Кирилл Псковский - величайший зодчий Древней Руси. Жизнеописание (ВИДЕО) -

Кирилл Псковский - величайший зодчий Древней Руси. Жизнеописание (ВИДЕО)

Опубликовано 19 октября 2014 г. Геннадий Яковлевич Мокеев

Отверзени бо ему беста от Бога
очи сердечней на церковную вещь.
(Русский летописец)

Семь столетий на Святой Руси работали-творили древнерусские зодчие, стенописцы, иконописцы... во Славу Божию, во имя Господне. Говорили - "Все от Бога: и строительная хитрость, и чудеса художеств". Поэтому они не метили своих произведений собственными именами. В итоге, сотни, тысячи творцов художественных сокровищ нашего народа остались безвестными. В такой ситуации редкие сведения о них нужно воспринимать ныне как драгоценные, а самих помянутых творцов считать людьми выдающимися. Нам же остается выяснять, за что этих зодчих или художников когда-то ценили, чем они были знамениты.

В конце ХIV-начале XV веков в псковских летописях упоминаются один за другим трое зодчих: Кирилл, Еремей и Федор. Были они церковными мастерами, да и сообщалось о них в связи с застройкой центра Пскова каменными храмами. За 400 лет с XIV по XVII века все псковские летописи ни об одном зодчем более не сообщили. Указанная троица мастеров-зодчих заслуживает, следовательно, пристального рассмотрения.
 
Кирилл, церковный мастер, упоминается в записях под 1374-76 годами. В первой псковской летописи: "Мастер Кирила постави церковь в свое имя святыи Кирил оу Смердиа моста над Греблею". Разночтения во второй летописи: "...постави церковь в свое имя святого Кирила Архиепископа Иерусалимского", в третьей летописи: "Сам мастер Кирилъ постави церковь в свое имя..." Шестоднев 1376 года содержит запись на полях о возведении храма: "Сего же лета Кюрил святыи свьршишь" (Покровский, ДПНПН, с.65).

В XIV-XV веках Псков был стольным городом боярско-вече-вой республики. И вот Вече Псковской республики, за какие-то очень большие заслуги перед ней, разрешает мастеру-ремесленнику возвести в Довмонтовой стене (возле Гребли) церковь "в свое имя" -- случай единственный в истории Пскова, да и всей Руси! А что для церковного мастера может быть выше такого всенародного почета -- поставить "собственный" храм, своими руками, да еще в "свое имя" (во имя своего тезоименитого святого)! И в самом центре стольного Пскова перед Святой Троицей!

Слово "сам" на Руси всегда означало первого, главного, высшего по положению. Это, очевидно, нужно разуметь и здесь. Н.Н.Воронин, тонко подметив характер контекста летописного известия: "Сам (!) мастер Кирил постави церковь в свое (!) имя", совершенно правильно предположил, что такого величайшего по тем временам почета мог удостоиться только создатель псковского Троицкого собора 1367 года (У истоков русск. нац. зодч-ва. Ежегодник ИИИ, М., 1952 г.).
 
До возведения собора за предыдущие 65 лет XIV столетия в городе было построено всего два каменных храма: св. Михаила Архангела в 1339 г. и Покрова Богородицы в 1352 г., но начиная с 1365 г. (закладка собора) возникли один за другим храмы во имя св. Иоанна Богослова, 1367 г., Георгия на Болоте, 1370, Николы у Вопок, 1371, а под 1373-76 гг. сразу четыре храма: св. ап.Петра и Павла на новом месте, Власия на новом месте, а в Довмонтовой стене -- Тимофея-Довмонта и Кирилла Иерусалимского. Так как все эти храмы составили строительный "поток" и возводились, конечно же, не без церковного мастера, Н.Н. Воронин сделал второй логичный вывод: храмы эти тоже нужно связывать с авторством Кирилла. (Там же, с. 308).
 
