Архимандрит Тихон (Секретарёв): «Развилка между временным и вечным встречается каждый день» -

Архимандрит Тихон (Секретарёв): «Развилка между временным и вечным встречается каждый день»

Опубликовано 16 декабря 2013 г. Архимандрит Тихон (Секретарёв)

За последние две тысячи лет сменилось почти неисчислимое множество политических режимов, экономических укладов, способов производства, научных парадигм, философских учений, культурных течений, и прочее, прочее. Одно остается неизменным: все это время люди продолжают уходить в монастыри. Что движет ими?

«Мир за Ним идет»

Человек, которому я адресую этот вопрос, отрешился от мира 28 лет назад. Мой собеседник – архимандрит Тихон, наместник Псково-Печерского монастыря.

- Отец Тихон, как мы помним из истории, древние монастыри строились вдали от людских поселений, вдали от мира. Сегодня же монастырь, как, например, Псково-Печерский, часто оказывается культурным центром всей округи. Что изменилось сегодня в роли монастыря?

- Практически ничего не изменилось. Обитель – место для внутреннего уединения, для того, чтобы сосредоточиться и работать над собой. Труд этот состоит из молитвы, послушания, из внимания к себе. «Познай самого себя» – это девиз древних, а Господь говорит нам: «Царство Божие внутри вас». Чтобы обрести это царство внутри себя, верующий человек и приходит в монастырь. Но, как говорят святые отцы, «мир за ним идет». Потому что мир тоже хочет духовной поддержки, утешения, вразумления, и он идет вслед за пустынником. И это наше служение миру, которое тоже заповедано Христом Спасителем: «Вопрошающему тебе, вопрошающему о вере, дай ответ о своем уповании». Поэтому так и получается: человек приходит в монастырь, чтобы работать над собой, а мир приходит к нему, чтобы получить тот же ответ – как ему в мирских условиях заниматься своей душой, становиться лучше, приближаться ко Христу и достигать царствие небесное. В то же время обитель является и местом историческим. 150 лет это была крепость на северо-западных рубежах России. И, конечно, человека привлекает и история, и традиции, и, безусловно, его привлекает монашеская жизнь, которая совершается в стенах обители.

- За 2000 лет христианства изменились ли способы самопознания, самосовершенствования?

- Нисколько. Потому что Господь вчера, днесь и вовеки один и тот же. Он – путь к истинной жизни. Это не поменялось, поменялся человек. Поменялись условия жизни, появился компьютер, появились современные средства передвижения, общения и так далее. Но душа человеческая неизменна. Она ищет богообщения, она для этого создана, и ничто материальное человека никогда не успокоит и не приведет в чувство внутреннего комфорта.

- Современный человек – человек XXI века – какими путями приходит к Богу? Теми же, какими шли все предыдущие поколения?

- Однозначно. Это в первую очередь, призывающая благодать божья. Человек ищет внутреннего успокоения, богообщения, если говорить богословским языком. А пути те же. Болезни: вот человек оставлен врачами – куда ему податься? Он идет в церковь. И получает помощь, мы знаем множество примеров. Например, пришел один директор, из одного города Псковской области, приложился к чудотворной иконе Успения Пресвятой Богородицы и получил исцеление глаз, он сам об этом свидетельствует. Или врач, женщина из Москвы, пришла в пещеры, опустила в елей больной палец, и палец поправился – а собирались ампутировать! Или человек с язвой – попил свежей святой воды и получил избавление от язвы. То есть, один путь через болезнь. Другой – через скорби. Куда деться человеку, если у него неприятности, и он не получает помощи от людей? Приходит с верою к Богу и получает помощь, или, во всяком случае, получает силы, чтобы перенести те или иные неприятности. Невзирая на время, пути к Христу остаются прежними. Как в Евангелие: кто Христа окружал? Люди, которые искали истину, больные, убогие. Так и сейчас. Искания продолжаются, и пути ко Христу все те же.

«Если хочешь»


- Есть ли разница, крещен человек или не крещен?

- Как апостол говорит, есть ли разница между яблонькой дикой и культурной, привитой? Крещение – это мы прививаемся ко Христу, чтобы получить силы на все доброе. Я думаю, каждый человек знает, что легко сказать: будь добрым, будь сострадательным, будь внимательным, а когда доходит до дела, мы и не внимательны, и не сострадательны, и эгоистичны. И мы видим, что силы-то у нас нет для добра. И вот, как яблонька дикая прививается к культурной яблоне, так и мы через крещение прививаемся ко Христу и получаем силу на все доброе.

