Невельское благочиние дружное, сплоченное, отец Петр Нетреба Благочинным здесь с декабря 1995 года. Ответственность на нем лежит за все приходы округа, а надо еще и свой приход содержать в образцовом порядке: протоиерей Петр Нетреба – настоятель Свято-Троицкого храма в Себеже.
1. Отец Петр – человек красивый и мудрый, говорит неспешно, взгляд улыбчивый и проницательный. Родился протоиерей Петр Нетреба на праздник Петра и Павла в 1962 году, в многодетной верующей семье. «Отец воспитывал нас в будничном труде, которым человек и должен приобретать спасение в вечной жизни, - говорит отец Петр. - Этот будничный постоянный труд в меня был заложен, и я не жил в ожидании чудес, которые сейчас ищут в Православии, понимая, что Православие - это ежедневный труд для достижения вечной жизни. Ощущение это отпечаталось, отложилось во мне навсегда, и даже возрастные какие-то колебания, школа, армия не помешали этому, потому что всегда понимал и чувствовал, что человек вечен по своему предназначению. Как эти понятия удалось дать нам моим родителям – не знаю. Собственно, эта мысль, эта уверенность меня и понуждала трудиться ради этого. Ради спасения. Я очень благодарен родителям, которые во мне вырастили такое житейское православное мировоззрение, хотя были очень сложные ситуации, и нас всех очень поддерживал отец. У нас в семье восемь человек детей, каждый учился в каком-то классе, помню, был я в шестом классе, а в школу приехала комиссия, которая собиралась отобрать нас от родителей в интернат, потому что дети воспитываются в Православной вере. Я учился на четыре и пять, у меня было примерное поведение, как и у остальных моих сестер и братьев, но насмешки в школе были постоянными, а учителя всегда указывали на нас, как на темных людей, которые верят в Бога, хотя «уже в космос летали, и Бога там никто не видел». В 1979 году мы из Белгородчины переехали в Печоры, я и знать не знал тогда, что в советской стране есть монастыри, и там живут люди, оставившие мир. Перед армией моим местом работы был Псково-Печерский монастырь, и, когда замполит беседовал со мной, спрашивал, почему в стройбат направили, вроде не судим: «А, - говорит, - ты же из монастыря». Верующих православных отправляли служить в стройбат.
После армии было желание монастырской жизни, мне близок монастырский уклад, может, и не очень я тогда понимал, что в монашестве не столько внешнее делание важно, сколько внутреннее, духовное. В монастыре 11 марта 1984 года меня рукополагал в диакона Митрополит Иоанн (Разумов), а в священника 28 августа 1988 года, тоже рукополагали в монастыре». У отца Петра Нетребы и матушки Марины четверо сыновей. Но это уже другой разговор.
2. В Себеже есть детская колония, колония для малолетних, не достигших совершеннолетия, преступников. Отец Благочинный оборудовал в колонии часовню, есть там престол и иконостас, храм небольшой во имя Преподобного Сергия Радонежского, находится в одной из комнат, но его называют часовней. Организованы в ней утренние и вечерние молитвы, совершаются крещения, когда поступают новые дети, они причащаются или там, или в Троицкий храм приходят. Рядом с Себежем, в поселке Сосновый Бор, была воинская часть, а когда ее расформировали, то организовали еще одну колонию строгого режима (в районе три колонии – прим.). Батюшка совершает и там Богослужения, для чего есть специальная комната, уже заложили фундамент храма св. Георгия Победоносца, завезли лес, есть некоторые трудности, конечно, но, как говорит отец Петр, «есть и желание, и надежда, что мы храм построим. Для осужденных людей - это воплощение их мечты, сейчас двадцать человек стабильно посещают службу, и у этих людей, которые бывают на Литургии, нет замечаний по режиму. Стараюсь настраивать их, если уж встали на путь Православия, то надо быть не только верующим, но и верным Богу».
