"Вольный Стольный Господин Псков" - "Дом Святой Троицы" (к вопросу о туристском бренде Пскова) -

"Вольный Стольный Господин Псков" - "Дом Святой Троицы" (к вопросу о туристском бренде Пскова)

Опубликовано 9 октября 2014 г. Вольный Стольный Господин Псков - Дом Святой Троицы

В славную эпоху «Вольного Стольного Господина Пскова» его градостроение достигает вершин. Апофеозом псковского градостроительства становится окончательное осмысление и созидание Пскова не только как христианского города, а как единственной земной Обители Бога – «Дома Святой Троицы». Глубины богословских откровений явились здесь соборному народному вечевому духу и были воплощены гением зодчего Кирилла Псковского, возглавившего «каменосечной мудрости мастеров».

Приближаясь к пониманию этого, - может быть, - главного итога всего духовного и художественного наследия древнего Пскова, надо иметь в виду следующее:

• До XIV века на Руси нигде, кроме Пскова, не было храмов во имя Святой Троицы. Псковичи величали так и главный храм, и город, и всю свою землю (Из речи князя Довмонта: «Братье моужи псковичи, кто старъ, то отець, а кто млад, то ми брат. Слышал есми мужество ваше въ всех странах; се же вам надлежит живот и смерть; братия моя, потягнете за Дом Святые Троица!...» (5, С.17.) В 1348 году Псков добился признания своей независимости де-юре. Город становился стольным, и многообразные столичные функции (идеологические, управленческие, представительские, оборонные, мемориальные и прочие) следовало окончательно осмыслить и воплотить в ясных символах комплекса архитектурных сооружений. Русский православный город, столичный вечевой Псков, должен был «найти» свой образ и зримо явить его в архитектуре и градостроении.

 • Образ этот должен был дать Пскову покровительство и защиту и в превратностях бренной жизни, и – пред Вечностью, в ожидании Божьего Суда. Псковичи жили очень близко к границе жизни и смерти, - в этом источник особых богословских глубин всей псковской культуры (дошедшее до нас древнее присловье гласит: « что ни год - то мор, если не мор, то пожар, если не пожар, - то война»).

• «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Евангелие от Иоанна, 1:1). Ключ к решению этих сложнейших задач лежал в обращении к Слову. Прежде чем получить покровительство городу, земле и людям, надо было уяснить, что есть Дом Бога в Горнем (Небесном) Иерусалиме, - тогда можно было дерзнуть «воссоздать» Дом Бога уже на земле. – Задача столь же грандиозная, сколь и предерзкая!
 
• Редчайшее видение Страшного Суда перед Небесным Престолом есть в «Откровении» Иоанна Богослова: «…Я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда и покажу тебе, чему надлежит быть после сего….И вот престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;… И сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардинису; и радуга вокруг престола... И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь огненных светильников горели пред престолом, которые суть семь духов Божьих…. И увидел я в деснице у Сидящего на престоле книгу,… запечатанную семью печатями…. И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, и судимы были по написанному в книгах, сообразно с делами своими». (Откровение святого Иоанна Богослова, 4:1-5; 5:1; 20:12).

• Итак, Слово явилось, и Слово это псковичи положили в основу архитектурно-символического образа храмового Дома Святой Троицы. И все здесь было важным, в особенности, - священные Образы и священные цифры: 
Сидящий на Престоле, 24 старца в белых одеждах и золотых венцах, 7 горящих светильников.

«Дом Бога на земле» - столичный центр вечевой Псковской земли – был создан в результате великих прозрений и огромных трудов творческим гением Кирилла и всего народа псковского. 
Структура этого гениального комплекса включала нескольких ансамблей:

1. Собор Святой Троицы. Первый храм, как говорит легенда, на этом месте был воздвигнут по велению Великой Равноапостольной княгини Ольги Российской еще в середине 10 века. Второй собор возвел в камне в 12 веке князь Всеволод–Гавриил. Самым замечательным суждено было стать храмозданию мастера Кирилла Псковского. Третий Троицкий собор 1365-1367гг., поставленный на старом основании, сыграл важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции и в псковском градостроении.
Этот грандиозно - прекрасный, возносящейся к небу храм, был одноглавым, пирамидальным по композиции и включал в себя 6 приделов, - то есть в целом был 7-ми престольным. Царствующий надо всем, он являл собой сакральную и архитектурную доминанту города и занимал 1-е, ни с чем не сравнимое место в иерархии ценностей псковского народа, утверждая приоритет православной духовности и олицетворяя Дом Самого Бога на земле, в Пскове.

