Псковский Кремль -

Псковский Кремль

Опубликовано 17 декабря 2014 г. Псковский Кремль

Псков - старинный русский город на северо-западе России - известен тем, что был вплоть до XVIII в. крепостью, защищавшей границы русского государства, и крупным торговым городом, создавшим собственные школы зодчества и иконописи. Ранняя летописная история Пскова начинается с русской древнейшей летописи "Повести временных лет", составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Под 903 г. мы читаем, "что Игорь вырос и собирал дань после Олега и слушались его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу". По легенде юная псковитянка Ольга перевезла на своём челне через р. Великую князя Игоря. Пораженный ее красотой и мудростью, он, когда подошло время жениться, послал за ней сватов и увез псковитянку в Киев. Судьба и время определили княгине Ольге быть во многом первой, видимо не зря родилась она на земле, которая сотни лет первой принимала удары врагов. Она стала первой женщиной, управлявшей обширным Киевским государством после смерти мужа; она крестилась в Византии, в Константинополе, приняв в крещении имя Елена, и стала первой христианкой в княжеском роду; первой стала вводить христианство на Руси и строить храмы, а ее внук князь Владимир крестил Русь в 988 г. Деяния княгини Ольги были на столько известны и значимы для всей Руси, что за заслуги свои она была причислена к лику святых и наречена православной церковью Святой Равноапостольной Благоверной княгиней Ольгой Российской. День ее смерти 24 июля (11 июля по ст. ст.) стал днем её памяти. Княгиня Ольга вот уже тысячу лет особенно почитается в Пскове. 

Почему же Псков зовётся Ольгиным градом и Домом Святой Троицы? Почему именно псковичи так чтили и чтят святую Ольгу? Ответ прост. Для псковичей княгиня - основательница города, по повелению которой был построен первый храм по имя Святой Троицы. Святая Ольга и Святая Троица стали небесными покровителями и защитниками нашего города.

Поэтический рассказ "Сказания о княгине Ольге" гласит, что, стоя на левом берегу реки Великой, она увидела три ослепительных луча на месте Троицкого собора и предрекла строительство храма, стоящего вечно и незыблемо, и великого города, который будет славен и богат. Троицкий собор стал символом Пскова. В бой псковичи шли с девизом "Постоим за Святую Троицу" и крепко стояли за Дом Святой Троицы, свой Псков и все русские земли. На месте, где Ольга молилась, она поставила дубовый крест, который позже псковичи перенесли в Троицкий собор, а здесь возводили часовни в честь Великой княгини. В 60-х годах XX в. была варварски уничтожена часовня XIX в. Более четверти века памятное место никак не было отмечено, и люди стали забывать о своих святынях. В 1991 году при Псковском музее было воссоздано существовавшее до революции общество святой княгини Ольги. В том же году члены общества установили на месте разрушенной часовни железный кованый крест-копию Ольгинского креста, хранящегося в Троицком соборе. Свидетельством возрождения древних традиций является строительство новой Ольгинской часовни, освященной в 2000 году, и крестный ход, совершаемый от православных храмов в Пскове в Кремль на торжественный молебен 24 июля, посвященный святой покровительнице города.

Интерес к древней истории Пскова возник уже в средние века. "А о Пскове городе из летописей неизвестно, кем был создан и какими людьми, известно только, что уже существовал этот город в то время, когда приехал князь Рюрик с братьями от варягов к словенам княжить", - писал псковский летописец в XVI в. под сводами Псково-Печерского монастыря, подчеркивая древность и известность Пскова в далекие времена Рюрика. На вопрос, кто и когда построил Псков, ответили ученые-археологи в XX в. Археологические раскопки рассказали, что поселение на высоком скалистом мысу при слиянии рек Великой и Псковы основали западнофинские племена в середине 1 тыс. н.э. Площадка была просторной и ровной, удобной для строительства, реки служили естественной преградой для врагов, в них было полно рыбы, а кроме того водный путь был самым удобным способом передвижения среди густых лесов. В VI-VII вв. на северо-запад пришли славяне-кривичи и поселились здесь же. Поселок начинает быстро развиваться, границы его расширяются, и в Х в. Псков превращается в город с разноэтничным населением, которое занималось ремеслом и торговлей. Место основания Пскова - Кремль (по- псковски Кром, т.к. расположен на краю, кромке мыса), стало местом, где жили князь, княжеские дружинники, бояре. Это был детинец древнего Пскова, укрепленный земляным валом и деревянной стеной. По мнению некоторых учёных, уже в Х в. могла быть сооружена древнейшая каменная стена. За пределами стен находился посад, где жили горожане. Кром становится административным, политическим и духовным центром быстро растущего города, название которого по одной из версий произошло от финского слова "смолистая вода", созвучного названию Псков.

В XIV-XV вв. в Кремле хранились запасы оружия, и продовольствия на случай военных действий у стен города, находились склады боярских семей, городская казна и архив. Территория охранялась сторожевыми "кромскими псами" и здесь действовал суровый закон Псковской судной грамоты - "кромскому тати живота не дати".

Псковский кремль расположен и сейчас в самом центре современного города, сохраняя свое значение исторического центра. В Кремле сконцентрирована история Пскова от Х до ХХ вв., которая является неотъемлемой частью общерусской истории. Когда в ХII в. Киевская Русь распалась на отдельные княжества, Псковская земля вошла в состав Новгородской республики. В исторической литературе долго бытовала точка зрения, что Псков был одним из пригородов Новгорода. Современные историки доказали, что отношения между Псковом и Новгородом были отношениями городов-братьев, где Псков был младшим. Псковичи принимали участие в жизни Новгородской республики, участвовали в сборе дани, военных походах, псковичей вызывали на службу. В то же время у Пскова был сой князь, сове вече и псковичи постоянно проявляли самостоятельность, которая полностью была достигнута в к. ХIII в., а в н. XIV в. появилось название Псковской республики – «Господин Псков». Псков был основан на окраинных русских землях, поэтому пограничное положение Пскова и Псковской земли привело одновременно к тесным контактам с соседними государствами и к необходимости постоянно быть в боевой готовности. Протяженность границ с Ливонией у Русского государства была около 500 км, и почти вся она приходилась на Псковские земли. 