3. Как вспоминает отец Благочинный начало своего служения на приходе в Себеже: «Заботы перезнакомили меня с Себежем, с людьми. Многое народу было поначалу в диковинку, хотя бы то, что я везде ходил в подряснике: по городу, на рынок, в школу, в колонию… Я же священник, и меня должны отличать от других людей, а заботы церкви сроднили меня с городом. Я здесь прожил восемнадцать лет, и почти сразу, как приехал, почувствовал – это мое, родное.
Благочиние – это, говоря по-мирскому, общественная нагрузка и ответственность. На Пасхальной седмице обычно служу в понедельник в Невеле и Пустошке, во вторник служил в Идрице, в пятницу в Опочке, на престольных праздниках служу в храмах благочиния. Священство нашего благочиния собирается на Всех скорбящих радости (день освящения Троицкого храма) - наш второй праздник после Троицы, а Архиерей приезжает к нам в Себеж на свв. Петра и Павла. О каждом храме Благочиния переживаешь, в них есть частица моей души, а храмы у нас прекрасные, и священство, в основном, достойное, живем дружно, любовь не перестает, Слава Богу!
Когда я начинал, в нашем Благочинии было всего восемь, а сейчас уже двадцать. Какие-то храмы открылись снова, какие-то вновь построены нами в Идрице, Пустошке, Опочке, Усть-Долысцах, Опухликах, деревне Шульги, в поселке Красном, поселке Пищивка, построены часовни. К сожалению, есть у нас проблема - не хватает священников, в частности, храмы в Опухликах и Усть-Долысцах строили миряне, и там нет священников, а окормлять народ нужно, без священника храм не может существовать. Поэтому надо координировать так, чтобы священник смог служить и на своем приходе, и послужил когда-то в этих храмах, по возможности.
Наш Троицкий храм - самый первый храм, который был открыт после советской власти в Псковской епархии. Он освящался 6 ноября 1988 года. До этого я служил в Опочке диаконом почти пять лет, и себежане приезжали в Опочку молиться, попросили, чтобы восстановили Себежский храм Святой Троицы - храм был полуразрушенным. Я был тогда молодой и рьяный, решился им помочь: в 1987 году написал прошение, заявление в райисполком, но нам отказали. Мы обратились в облисполком, и тогдашний уполномоченный по делам религии Н. Юдин так представил вопрос о необходимости открытия храма на областной сессии, что прошение направили в Москву, а Москва утвердила. 27 сентября 1987 году пришел из Москвы указ: зарегистрировать в Себеже храм и обеспечить общину культовым зданием.
Себеж - город приграничный, переходил из рук в руки: то к полякам и литовцам, то к России, и в 1618 году здесь, на Замковой горе, основали поляки свой монастырь и поставили на месте православного храма деревянный костел в 1625 году, который сгорел в 1648 году, а земли стали собственностью польского магната Иеронима Радзивилла. Радзивилл построил костел в камне в 1654 году. В это время Себеж отходит к Московскому государству, и костел с 1654 по 1672 год использовался как православный храм. Рядом с ним был поставлен Православный Собор Рождества Христова, пятикупольный, от него доныне сохранилась колокольня, а Троицкий собор использовался как костел монастырем базилианок, и просуществовал до 30-х годов XX столетия, затем был закрыт. В Троицком храме были общежитие, продовольственный склад, но потом сгорела крыша, и до 1987 года Собор руинировался. В ноябре 1887 года я пришел в райисполком, и мне дали такое задание: «восстановить переданный Церкви костел базилиан до 1 января 1990 года». Ни копейки денег, ни материалов, ни строителей не дали. Поехал к отцу Иоанну Крестьянкину в Псково-Печерский монастырь, попросил его молитвы, он посоветовал, чтобы у нас был хоть какой-то домик, где можно было совершать службу, причащать людей. Купили домик, оборудовали под молитвенный дом, и служили год в нем с 4 ноября на Казанскую, а через год уже освящали наш Троицкий храм: положили потолочные балки, поставили стропила, накрыли жестью, работали днями и ночами, нужно было выносить грунт из храма тачками. Когда мы начали восстанавливать наш Троицкий собор, крыши не было, потолка не было, сохранились фрагменты окон, мы их такими и восстановили, какими они были раньше. Вообще старались восстанавливать все, как было, у нас есть фотографии прежнего храма.