Неизвестно, когда мастер умер. Но случиться это могло не сразу после строительства церкви св. Кирилла в 1376 году. "Поток" построек на этом храме не кончается. В 1377 году было возведено "два костра каменных на торгу",-- судя по ситуации, двое главных парадных ворот в Довмонтову стену от торговища. Кажется, в 1380 году в Довмонтовой стене появились: кам. церковь Входа Господня в Иерусалим с приделом св. Иоакима и Анны, в 1383 г. -- Сошествия Св. Духа, в 1385 -- св. Федора Тирона и в 1388 -- Рождества Христова с приделом Нерукотворного Образа. Особо, на Княжьем дворе в 1384 г. была возведена кам. ц. Воздвижения св. Креста Господня. Только после этого строительный поток прервался на 7 лет.

В 1390-91 годах в Пскове свирепствовал "мор", и Кирилл, очевидно, умер во время эпидемии. За 25 лет с 1365 по 1390 гг. зодчий мог возвести в стольном городе 18 каменных построек, причем 12 их них (включая двое Святых ворот в Довмонтову стену и каменную Степень на вечевой площади 1367 г.) -- главные в самом центре Пскова: в Крому и Довмонтовом городе. Важно и качественное изменение облика центра. Фасад Довмонтовой крепости получил две линии храмов: одну внутри за стеной (цц. св. Тимофея, Федора, Рождества Христова, включая Дмитрия XII в.), другую -- по самой стене (цц. св. Власия, Входа в Иерусалим, Св. Духа, и сбоку -- св. Иоанна Богослова "на стене"). Возведя все эти постройки, Кирилл фактически уже создал необходимый образ Дома Святой Троицы! Далее требовалась лишь его "доводка".

Eремей, церковный мастер, упоминается во второй псковской летописи под 1415 годом: "Того же лета мастер Еремеи съверши церковь камену святых мучениц Веры, Любвс, Надежи и матери их Софии... а повелением купецких старост Андрея Тимофеевича и Осея, и всех купцов". В других псковских летописях событие указано под 1416 годом.

В летописной записи Eремей появился, вероятно, потому, что церковь св. Софии была избрана еще деревянной в 1357 году соборным храмом. Следовательно, мастер в 1415-16 годах перестроил в каменный... второй по счету собор Пскова. Но, судя по ситуации, это был, очевидно, не первый, а последний храм Еремея. Зодчий продолжил после Кирилла храмовый строительный "поток". В 1395 году появилась кам. ц. Воскресения Христова с приделом св. Георгия, в 1398 - перестроена ц. Покрова Пресв. Богородицы, в 1404 -возводится ц. св. Николы на Гребле с приделом св. Кира и Иоанна, в 1407 -- ц. св. Афанасия Иерусалимского и, наконец, в 1415-16 гг. -- собор св. Софии с приделом св. Симеона Столпника. Кстати, в 1417 году псковичи избрали 3 собором города церковь св. Николы с Гребли, -- мастер Eремей оказался создателем и этого собора.

Второй строительный "поток" был особо примечателен тем, что все 8 каменных храмов возводились в Довмонтовой стене, образовав там две "еремеевских" линии храмов между двумя "кирилловскими". В этой связи можно считать, что церковный мастер Еремей, как продолжатель дела мастера Кирилла, был не только его творческим наследником, но и ближайшим учеником. А в результате их строительства весь Довмонтов город превратился в чрезвычайно своеобразный мемориальный центр вечевого Пскова.
 
Федор, церковный мастер, упоминается в летописях под 1420 годом: "Псковичи наяша мастеров Федора и дроужиноу его побивати церковь Святая Троица свинцом новыми досками. И не обретоша псковичи такова мастера в Пскове, ни в Новгороде, - кому лити свинчатыи доски. А к немцем слаша в Юрьев, и погани и не даша мастера- И приеха мастер с Москвы от Фотея митрополита, и наоучи Федора мастера Святыя Троица, а сам отьеха на Москву. И тако до году побита бысть церковь Святая Троица... а даша мастером 40 и 4 рубли".

Из текста явствует, что Федор - зодчий, "мастер Святой Троицы" и был таковым еще до обучения литью свинцовых досок. А это позволяет отнести к его предыдущей работе (до кровельных покрытий) пристройки к Троицкому собору, особенно с юга и востока.