Здесь решался вопрос о независимости Русского государства, и псковичи не раз подтверждали свое мужество и стойкость. Много раз историки подсчитывали количество осад и сражений у стен города, постоянно путаясь в цифрах, но, несомненно, одно – сражений было больше сотни за пять веков. Месяцы и годы военных действий чередовались с миром. Впрочем, статус города-крепости не мешал Пскову быть известным перевалочным пунктом в торговле с Западной Европой. Река Великая и Псковско-Чудское озеро, куда она впадает в 18 км к северу от города, - начало псковского водного торгового пути. И сухопутные дороги на Запад тоже проходили через Псков. На протяжении веков в городе непрерывно существовал Немецкий двор, и Псков торговал с Ганзейским союзом, в который входили немецкие и ливонские города, такие как Рига, Ревель (Таллинн), Нарва, Дерпт (Тарту) и др. Собственную мотету псковичи начали чеканить уже в 1424 г. На лицевой стороне псковских серебряных монет было изображение князя Довмонта, покровителя Пскова с псковской святыней-мечом в руке. На обороте монет была надпись «денга псковская» или изображение барса, который был гербом республики. С XIV века начинается сближение Пскова с Московским государством, ставшим объединителем русских земель. Князь Дмитрий Донской возглавил союз русских княжеств, выступивших против монголо-татар. Русские войска одержали победу на Куликовом поле в 1380 году. Псковские полки вместе с князем Андреем Ольгердовичем пришли на Куликово поле, несмотря на то, что псковские земли не были порабощены ордой. Псковичи еще раз подтвердили свою миссию защитников русских земель. В 1510 году Псков вошел в состав единого Русского государства, продолжая оставаться самой западной землей. В XVI в. на Руси было всего 4 денежных двора: в Пскове, Новгороде, Москве, Твери. И хотя на псковских монетах теперь был изображен всадник с копьем и надпись «Государь всея Руси», на обороте осталась надпись «денга псковская».

Псков играл такую же важную роль в транзитной торговле, как и прежде. Кроме того, через него, как и через Смоленск и Новгород, шла дипломатическая почта. Расцвет торговли привел к всплеску строительства каменных купеческих зданий в Пскове. В самых знаменитых из них Поганкиных палатах уже размещается Псковский музей. В ходе Северной войны Россия получила выход в Балтийское море, границы отодвинулись от Пскова, город утратил торговое и военное значение. Пожар и моровое поветрие 1710 г. ускорили переход Пскова на положение тихого губернского города со славным прошлым. Рассказ о памятниках Кремля – это рассказ о Пскове и псковичах, их обычаях и занятиях, культуре, политических и военных событиях с древнейших времен до наших дней. 

Часовня Святой Равноапостольной Благоверной княгини Ольги Российской. В 1994 году, в связи с 1025-летием памяти княгини Ольги, Ольгинское общество объявило конкурс на лучший проект часовни на прежнем ее месте, на левом берегу реки Великой. Из четырех проектов, представленных на выставке, жюри выбрало работу псковского архитектора А.А.Красильникова. 24 июля 2000 года часовня была освящена.

Памятный крест по образцу деревянного Ольгинского креста из Троицкого собора установлен и освящен 24 июля 1991 года членами воссозданного в том же году Псковского общества святой Ольги Российской на месте Ольгинской часовни ХIХ века, которая была разрушена в 60-е годы ХХ века. Крест был выкован псковскими кузнецами и подарен городу кооперативом «Реставратор».

Псковский Кремль (Кром) – место первого поселения на высоком мысу при слиянии рек Псковы и Великой в середине первого тысячелетия нашей эры. В дальнейшем горд рос за чет застройки междуречья и освоения территорий, расположенных на противоположных берегах рек. Исторически, культурный и духовный центр Пскова.

Ольгинская набережная находится на Завеличье, т.е. за Великой. Так называется в Пскове левый берег реки, и впервые это название встречается в летописи в 1323 г. На Завеличье никогда не было укреплений, что не мешало строить здесь жилые дома, монастыри и храмы со второй половины ХI в. По решению веча в 1417 г. была замощена часть важной для псковичей Изборской улицы, которая начиналась от «паромяни» (плавучего моста) и переходила в дорогу на запад. Здесь была построена в 1443 г. первая деревянная церковь Успения Богородицы с Пароменья. В летописи указывается: «совершена бысть церковь на Завеличьи Успения Богородицы, т.к. весной загорелся двор попа Якова, огонь перекинулся на колокола, и у одного колокола отломились уши. Но церковь не пострадала. В 1578 г. на службе в храме присутствовал царь Иван Грозный, ему понравилась икона Смоленской Богоматери, для которой он подарил богато украшенную панагию (нагрудную иконку). Современный облик церковь получила в конце XVII века, т.к. неоднократно перестраивалась. Глава храма увенчана крестом с сидящим на нем голубем, символом Святого Духа. Барабан украшает орнамент, характерный для всех псковских древних храмов, бегунец и поребрик. Величественная пятипролетная звонница типична для псковской церковной архитектуры и построена, вероятно, в XV веке. По мнению Ю.П.Спегальского, архитектора-реставратора, известного исследователя псковской архитектуры, первоначальное покрытие колокольни было заменено в конце XVII или XVIII века.

Первый постоянный мост через реку Великую был построен псковичами только в 1911 году. Арочный железный мост назвали Ольгинским, в советское время он носил название моста Красной, а затем Советской Армии. В 1970 году был построен новый мост, которому в 90-х годах вернули прежнее название – Ольгинский мост. 

Икона «Видение старца Дорофея». Третья четверть XVIII века. Псковский музей-заповедник. До революции икона находилась в торговых радах возле лавки купа Жиглевича, поэтому часто ее называют «иконой Жаглевича».

В основе сюжета «Сказание о видении старца Дорофея», рассказывающего о чудесном явлении Богородицы и святых кузнецу Дорофею, старцу Покровского монастыря, во время осады Пскова в 1581 г. многотысячными войсками польского короля Стефана Батория. Богородица повелела передать воеводам псковским и игумену Псково-Печерского монастыря принести из монастыря икону Успения Богородицы, и молиться перед ней, и просить защиты у Господа. Сказав это, Богородица стала невидима. Решающий штурм города 8 сентября 1581 года не принес Баторию успеха. Главный удар неприятельского войска был направлен на Покровскую и Свинузскую башни. Был «великий гром от множества обоего войска, и от пушечного звука и от ружейных выстрелов, и от воинского крика», - сообщает автор «Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков». После неудачного штурма войско неприятеля перешло к осаде, которая длилась шесть месяцев. Город был хорошо подготовлен к обороне, в конце XV – начале XVI веков деревянная стена последней, пятой линии обороны заменяется на каменную, строятся новые башни и ворота. Возглавили оборону псковский наместник В.Ф. Скопин-Шуйский и главный воевода И.П.Шуйский. Только 4 февраля 1582 г. отряды поляков отошли от Пскова. Оборона Псковской крепости имела огромное значение для исхода всей Ливонской войны. Россия не получила выхода к Балтийскому морю, но закончила войну без территориальных уступок Речи Посполитой. Огромное историческое и нравственное значение для России событий 1581-1582 годов подчеркнул историк А.И.Карамзин в «Истории Государства Российского», который писал: «Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории». На иконе, кроме изображения чудесных событий явления Богородицы, иконописец передает полный план города с изображением храмов, стен, башен, что не имеет аналогий в иконописи. 