- Но очень много примеров, когда крещеный человек на самом деле не верит в Бога и не соблюдает заповеди, и в то же время далеко не все некрещеные люди – атеисты…

- Понимаете, тут есть очень важный момент, который надо учесть: свобода выбора, свобода воли, свобода совести. Эту свободу никто не отнимает. А Господь говорит, что «если хочешь быть совершенным – иди за мной, если хочешь достигнуть спасения – соблюдай заповеди». Вот это «если хочешь» - оно определяет человеческое искание и человеческое отношение ко Христу. А оценку этого «если хочешь», этого выбора дает Страшный суд. Жил без Бога человек – он и останется без Бога в вечности, жил со Христом – он и приблизится ко Христу, и будет получать радость от богоощения, и свое внутреннее преображение будет продолжать.

- Свобода совести – очень светское понятие, услышать его из уст священнослужителя даже немного неожиданно…

- Ну почему неожиданно? Мы же ссылаемся на закон о свободе совести в юридическом отношении. А свобода – она дана каждому человеку, это Богом данное свойство. Согласитесь, никто не может заставить человека быть злым или добрым, это свобода выбора. И получая силу от Христа, он может самосовершенствоваться. А это очень важно. Ничто материальное человека никогда не удовлетворит, по большому счету. Мы иногда об этом забываем, но на самом деле это так. И свобода всегда остается.

- Мне кажется, что об этой свободе сегодня иногда забывают, когда, например, некоторые учителя пытаются заставить детей изучать закон божий в школах. Допустимо ли это?

- В школе, согласно законодательству, изучать православие никто не заставляет. По желанию родителей – пожалуйста, основы православной культуры и закон божий. Вот родители в дневнике написали: мы не возражаем, и батюшка приходит и преподает, какое же тут заставление? Мы не заставляем. Мы говорим, предлагаем, увещеваем, но не заставляем. Слава Богу, человек свободен, и в выборе пути, и в выборе закона божия. Человек вырастает – я думаю, каждый из нас на своем опыте помнит – и вспоминает, чему его учили: а вот это надо принять, а вот это вообще ерунда, которая никогда не пригодится, а вот это я не хочу принимать. Ребенку предлагается, по воле родителей, тот путь, который уже проверен столетиями. Нам много чего навязывают. Почему я должен идти по улице и видеть рекламу, например? Мне ее навязывают. И говорят: а ты не смотри! Вот и все. Все упирается в свободу выбора.

«Вот она, грань»


- Отец Тихон, монастырь ощущает себя «государством в государстве»? Церковь и светская власть – как они взаимодействуют?

- Как Господь Христос Спаситель говорит в Евангелие: «Царство мое не от мира сего». Наша первая обязанность – исполнять евангельские заповеди, а по-человечески, попросту говоря, работать над собой. С помощью церковных таинств, исповеди, причащения. Вот это наша главная задача. И в то же время мы являемся членами земного отечества, исполняем законы, стараемся участвовать в благотворительности. Поэтому «государством в государстве» мы себя не ощущаем, у нас и в мысли этого нет. Мы живем, как подобает христианину в тех условиях земного бытия, которые нас окружают.

- Граница между мирским и духовным – где она проходит?

- Граница? Вот мученики, например, в первые века. Им говорили: вот тебе бог языческий, ты ему должен принести жертву. А он отвечал: нет, для меня Бог – святая Троица, и я ему каждый день приношу жертву своей молитвой. Ему говорят: ну тогда ты в армии не сможешь служить, вот тебе смерть. И он выбирает смерть. Вот она и граница. Или российские новомученики. Им говорили: отрекайся от Христа, проповедуй атеизм (как многие проповедовали, а потом печально кончали). Вот она, грань. Человек видит, что ему выбрать: или вечность со Христом, или проявить трусость, и выбрать временное. А если по большому счету, эта развилка между временным и вечным встречается каждый день. В отношении к ближним. Или вот, пожалуйста, выбор: завтра праздник, Преображение, надо в храм идти, а ему предлагают Олимпийские игры посмотреть. Что человек выберет? Выбрал храм – он умиротворен, не выбрал – у него муторно на душе, он чувствует, что он потерял.