2. Ансамбль Персей
- второй по значимости центр в составе «Дома Святой Троицы». Включал в себя 9 объектов, в первую очередь, Вечевую площадь с трибуной - степенью перед собором, сами Перси – мощнейшую крепостную стену с колокольницей для вечевых и соборных колоколов.
Эта гигантская стена стала воинским и вечевым символом Пскова, закрывшего дорогу на Русь католической экспансии. К XIV веку Перси давно перестали быть приступной стеной, оказались внутри города, за двумя новыми поясами каменных стен. «Функция обороны была с них почти снята, - зато возросла «функция Веча». Перси превратились в «здание» высшего органа власти Псковского «господарства.» Нигде на Руси, даже в вечевом Новгороде Великом, такого необычного каменного комплекса не существовало. Это было действительно уникальное «здание» (только что без крыши) высшего органа власти Псковской боярско-вечевой республики». (2, С.38.)

3. Довмонтов город
с его соборами и церквями, ориентированными к Кромской святыне, стал третьим ансамблем с функциями административно - церковного центра столицы. К концу XV века на этой территории в 1,5 га было возведено не менее 18 храмов, 6 из них были соборными (т.е. в них постоянно «горели светильники», совершались молитвы). Здесь же находилась соборная «поповская изба», где священники вершили свои дела. В застройке Довмонтова города нашли прямое отражение система управления и административного деления Пскова и Псковской земли: 6 соборов представляли 6 концов – районов города, а 12 церквей представляли 12 псковских пригородов. В Довмонтовом городе был также главный некрополь, где на кладбищах у своих храмов покоились славнейшие из граждан народной республики. Все это уникальное многообразное градостроительное единство предстательствовало перед Святой Троицей. Белые храмы были покрыты белым луженым железом, а венчавшие их кресты блистали золотом. Множественность ракурсов, дробность форм небольших храмов, разнообразие их ракурсов останавливалось контрастной едино-огромной мощью Персей с колокольницей (архитектурной доминантой второго значения) над ними и эффектно завершалось грандиозным Троицким собором. «Освещаемый солнцем с юга, со стороны города, белокаменный комплекс, как величественный сказочный мираж, как чудесный «Небесный град» вздымался над низким пестроцветным торговищем и плотной деревянной жилой застройкой Пскова…. «Яко же Горний Иерусалим!» (3, С.395.)

4. Ансамбль Старого Торга
начинался за Домантовой стеной в Среднем городе. Главный Торг Пскова составлял самостоятельную административную единицу города – Торговый конец.
Двое старост возглавляли общины купцов (мясников, суконщиков, кожевенников и многих иных). Торг был ухожен, ряды его были застроены красивыми типовыми лавками, он регулярно мостился, чтобы было «всем людям добро». Вообще же в Пскове была целая система Торжищ, куда входили: Рыбники, запсковский и завелицкий Торжки, удобно и удачно - градостроительно «привязанные» к мостам. Весь этот особый градостроительный комплекс с однородной функцией, житейской суетой «живота ради», был «спрятан» за стены, не виден с внешних сторон города, и явственно отделен от сакрального центра «Кром – Довмонтов город». Домантова стена была границей иного мира - за ней было царство вечного покоя стеной. Архитектурно – художественный и богословский контраст форм и смыслов мастерски работал на идею иерархии жизненных ценностей во всем псковском градостроении.

5. Княжий двор
сначала, до получения вольностей псковских, был на территории Довмонтова города, но во второй половине XIV века был выведен в Средний город и располагался неподалеку от Торга, над рекой Великой. Положение князя в Пскове - это положение наемного воина, обязанность которого - защищать город и, прежде всего, - служить народу. Князь был ответственен перед Вечем, и вечники не раз «спихивали со степени» тех, кто был «не люб до псковичей».
По реконструкции Г.Я. Мокеева, самой примечательной постройкой княжеской резиденции была гридница, а к ней примыкали большие сени. (См. 2) Типологически можно предположить, что покрытие гридницы было «кубом» с геральдическим знаком наверху, а сеней - бочкой или высоким шатром. Все это было рублено в дереве, и выглядело чрезвычайно живописно. Дробность и разнообразие построек Княжьего двора выгодно оттеняло и мощную простоту стен крепости, и красоту белоснежных каменных храмов Довмонтова города. Весьма показательно, что ансамбль Княжьего двора занимал последнее место в иерархии ценностей «Господина Пскова» (!) - в соответствии с мнением древней демократии Пскова: власть должна служить народу. С запада, со стороны Завеличья, на Псков открывался парадный вид: взгляд изумленно отмечал вершину Троицкого собора, переходил к Вечевой колокольнице на Персях, затем в панораме выступало из - за каменных стен немыслимое обилие малых и больших церковных глав Довмонтова города. Далее, на почтительном от них расстоянии весело «переговаривались» деревянные «верхи» Княжьего двора, а там уж раскинулся весь Псков с остальными городами в его стенах, с бесчисленными каменными (тоже примета столичности!) храмами и купеческими палатами и массовой деревянной застройкой, - и все устремлялось к Святой Троице, Она же царила надо всем.