Вечевая площадь находилась к югу от Троицкого собора. Сейчас она скрыта позднейшими наслоениями культурного слоя и находится на несколько метров ниже современного уровня поверхности. Сюда спешили псковичи по зову вечевого колокола, который висел на звоннице, стоящей на персях. В вечевом собрании участвовали те, кто имел двор в Пскове – бояре, купцы, ремесленники. Они представляли концы, самоуправляющиеся районы города, которые имели равные права на вече. В каждом конце также было свое вече, связанное с двумя пригородами Пскова, т.е. крепостями, защищающими подступы к Пскову со всех сторон. Из Пскова туда назначались посадники, посылались наместники псковского князя. Прежде чем вынести вопрос на вече, его рассматривала Господа - совет именитых горожан. Голосование выражалось криком. Князь и посадники во время веча стояли на вечевой степени, помосте, с которого недовольные псковичи могли столкнуть неугодного представителя власти, так случилось, например, в 1463 году, когда "сопхнули" со степени и изгнали из города князя Владимира Андреевича. На вече решались главные вопросы жизни Псковского государства: о войне, мире, призвании князя, выборах посадников, налогах, крупных строительных работах. В 1397 году на вече приняли Псковскую Судную грамоту, свод законов, по которому жила республика. При археологических раскопках были найдены остатки деревянного замощения вечевой площади, а в 1979 году у колокольни было открыто основание вечевой степени, сложенное, как и все псковские постройки, из местного известняка. Последний раз вечевой колокол зазвонил 13 января 1510 года, собирая псковичей на вечевой площади. Царский дьяк Третьяк Долматов объявил волю Великого князя Василия III: "Чтоб у вас вечья не было, да и колокол вы вечевой сняли..." Плача, псковичи сняли вечевой колокол, отрубили "уши", побили кнутом и сослали на подворье Снетогорского монастыря, откуда колокол увезли в Москву. Так закончился период Псковской вечевой республики, и началась история Пскова в составе русского государства Московской Руси.

Троицкий кафедральный собор. Конец XVII в. Первый деревянный храм на этом месте был по преданию построен княгиней Ольгой в Х веке. Первый каменный храм святой Троицы был заложен псковским князем Всеволодом Гавриилом в конце 30-х годов XII века. В этом храме молился Александр Невский, здесь его встречали псковичи после Ледового побоища в 1242 г. В этом храме принял крещение князь Довмонт-Тимофей. Второй каменный храм возведен в 1363 году мастером Кириллом. В 1473 году в Троицком соборе встречали византийскую принцессу Софью Палеолог, будущую супругу Ивана III, когда она ехала из Константинополя в Москву. Собор служил усыпальницей псковских князей. Здесь шла основная работа по собиранию летописного, материала, что являлось государственным делом.

Ныне существующий собор построен в 1682-1699 годах. Материалом для строительства послужила хорошо обработанная местная известняковая плита, главный строительный материал Пскова. В облике храма нашли отражение черты московского архитектурного стиля XVII века, т.к. он построен по чертежам московских зодчих. Одновременно собору присущи строгость и простота древнего псковского зодчества. Архитектурное решение по-псковски сдержанно: белёные стены с яркими пятнами изразцов в нижнем ярусе храма. Композиция представляет традиционный псковский тип с двумя приделами, галереей и крыльцом "на отлете". Собор вытянут с запада на восток, крыша четырехскатная. Пять глав собора несколько смещены к востоку. Расположенный на высоком Кромском мысу, 78-й метровый собор виден на расстоянии нескольких десятков километров от города. До конца XVI века Псков и Новгород имели общего епископа. В 1589 году в Пскове была учреждена своя епископская кафедра и собор стал кафедральным. С XVIII века в подцерковье храма хоронили псковских архиереев. Среди псковских архиереев был Феофан Прокопович - сподвижник Петра I и вице-президент Святейшего синода. С 1816 по 1822 год псковским архиереем был Евгений Болховитинов, будущий киевский митрополит и автор "Истории княжества Псковского ".

Святая Троица была символом Псковской земли. Во времена Псковской вечевой республики рядом с собором находились сени - постройка, где хранился ларь с государственной казной и архивом Пскова. В 1938 году в Троицком соборе был открыт антирелигиозный музей. В 1941 году Русская православная миссия открыла собор для проведения богослужений. В послевоенное время храм вновь стал центром духовной жизни Пскова.

Купола Троицкого собора. Высоко в небе сияет центральный золотой купол храма - символ Святой Троицы. Площадь купола 300 квадратных метров, на его золочение во второй половине XX иска израсходовано 1 килограмм 310 граммов сусального золота. Четыре пониженные главы символизируют святых евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна.

Поясок из керамических изразцов нижнего яруса Троицкого собора. Мотивы орнамента «василёк», «розетка», характерны для изразцов Пскова XVII. Из псковской глины делались печные изразцы, черепица, киоты, для икон, знаменитые керамиды - надгробные плиты Псково-Печерского монастыря. Изразцы Троицкого собора были открыты во время ремонта фасада в конце 60-х годов, и современные мастера дополнили поясок точными копиями.

Памятная доска с образами святых учителей Кирила и Мефодия выполнена и подарена городу скульптором Клыковым В.М. Открыта и освящена 24 мая 1999 года в дни славянской письменности и культуры России.

Братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский богослужебные книги, чем способствовали развитию русской книжности и культуры.

Интерьер Троицкого собора. Храм трёхнефный, шестистолпный. Центральный и два западных барабана храма световые, два восточных - глухие. На западной стене храма находятся хоры. Современный интерьер Троицкого собора формировался с конца XVII века. Этим же временем датируются иконы на пилонах храма: "Богоматерь на Престоле", "Константин и Елена", "Сошествие в ад" и другие. Пространство четверика подчеркивается великолепным семиярусным иконостасом.

