Поиск самоопределения Псковской земли в системе современной России, попытка нахождения и определения единого туристского бренда Псковщины подтолкнули исследователей псковского исторического наследия дать аргументированный ответ каким же должно быть лицо нашей области. А исследовательская работа подчас приводит к совершенно неожиданным результатам, когда вдруг явственно начинают раскрываться тайны прошлых веков.
Когда мы слушали рассказ Тамары Шулаковой, известного псковского искусствоведа, то, поначалу сами отнеслись к ее словам, как к очередному современному пересказу псковской истории. Но постепенно слова Тамары Васильевны увлекали все больше. Известные факты древней псковской истории начали складываться в стройную версию возможного хода исторических событий, как будто из маленьких деталей заполнялось мозаичное полотно совершенно незнакомого содержания.
Знакомый незнакомый Псков
В запасниках исторического наследия веков имеется реконструкция некоторых уголков Пскова, которые были таковыми в 14 столетии, когда еще и Троицкий собор не был похож на ныне существующий. Не сохранилось и замечательное сооружение - вечевая колокольница, которая стояла тогда на Персях - (на южной стене, окружающей Кром). На этой реконструкции можно увидеть и огромное количество храмов Довмонтова города, о которых ныне напоминают лишь частично реконструированные фундаменты. Не только многие гости Пскова, но и большая часть псковичей, можно быть уверенным, не знают что же это за сооружения из бутового камня, стоящие по всему периметру Довмонтова города. К сожалению, несколько лет назад со стелы у входа, охотники за цветными металлами увели пластину, на которой можно было увидеть хоть какое-то объяснение сего явления. Иностранцы же, которым экскурсовод подробно расскажет, о фундаментах бывших храмов, нередко задаются другим вопросом: "А что, при строительстве храмов в Пскове не хватало земли, если на территории в полтора гектара псковичами были построены 18-20 храмов? Зачем такая плотность застройки?" Действительно, зачем? Ведь земли хватало, и инженерные сети ничего не стоили, чтобы экономить на их прокладке…
Больше такой застройки, где была бы некая прослойка из храмов между центральным собором и остальным городом, нет нигде в мире. Ни в одном русском городе нет такого количества храмов прямо перед кремлем. Почему они это строили? Ведь средневековые псковичи никогда не делали ничего зря, за всеми действиями был определенный смысл. Попытаемся разгадать эту тайну. И начнем мы с попытки понять, что же несут за собой слова "Псков - Дом Святой Троицы". Надо сразу оговориться, что гипотеза, которую излагает Тамара Шулакова, опирается на исследовательские материалы и мнения двух крупнейших ученых: Геннадия Мокеева и знаменитого Николая Воронина. Известно, что несколько современных российских ученых поддерживают эту теорию, некоторые специалисты относятся к ней весьма настороженно.
Псковский Троицкий собор пережил на том месте, где стоит, четыре перестройки. Первый вариант собора, как известно, был построен по воле княгини Ольги в середине 10 века из дерева. О том соборе у нас сведения легендарные и их мало. Второй вариант собора в 12 веке был построен по указу псковского князя Всеволода-Гавриила. В том варианте собора, безусловно, отразились новгородские черты, потому что князь прибыл в Псков из Новгорода (да и собственной арх. традиции у Пскова еще не было, - естественно видеть здесь новгородскую). Как только псковичи добились независимости от Новгорода в 1348 году, тут же явился повод (обрушились своды собора Всеволода-Гавриила). А главная причина - была осознана настоятельная необходимость поставить в честь обретенной независимости новый храм: в летописи сказано, что в 1365 году Троицкий собор начал возводить мастер Кирилл.
Троицкий собор мастера Кирилла был пирамидальным по композиции. А знак пирамиды во всех культурах и во все времена, по мнению Тамары Шулаковой, читается одинаково: и для египтян, и для нас, несмотря на разность веры, - это знак восхождения к Богу и нисхождение Бога к человеку. Задача пирамидальной композиции воссоздать Божескую сень и защиту. И если присмотреться к менее масштабным храмам, построенным уже после Троицкого собора, мы можем увидеть ту же пирамидальность, осененность. И уже сразу же становится понятным, как в художественной композиции псковских храмов задана идея Пскова. В этой композиции привлекает взор и особенное покрытие - скаты, которые составляют кровлю. По мнению ученых, Троицкий собор того времени был перекрыт на 32 ската. Это совершенно уникальное явление… Ни в одной архитектурной школе: ни в Полоцкой, ни в Смоленской, ни в Новгородской, ни в Московской нет такого количества скатов - Троицкий собор был уникальным в 14 веке. Псковичи, получившие свободу от Новгорода, ни от какого князя независимые создали свой стиль, ставший эталоном псковской культуры.