- Псково-Печерский монастырь всегда был на границе между Европой и Россией. Сегодня вы ощущаете влияние пограничного положения?

- Немножко ощущаем. Когда хотим съездить, например, в Пюхтицы, нам визу надо оформлять. Паломники – если раньше свободно приезжали, теперь им визы надо оформлять. Конечно, это проявляется.

«Истина одна, и мы ее бережем»


- Отец Тихон, ведет ли монастырь сегодня миссионерскую деятельность? Как я знаю, на территории Эстонии есть православные храмы…

- Да, есть храмы, например, Вярска, построенный монастырем храм. Школа в Обинице – столетие мы праздновали в 1990-м году. И до сих пор ведется эта деятельность. У нас есть педагогическое православное общество. Мы за прошлый год роздали 146 тысяч книг. На Пасху, на Рождество, на Успение раздаем книги. Паломник может взять Псково-Печерский листок для того, чтобы найти ответы на свои вопросы, батюшка дежурит, выслушивает. Вот в этом и состоит наше миссионерство.

- Как вы взаимодействуете с другими конфессиями?

- Есть замечательная работа митрополита Киевского и всея Украины Владимира, он пишет об этом. В вопросах веры – так как Господь говорит: «имейте веру божию», он нам ее открыл, и мы ее бережем – в вопросах веры у нас компромиссов нет. Мы знаем истину, истина одна, и мы ее бережем. А культурное общение, за чашкой чая – здесь для нас границ нет. Точно также нет границ в делах милосердия и благотворительности.

- Возможны ли совместные проекты в Псковской области для православной церкви и других конфессий?

- Это уже дело правящего архиерея, потому что у нас есть священноначалие, и это дело Священного Синода. Конечно, в социальном плане совместные проекты возможны, и они есть.

- Как вы смотрите на то, чтобы «на одной улице» стояли православный храм, католический костел и мечеть?

- Если взять Санкт-Петербург, или другие крупные города, это возможно.

- Почему же некоторые говорят об этом как о чем-то недопустимом?

- Надо уважать большинство людей, и это везде так. Посмотрите, например, в Израиле, во Франции, в Японии. Есть конфессии, которым отдается приоритет, потому что они определяющие в стране, главные. Поэтому, оглядываясь на международный опыт, я думаю, что нам нужно уважать в первую очередь православие, потому что это наши корни. Это наша история, это наша культура. Есть определенные законодательные рамки, которые определяют открытие иностранных приходов.

«Монастырь – это училище»


- Как складываются отношения внутри монастыря? Попадают ли в монастырь чужие, случайные люди?

- Можно сравнить с училищем. Согласитесь, в любом учебном заведении есть случайные люди, но их не так много и они не определяют общее настроение и общие правила. Так и монастырь – это училище. Человек приходит сюда, три года перед постригом испытательный срок, он трудится, проверяет себя, и если он видит, что это ему не подходит (или у нас есть Священный собор, он проверяет, у нас есть суждение о каждом, прежде чем принять), то, пожалуйста, он может уйти и заниматься своими делами.

- А после пострига? Из училища можно отчислить в любой момент, хоть перед выпускными экзаменами, а здесь?

- А здесь точно так же. Если человек нарушает правила, почему его нельзя отчислить?

- Как образуется круг общения – ваш личный, монахов?

- В монастырь-то мы приходим для того, чтобы собраться с мыслями и с божьей помощью работать над собой. В этом красота жизни монашеской. Христос нас приводит сюда и через наставника открывает свою волю. В этом таинственная составляющая нашей жизни, которая очень нужна, это действие самого Христа Спасителя. И конечно, общение с родными. Вот они приехали, хотят увидеть Богом зданные пещеры, хотят увидеть красоту обители – пожалуйста. Приходит корреспондент газеты «Губерния» – ну как не поговорить, как не уделить внимание? Из самой жизни складывается круг общения.

- Часто ли бывают в монастыре местные жители?

- Я знаю человека, живущего рядом, который в жизни не был в монастыре. Такие крайности бывают. А на праздник Успения, в Рождество, Пасху, я считаю, все жители Печор стараются посетить обитель.