Я хоть и в строительных войсках служил, но стройки до этого не касался, и опыта у меня строительного не было, тем более, по восстановлению храмов, а было мне 26 лет. Деньги, правда, тогда у народа были, и сами прихожане клали на тарелку и 10, и 20 рублей, а лист железа стоил десять рублей, на деньги прихожан можно было в то время строиться, поэтому храм строился только на средства наших прихожан. Когда сюда приезжал Митрополит Владимир (Котляров), сказал: «Ну, тебе десять лет его строить», и он усомнился, правда, приятно усомнился. А в октябре 1989 года я уже просил Владыку назначить день, когда можно храм освятить: стоял престол, иконостас, а позолоту иконостаса мы выполнили позже к 350-летию храма.
Икону Божией Матери Себежская освящал на 350-летие храма наш Владыка Евсевий, освятил ее и колокол. Интересна история этой иконы: как-то услышал я, что есть икона «Себежская», которая находится в Смоленской епархии, деревня Липки, но ее там мы не обнаружили, нам прислали прориси иконы и фотографии с описанием. Есть этой чудотворной иконе служба в Минеях под 27 марта, она известна с 1634 года, почти ровесница храму. Жители, которые защищали Себежскую крепость, были стрельцы, и она им покровительствовала: на полях «Себежской» изображен архидиакон Стефан и Семен Богоприимец. Архидиакон - покровитель стрельцов, и когда Себеж по договору перешел Польше, стрельцы ушли в Опочку, не захотели здесь оставаться, и унесли в Опочку Себежскую икону Божией Матери. Была она поставлена в Преображенском Соборе Опочки, и дважды от нее было знамение: из очес проистекали слезы на первой седмице Великого поста и в июле. В Опочке ее называют Опочецкой, и недавно один благотворитель подарил опочецкому храму новую икону Божией Матери Опочецкая (Себежская), как икону - покровительницу города Опочки, а где сейчас первая икона Себежская (Опочецкая) – ее история теряется. Мы в Себеже теперь специально совершаем ей службу и Крестный ход в ее честь. Любопытно, когда Себеж был пограничным городом – была икона Себежская, теперь он опять пограничный город и к нам вернулась икона: храм возрожден – и икона, написанная по старому списку, у нас в храме. Таможня передала нам и икону Илии Пророка, в розетках алтаря сохранившиеся живописные полотна икон Апостолов.
К юбилею храма мы сделали отопление, пристроили кочегарку, топим храм дровами. Колокола храма у нас отлиты на средства наших людей, прихожан. Первый колокол собирали общими усилиями, он весил 240 килограммов, а к юбилею мы приобрели колокол в 530 килограммов, отливали в Минске и на колоколе сделали надпись «В Дар Богу для храма Святой Троицы» и далее перечислены имена тех людей, которые помогли отлить колокол.
Иногда вспоминается, как все начинали, и понимаешь, что это могло происходить только в молодости, когда не опираешься только на практичность ума. Надо – послали – пошел, а Господь все управляет. Появились люди, стали восстанавливать, но было и много моментов, когда думал, остановлю стройку - и все, денег не было, но вдруг появляется возможность продолжать работы, приходили люди с деньгами и жертвовали.
Начинал и строительство храма в Пустошке, но не строил, а «пробивал» разрешение на его строительство. Помню, наш Владыка говорил мне: «Проезжаю мимо Пустошки, что за пустошь? Ничего нет, и храма нет?» Добивались места для храма, вел подготовительную работу для его строительства, а сейчас стоит в Пустошке храм Преподобного Сергия Радонежского. Затем в Идрице построили храм до крестов, направили туда священника служить, доводить уже до окончания внутренние работы. Построили часовню на источнике Казанской Божией Матери в Себеже, часовню Петра и Павла, Воскресную школу рядом с Троицким храмом построили. А с часовней получилось так: в Москве строился храм Бориса и Глеба, в честь тогдашнего Президента Бориса Ельцина. Произнес я Главе районной администрации Петру Ивановичу Штылуну, не надеясь на успех, вот, мол, Борис Николаевич строит своему покровителю Небесному храм, а, Петр Иванович, почему бы и нам не построить святым Апостолам? В наш Троицкий Собор добираться из города в начале 90-х было трудно, храм на окраине, автобусы тогда почти не ходили, и прихожане не добирались до храма.