Подведём итоги:
Псковичи выполнили свою грандиозную задачу. Город был превращен в столицу, со всеми ее функциями, явно выраженными в градостроительном ансамбле:

Функция управления городом
(отразившая мировоззренческую иерархию ценностей Пскова - сначала духовная, затем вечевая и, наконец, княжеская власти) - нашла воплощение последовательно: в Троицком соборе, Персях, Довмонтовом городе и Княжьем дворе.

Функция представительства
соотносилась с немецким, шведским дворами, - с одной стороны, монастырями и их подворьями, - с другой.

Функция торговли
, в том числе международной, выразилась в построении продуманной системы Торгов, торжков, гостинных дворов, улиц и площадей, связанных с ними.

Функция обороны
столицы предстала всей 9-ти километровой линией мощных стен и башен первой крепости Европы.

Функция мемориала
, - едва ли не главная в ансамбле города, архитектура которого стала каменной летописью народа, - очевидно в визуальной линии «Троицкой собор – Довмонтовом город».

Ядром градостроительного ансамбля Пскова стала уникальная, нигде более не встречающаяся, 2-х частная структура сакрального центра: «Кремль (Кром) + Довмонтов город».
 
Цифровая этой схема и ее сакральнообразный смысл этой структуры может быть представлена следующим образом:
 
Схема и ее сакральнообразный смысл этой структуры Псковского кремля
Все, что было явлено в «Откровении» Иоанну Богослову как Небесный Престол Господа, нашло свое воплощение в архитектурно-градостроительном ансамбле Кирилла Псковского. И Псков уподобился Небесному Престолу, то есть стал «Домом Бога», «Домом Святой Троицы » на земле.

Эта удивительная идея была не только блестяще воплощена, но и обогатилась провидческим, эсхатологическим акцентом; она включила в себя не только градостроение, но и людей, как живых, так и пребывающих в лучшем мире. Именно с молитвы за живых, а затем за мертвых начиналось всегда псковское вече. «…Вече сидело на лавках, а частью стояло в амфитеатре Персей. Оно было обращено лицом к Святой Троице, ее Сеням и правее - к трибуне, Вечевой Степени. А позади вечников в низине Довмонтова города под Персями находилось общегородское буевище – кладбище с могилами их «праотец, отец и братии», заставленное крестами и храмами. Все псковичи сгрудились перед Святой Троицей: впереди живые, позади – мертвые. В этом предстоянии «как на Духу»» перед Богом живых и мервых заключался главный символический смысл и функциональная обоснованность градостроительного построения структуры и композиции…псковской цитадели…для будущего Страшного суда и был создан Довмонтов город мертвых перед Святой Троицей…

Таким образом, в градостроительной цепочке объектов: Троицкий собор – Вечевая площадь – Довмонтов город обнаруживается не просто мемориальный памятник градостроительного масштаба, соединявший каждый текущий день с днями ушедшими, но и содержавший в себе еще и перспективу грядущего «рокового дня» (прошлое – настоящее – будущее). В содержании градостроительной структуры и композиции…Крома и Довмонтова города была заложена эсхатологическая идея Конца Мира и Страшного Суда». (2,С.41.)

Вся градостроительная структура «Дома Святой Троицы» идеально выразила символическую картину постоянного ожидания псковичами Судного Дня и молитвенную надежду на Спасение. Это был грандиозный храмозданный ансамбль - памятник, обращенный не в Прошлое, но в Будущее!

Проблема его восстановления и тем более визуальной реконструкции отнюдь не является фантастичной, и с очевидностью становится главным брендом Псковской земли.
Т. В. Шулакова
 
Источник: Научно-практический, историко-краеведческий журнал "ПСКОВ", №2, 2006г.
Литература

1. Евангелие от Иоанна.
2. Лагунин И.И. Историко-градостроительный ансамбль города Пскова. Вопросы истории, охраны и развития // Псков в российской и европейской истории: Международная научная конференция. (К 1100-летию летописного упоминания) В 2-х тт. М., 2003. С.284-305.
3. Мокеев Г.Я. Дом Святой Троицы // Новая книга России. 1999. № 9. С.34-44.
4. Мокеев Г.Я. Дом Святой Троицы православной Руси. Проблема восстановления // Псков в российской и европейской истории: Международная научная конференция. (К 1100-летию летописного упоминания). В 2-х тт. М., 2003. С. 394 - 404.
5. Мокеев Г.Я. Города Псковской земли // Русское градостроительное искусство. В 4-х тт. Т.2: Древнерусское градостроительство Х- ХV веков / Под общей редакцией Н.Ф. Гуляницкого. М., 1993. С. 153-165.
6. Псковская летопись. М., 1837; Псковские летописи 1-я и 2-я. СПб., 1845.
7. Откровение святого Иоанна Богослова.

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.