С южной стороны "оу сторонних дверей" собора были возведены Сени -- красивый двухэтажный притвор, обращенный фасадом на вечевую площадь. Сени были важнейшим объектом государственного значения, уникальным зданием именно вечевого Пскова. В них заседала Тайная Господа (Государственный Совет, светский Суд), находился Ларь с государственными грамотами-договорами (гос.архив), состоявший в ведении ларника, хранилась государственная печать, денежная казна. Сенями собор был неразрывно связан с Вечем, поскольку вечевая площадь была совмещена с площадью присоборной.

У Святой Троицы имелось еще 6 придельных церквей. Четыре из них возникли еще при храме XII века, а два отдельных придела -- св. Александра Невского и Бориса и Глеба были, вероятно, пристроены до 1421 года мастером Святой Троицы Федором. Заканчивая строительство семипрестольного собора, мастер покрыл его весь свинцом.

Дом Святой Троицы. Согласно легенде, храм во имя Святой Троицы в Пскове был основан где-то около 965 года на средства киевской княгини Ольги. С тех давних пор свой главный храм (от слова "хором") псковичи и стали называть "Домом Святой Троицы". А так как собор стоял в крепости, возвышался над ней, то весь город они называли также "Домом Святой Троицы". Более трех столетий крепостная часть города умещалась в пределах Крома, затем Детинца, позднее еще княжьего Довмонтова стана (подворья). Да и потом по традиции "Домом Святой Троицы" назывался преимущественно крепостной центр города.
 
В начале XIV века возникшая Псковская республика отделилась от Новгорода. И это тогда, когда с запада появился опасный Ливонский орден немецкие рыцарей, на юге расширяло свои владения Великое княжество Литовское, а на севере - Шведское королевство. Строптивым псковичам держаться бы за Новгород, а они, наоборот, отделились от него. В такой ситуации название "Дом Святой Троицы" отразило желание псковичей прибегнуть к небесной защите своего маленького государства, к покровительству самого Господа Бога. Позднее, в 1469 году, они учредили даже "Печать Святой Троицы", на которой имелся образ "Троицы Живоначальные". Скрепляя официальные акты, документы, в том числе и договоры с иноземными государствами, псковичи как бы действовали от лица Самого Триипостасного Бога. А враги если нападали на Псков, то нападали теперь на Дом Самой Святой Троицы.

Чтобы образно соответствовать высочайшему священному названию, Псков должен был не просто иметь вид христианского города, каких было много на Руси, да и по всей Европе. Псковичи обязаны былN найти для своего города особенный образ -выстроить какой-то зримый градостроительный символ Небесной Божией Обители, - поскольку в Библии "Домом Святой Троицы" называлось святилище христианского Божества на Небе Небес. Только в таком случае окрестные народы, а особенно окружавшие Псков агрессивные католические государства, могли серьезно, с почтением относиться к псковскому Дому Святой Троицы, без какой-либо иронии признавать претензию псковичей говорить от лица христианского Бога.

И псковичи справились со сложнейшей задачей: они возвели у себя в центре стольного города величественный земной градостроительный символ небесного Дома Святой Троицы, действительно придав Пскову конкретный облик необычного Священного города. Эту трансформацию и произвели в конце Х1У-начале XV веков церковные мастера. Какая же идея была положена в основу символа?

В XIV, а особенно позднее, уже к концу XV века, религиозное сознание людей было встревожено ожиданием конца Мира, Страшного Суда над живыми и мертвыми по прошествии 7000 лет (в 1492 году). Сегодня нам трудно вообразить силу смущения, даже отчаяния, вызванных этими эсхатологическими ожиданиями. "При сем последнем времени о церквах Божиих смущено силно в церковных вещех во священниках", -- записал псковский летописец в 1469 году по этому поводу. Псковский главный храм был крупнейшим и древнейшим на Руси собором во имя Святой Троицы. Памятуя о библейском вопросе Господа (по словам пророка Исайи); "Небо Престол Мой, а земля подножие ног Моих, где же построите вы Дом для Меня, и где место покоя Моего?" (Ис., 66:1)[иудеи считали таким "Домом" храм Соломона; Псковский "Дом" с ним - не сопоставим по необычности и своеобразию], псковичи, очевидно, уверовали в то, что именно их город может стать на Руси таким местом,. а уверовав в это, они и начали строить в нем Дом Святой Троицы -- каким его себе представляли.

