Церковь Кирилла 1374 г. в Пскове (По материалам археологических раскопок) -

Церковь Кирилла 1374 г. в Пскове (По материалам археологических раскопок)

Опубликовано 22 декабря 2014 г.

В 1959-1961 гг. археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа под руководством Г.П. Гроздилова продолжая исследования Довмонтова города в Пскове, раскрыла остатки трех каменных храмов. Руины двух построек (№ 1 и 3) были расположены на берегу древнего рва-гребли, отделявшей эту часть города от кремля (рис.1).

Храм № 1 уже не раз обращал на себя внимание исследователей. Изображений на плане Пскова 1740 г., как и все церкви, учтенные этим планом, без наименования, он определялся в литературе древнейшим каменным зданием города – церковью Дмитрия Солунского (XII в.). Анализируя собранные раскопками материалы, Г.П. Гроздилов не счел возможным поддержать существовавшую точку зрения по поводу атрибуции этого храма. Он ограничился указанием на наиболее близкую аналогию ему, которую усматривал в церкви Михаила Архангела, сооруженную псковичами в 1339 г. Второй храм, помеченный в экспедиционных документах № 3 (рис. 2), открыт впервые. Это была небольшая черырехстолпная постройка с тремя неглубокими полуциркульными апсидами, с фасадами, расчленными на три части неширокими лопатками. Размеры церкви – 12,0х9,7 м, толщина стен – 0,9х1,2 м, ширина лопаток – 0,7-1,0 м, они выступали из плоскости стен на 0,2х0,25 м. Церковь имела два входа – западный и южный. Ширина западного входа 1,0 м; следом входа в южной стене проследить не удалось, на его существование указывали остатки крыльца, раскрытые у средней части стены. Подкупольные столбы в храме, по-видимому, были квадратные (1,4х1,4 м). Обычного для псковских построек фундамента из валунов церковь не имела. Ее стены из тесаных плит известняка были сложены непосредственно на материковой скале. У юго-западного столба в храме находилась высеченная в скале могильная яма с мужским захоронением. 

Постройка, краткое описание остатков которой мы привели, на плане 1740 г. не обозначена. Автор раскопок датировал ее XIV столетием и так же, как и храм № 1, оставил безымянной. Он считал преждевременным атрибутировать раскопанные памятники, оставляя эту работу до полного обследования южного берега гребли. К тому же Г.П. Гроздиловым было отмечено несоответствие известного по письменным источникам количества церквей, стоящих над греблей, с их числом, открывшимся в результате раскопок.

Как известно, Псковские летописи и другие письменные свидетельства содержат многочисленные сообщения о сооружении и существовании каменных и деревянных построек на территории Довмонтова города. Однако сведений от том, где, в каком месте размещались упоминаемые ими здания, источники, как правило, не дают. Исключение составляют несколько построек; среди их два храма, местоположение которых летописи связывают с берегом древнего рва. Упоминание об одном из них помещено в Псковской второй летописи под 1417 г., где летописец рассказывает: «Того же лъта попови новкупнии собравшеся биша чолом Пскову и оуостроиша третий собор оу святого Николы над Греблею».

О топографии другого храма наиболее полные сведения содержатся в Псковской третьей летописи в рассказе, помещенном под 1373 г.: «На другое лъто (1374 г., - В.Б.) сам мастер Кириллъ поставил церковь въ свое имя святый Кюрил у Смердиа моста над Греблейю».

Публикуя раскопанные постройки Г.П Гроздилов писал в 1961 г.: «К настоящему времени стало известным положение трех храмов, стоявших на Гребле, из которых два (основания храмов № 1 и № 3) обнаружены раскопками, а руины третьего храма находятся на берегу Гребли под засыпью петровского бастиона у Темных ворот. Храм же Кирилла, что у Смердьего моста, является по счету четвертым, сооруженным на краю Гребли, но еще не раскопан». Автор раскопок считал, что на берегу древнего рва были возведены не две, известные по летописям постройки, а четыре, одну из которых – церковь Кирилла еще предстоит найти. Он предполагал, что храм этот, не обнаруженный раскопками, находится к Западу от раскрытых памятников и его остатки еще прикрыты позднейшими отложениями. Такой же точки зрения в свое время придерживалась и С.А. Тараканова, обнаружившая в 1945 г. в заполнении гребли, у Смердьей башни, сброшенные туда куски фресок и обломки голосников.

В последующие годы исследованиями на территории Довмонтова города выявлены новые материалы, позволяющие вернуться к раскованным постройкам. Мы остановимся на храме № 3 (рис. 3,4), некоторые материалы для атрибуции которого мы как будто бы имеем.

