О важнейших крестных ходах города Пскова -

О важнейших крестных ходах города Пскова

Опубликовано 25 ноября 2014 г. О важнейших крестных ходах города Пскова

Город Псков отличается обилием крестных ходов, свидетельствующих о благочестии жителей его. Одни из крестных ходов установлены в память исторических событий, другие по особому желанию жителей, а иные в честь местных святых угодников.

К важнейшим или большим крестным ходам г.Пскова относятся следующие:

1. Весенний крестный ход из Спасо-Елеазаровского монастыря;
2. Весенний крестный ход из Псково-Печерского монастыря;
3. Осенний крестный ход из Спасо-Елеазаровского монастыря;
4. Осенний крестный ход из Псково-Печерского монастыря;
5. Крестный ход из Святогорского монастыря.

1. Весенний крестный ход с чудотворною иконою Спасителя совершается в неделю о расслабленном, в четвертую неделю по Пасхе. Чудотворная икона, по принесении из Спасо-Елеазаровского монастыря в пятницу вечером, останавливается в Варлаамовской церкви и оттуда в воскресенье к литургии, в сопровождении соборных икон. Приносится в Троицкий собор, а после на Спасское подворье. В среду (день Преполовения) совершается крестный ход из собора с чудотворным образом Спасителя и другими особо чтимыми соборными иконами на реку Великую для освящения воды, а потом и вокруг всего города. В следующее воскресенье (в неделю о Самарянине) икона Спасителя провожается в Варлаамовскую церковь и оттуда уносится обратно в обитель.

Учреждение весеннего крестного хода с чудотворною иконою Спасителя относят к концу 16-го или начала 17-го века. Сначала чудотворная икона Спасителя приносилась в г.Псков из Великопустынского монастыря, ныне Великопустынского погоста, находящегося в Псковском уезде, на границе с Островским, в 60-ти верстах от г.Пскова. как места явления чудотворной иконы. Великопустынский Преображенский мужской монастырь, на месте которого явилась икона Спасителя, основан Новгородским митрополитом Александром около 1589 года. В 1766 году этот монастырь упразднен, и штат его переведен в Елеазаровскй монастырь. Вместе с сим перенесена в этот монастырь и чудотворная великопустынская икона со всем движимым имуществом, и монастырю сему велено именоваться «Великопустынским Елеазаровым». В приходской церкви Великопустынского погоста, под местным образом Спасителя, чудотворной иконы, сохраняется остаток дерева (дуба), на котором она явилась. Спаситель на чудотворной иконе изображен благословляющим, в царственном венце, живопись древняя, византийская.

2. Весенний крестный ход Печерский установлен в память освобождения г.Пскова, равно как и Печерского монастыря, о обложения их войсками польского короля Стефана Батория. После того, как Стефан Баторий, осадив в 1581 году Печерский монастырь, не мог взять его, печерские монахи, усматривая в этом обстоятельстве явное заступление Божией Матери, тогда же дали обещание ежегодно ходить в г.Псков с иною Умиление Божией матери в седьмую неделю по Пасхе. Епископ Псковский Геннадий в 1601 году утвердил устав этого хождения с расписанием всего порядка церковных служб. С этого времени ежегодно совершается крестное хождение из Печерского монастыря в 7-ое воскресенье по Пасхе с иконами Божией Матери Умиление и Одигитрии. Городское духовенство с соборными иконами встречает Печерский крестный ход за три версты от г.Пскова, у часовни Владычного креста (Название его произошло, как думают, от того, что здесь был водружен кресс по распоряжению Владыки т.е. Новгородского архипастыря, к епархии которого до 1589 года принадлежал Псков. (Святыни и древности Пскова – графа Толстого, стр.78)). К началу литургии иконы приносятся в Троицкий кафедральный собор, а по окончании литургии, печерские иконы уносятся на Печерское подворье. Во вторник той же недели, после водоосвящения на реке Великой, совершается крестный ход вокруг всего города, а в среду печерские иконы с Печерского подворья, сопровождаемые до Владычного креста городским духовенством с местными иконами, возвращаются обратно в монастырь.

3. Осенний крестный ход из Псково-Печерского монастыря учрежден с 1813 года в память избавления Псковской губернии от нашествия Наполеоновских полчищ. Во время трудной борьбы России с Наполеоном, когда соседний г.Полоцк был уде взят и занят неприятелями, жители Пскова, ожидая себе той же участи, с верою и молитвою обратились к святыне печерской: 6-го октября 1812 года подняли из монастыря и принесли в Псков чудотворный образ Успения Божией Матери; 7-го октября, по освящении воды на реке Великой, икона обнесена была в крестном ходе вокруг города, и в тот же день Полоцк был обратно взять русскими под начальством граф Виттенштейна, и Псков избавлен от опасности. В память этого события сооружен в Печерском монастыре великолепный храм в честь Архангела Михаила и, по прошению псковских граждан, по указу императора Александра 1-го, учрежден второй ежегодный крестный ход в г.Псков с печерскими иконами и день сей, равно как и следующий, когда совершается крестный ход вокруг города, установлены табельными – праздничными днями для г.Пскова. Этот крестный ход саамы торжественный из всех крестных хождений в г.Псков. Когда чудотворные иконы печерские выносятся для следования в г.Псков, в новом храме Архангельском отправляется настоятелем печерским с братиею большая панихида, на которой поминаются православные воины, положившие живот свой в сражении при Полоцке. В первый раз, когда святую икону выносили из монастырского храма архимандрит Венедикт и престарелый иеромонах Лазарь, народ со слезами повергался перед этою святынею.