- Отец Тихон, в монастыре столько туристов, столько гостей каждый день. Остается ли у вас время для себя?

- Как у всех, времени не хватает. Наш отдых состоит в том, чтобы переменять вид деятельности. Вот помолились, вот потрудились, вот прочитал страницу книги – вот и день прошел.

«Мы сохраняем культурное наследие»


- Псково-Печерский монастырь - знаменитый памятник культуры. И выглядит, надо признать, просто замечательно. Как ведется работа по поддержанию памятников?

- В прошлом году мы закончили пятилетнюю реставрацию Михайловского собора, сейчас у нас на очереди реставрация иконостаса Успенского собора. Мы видим своей задачей сохранять уникальный историко-архитектурный ансамбль монастыря. С помощью государства, например, Борис Николаевич Ельцин посетил обитель, и появились средства на восстановление стен. Слава Богу, и охрана памятников всегда откликается. Сейчас нам предстоит совместная работа по восстановлению Мальского скита. Так совместными усилиями мы сохраняем то, что нам осталось от наших предшественников. Братия участвует в сохранении историко-архитектурного ансамбля монастыря. Кто-то за часами следит, кто-то купола содержит в порядке, кто-то в кузнице работает.

- Сегодня можно встретить примеры, когда храмы разрываются между повседневными нуждами и требованиями охраны. Например, как говорят реставраторы, отопление Троицкого собора поставило под угрозу его иконостас…

- Знаете, я был в Санкт-Петербурге, в Петропавловском храме и посещал другие музеи. Даже в государственных музеях можно увидеть сочетание современности и старины, это естественный процесс. Но насчет Троицкого собора я с вами не согласен. Там подобран такой температурно-влажностный режим, который не вредит иконам. Когда нужно совершать службу, а там почти ноль градусов – я думал, что я замерзну, еле это пережил, настолько это трудно, а храм должен действовать. Если бы там был зимний храм, такой проблемы не было бы. Но я точно знаю, что отопление иконам не вредит, и поддерживается такой режим, который нужен и самому храму. Сейчас погода неустойчивая (это раньше – если лето, то лето, если зима, то зима), и колебания температуры больше разрушают живопись, нежели отопление, которое может дать стабильную температуру в течение зимы. Сочетание современности и истории – это теперь везде.

- А чему отдается приоритет?

- Конечно, истории! Мы сохраняем культурное наследие.

«Это выбор человеческий»


- Отец Тихон, расскажите, какая часть современной культуры соприкасается с церковью?

- Да практически та же самая, что соприкасалась всегда. Живопись, литература, архитектура. Сейчас очень много пишется книг о новомучениках, о подвижниках благочестия, о старцах, и читаешь с удовольствием. Монастыри сегодня издают патерики. Это литература. Архитектура – пожалуйста. Архитектор Александр Михайлович Тютюнников дал нам возможность построить храм, вы мимо него проезжаете. В плане истории – исторические исследования проводятся в нашей библиотеке. Пение – прекрасно услышать старинное церковное пение, музыку Чайковского, Львова или современных авторов, которые продолжают эти традиции.

- А как вы относитесь к светской культуре?

- Опять же человеку предоставлена свобода выбора, или ты читай Шмелева, или ты читай что-то иное. Это выбор человеческий. Так, по-моему, в истории всегда и было.

- Ваш личный выбор?

- Конечно, церковная литература. Я с удовольствием читаю, сейчас, например, жития святых, которые подвизались на Валааме уже в XX веке. И это мое любимое чтение, о людях, которые жили совсем недавно. Мое особое предпочтение – к житиям святых и к житиям подвижников, современников, которые стремятся к Богу.

- Какие традиции вы продолжаете?

- В монастыре первая традиция – это уставное богослужение. Вторая традиция – это душепопечение, старчество, когда мы отвечаем на вопросы приходящих. И третья традиция – это социальное служение. Мы, например, выдаем ежедневно 280 обедов в город для нуждающихся. Помогаем наркозависимым, помогаем военным – и эта замечательная традиция продолжается. Создание храмов, реставрации – тоже традиция. Практически все, что было до нас, мы воспринимаем и бережно сохраняем. И это наша главная задача.

- А что-нибудь новое появляется?

- Новое? Страница в Интернете!
Светлана Прокопьева

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.