Первое же с чем они столкнулись: не было строительного материала. В Москве был белый камень, из него и строили, и во Владимире также были большие запасы камня. Но еще при возведении Снетогорского собора в 1310 году псковичи обратились к местной плите. Запасов доломитового известняка в Пскове всегда было много, но он ломается, непрочен, так что из него, казалось бы, не то что построить, но его и обтесать-то нельзя для красивого вида. Но что делают хитроумные псковичи, толкаемые необходимостью… Придумывают раствор для скрепления плитняка. Теперь, спустя сотни лет, приятно посмотреть на древние стены. По старой стене видно, что она так смешалась с раствором, что непонятно, где камень, а где раствор… При хорошей кровле и обмазке эти стены действительно стали вечными. Скромный камень псковичи превратили в благородный и целиком сложили из него свой главный собор - они нашли свой материал, нашли стиль Пскова, который уже тогда придал городу единое лицо. С тех пор псковские памятники едины, а Псков - это ансамбль, в который с большим трудом можно вставить какое-нибудь сооружение, не нарушив при этом гармонии города.
Каким был Троицкий собор мастера Кирилла в 1365 году? По изысканиям ученых, очевидно, что он был гораздо ниже сегодняшнего и был соразмерным городу. Псков ведь никогда не был грандиозным, хотя и был во времена вечевой республики столичным городом. Но столичность заключается вовсе не в размерах. (Нынешний Троицкий собор больше отвечает амбициям Московской Руси 17 века). Троицкий собор мастера Кирилла скобари обожали, многократно изображали его, он содержал в себе почти все черты той архитектуры, которую позже назовут "псковской".
На Вечевую площадь от собора выходили Сени, тоже уникальное строение, таких пристроек больше нигде не зафиксировано. В Сенях стоял ларь, а в нем хранился Псковский государственный архив, в котором держали все псковские документы. Примечательно, что все воплощения Троицкого собора в Пскове, в том числе и нынешнего, поставленного в 1699 году, строились на одном и том же фундаменте, вполне возможно, именно от этого и родилось псковское выражение: "стоим на том и стоять будем".
А какое разнообразное завершение глав собора 14 века… Это отсюда идут ниточки к лучшему собору в России, по мнению некоторых специалистов, воплощающего нашу ультранациональность и русскую ментальность - к собору Василия Блаженного на Красной площади, построенного псковскими мастерами. Барма и Постник построили собор в 16 веке, когда Русское государство уже было единым и все лучшее, что было наработано в Пскове, "зашифровали" в соборе и подарили великой русской столице - Москве.
Псковский Кремль - секретная военная база
Главным в системе пяти городских колец средневекового Пскова был, конечно, сакральный центр, состоящий из Кремля и Довмонтова города. В Кремле 14 века не было ничего из застройки, кроме Троицы и вечевых сооружений, и можно сказать, что Троица - главный символ, а все остальное перед ней "предстоит", как сказали бы древние псковичи.
Надо обратить внимание, что только скобари могли поселить князя за пределами святого города. Хотя и в хорошей центральной части, рядом с древним торгом в красивых княжьих хоромах… Такого княжеского размещения на Руси, да и в Европе тоже, не практиковалось. Псковский князь городу служил, в соответствии с народным представлением о том, что власть должна служить людям. Оба сакральных города для псковичей носили исключительные символический и знаковый смысл и князь там жить, по представлениям псковичей, не мог.
Неужели все пространство Кремля, особенно в самой тайной его части - за Троицким собором с севера было свободно от застройки? Конечно, нет. Из реконструкции, сделанной на основании исследований археологов, можно представить наличие в той части Крома деревянных сараев, покрытых кровлей на два ската, стоявших рядами и явно предназначенных для хранения чего-то. Скорее всего, эти строения были общегородскими закромами. С помощью специалистов удалось выяснить, что псковичи держали в этих двухэтажных клетях не только продуктовые запасы и дорогие меха… Археологи обнаружили в том месте множество металлических пластин высококлассной ковки. Примерно триста воинов можно было собрать в случае срочной необходимости в стенах Кремля в течение получаса - это большая воинская сила для средних веков. А значит, Кром в Пскове был арсеналом, воинской базой, как сказали бы современные военные специалисты. Об этом мало кто догадывался. Об этом мало знали даже среди тех, кто занимался историей Пскова. Вот так умели псковичи хранить тайны. Поэтому Псков практически невозможно было взять приступом, учитывая оперативное снаряжение войска и прекрасную крепостную защиту.