С левой стороны, между колоннами, находится деревянная рака, украшенная металлическими накладками, в которой покоятся мощи святых псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, блаженного Николая Саллоса и Иоасафа Снетогорского, настоятеля Снетогорского монастыря, убитого ливонскими рыцарями в 1299 году.

Ранее гробницы находились в южном придельном храме собора.

Икона святого праведного Николая Псковского Саллоса (в переводе с греческого "саллос"- юродивый) находится на северной стене храма Святой Троицы. Датируется ХVIII веком. Он удостоился памяти потомков за обличение жестокости царя Ивана IV Грозного. Поэтическую версию событий дает "Житие святого Николая Саллоса". После разгрома Новгорода 18 февраля 1570 г. Иван Грозный въехал в Псков. В страхе ожидали своей участи псковичи. Шла вторая неделя поста. Звонили колокола псковских храмов. По приказу псковского воеводы князя Юрия Токмакова, обнажив головы, стоя на коленях в снегу, встречали псковичи государя.

По преданию, блаженный Николай подъехал к царю на деревянной палочке и, протянув ему кусок хлеба, сказал: "Иванушко, Иванушко, отведай хлеба соли, а не христианской крови!"

Иван приказал схватить юродивого, но произошло чудо - Николай стал невидим. Когда Иван пришёл в келью к юродивому, на столе стояло блюдо с сырым мясом, которое блаженный предложил ему отведать. "Я христианин и не ем мяса в пост", - ответил царь.

"Ты пьешь кровь человеческую", - сказал Николай. Устыдился этих слов Иван Грозный и не тронул Псков. Умер Николай Саллос 28 февраля 1576 года и был погребен под соборным храмом, где хоронили псковских князей. В этот день совершается служба общая для всех юродивых, но Блаженному Николаю Саллосу поется отдельный кондак: "Ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людям похвала и утверждение".

Икона Святого Благоверного князя Всеволода-Гавриила. XVII век. В 1137 г. псковичи пригласили на княжение в Псков князя Всеволода-Гавриила, изгнанного из Новгорода. Князь стал символом независимости Пскова. В 1547 г. Русская Православная церковь канонизировала Всеволода-Гавриила. Он был прославлен как доблестный воин, как строитель Троицкого храма и человек, претерпевший несправедливую обиду от новгородцев.

При гробнице князя хранился двуручный меч западной работы XV века с девизом на серебряном перекрестье: "Чести моей никому не отдам", написанном на латыни. Кожаные ножны украшены серебряными накладками. Вероятно, в XV веке им заменили подлинный клинок. Из летописей известно, что царь Иван Грозный в 1570 году "удивлялся" мечу князя. Меч в начале XX века был передан в Псковский музей.

Чудотворная икона Чирской Божьей Матери (XVI век) - одна из главных святынь Пскова. Находится в местном ряду иконостаса, справа от Царских врат. Впервые икона упоминается в 1420 году в связи с чудесным знамением от иконы Богоматери, которая находилась в то время в селе Чирская в 25 километрах к югу от Пскова. В конце XVI века икона уже была перенесена в Троицкий собор.

По преданию крест, установленный на месте чудесного видения княгини Ольги, был перенесен псковичами в Троицкий храм и хранился там до городского пожара 1609 года, уничтожившего интерьер храма и многие его реликвии. В 1623 году при царе Михаиле Федоровиче взамен сгоревшего креста был выполнен дубовый крест, украшенный серебряной басмой. Сейчас этот крест установлен слева от Царских врат Троицкого храма.

Икона «Богородица Псково-Покровская». Конец XVI века. Храмовая икона церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома в Пскове была создана, как и икона Жиглевича, на основе «Сказания о видении старца Дорофея». На иконе изображены святые: благоверные князья Владимир (Василии) Киевский, Всеволод (Гавриил) и Довмонт (Тимофей) Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, псковские святые преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий, молящие Богородицу о заступничестве. Икона «Богородица Псково-Покровская», первая и самая древняя икона на данный сюжет, была написана, именно для Покровского монастыря в Пскове вскоре после событий Ливонской войны 1558-1583 годов.

В 1944 году икона вместе с другими сокровищами Пскова была вывезена в Германию. В 1970 году стало известно о её местонахождении в частном собрании в Германии. В то время попытки возвращения в Россию иконы были сделаны известным искусствоведом С. В. Ямщиковым, но, к сожалению, тогда икона не вернулась в Псков. В начале 90-х годов вопросом поиска и возврата святыни занимались Министерство культуры России и Псковский музей.

Во время визита президента В. В. Путина в Германию 16 июня 2000 года немецкое правительство официально заявило о возвращении её в действующий храм Пскова, а 31 августа 2000 года посол ФРГ передал икону патриарху Алексию II.

Его Высокопреосвященство Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий лично доставил псковскую святыню в Троицкий собор 7 сентября 2001 года.

На правом, ближнем к иконостасу пилоне Троицкого храма, находится одна из особо чтимых икон Пскова - Троица Ветхозаветная с Деяниями (конец XVI- начало XVII века). Возможно, этот образ находился в иконостасе прежнего собора и являлся храмовой иконой, то есть иконой праздника Троицы, во имя которого освящен храм. Средник иконы "Троица или Гостеприимство Авраама" основан на тексте Ветхого Завета о посещении праведника Авраама Господом в образе трех ангелов, принесших престарелым Аврааму и Сарре благую весть о скором рождении у них младенца. Христианская традиция видит в этом явлении первое раскрытие тайны троичности Бога. Три ангела сидят за столом, на котором в чаше находится телец - символ жертвенной миссии Христа. Трапеза ангелов - смысловой центр иконы, символизирует Евхаристию (причастие). Действие происходит на фоне палат Авраамовых, символизирующих Божественное познание и созидание. Дуб - древо жизни. Гора - "восхищение" Духа. В клеймах, небольших иконах, обрамляющих средник, представлены события Ветхозаветной истории: сотворение мира, человека, рождение греха, изгнание Адама и Евы из Рая и другие сюжеты. Все Три Лица Троицы Единосущной и Нераздельной - Бог Отец, Бог сын, Бог Дух Святой участвуют в сотворении и бытии мира. Через ветхозаветные прообразы раскрывается и утверждается Троичность Бога.

Икона, в целом, выполнена в традициях псковской школы иконописи с её знаменитым трехцветием: преобладанием зелёных, красных и коричневых тонов. В написании ликов уже чувствуется влияние иконописной манеры, присущей московским мастерам начала XVII века. В XIX веке средник иконы закрывал серебряный позолоченный оклад, украшенный жемчугом и драгоценными камнями.