В 1962 г. экспедиция заложила два поисковых шурфа общей площадью около 50 м2 к западу от раскопанных остатков церквей (см. рис. 1). На вскрытых участках был прослежен южный берег гребли. Следов древнего храма шурфами обнаружить не удалось. В 1966, а затем в 1969 г. в этой части Довмонтова города были предприняты раскопки на площади немногим более 200 м2. Однако на раскрытой территории также никаких остатков каменной или какой другой постройки не встречено. В восточной части раскопа были лишь обнаружены остатки древней дороги, ведущей к Смердьему мосту, а также развалы ботовой кладки южной опоры самого моста. Дорога к мосту спускалась, образуя так называемый взвоз. Она была замощена мелкими обломками известняковой плиты. Предмостная часть дороги, по-видимому, была покрыта деревом, от которого сохранились слой угля и золы, покрывавший полотно дороги, да ограничивавшее дорогу, отесанное на четыре грани бревно, углубленное со стороны проезжей части.

Если теперь сопоставить площадь любого из раскрытых в Довмонтове городе храмов с еще не раскопанной территорией, прилегающей к «гребле у Смердьего моста», то станет очевидной невозможность разместить на ней даже самую маленькую из построек. Все изложенное позволяет утверждать, что остатки одной из церквей, раскрытых Г.П. Гроздиловым в 1959-1961 гг., а именно храм № 3, оказавшийся ближайшим к Смердьему мосту на берегу гребли, отвечают летописному известию о метаположении той самой церкви, которую спроектировал и создал крупнейший архитектор Пскова XIV в. «мастер церковный Кирилъ». Именно ему исследователи приписывают строительство Троицкого собора в Псковском кремле взамен пришедшего в ветхость одноименного храма XII столетия.

Ю.П.Спегальский, занимаясь историей псковского зодчества, рассматривал церковь Кирилла как «корпоративную постройку псковских каменщиков, предоставивших своему лучшему мастеру поставить храм «в свое имя» в ознаменование его заслуг». С обнаружением остатков подлинного храма приписываемое ему значение, как нам представляется, пропадает полностью. Маленькая по размерам, лишенная притворов, просуществовавшая короткое время, эта церковь не могла отвечать требованиям корпоративной постройки. Подтверждением тому может служить и отсутствие вокруг храма относящихся к нему захоронений, наличие большого количества которых говорило бы о связи церкви со значительным коллективом людей. Исходя из сказанного, атрибутированная постройка должна рассматриваться по-видимому, только как остатки маленькой личной церкви, созданной известным псковским мастером XIV в. В обнаруженном в храме мужском погребении, датируемом сопровождавшей его бронзовой застежкой XIV в., мы полагаем, следует признать последний приют знаменитого зодчего.

В.Д.Белецкий
 

Источник: Культура средневековой Руси. 1974. С. 103-107.

Примечание:

1. Н.Ф. Окулич-Казарин. Новые данные по топографии и истории Пскова. Тр. Псков. археол. общ., вып. II, 1902 г., № 86; Ф. Ушаков. План города Пскова и описание к нему. Спб., 1901, № 8; С.А. Тараканова. Раскопки в Пскове, КСИИМК, XVII, 1947, с. 136-138. – Подлинный храм Дмитрия Солунского был раскрыт нами в 1965-1966 гг. (СА, 1971, № 2, с. 272-278).
2. Г.П. Гроздилов. К вопросу о топографии древнего Пскова. Археол. сборник Гос. Эрмитажа, № 6, 1964, с. 149.
3. Г.П. Гроздилов. К вопросу о топографии древнего Пскова. Археол. сборник Гос. Эрмитажа, № 6, 1964, с. 150.
4. ПЛ, т. II, М., 1955, с.36.
5. ПЛ, т. II, М., 1955, с.105.
6. Г.П. Гроздилов. К вопросу о топографии древнего Пскова. Археол. сборник Гос. Эрмитажа, № 6, 1964, с. 150-151.
7. С.А. Тараканова. Раскопки в Пскове, с.137-138.
8. В.Д. Белецкий. Отчет о раскопках Псковской археологической экспедиции за 1969 год. Отчет хранится в Архиве ИА АН СССР.
9. ПЛ, с. 28.
10. Н.Н. Воронин. Зодчество Пскова. В кн.: История русского искусства. Т. II. М., 1954, с. 318.
11. Ю.П. Спегальский. Псков. Л.-М., 1963, с. 32.
12. Рассматриваемая церковь не изображена на иконе XVII в. из часовни Владычного креста (икона хранится в собрании Псковского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника), ее не учитывает отписка 1663 г. псковского воеводы Петра Апраксина (Сборник Московского архива Министерства юстиции, т. VI, М., 1914, с. 222). Таким образом, в XVII в. церковь уже не существовала.

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.