К тому же в Пскове действовал суровый закон: если в Кремле обнаруживали того, кто не мог внятно объяснить, что он там делал, если у человека не было разрешения от воеводы, то такого человека казнили без суда и следствия. И это, вероятно, правильно, иначе все псковские военные секреты могли стать достоянием врага. Эта тайна самая закрытая тема в Пскове, и мы знаем о ней меньше всего.
Довмонтов город - большое "белое" пятно
Какой же архитектурный символ зашифровали древние псковские архитекторы и строители? Подавляющее господство святой Троицы: животное находится лишь в подножии духовного. Без животных чувств человеку тоже никак, но они должны знать свое место - человеком должен править дух. И до сих пор, всякий, кто подходит к Пскову, прежде всего, видит самую главную ценность - Троицкий собор. На вечевой площади Крома, по подсчетам археологов выделялись шесть сегментов - по числу городских концов. В Пскове тогда было шесть микрорайонов, и каждый имел свое представительство на Вече. Пожилые люди здесь сидели, а молодые стояли за ними - все очень четко выстраивались перед вечевой степенью - перед трибуной. Взойти на нее и высказаться могли все: и князья, и посадники, и любой пскович. Начинал Вече священник. Он произносил молитву за живых псковичей, а потом за тех, кто уже ушел в другой мир. Люди на Вече были лицом обращены к Троице, позади них стояли храмы Довмонтова города с небольшими захоронениями возле них, а, значит, сила лучших, достойнейших псковичей была с живыми. Очень трудно солгать, когда смотришь на Святую Троицу, а позади тебя славные могилы предков!
В Довмонтовом городе по реконструкции Мокеева располагалось много церквей, сейчас тяжело представить, как они все помещались на небольшом участке земли... После 1945 года Усилиями лучших ленинградских, московских и псковских археологов удалось начать раскопки. Они длились сорок лет. В результате сегодня мы имеем вывод археологов: на этом участке земли в 1, 5 га земли в разные периоды псковской истории стояли до 20 храмов. Во времена независимости Пскова в 14-15 веках и в начале 16 века здесь было не менее 18 храмов. Они располагались под разными углами друг к другу, между ними проходили дорожки и были устроены небольшие кладбища, где хоронили только тех, кто особо послужил Пскову, кто воевал за его независимость - то были особые мемориальные захоронения героев.
Что может означать южная стена Крома, огородившая первый город и называемая "перси"? На ней была выстроена вечевая колокольница, специально для собирания псковичей на Вече. Она имела шатровый вид - такую форму кровли псковичи разработали гораздо раньше, чем ее начали применять в московских землях. На ней было семь колоколов: шесть для каждого городского конца и один общий для сбора всего города. Колокольница имела важное значение: была выше башен крепости и ниже Троицкого собора, подтверждая тем самым, суть Пскова: сначала Святая Троица, затем Вече, вечевая власть. И не случайно сегодня существуют заключения, что Псковская вечевая республика была наиболее справедливой формой правления государством, истинная форма демократии. Конечно, и тогда хватало конфликтов. Но если демократия где-то в мире и была, так это в Афинах в 5 веке до нашей эры и в Пскове в 14-15 веках нашей эры. То была народная, подлинно демократическая власть.
Сколько же было храмов в Довмонтовом городе? 6 храмов на каждый городской конец и 12 храмов, представлявших всю псковскую землю. Коренные псковичи тогда не разделяли понятий "Псков" и "Псковская земля"… Псков и его земли - это единое целое, одно понятие - "Псков". Все районы, города, поселения, крепости - это все Дом Святой Троицы. Поэтому каждый из двенадцати основных пригородов-крепостей Пскова имели в Довмонтовом городе свой храм: Воронич, Опочка, Порхов и т.д. Каждый житель псковских земель был желанен в Пскове и не чувствовал себя, в нем провинциалом, который приехал в столицу, как происходило позднее. Довмонтов город - это единое представительство перед Святой Троицей за всю Псковскую землю.
