воскресение человек 30 собирается на Литургии, а в праздник - под семьдесят. На Пасху к кресту подошли человек двести: на Пасху и на Рождество Христово в нашем храме собирается много народу. В Локне более четырех тысяч человек жителей. Летом крестим, бывает за лето до ста человек крещаемых, отпеваем, правда, побольше, чем крестим. Уже седьмой год при нашем храме Воскресная школа, дети собираются после Литургии, около двадцати детишек, поют, Закон Божий изучают, поделками занимаются, вышивают. Посещают нашу школу, в основном, дети, чьи родители в храм не ходят, а дети ходят, молятся, и им нравится. При храме организовали библиотечку духовной литературы для детей и прихожан.
Служим чтимым Святым, служим воскресные и праздничные дни, накануне обязательно Всенощная или вечерня. Зимой служба идет в Тихвинском приделе, где есть печка. Храм огромный, высокий, прекрасная акустика, но служим в нем с Пасхи, потому что такую большую церковь не натопить. Служу один, дьякона нет, но справляюсь.
Отец Сергий окормляет храм в Михайловом погосте св. Равноапостольного князя Владимира. Построен храм владельцем имения Старые Липы, что рядом с Погостом, сенатором Брянчаниновым. Жителей в селе Михайлов погост пятьсот человек. Храм открыт с того времени, как сюда стал ездить на требы отец Сергий. Батюшка служит на престольный праздник, на родительские субботы, раз в месяц теперь будет служить Литургию. Храм был разорен. Планы на ремонт простые: будем делать постепенно, с Божией помощью, поставили решетки на окнах, молодежь после дискотеки, бывает, разбивает стекла, а вставить в огромные окна храма их достаточно сложно, да и дорого. Пол постелили, дальше продолжим, - делится планами на ремонт батюшка, - отопление, окна сделаем, потом начнем штукатурить и белить. Народ вернул "родные" чугунные плиты, которыми раньше был выстлан храм, их употребляли на скотных дворах, но хватает теперь только притвор застелить. Обращался батюшка с прихожанами к областной администрации с просьбой о помощи в восстановлении храма, но ответ не получили. А храм требует серьезных государственных средств в своем восстановлении. Это не только церковь, но произведение русского искусства и наша русская история. Князь - Владимирский храм – свидетель смены эпох стоит пока нерушимо, потрясает своими размерами, красотой кирпичной кладки и пышностью гранитных колонн, заказанных сенатором во Франции. Русский золотой рубль был весомым, и можно было делать такие долгосрочные заказы за границей. Храм впечатляет.
Отец Сергий окормляет и храм Ахтырской иконы Божией Матери в селе Иванькове. Прихожан в Иванькове человек десять, а населения около ста человек. Церковь батюшка со своими прихожанами ремонтируют. Раньше там был клуб, а в алтаре была сцена. Сейчас отец Сергий приезжает в Иваньково исполнять требы. Местные бабушки плачут: "Мы там плясали, а теперь хочется, чтобы храм был помолиться, попросить у Бога прощения".
О себе отец Сергий рассказывает просто, как все батюшки: "В этом году мне будет пятьдесят лет и десять лет священнического служения. Мои бабушка с дедушкой и родители были верующими людьми, жили мы в 30 километрах от поля Куликова в поселке Епифан. Имя получил поселок по игумену здешнего монастыря Епифана, который остановил рязанцев, идущих на помощь татарам, на поле Куликово, за что игумен Епифан был рязанцами и убит. В Епифане было пять храмов, но после войны стали разбирать храмы под спиртозавод, сейчас осталось три действующих храма. Дедушка мой был псаломщиком, пел в церквях. О священстве у меня мысль была с детства, бабушка рассказывала, как я ребенком одевал на себя полушубок, делал кадило из консервной банки, пел и читал "Отче наш". Мне предрекали, что буду священником, и я им стал, но не сразу. Тянуло в мир: закончил техникум на механика по счетно-вычислительным машинам, потом в армии служил, после армии работал на заводе, занимался фотографией, много было планов, но на душе было такое состояние, что все это мирское мне не нужно, а нужно идти в семинарию в Троице-Сергиеву Лавру. Потянуло в церковь, призыв Божий был: все бросил тогда и стал готовиться в Семинарию, сдал документы и поехал в Пюхтицы, жил там при монастыре месяц. А меня, оказывается, искали дома, хотели отправить на сборы военные, чтобы не пустить в Семинарию. Экзамены в Семинарию я сдал и поступил с Божией помощью с первого раза, отучился четыре года и в 1991 году закончил. Можно было идти в Духовную академию учиться дальше, но я подумал и решил идти на приход. На городском приходе устроился псаломщиков в ста километрах от дома, и пять лет после Семинарии был псаломщиком. Был у меня только один выходной в понедельник, ездил домой, а жил на квартирах, снимал жилье, проходил практику на приходе. На этом приходе и познакомился со своей матушкой Еленой, она у меня сейчас в храме поет, она же псаломщик и преподает в Воскресной школе. Так получилось, что наш Владыка Серапион очень болел, и меня не рукополагали. Мой друг детства Николай Гусев, мы с ним на клиросе вместе пели в Епифане, был келейником у Владыки Евсевия. Он меня пригласил к себе, Владыка был еще в Алма-Ате на Кафедре, и мы с ним там познакомились. Когда встал вопрос о рукоположении, я приехал на Псковщину. Владыка меня рукоположил в дьяконы на Троицкую субботу, а в священника рукоположили на Троицу. Сначала служил в Троицком Соборе, потом наш Владыка дал мне приход в Локне, и мы сразу поехали в Локню.