Резное деревянное золочёное обрамление иконы выполнено в XVII веке в технике высокой горельефной резьбы одновременно с иконостасом.

Икона Святой Равноапостольной княгини Ольги, копия росписи художника М. В. Нестерова во Владимирском соборе в Киеве. Выполнена наместником Псково-Печерского монастыря, архимандритом Алипием (Вороновым В. Н.) в 50-60-е годы XX века. Иконы, написанные архимандритом Алипием, можно увидеть в Псково-Печерском Свято-Успенском мужском монастыре под надвратным храмом во имя преподобного Корнилия.

Икона «Троица Ветхозаветная» выполнена в древней технике мозаики в 1942 году. Работа по её созданию началась в августе 1941 года, когда в Пскове по инициативе митрополита Сергия, главы Прибалтийского экзархата, была организована Псковская православная миссия. На средства художника Е.Е. Климова и по его эскизу. Икона была создана для великих ворот Кремля, но была сразу установлена в соборе.

Семиярусный деревянный, резной, золоченый иконостас Троицкого собора - один из самых грандиозных иконостасов XVII-XVIII веков, сохранившихся до наших дней, удивляет своей мощью и декоративным убранством. Высота иконостаса с распятием, завершающем его, 42 метра. Расположение ярусов (рядов, чинов) иконостаса Троицкого храма характерно для русского иконостаса, традиционный облик которого сложился уже к началу XV века и имел на то время пять рядов.

Нижний ряд иконостаса носит название «местного чина», здесь находятся чудотворные и храмовые иконы. Второй ряд иконостаса "праздничный", на иконах - изображение событий Нового Завета «двунадесятых праздников», которые особенно торжественно отмечаются Православной Церковью. Третий ряд "Деисус", что означает моление. Центральный образ Деисусного чина - сидящий на престоле Христос, по сторонам от него Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы, святители, апостолы, преподобные, мученики, молящие Христа о спасении рода человеческого. Четвертый ярус иконостаca- пророческий чин с образами ветхозаветных пророков, возвестивших грядущее Рождение Христа. Пятый ярус праотеческий ряд. Праотцы - это ветхозаветные патриархи, жившие по заповедям и законам Божиим. Среди них Адам, Ной, Авраам и другие.

Два верхних ряда - 6-й и 7-й – дополнили иконостас в XVIII веке. Это Страсти Христовы и предстоящие перед Распятием Жены Мироносицы с Иоанном и сотником Лонгином. Завершается иконостас Распятием. Живописный стиль икон нижних пяти ярусов, стремящийся к «живоподобию», зародился в среде царских "изографов" (иконописцев), возглавляемых Симоном Ушаков и утвердился к концу XVII века.

Живопись 2-х верхних рядов характерна для уже укоренившегося в русском изобразительном искусстве светского направления. Основу "иконы нового типа" в русском искусстве заложили художники начала XVIII века, учившиеся у иностранцев в России или за границей. Многоплановое построение пространства в иконах второй половины XVII века, усиливающаяся объёмность фигур, роскошные одежды требовали иного обрамления икон. Появляются иконостасы, украшенные пышной позолоченной горельефной резьбой.

Освоение нового вида фигурной резьбы произошло на Руси не без участия белорусских и украинских мастеров и, скорее всего, они работали над созданием иконостаса Троицкого кафедрального собора в конце XVII века.

В нижнем ряду иконостаса 14 колонок со сквозной горельефной резьбой с орнаментом в виде свободно вьющейся виноградной дозы, бутонами, цветами и плодами отделяют иконы местного чина одну от другой. Такие же колонки обрамляют центральные образы третьего, четвертого и пятого рядов.

Консоли второго яруса, их тоже 14, украшает тот же мотив виноградной лозы с пышными кистями винограда. Украшение 3-го, 4-го и 5-го рядов - 36 изящных витых колонок, фигурная резьба иконостаса, покрытая позолотой, кажется вылитой, или вычеканенной из драгоценного металла. Резьба двух последних ярусов (середина XVIII века) имеет признаки уже иного стиля. Здесь чувствуется больший, по сравнению с нижними ярусами, отрыв от традиций древнерусского иконостаса. В целом же иконостас можно отнести к стилю барокко.

Фрагмент позолоченной резной колонки иконостаса в виде свободно вьющейся виноградной лозы. Резьба, в которой выполнен иконостас, получила название флемской, от голландского слова "fleme"- пламя. Высокий рельеф, продольные и поперечные углубления на карнизах иконостаса, игра света и тени, при колеблющемся пламени свечей создавшей иллюзию пламенеющих язычков живого огня.

Распятие, завершающее иконостас, пришло на смену иконе Спасителя по решению Собора 1640 года. У ног Христа череп Адама, как символ человека ветхозаветного, уходящего. На голове Христа терновый венец, символ страданий. Справа и слева от фигуры распятого Христа изображались Богоматерь, Иоанн Богослов, иногда плачущие Жены Мироносицы, сотник Лонгин и другие святые. Резьба выполнена в XVIII веке.

Центральным образом пятого, праотеческого ряда иконостаса является икона "Отечество". На престоле Бог Отец Саваоф, на коленях у него Сын Божий Иисус Христос, в сфере - голубь, символ Духа Святого. Эта иконография возникла как отклик на еретические движения, подвергающие критике учение о Троице. В иконографии "Отечества" со всей наглядностью проявилось учение о Троице.

В центре местного ряда иконостаса находятся Царские врата, расположенные напротив престола в алтаре, которым резчики уделили наибольшее внимание, поскольку они являются смысловым и декоративным центром иконостаса. Врата называются Царскими потому, что через них во время Божественной Литургии невидимо исходит в Святых Дарах Причастия Царь Иисус Христос. «Иконостас есть граница между миром, видимым и невидимым» - пишет священник Павел Флоренский. Иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что делается в храме. Царские врата выполнены в технике высокой ажурной рельефной резьбы. Виноградная лоза, разрезные листья гроздья винограда, причудливо переплетаясь, образуют сложный и в то же время чёткий орнамент. На вратах и медальонах украшенных "корунами", образы евангелистов Марка, Матфея, Иоанна, Луки. На двух центральных - образы Архангела Гавриила и Богоматери, символизирующие Благовещение. Иконы Царских врат написаны в XX веке. Над Царскими вратами в овальном медальоне размещено изображение Тайной Вечери, последней трапезы Христа с учениками, как символ начала и основания Христовой Церкви с её самым главным таинством – Евхаристией (причастием). Изнутри Царских врат привешивается завеса, которую открывают в определенные моменты богослужений. Открытие завесы символизирует открытие людям тайны спасения. Открытие Царских врат – открытие христианам Царствия Небесного. Слева от Царских врат находится икона с образом Пресвятой Богородицы с Младенцем, сидящей на престоле. Справа икона с образом Иисуса Христа с Книгою Судеб в руке.

