Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.
3 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.
У святых врат Его Святейшество встречали наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) и насельники обители.
В Успенском храме Святейший Патриарх Кирилл поклонился чтимой иконе Успения Божией Матери и мощам святого преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского.
В храме присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Псковской области А.А. Турчак, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.
Архимандрит Тихон (Секретарев) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес икону Божией Матери «Одигитрия».
Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:
«Всякий раз, когда я вступаю на землю Успенского Псково-Печерского монастыря, сердце исполняется совершенно особыми чувствами, которые мне знакомы с раннего детства. Я имел возможность почти каждый год посещать Псково-Печерскую обитель вместе со своими благочестивыми родителями, а затем и самостоятельно. Многое из того, что возникло в моем уме и в моем сердце, подвигая на принятие священного сана и монашества, проистекает, в том числе, от соприкосновения со Псково-Печерским монастырем.
Именно здесь, в Успенском соборе, старец Марк символически прообразовал мое будущее иноческое житие. После Литургии Преждеосвященных Даров (по всей вероятности, в далеком 1955 году), выходя из храма, в ответ на просьбу моей благочестивой мамы о благословении старец покрыл меня своей мантией, что вызвало очень большое удивление у стоявших рядом людей. Помню как сейчас это мгновение, и глубоко убежден, что прозорливый старец предвидел мой жизненный путь.
Действительно, Псково-Печерский монастырь был той обителью, в которой произошла моя встреча с нашим русским православным монашеством. До Троице-Сергиевой лавры было далеко, а в Печоры из тогдашнего Ленинграда ездили часто. Именно здесь и формировалось, может быть, подспудно, не сразу осознанно, это сердечное восприятие монашеской жизни.
Я хотел бы поблагодарить Вас, отец Тихон, за Ваши труды и за то, что Вы так близко к сердцу восприняли мои слова о необходимости развивать паломническое делание. В этих словах — частица и моего собственного опыта, о чем я только что сказал. Паломничество в святые обители помогает людям обрести иную точку зрения, иной взгляд и на самих себя, и на окружающую жизнь. Многие паломники знают, как, обретя особое духовное состояние в монастыре, испытываешь затем тяжелый дискомфорт, когда возвращаешься к обычной мирской суете. И это благодатное чувство: Сам Господь дает человеку возможность понять и сравнить. И для того чтобы наши современники могли увидеть и почувствовать сердцем благодать Божию, проистекающую на тех, кто пребывает в этих святых местах, важно организовать их паломническое бытие в обителях. Создание Вами паломнического центра явилось очень важным шагом на этом пути. Вспоминаю, как в детстве родители мои снимали комнатки в Печорах. Все это было очень сложно, потому что Печоры, особенно в преддверии праздника Успения, были переполнены паломниками, поэтому приходилось договариваться заранее. Когда я уже сам приезжал в Печоры, иногда нам всем приходилось спать на полу в подклети храма, и отец Нафанаил рано утром будил нас словами: "Поспешайте в Михайловский", — помню все это, как вчерашний день. Теперь не надо спать вповалку, у людей есть возможность спокойно здесь пожить, помолиться, и в этом большая Ваша заслуга. Хотел бы отметить и труды владыки Евсевия, священноархимандрита этой обители, без благословения которого ничего здесь не происходит, — и он очень тепло говорил мне о создании этого паломнического центра и о Ваших заботах.
Конечно, не могу не сказать о человеке, который внес очень большой вклад в благоустройство дома для паломников — о губернаторе Псковской области Андрее Анатольевиче Турчаке. Я уже выразил Вам свою благодарность в кафедральном соборе, но здесь, перед лицом братии, хочу сказать, что Вы сделали для Псковской области и для развития церковно-государственных отношений на Псковской земле столько, сколько никто до Вас не делал. Это не красные слова, это действительно так. Я хотел бы пожелать Вам помощи Божией в дальнейших трудах по воссозданию замечательного лика Псковской земли и надеюсь, что тема возрождения церковной жизни будет и впредь близка Вашему сердцу.
Призываю благословение Божие на обитель, на всех вас, мои дорогие отцы и братья. Прошу ваших святых молитв, не забывайте о Патриархе, — не только в храме, где это происходит порой лишь механически, но и в своих келейных молитвах, когда вы можете к воспоминанию о Патриархе приложить и свою сердечную молитву, в которой я очень нуждаюсь. Без поддержки Церкви, без молитвы монашествующих нести Патриарший крест немыслимо, никаких сил на это не хватит; а если и есть силы, то они приходят не от человеческого естества, а от Самого Господа в ответ на нашу молитву и на наш жизненный подвиг».
В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал лампаду к иконе Успения Божией Матери. Наместнику обители архимандриту Тихону Святейший Патриарх Кирилл вручил наперсный крест, изготовленный к 700-летию преподобного Сергия Радонежского.
Насельникам и паломникам были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением.
Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил «Богом зданные пещеры» Псково-Печерского монастыря, в том числе расположенные в пещерах могилу архимандрита Иоанна (Крестьянкина), подземный храм в честь Воскресения Христова и новое братское кладбище.
В Сретенском храме Святейший Патриарх Кирилл молитвенно поклонился мощам преподобного Симеона Псково-Печерского.
На монастырской площади Предстоятель, обращаясь к верующим, в частности, сказал:
«Как я уже говорил, многое у меня связано с этим местом, потому что я приезжал сюда еще ребенком со своими родителями, а повзрослев, стал приезжать сюда сам. Я был знаком со всеми старцами и особенно любил старца Симеона, который жил здесь, в этой келейке, а сейчас причислен к лику святых. Молюсь ему каждый день, вспоминаю его светлый образ.
Когда меня уже во взрослом возрасте спросили: "Что такое святой человек? Как вы можете объяснить это нам, светским людям?», — я вспомнил старца Симеона. Я не встречал людей, которые произвели бы на меня такое же сильное впечатление.
Мне было семь лет, и вот мы вошли в эту келейку и ждали, когда отец Симеон выйдет из своих крошечных покоев. Выходит седенький старичок в сереньком подрясничке, а день был такой пасмурный, да еще и света не так много в келье... И такое было впечатление, когда он вышел, будто солнце взошло — такой светлый человек. Как ризы Господа на Фаворе просияли благодатью Божией, так и естество человеческое под действием силы благодати Божией способно просиять. И святые — это не те, кто ходит с хмурым видом и на вопросы не отвечает. Иногда паломники подходят к монаху: "Батюшка, вот вопрос такой…". "Занят!" — и пошел дальше. Это не святые. Святые люди — этот те, кто с любовью относится к ближнему, у кого исходит свет из глаз.
Мы же с вами можем отличить хорошего человека от плохого. Смотришь в лицо человеку: светлые, ясные, чистые глаза. А иногда посмотришь в глаза, а там бесовский огонь, страшно смотреть. Вот вам рай и ад, и никаких картин не надо писать. Всё в людях — Царство Небесное внутрь вас есть (Лк. 17:20-21).
Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.