Величайший зодчий Руси Кирилл, очевидно, предложил псковичам на Вече после возведения им Троицкого собора расширить архитектурный символ до градостроительного: воплотить в Пскове высочайшую идею "Дома Святой Троицы", положив в ее основу эсхатологическую тему Конца Мира и Страшного Суда, тему 25 небесных престолов с сидящими на них Судьями Человечества (все описано в Откровении Иоанна Богослова). Причем, как церковный мастер, он обосновал реальность осуществления идеи, возможность строительства 25 символических престоло-храмов возле престола-храма Живоначальной Троицы.

Поддержав идею Кирилла, псковичи начали действовать. Сначала они выселили к торгу княжье подворье из Довмонтовой стены, а освободившуюся территорию отдали под некрополь. Здесь и раньше стоял уже храм св. Дмитрия Солунского, построенный деревянным в 1138 году для гробницы умершего князя Всеволода-Гавриила (с 1144 г. -- каменный). В XIII веке здесь же было возведено еще несколько храмов, вокруг которых хоронились, очевидно, воины княжеских дружин, затем знатные псковичи. Довмонтов город и превратили в конце XIV века в "город мертвых", противопоставив его Детинцу-Крому -- "городу живых", где псковичи собирались на вече перед Троицей (впереди - живые, позади - мертвые, -- как в день Страшного Суда, см. рис.2).

После возведения Троицкого собора в 1367 Году и церкви св. Иоанна Богослова (в противоположных концах будущего Дома), затем нескольких крайне необходимых церквей на посаде и в торгу, псковичи в 1373 году разрешили Кириллу торжественно начать строительство маленьких символических храмов-престолов перед Святой Троицей в Довмонтовом городе с возведения сначала храма имени св. Довмонта затем храма имени св. Кирилла Иерусалимского, потом -- двух Святых ворот в Довмонтову стену, церкви Входа в Иерусалим, храма-крешальни Сошествия Святого Духа...

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что Кирилл был инициатором строительства псковского Дома Святой Троицы из 25 престолов-церквей. Причем он успел возвести главные, основополагающие здания величественной белоснежной храмовой пирамиды. А его последователи Еремей и Федор завершили священное строительство.

Недавно, в 1959-61 годах, при археологических раскопках в Довмонтовом городе были открыты остатки ц. св. Кирилла на Гребле у Смердьего моста. В среднем пролете храма возле правой западной колонны обнаружили под плитой пола одно-единственное в храме мужское захоронение. Бренный прах монаха-зодчего Кирилла должен был попирать ногами каждый входящий помолиться в его храм. Нам неведомо, где похоронены крупнейшие зодчие Древней Руси Постник Яковлев по прозванию Барма, Федор Савельев по прозвищу Конь... Здесь же предоставлялась возможность получить портрет величайшего зодчего нашего народа. Но эта возможность была упущена. Судьбу захоронения постигла участь всех захоронений Священного для вечевого Пскова некрополя Довмонтова города -- кости этих захоронений по мере 25-летних раскопок выбрасывались на свалку самосвалами вместе с землей культурного слоя. Этому не помешала даже единичность захоронения в церкви на Гребле у Смердьего моста. Из священного храма-мавзолея Кирилла выбросили прах самого Кирилла.
Геннадий Мокеев
Примечание

1. В Довмонтовом городе для 4 собора Пскова был избран храм XII в. св. Дмитрия Солунского в 1453 г., для 5 собора в 1468 г. два храма: Покрова пресв. Богородицы и Святого Духа, для 6 собора в 1471 г. - Входа в Иерусалим. В Доме Святой Троицы было избрано, таким образом, 7 соборных храмов (6 - в Довмонтовой стене).
 

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.