К сожалению, храмы Довмонтова города так и не восстанавливаются, хотя они действительно явление необычайное во всей истории русских земель. К тому же, в храмах Довмонтова города и Рождественской батареи, как принято называть часть храмов в правой части Довмонтова города, были найдено 150 метров первоклассной живописи 14 века, которые "уехали" в Эрмитаж и теперь находятся в запасниках великого музея. Мы же до сих пор не думаем серьезно, как вернуть на родину хотя бы часть из них. Но для этого надо доказать Эрмитажу, что мы действительно хотим определить достойное место для хранения и показа фресок, наконец, реально создать Музей Фрески в Пскове. Это редчайшие фрески 14 века - времени, которое остается самым таинственным и непознанным временем, как в Европе, так и в России. Ведь в это время на всей территории Руси еще царило татаро-монгольское иго, и только на Пскове и Новгороде его не было. Здесь шла жизнь по своим законам и правилам, укреплялись формы управления республикой, быстро развивалась своеобразная псковская культура и традиции, строилось невероятное число храмов, которые расписывались десятками артелей художников. Именно на Псковщине, к тому времени, возникли мощнейшие духовные центры всей Северо-западной Руси - монастыри, в которых сформировались уникальные школы лето- и иконописания, в которых в буквальном смысле формировались и русская философская мысль (вспомните старца Филофея). Хотя история не терпит сослагательного наклонения, невозможно не признать, что весь ход "колеса времени" должен был уготовить Псковской земле несколько иную, более значимую роль, если бы мы, по словам А.С. Пушкина не были столь "ленивы и нелюбопытны " к собственной истории и культуре.
Мастер и его сокровище
До строительства Троицкого собора, в начале 14 века в Пскове существовало совсем немного каменных храмов. Но потом - каждый год возводили по несколько. После мастера Кирилла Псков получил большое количество умелых опытных артелей, которые застраивают весь Псков. Довмонтов город тоже становится каменным, хотя до этого, в 13 веке при князе Довмонте, он был деревянным. Василий Дмитриевич Белецкий, почетный гражданин Пскова, возглавлявший раскопки в Довмонтовом городе, был убежден в том, что в Пскове во второй половине 14 века сложилась архитектурная и живописные школы, в которых отразилось все своеобразие псковской ментальности. И произошло это, отчасти, благодаря мастеру Кириллу. Сложилась оригинальная псковская традиция в оформлении храмов, которую до сих пор узнают даже не специалисты при первом взгляде на строение. Как правило, 3 апсиды и 4 столпа и самое простое завершение храмов: уже не 32, а 8 скатов. Это самая простая кровля, но в ней сохранялось пирамидальное стремление вверх. Главы, как правило, луковичной формы, напоминающей свечу. Этот символ очень нравится и дорог псковичам, они его без конца повторяют в разных пропорциях. У псковских храмов компактный объем, обязательны пристройки и звонница. Таков псковский стиль. Но при этом нет ни одного храма буквально похожего друг на друга.
В Довмонтовом городе был возведен известный храм Кирилла с гребли. Он сохранен до наших дней на уровне фундамента и в таком виде законсервирован. Это второй фундамент от входа в нынешний Довмонтов город, как раз напротив прапора, висящего на стене. Тамара Шулакова считает, что каждый пскович за свою жизнь должен зайти на это место и поклониться мастеру, который сделал Псков таким, каким мы его знаем. Существует история, которая была известна В.Д. Белецкому и Г.Я. Мокееву. Во время проведения раскопок в этом храме Кирилла с гребли было найдено единственное захоронение… Из летописи известно, что через некоторое время после строительства Троицкого собора "…церковь во имя святого Кирилла разреши поставить мастеру", т.е. - псковичи давали разрешение мастеру поставить храм во имя своего святого. Это указывает на экстраординарные заслуги зодчего перед жителями Пскова. Известный ученый, Н.Н. Воронин предположил, что псковичи почтили память Кирилла за создание Троицкого собора, разрешив поставить в Довмонтовом городе храм. Слава мастера Кирилла в архитектуре была равна славе Андрея Рублева в живописи. Через некоторое время имя Кирилла исчезает из псковских летописей, Псков продолжают строить уже его ученики. По предположению ученых, Кирилла, после его кончины, захоронили именно в этом храме. Таким образом, мы нашли автора грандиозного Троицкого собора. И это имя тоже непременно должно дополнить сегодняшнее лицо псковский земли, тот самый искомый "бренд". Мастера, создавшего незабываемый облик Пскова, надо помнить!