Вот у подножия Петровской горы к событию 2000 тысячелетия от Рождества Христова стали строить часовню Апостолам Петру и Павлу. Строили чуть больше года, и сейчас мы там служим чаще, чем в Троицком храме, потому что часовня в центре города, возле базара, людям удобно. В часовне с 10 до 12 часов священник находится в храме, мало ли какая нужда на требы, и служим там вечером в пятницу, утром и вечером в субботу».
Что Вы, отец Петр, переживаете, наблюдая нашу современную жизнь?
Меня больше всего поражает и удивляет реакция нашего государства на то, чем мы живем. Наша молодежь, к большой печали, разлагается через телевидение, рекламу потребительских отношений, низменных потребностей - это нам навязывается целенаправленно, разрушая личность человека. Если нашим правителям дана власть от Бога, пусть человек этого не осознает, но имеющие власть должны ответить за народ. И если губятся миллионы людских душ, я не знаю, как власть будет отвечать за это перед Богом. Надо сейчас заниматься, прежде всего, с молодежью, чтобы в школах постепенно звучало слово Божие. Нельзя рассчитывать на то, что если священник один раз появился в классе - все стали другими, но звучать оно должно, чтобы человек мог слышать слово Божие и привыкать к нему, чтобы оно входило в его жизнь. Даже картошка растет три месяца, так и семя, которое посеет священник в детских душах, взойдет, пусть не сразу, но взойдет. Как тот блудный сын - человек уйдет в страну далече от родного дома, но потом вспомнит, что есть отец родной, есть Православная вера, есть живые корни, на которых рос – и вернется. Если человек не получит этого в школе, он не будет знать к чему обратиться, на что опираться в этой жизни. Когда я встречаюсь с людьми, от которых что-то зависит, всегда говорю: необходимо посещение священника в колонии, в школе. У нас в нескольких классах преподаются Основы Православной культуры, к нам в храм ходят учителя, и они говорят, что на эти занятия не хватает времени, школа очень загружена всевозможными предметами.
В Себеже с прошлого года появилась семья, которая проповедует, сектанты. Пришел их представитель на репетицию хора ветеранов и говорит: «К нам приехали люди из Англии, четыре человека и они хотят устроить вам праздничный стол». Тут я вспомнил одну историю: новому русскому бесы предлагают все, чего он хочет: дачу – пожалуйста, квартиру – пожалуйста, машину – тоже. Тот спрашивает у лукавого, а что взамен хотите? Отвечает: Да маленький пустячок – душу твою. И вот прихожанка моя, спрашивает, как быть с этими людьми, англичанами, что им сказать?
Говорю ей, Вы задайте вопрос, что принесла западная культура русскому народу? Принесла один хаос, негатив. Если вы, верующие люди, и проповедуете Христа, и у вас в Англии нет для вас духовной работы? Или вы считаете, что у вас там нормально? Но нам такого не надо, что у вас там сейчас есть. Если же вы приехали сюда и считаете, что там не нормально, так занимайтесь собственным народом, проповедуйте своим людям.
Отец Благочинный, вот «священник должен», «школа должна» возвращать нас блудных, а что должны родители своим детям, скажите, батюшка?