Храмовая икона «Троица». Находится справа от Царских врат иконостаса. Написана в XVII веке в характерной для мастеров Московской Оружейной палаты манере, с их стремлением к телесному, осязаемому, что видно в светотеневой моделировке ликов, использовании линейной перспективы, реального пейзажа. Вместе с тем, сохранён тип традиционной иконографической схемы.

Деисус – центральная икона третьего, главного ряда иконостаса. Христос в архиерейском облачении изображён с Евангелием в руке. Обращённые к Христу Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил выступают посредниками между Богом и людьми, молят Христа о прощении человеческих грехов. Древние Деисусы – оглавные, поясные, оплечные, в XVII веке появляется Деисус с фигурами во весь рост.

На южной стене Троицкого храма в деревянном киоте с резными изображениями Ангела, Орла, Тельца, Льва – символами святых евангелистов Матфея, Луки, Иоанна, Марка – находится образ Псковской Божьей Матери, написанный в XVIII веке. До 1848 года икона находилась в церкви Богоявления с Запсковья. Во время эпидемии холеры икона явилась псковскому купцу А. Барзову, который перенёс её в Троицкий собор и украсил ризой.

Подкупольное пространство Троицкого кафедрального собора освящают три световых барабана – два малых западных и большой центральный. В XIX веке своды храма и верхняя часть стен были расписаны клеевыми красками. Купола храма – символ небесного свода, расписаны звёздами и облаками. На парусах храма, где традиционно изображались евангелисты в силу архитектурных особенностей здания, написаны херувимы. 

Придельный храм во имя иконы Казанской Божьей Матери. Древнейшая икона Казанской Божьей Матери была, по преданию, написана в Казани в 1579 году. В 1612 году икона находилась в стане князя Пожарского. С ее чудесным заступничеством связывают освобождение Москвы от польско-литовских интервентов 22 октября 1612 года. С этого времени икона Казанской Божьей Матери считается заступницей Руси. 

Северный придельный храм во имя Святого Благоверного князя Александра, который в честь победы над шведами в 1240 году на реке Неве вошел в историю под именем Невский. Князь разгромил Ливонский орден на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года и спас русские земли от порабощения. После победы в Северной воне Петр Великий торжественно перенес мощи Александра Невского в Петербург в Александро-Невскую лавру.

Колокольня Троицкого собора стоит на кругом склоне правого берега реки Псковы. По мнению некоторых исследователей древнего Пскова, возможно, на этом месте когда-то стояла одна из древних башен "костер на Радчине исходе" или "костер против Лубянского всхода". Костер - древнерусское слово, обозначающее башню. Первоначальная Троицкая колокольня находилась на Персях южной приступной стене Крома и имела, видимо, типичный для Пскова вид "звонницы". В 1526 году при укреплении Персей ее поставили деревянной "на старом месте". Позднее колокольню заменили на каменную, и она просуществовала до конца XVII века. Изображение шатровой колокольни на персях сохранилось на плане Псковской крепости 1694 года. Изображение колокольни, встроенной в восточную стену кремля, впервые появляется на "Плане псковских укреплений" 1706 года. Нижний объем квадратной в плане колокольни сложен из грубо обтёсанной плиты и возводился, по-видимому, одновременно с Троицким собором в конце XVI – начале XVIII веков. В XVIII веке на башне находились часы немецкой работы, утраченные к середине XIX века. Завершается колокольня ярусом арочных пролетов для колокольных звонов, декоративным ярусом для башенных часов и высоким шпилем с крестом постройки начала XIX века. Существующий часовой механизм - немецкой работы 1884 года. Верхний ярус колокольни стал использоваться для звона только в конце XIX века. Сюда перевесили большой соборный колокол в 1557 году. Колокольня, построенная псковскими мастерами, сочетает в себе черты псковской гражданской и крепостной архитектуры и напоминает боевую башню для защиты сердца города.

На колокольне собора все 7 колоколов древние, они отлиты псковскими мастерами в XVI веке. О самом раннем из них известно, что это работа псковских мастеров Тимофея Ондреева Котельникова и Микулы Овда 1526 года. На протяжении XVI века псковские колокольники лили колокола для Пскова, Псковской земли и для крупнейших русских монастырей, например таких, как Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри.

Колокол 1557 года украшен характерным для псковских литейщиков, так называемым, звериным орнаментом в виде вьющегося стебля, в завитки которого мастерски вписаны рельефные изображения зверей и птиц, часто фантастических: льва, оленя, грифона, двуглавого орла, крылатого рогатого чудовища, козла, зверя с передней поднятой лапой и широко раскрытой пастью, барса, птицы с петушиным хвостом и многих других.

Дом причта. Здание построено архитектором Ф. Уткиным в 1843 году. Позже на этой территории был разбит соборный сад, который существовал до середины ХХ века. Здание находится в ведении Псковской епархии. Здесь размещаются иконописная, реставрационная и швейная мастерские, детская воскресная школа, выставочный зал.

Дом причта. Здание построено архитектором Ф. Уткиным в 1843 году. Позже на этой территории был разбит Соборный сад, который существовал до середины ХХ века. Здание находится в ведении Псковской епархии. Здесь размещаются иконописная, реставрационная и швейная мастерские, детская воскресная школа, выставочный зал.

Пороховые погреба или Зелейная палата в Кремле, где хранился порох, восстановлена в ХХ веке. Летописные известия о палате относятся к 1562 и 1609 годам. Царь Петр I, готовясь к Северной войне в начале XVIII века, приказал засыпать обветшавшие стены и башни в Пскове и устроить бастионы. Остатки насыпей можно видеть и сейчас в Кремле и других районах города, они такие же как рядом с Пороховыми погребами.

Башня Кутний костер или Кутекрома, то есть башня в углу (куту) Крома, построена в 1400 году. Название Кутекрома появилось при неправильном прочтении текста в летописи. Бастион над Кутним костром назывался Красной батареей.

В начале ХIХ века на развалинах башни была устроена беседка и, по преданию, здесь любил бывать А.С.Пушкин. Место так и называлось Пушкинская беседка. 