Псков - Дом Бога на земле
Какова же была зашифрованная мысль мастера Кирилла, помимо того, что он нашел и облек в форму оригинальный псковский стиль, воплотив его в Троицком соборе? Мастер стал искать смысл слов "Дом Святой Троицы". Между прочим, на Руси до 14 века не было ни одного Троицкого собора, кроме псковского, который назвала так еще княгиня Ольга. В Новгороде был построен храм во имя премудрости Божией - Софии, в Киеве - во имя Богородицы, во Владимире и Москве - главные храмы во имя Успения Богородицы. И не было более ни одного храма, который был бы посвящен всей полноте Божьего имени - только в Пскове был таковой. И мастер Кирилл дерзнул этот факт осмыслить. "У Бога есть дом на небе - Обитель небесная. А сделать бы в Пскове обитель Бога на земле", - вероятно, подумал Кирилл. Это стало бы единственном местом во всей Руси, где был бы земной Дом Бога. Эта идея и есть главная. Как же понять каков Дом Бога на небе? В "Откровении" Иоанна Богослова, любимого ученика Христа, которому действительно были открыты глубины веры, о Доме Бога на небе сказано примерно следующее: в этом граде Сидящий в Вышине, перед ним горят семь светильников и сидят 24 старца в белых одеждах с золотыми главами - это Судьи.
По мнению Тамары Шулаковой и сторонников этой концепции псковского градостроения, мастер Кирилл поставил Престол собора Святой Троицы, (окружив его шестью предельными храмами), выше всего и всех, а шесть соборов в Довмонтовом городе вместе с Престолом Святой Троицы - это и есть 7 светильников. Считаем храмы, которые были поставлены в Довмонтовом городе: 6 соборных храмов на каждый городской конец, 12 пригородных храмов. Итого, 18 и 7, сосчитанных нами в Троицком соборе. Получается - 25. То есть: 24 старца и один Сидящий в Вышине. Так мастер Кирилл представил всю тайную богословскую символику Святой Троицы. Он зашифровал в архитектуре эту идею Пскова, ясную посвященным, - единственного в мире города, который может называться Домом Святой Троицы - Домом Бога на земле. Именно поэтому Псков издревле делился на две сакральных, священных части города. Кремль и Довмонтов город неизменно служат этой идее. Она прежде, чем мастер воплотил ее в камне, была, конечно, обсуждена и утверждена на Вече, и только тогда Кирилл взялся за работу. После окончания сего грандиозного труда псковичи разрешили мастеру Кириллу возвести во имя своего святого церковь, где ему суждено было позднее упокоиться с великой честью…
О замысле Кирилла кто-то и тогда мог подумать: "дерзость великая… Примет ли это Господь?". Но идея была архиважна для псковичей, - потому что, если Бог ее принимает, то Псков будет навсегда защищен от любого врага и от любой, самой сильной армии, до того момента, пока сам не отпадет от Бога. Сама псковская история поддерживает эту гипотезу: Псков - единственный пограничный город из всех русских и западных городов, который, стоя практически на границе, ни разу за всю свою вольную, самостоятельную историю не был взят врагом, ни разу за многочисленные осады не был побежден. Такого случая в истории больше нет. Не доказательство ли это тому, что Бог взял Псков под свое покровительство?
- Попробуйте посмотреть на Псков сверху, например, с колокольни Троицкого собора, советует Тамара Шулакова, - он сказочно прекрасен. И, по всей видимости, идея мастера Кирилла Богу понравилась… И если враги после этого шли на Псков, то на что они покушались? На Дом самого Бога. И никогда им этот город было не взять. Какие еще бренды нам надо искать?
Действительно, сегодня нельзя, показывая туристам Троицкий Собор просто говорить о том, что это памятник истории и архитектуры 17 века… Как видим, история у Кремля, у Троицкого собора более глубокая и уникальная. Это большое счастье, что нам за минувшие годы удалось сохранить сияние белоснежных стен города, удалось сохранить древнюю градостроительную структуру Пскова, когда главные улицы, как в старину, сходятся прямиком к Довмонтову городу и Кремлю. Пока еще не все потеряно. Но что будет дальше? Новая застройка уже дерзостно - опасно приближается к великой святыне, а память наша все слабее… Если мы не можем создать ничего достойного гениальной древности, то - для собственного блага - подумаем, как ее узнать, изучить, понять, сохранить и представить гостям города и многочисленным туристам.
И. А. Докучаев.