Иной раз я понимаю родителей наших детей и думаю, что они пережили, на чем они воспитывались? И понимаю, что им трудно перестроить себя, поменять свои ценности, но человек в душе уже осознает, что есть Истина. Мне приятно было услышать, когда мы колядовали, прославляли Христа в эти Рождественские празднования, одни люди попросили у меня Православный календарь, чтобы знать, когда посты и не посты. Сказали, что хотят и сами поститься и знать, когда начинаются посты, чтобы завозить в магазин нужную продукцию. Оказывается, для магазина сейчас посты ощутимы, люди постятся, особенно в Великий пост, многие постятся и покупают меньше продуктов питания: мяса, молока и т.д. Значит, начинают уже переосмысливать свою жизнь, но еще боятся, что скажут другие о том, когда они пойдут в храм. Особенно начальство стесняется зайти в церковь, но для этого нужно иметь веру и быть сильными духом, чтобы войти принародно в церковь. Я уже прошу, вы хоть дома молитесь утром и вечером, молитва ведь изменяет человека, хотя скажу, что человек - разумное существо и должен сопоставлять, чему его учат сейчас, и чему учили раньше. Зная теперь о Боге и религии, мы должны понимать, что атеизм строился на насмешках и издевательствах над Православной церковью, вспомните, что тогда говорили? А в Православной вере есть много свидетельств тому, что есть Творец - Основоположник всему. Каждый человек может это на себе испытать, и это доступно: перекреститься, приложиться к святыням, принять святой воды, просфоры и убедиться, какая помощь приходит. Можно для себя проверить, чтобы понять и сказать себе «да». Но одним разумом к вере не придешь, нужна и благодать Божия, которая касается человека и рождается через молитву. Поэтому и говорю, если соблюдаете пост - хорошо, а если по пять минут утром и вечером помолитесь, это будет внутренне наставлять, и не столько от ума, сколько от сердца будет исходить. Когда человек перед иконой искренне помолится – это путь к Богу. Никто тебя не видит, никто тебя не знает, встань, помолись у себя в комнате, постой минуту перед иконой, просто постой, успокойся, три минуты помолись словами молитвы и минуту своими словам. Десять минут своей жизни человек может посвятить Богу, но как изменят его сознание и его жизнь эти пять минут каждодневной молитвы. Когда человек сердцем почувствует Бога - не нужны никакие другие доказательства».
Богослужения в Себеже в храмах Святой Троицы и свв. Петра и Павла совершаются в пятницу вечером, субботу утром и вечером, в воскресенье утром. В основном, служат в часовне свв. Петра и Павла, которая больше похожа на храм, она около базара в центре города. В Троицком храме, который располагается на Замковой горе, служат в воскресение и праздничные дни. На Святом источнике в Себеже совершаются летом водосвятные молебны. Протоиерей Петр Нетреба с клириками служат Акафисты иконам Всецарица, Неопалимая купина. На празднование Казанской иконе Божией Матери совершаются Крестные ходы от Троицкого храма до источника. На Изнесение Честных древ Животворящего Креста духовенство с прихожанами совершает Крестный ход через весь город.
В Себеже 6 тысяч населения. Прихожан человек 60 на воскресной Литургии, в праздничные дни до ста бывает на Богослужении. За эти годы, может, около трех тысяч человек отец Петр покрестил, а в первые годы крестили по 30-40 человек в один день, еще в домике молитвенном крестили, жарко было, выносили на Замковую гору купель и крестили на улице, ныне - в зимние месяцы одно – два крещение, в летние 3 – 5 человек. После Пасхи было два венчания. Если по статистике, то умирают три человека, рождается один. В храм ходят дети постоянных прихожан, рядом Воскресная школа, где учатся около двадцати человек, батюшка паломничает со своими учениками, недавно были в Печерском монастыре. Отец Роман, клирик Троицкого храма, сам был когда-то учеником Воскресной школы, пономарил. Отец Михаил Петров в Пищивке служит под Опочкой, тоже прихожанин Троицкого Собора, отец Виталий Николаев - родом отсюда и здесь начинал ходить в храм, а теперь настоятель храма в Идрице – все они выросли на глазах отца Петра и стали священниками не без его молитвы. Себежский район – родина себежского новомученика, прославленного нашей Церковью среди семи псковских святых новомучеников - священника Афанасия Киселева из села Прихабы. Батюшка рассказал, когда посещали дом престарелых в Сосновом Бору, один пожилой человек перед исповедью рассказал отцу Петру, что жил в Прихабах и знал отца Афанасия, как очень доброго и ласкового священника, который угощал его конфеткой, а в те годы это был большой подарок. В 1937 году священника расстреляли. Во врем войны прихожане приходили на место разрушенного храма, молились, просили Господа о помощи, и, говорят, видели облик отца Афанасия в сиянии.