Башня Плоская завершает участок стены, спускающийся от Кутнего костра к устью реки Псковы. Напротив, уже на Запсковье, псковичи построили Высокую или Воскресенскую башню. Между банями в 1500 году поставили стену с водобежными воротами, закрывающими вход в реку, так называемыми Нижними решетками, потому что выше по течению были Верхние решетки, закрывающие вход в реку с другой стороны. 

Иоанно-Предтеченский собор бывшего женского монастыря расположен на левом берегу реки Великой напротив Кремля. Собор построен в первой половине ХII века. Княгиня происходила из рода полоцких князей, была теткой князя Довмонта-Тимофея и женой бывшего псковского князя – Ярослава Владимировича, который в 1240 году помог немецким рыцарям взять город, а после победы Александра Невского в 1242 году на льду Чудского озера, вновь убежал в Ливонию. В 1243 году князь пригласил свою бывшую супругу на переговоры в ливонскую крепость Одемпе (Медвежья голова), где она была убита пасынком князя. Тело княгини привезли в Псков и похоронили в Ивановском монастыре. Через десять дней после смерти княгини над ее гробом в соборе произошло чудесное знамение от иконы святого Спаса. Это событие сделало икону особо почитаемой, а княгиню канонизировали. В народе монастырь называли княгининым, ведь в его синодике записаны 12 представительниц княжеских родов. Здесь похоронены жена князя Довмонта княгиня Мария (в иночестве Марфа), внучка Александра Невского; супруга князя Давида, сына Довмонта, княгиня Наталия.

Собор представляет собой тип новгородского храма ХII века. Храм венчают три главы со световыми барабанами. Над центром храмового пространства возведен главный барабан с куполом, над западной частью храма – два других меньшего размера. Особенностью архитектуры собора являются круглые окна «верхнего света» в апсидах и на северной и южной стенах. До нашего времени собор дошел с незначительными переделками, не нарушающими его первоначальный облик, так в XVI веке была построена звонница, а XVII веке с западной стороны возведен притвор.

В 1924 году монастырь был закрыт и обречен на долгие годы разрухи и забвения. В 1991 году храм был возвращен Русской православной церкви и, началось его возрождение. С 1993 года при храме работает иконописная мастерская.

Запсковье – правый берег реки Псковы, впервые упоминается в Псковской летописи в 1323 году. Здесь происходили важнейшие события трехмесячной осады Пскова в 1615 году армией шведского короля Густава Адольфа. Во время военного парада шведов перед воротами города псковичами были заклепаны осадные пушки шведов и смертельно ранен главнокомандующий армией, что предопределило исход военных действий.

Войдя в Кремль через Великие ворота, мы оказывается в длинном каменном коридоре, который ведет на вечевую площадь. Его название, «захаб», происходит от «хапать». Служили такие коридоры для защиты крепостей. Попадая в него через внешние ворота, которые часто открывались специально, отряд врага отсекался опускной решеткой (герсой) от основных сил штурмующих и, зажатый между стенами захаба, уничтожался.

Башня князя Довмонта или Смердья башня. Название Смердья происходит от слова смерд, холоп, человек из черни, крестьянин. Рядом с ней первоначально находились единственные ворота, которые вели на вечевую площадь. В ХII веке в Персях со стороны реки Псковы были пробиты вторые ворота, получившие название Великих или Троицких, существующие до сих пор. В «Житии князя Всеволода-Гавриила» рассказывается, что при перенесении мощей святого князя в Троицкий собор рака встала неподвижно, не желая пройти через Смердьи ворота.

У Смердьих ворот и Смердьей башни находился Смердий захаб. В настоящее время захаб раскопан со стороны вечевой площади. В глубоком раскопе хорошо видно, что поверхность дороги, ведущей к древним воротам, была на несколько метров ниже современной поверхности земли. Средневековая Смердья башня была больше и внушительней, а современная башня построена вместо древней по проекту архитектора К.Тона в 1866 году во время реставрации Кремля. Вместо круглой псковской башни в русском Кремле появилась многогранная западноевропейская башенка, напоминающая башни немецких замков.

На кровле башни установлен кованый прапор-флюгер, изображающий русского воина. 

В апреле 1972 года, в дни празднования 730-й годовщины Ледового побоища, в Довмонтовом городе был установлен памятный знак – прапор, выполненный псковским архитектором-реставратором, художникам, кузнецом Всеволодом Петровичем Смирновым в честь победы русских воинов на льду Чудского озера в 1242 году. По его проектам были реставрированы Покроская башня и церковь Покрова от Пролома в Пскове, стены Окольного города Пскова, Псково-Печерский монастырь и другие памятники архитектуры. В.П.Смирнов выполнил девять скульптурных композиций из кованого металла, в том числе для советского посольства в Вашингтоне. Он автор надгробия на могиле Анны Андреевны Ахматовой.

Большой прямоугольный щит в виде воинского знамени – прапора, на котором изображены герб и план Пскова, укреплен между контрфорсами Персей. Псковским гербом стал полуфантастический хищный «лютый» зверь с поднятой когтистой лапой, которого принято считать барсом. Впервые он появился на псковских монетах и печатях в XV веке.

На круглых пластинах, укрепленных под прапором, гербы городов, принимавших участие в битве: Пскова, Новгорода, Владимира, Твери и Переяславля-Залесского. Выкованный мастером меч – символ славы русских воинов, очертаниями близок боевому оружию князя-воина Довмонта-Тимофея. Старинные колокола в верхней части композиции напоминают о вечевом колоколе Псковской республики и набатном колоколе, созывающем псковичей на защиту родного города. Колокола – это символический призыв к единению в борьбе с врагами Отечества. 