Печерские иконы 6-го октября встречаются псковским духовенством с крестным ходом перед литургиею у Владычного креста и несутся в собор, где совершается литургия; на другой день, поле водоосвящения на реке Великой и крестного хода вокруг всего города, они отправляются на Печерское подворье и остаются до 15 октября; 15-го октября печерские иконы прежде сопровождались градским духовенством с соборными иконами до Владычного креста и следовали обратно в Печерский монастырь, но с недавнего времени, по просьбе и желанию жителей г.Острова, стали следовать в г.Остров и в соседние с нами селения.

4. В память избавления Псковской губернии от нашествия Галлов установлен и осенний крестный ход из Спасо-Елеазаровского монастыря с чудотворной иконой Спасителя. Святая икона приносится в Псков 5-го октября, встречается вечером псковским духовенством с соборными иконами у Варлаамовской церкви и вносится в собор, где совершается всенощное бдение. 7-го октября, после освящения воды на реке Великой, она вместе с печерскою чудотворною иконою Божией Матери, обносится вокруг всего города и затем относится на Спасское подворье. 13-го октября чудотворная икона Спасителя уносится обратно, но следует не прямо в монастырь, а в Великия Пустыни, к месту своего явления.

5. Святогорский крестный ход учрежден в конце 16 или в начале 17 века по случаю явления двух чудотворных икон Божией Матери в 1563 и 1569 году на месте, где впоследствии устроен Святогорский монастырь. Цель учреждения Святогорского крестного хода в монастырских записях отмечена в таких выражениях: «Общенародного ради моления, дабы Господь дал тихо и мирно и безмятежно житие и избавил бы от международной брани, от глада и мора и от нашествия поганых на Российскую землю». (См. святыни и древности г.Пскова графа Толстого. гл. 5, стр. 22).

Святые иконы приносятся на руках богомольцев до села Тригоргорского, а оттуда сопровождаются сначала на лодке по реке Сороти, а потом по Великой до села Выбуты. Здесь, у Ольгиных слуд и Ольгиных ворот, прекращается крестное плавание, и святогорские иконы сухим путем приносятся в город. Это бывает в четверок вечером на второй неделе Петрова поста. Святые иконы несутся по левому берегу реки Великой и встречаются мирожскими монахами с иконами за монастырем. После молебствия иконы вносятся в монастырскую церковь, где совершается всенощное бдение. На другой день, в сопровождении крестного хода из собора, уносятся к началу литургии в собор, а по окончании литургии, на подворье. В следующее воскресенье (3-е Петрова поста) совершается крестный ход, но не вокруг всего города, а только вокруг средней стены его. В среду 3-й недели святые иконы после литургии относятся обратно в свою обитель, сопровождаемые городским духовенством с крестным ходом до Мирожского монастыря. Жители города, обыкновенно, сопровождают святые иконы до села Корытово. К сожалению, Корытовская роща в этот день превращается в место народного гуляния. Вскоре, по отбытии икон, начинают раздаваться песни и звуки гармоники; во многих местах устраиваются танцы собравшимися из окрестных деревень молодыми людьми. В толпе гуляющих нередко можно видеть пьяных и слышать непечатные выражения. Все это, конечно, не гармонирует с теми религиозными чувствами, которые должны бы воодушевлять сопровождающих святые иконы.

Средоточием всех крестных ходов служит Троицкий собор, как главная святыня г.Пскова: к нему приходят и от нег исходят все крестные хода. Величественную картину представляет крестное хождение, совершаемое вокруг города! За хоругвями и большим соборным знаменем несут знаменитые мечи святых князей Всеволода и Довмонта. Святые князья открывают шествие для святой родоначальницы русских князей – княгини Ольги, икона которой идет за ними вслед. Дальнейший ряд составляется из икон Свято-Троицкого собора и заканчивается той иконой, в честь которой совершается самый ход. Вид священнослужителей, идущих по два вряд в церковных облачениях, во главе с архипастырем, в сопровождении множества народа, пение священных песнопений, непрерывных звон колоколов, вынос на дорогу храмовых икон от церквей, мимо которых проходит крестное шествие, - все это придает особенную торжественность религиозной процессии. Крестных ход останавливается при каждых воротах, особенно у проломов – Покровского для поминовения воинов, павших в битве при нашествии Батория в 1581 году, и Варлаамовского, где много псковитян поражено Шведским королем Густавом Адольфом в 1615 году. К сожалению, набережная реки Великой, особенно в осеннее время, когда совершается крестных ход вокруг города, в большей своей части бывает едва проходимою от грязи и наложенных на нее костров дров. И крестных ход нередко вынужден бывает изменять даже свое направление.

Илья Рождественский
 
Источник: Псковские Епархиальные Ведомости №23-24, 1896г.

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.