Заметно, - сказал отец Сергий, - людей стало больше ходить в храм, и крестин больше, в дома приглашают освящать. Если говорить о каком-то довлеющем грехе среди православного народа, то это сейчас сожительство. Люди сходятся, живут, не расписываясь, и не венчаются - такого греха сожительства десять лет назад еще не было. Есть еще и известная проблема: пьянство. Раньше пили, но не так, видимо, безработица, безысходность, предприятия в Локне почти все закрыты, и люди начинают пить повально. Молодежь уезжает, а кто не может уехать – начинает спиваться.
С другой стороны, наши прихожане стали образованней, много читают, библиотека у нас есть духовной литературы. Приход помолодел, увеличилось количество прихожан среднего возраста, многие православные старой закалки уже умерли, а приходят 40-50- летние. Но никто не умел читать по церковно-славянски. С помощью Божией мы ввели нововведение: мои прихожане учатся читать по церковно-славянски, я всех благословил, кроме наших стареньких бабушек. Все учатся читать. Кто научился, у матушки проходят экзамен и получают послушание чтецов на клиросе. Сейчас у меня десять чтецов, а кто может петь – поют на клиросе. Все делается для того, чтобы люди не забывали церковно-славянский язык, и были бы чтецами на клиросе или пели. Сейчас у нас в храме десять чтецов и десять певцов, и еще двадцать человек учатся. Я считаю, что церковно-славянский язык Церкви, язык богослужения, и сила молитвы на славянском языке совсем другая, чем на русском. Молитва на церковно-славянском – сильная. Поэтому мы и стараемся всех научить церковно-славянскому языку, чтобы наши прихожане понимали славянский язык и могли нести послушание на клиросе: петь, читать, участвовать в богослужении. Все прихожане. Я разговаривал со своими прихожанами о языке, им, конечно, нравится славянский, они его понимают и знают, что это язык Церкви, и никакой другой.
О причастии: Я много думал, как часто надо причащать прихожан? За десять лет своего священства пришел к выводу, что слишком часто не надо причащать, потому что теряется страх Божий перед Святыми тайнами, поэтому склоняюсь к мысли, что причащать надо раз в месяц, и тогда, когда у прихожанина есть сильнейшая необходимость, когда человек понимает, что ему необходимо причаститься. Я уверен, готовясь к причастию, надо говеть, правило вычитывать, последование, готовить серьезно себя к причастию.
О женщинах в брюках: У нас есть бабушки, которые резко относятся к женщинам, приходящим в храм в брюках, но я их останавливаю, не разрешаю им решать: пускать или не пускать в такой одежде в храм. Если женщина пришла в брюках, пусть стоит в храме, она увидит сама, что надо идти в храм в юбке, одевать платочек, и на вторую - третью службу они приходят, как положено. Да и я, когда они подходят к кресту, просто и тихо прошу, что не надо в храм приходить в брюках и нельзя без платочка. Люди понимают, и приходят в храм уже одетыми, как положено православному человеку. Не надо кидаться на людей, надо мирно и с любовью им объяснять традицию. На любовь люди отвечают любовью. Даже, если женщины пришли в брюках и молятся, зачем же их выгонять из храма? Они никогда не придут больше. Бывает, что люди готовились к исповеди, поговели, но приехали за двадцать километров, в брюках, я их не отстраняю от причастия, но потом все равно один на один объясню им правила, и меня понимают. Я не оставлю женщину перед дверями храма, если она пришла в брюках, не отправлю назад.
О Литургии: Если обратить внимание на то, понимают ли мои прихожане Литургию, то надо сказать, что мои прихожане просвещены в этом вопросе, у нас нет проблем, как я думаю, непонимания Литургии. Они много читают литературы, объясняющей Литургию, и проповеди мои часто посвящены Литургии, ее пониманию, ее значению. Проповеди я подбираю специально к Евангельскому чтению, и по смыслу Таинств, и по Литургии, чтобы мои прихожане лучше понимали богослужение, понимали, участниками какого таинства они являются. Ну, а те, кто приходит раз в год в храм, они не понимают ни смысла, ничего. Пришли и ушли.