Довмонтов город. Князь Довмонт-Тимофей княжил в Пскове с 1266-1299 год. Литовец по происхождению, он бежал в Псков после внутренних распрей на родине. За время княжения Довмонт не раз совершал походы на земли Ливонии и Литвы, отражал набеги врагов от стен Пскова. Князь-воин прославился и как князь-строитель, его имя осталось в истории Пскова в связи со строительством второй линии укреплений в конце ХIII века. Название «Довмонтова стена» возникло, скорее всего, после смерти князя. Часть города между стенами позднее стала называться Довмонтовым городом. Письменные источники сообщают о строительстве здесь в разное время около 20 храмов. На кладбище у церкви Кирилла с Гребли был похоронен мастер Кирилл, строитель второго каменного Троицкого сбора, который руководил и артелью мастеров, строящий храмы в Довмонтовом городе. В Довмонтовом городе археологические раскопки проводились с 1956 года экспедицией Государственного Эрмитажа, за время работы археологи открыли 11 храмов и 6 гражданских построек. В одной из построек был найден средневековый архив, от которого сохранилось только более 500 свинцовых печатей. В 1962 году в Довмонтовом городе была найдена берестяная грамота. По данным археологии до первой половины ХIII века территорию занимал посад, где жили горожане. Во второй половине ХIII – начале XIV веков Довмонтов город превращается в административный центр Пскова. Здесь сооружаются три храма, возводится крепостная стена, строится каменная жилая постройка, вероятно, палаты князя. В XIV – XV веках строятся новые каменные храмы и Довмонтов город становится, главным образом, религиозным центром Пскова. В XVII- XVIII веках храмы постепенно ветшают и разрушаются. В первой половине ХIХ века разбирается последний храм на этой территории. В 70-е годы ХХ века раскрытые археологами фундаменты церквей были надстроены и выведены над поверхностью земли. Сейчас Довмонтов город – музей под открытым небом. 

Чудотворная икона «Богоматерь Великая Панагия или Мирожская Оранта», вероятно, является точной копией оригинала ХIII века, выполненной во второй половине XVI века. В иконографии Оранта – самый древний тип изображения Богоматери, когда она предстает в молитвенной позе с воздетыми руками. Икона была написана по заказу князя Довмонта и его жены Марии, которые предстают на иконе в княжеских одеждах.

Меч князя Довмонта – боевое оружие ХIII века работы мастеров немецкого города Пассау. Это один из немногих сохранившихся в Восточной Европе древнейших колющих готических клинков удлинно-треугольной формы. На клинке меча – пассауский волчок, точечная инкрустация желтым металлом бегущего волка – клей пассауских мастеров.

Южная стена Кром носит название «Перси» (от древнерусского «перси» - грудь).

В средние века перед стеной псковичи устроили соединяющий две реки глубокий ров, наполненный водой, именуемый Греблей. Впервые каменные Перси упоминаются в летописи в 1337 году. Высота Персей была всегда не менее 20 метров. Пройти в Кром можно было через двое ворот – Великие и Смердьи.

Приказная палата построена в 1693 году на месте Довмонтовой стены после того, как в сентябре 1688 года сгорела деревянная Приказная изба. Завершилось строительство палаты устройством каменного крыльца «на отлете», то есть перпендикулярно стене здания. На втором этаже была утроена палата воеводы и палата подьячих, внизу находились сени, колодницкая (тюрьма), сундучная (архив).

Приказная система складывается с середины XVI века. Приказы, распоряжения царя воплощались в десятках учреждений с тысячами «пальцев» в лице подьячих, дьяков, воевод, умело защищавших интересы государства.

Псковскими воеводами в разное время были выдающиеся полководцы, государственные деятели России. Среди них были И.П.Шуйский, А.Л.Ордин-Нащокин, Б.П.Шереметьев.

Власьевская башня входила в систему оборонительных сооружений Пскова и упоминается в летописи в XV - XVI веках. Через башню проходили проездные ворота с плавучего моста в центральную часть города на торговую площадь. Через нее осуществлялся контроль за всеми прибывающими в город со стороны Завеличья. Название башни происходит от церкви Власия от Торгу, что стояла рядом.

Современный Псков, один из древнейших и красивейших городов России, отметил 1100-летний юбилей в 2003 году. Город сохранил памятники тысячелетней истории и традиции. Многое из того, что лежит в основе российской государственности и национальной культуры, берет начало на Псковской земле. Псковичи создали собственную яркую и своеобразную культуру. Здесь сложилась мощная художественная школа, отличающаяся самобытностью, утонченностью и изысканностью. В псковских монастырях хранились богатейшие книжные собрании, писались и переписывались книги. Велись летописи. Уникальные фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря – самый полный сохранившийся ансамбль настенной росписи ХII века в православном мире. Своеобразие икон знаменитой школы псковской живописи в необыкновенной внутренней напряженности образов. Потребностью достичь наибольшей выразительности сформирован столь характерный стиль: яркие контрастные сочетания красок, чистые, звучные, но в то же время насыщенные цвета, динамичный почерк.

В средние века складывается самобытная школа зодчества. Результатом деятельности псковских мастеров были построенные из местного известняка крепостные стены и башни. Храмы и жилые постройки. Псковские постройки невозможно перепутать с никакими другими. Внешне псковские храмы выглядят очень просто, что идет от практической целесообразности, чувства материала и гармонии всех элементов. В Пскове сохранились десятки храмов XIV- XVI веков и гражданских построек XVII века. Слава о псковских строителях распространилась широко за пределами Северо-Запада, их приглашали строить в Москву, Казань, Свияжск. В 1470-1480 годы псковичи вместе с итальянскими мастерами принимают участие в строительстве Московского Кремля. Знаменитый храм Василия Блаженного на Красной площади в Мостке построен псковскими мастерами Постником и Бармой в 1554-1560 годах. Расположение Пскова на северо-западных русских землях определило его особую миссию. Постоянные торговые и культурные контакты с западными соседями способствовали проникновению новых идей и формированию чисто псковского образа жизни, псковского костюма, псковского быта. У псковичей с XV века появился на монетах и печатях собственный герб – полуфантастический хищный зверь, которого приято считать барсом. Пять веков на гербе Пскова – хищник, о котором два последних века не утихают споры. Почему барс? А может рысь? А вдруг лев? Псков оказался верен себе и в выборе герба – такого нет ни у кого. Присоединением Пскова, а затем Рязани к Москве завершилось создание единого национального государства. Трудно переоценить историческое значение произошедшего, но для псковичей это было очевидным, ведь именно под Псковом в Спасо-Елеазаровском монастыре старец Филофей создал теорию «Москва – третий Рим» в выражении величия, независимости, единства Русского государства, опирающегося на православие. Оплотом государственности и «окном в Европу» на Северо-Западе в течение веков был Псков. В конце ХХ Псков вновь стал порубежным городом России. Невозможно представить Псков без России, но и невозможно понять и узнать Россию, не зная Пскова.

О.К. Волочкова, Л.В. Воронцова

Фотоальбомы

(ФОТО) Митрополит Евсевий совершил чин освящения купола и креста храма Рождества Христова поселка Красиковщина

30 августа 2015 года, Митрополит Псковский и Порховский Евсевий, совершил чин освящения купола и креста восстанавливающегося храма Рождества Христова поселка Красиковщина Псковского района.