Земле Святой Троицы верой и правдой служить… -

Земле Святой Троицы верой и правдой служить…

Опубликовано 21 октября 2013 г. Святой князь Довмонт-Тимофей Псковский

2 июня – день памяти Святого князя Довмонта-Тимофея Псковского.

14 ноября 1263 года в Городце в Федоровском монастыре скончал­ся, возвращаясь из Орды, великий князь Александр Невский. Когда весть о кончине князя дошла до стольного Владимира, митрополит Кирилл вышел на помост соборной площади и объявил: "Дети мои ми­лые! Знайте, что зашло солнце зем­ли русской!". Великий плач раздался на площади.

В этот скорбный час русские люди еще не знали, что пройдет три года, и их Родина получит нового князя, чьи воинские подвиги потря­сут Литву и Данию, Германию и Ливонию, чья воинская слава будет достойным продолжением славных дел Александра Невского. Имя ему Довмонт, 33 года он верой и прав­дой служил земле русской и Пскову.

Тяжелым для Руси выдался XIII век: с юга несли разорения татаро-монгольские орды, с северо-запада границы псковской и новгородской земель подвергались нападению воинственной Литвы, датских и швед­ских завоевателей. Особую настой­чивость проявлял Ливонский орден в стремлении завоеваний русских земель и обращении населения завоеванных территорий в католиче­скую веру, на что было получено благословение римского папы Гри­гориях!

Благодаря гибкой и мудрой по­литике Ярослава Всеволодовича и Александра Невского была сохра­нена Русь, Владимиро-Суздальское княжество и отражен крестовый поход Ливонского ордена на новгородско-псковские земли. Положе­ние в Литве в это время характе­ризуется феодальными междоусо­бицами. В ходе острой борьбы великим князем литовским стал Миндовг. Это был человек властолю­бивый, жестокий и хитрый. Одер­жав победу в 1260г. над войсками Ливонского ордена у озера Дубе, Миндовг велел сжечь попавших в плен рыцарей. Можно себе пред­ставить, что творили предводимые таким князем рыцари на русской земле.

В этой сложной исторической обстановке и разворачиваются со­бытия, связанные с князем Довмонтом. Есть несколько версий о том, что побудило князя Довмонта покинуть Литву и прибыть в Псков. Мы будем придерживаться сведе­ний, изложенных в Ипатьевской летописи и житии Довмонта. Довмонт был князем Нальшанской земли. Довмонт и Миндовг были женаты на сестрах, и, когда умерла жена Миндовга, он силой забрал жену Дов­монта. Весть о случившемся дошла до Довмонта, и он решил жестоко отомстить. А вскоре и представил­ся случай. Миндовг вел тяжбу за Брянское княжество, и чтобы покорить его, послал туда свою дружи­ну. Этим моментом воспользовал­ся Довмонт. Он напал на усадьбу Миндовга. В ходе жестокой схватки дружина Довмонта разгромила малочисленный отряд Миндовга, по­гибли он сам и два его сына. Это случилось осенью 1263 года. Вслед за тем началась резня в Литве. Единственный оставшийся в живых сын Миндовга Войшелк взял власть, он мстил за смерть отца и братьев. Тогда Довмонт с дружиной и литов­скими семьями, спасая жизнь, бе­жал в Псков. Здесь дохнула на него, говорит древний летописец, "обно­вляющая благодать Божия". Дов­монт и его окружение прониклись уважением к православной вере и приняли крещение в Троицком собо­ре, Довмонт был наречен Тимофе­ем. Псковичи присматривались к князю. Довмонт был человеком без­заветной храбрости, умелым вое­начальником, хорошим организато­ром и воспитателем. Псковское ве­че решило, что с Довмонтом будет ладить легче, чем с великокняже­ским сыном Святославом, посади­ло Довмонта на псковский княже­ский престол, а Святослава попро­сили оставить Псков. Довмонт был именно таким князем, в каком нуж­дался Псков - незаменимым борцом за землю Святой Троицы и за псков­скую свободу и независимость.

Однако было не так все просто с княжением Довмонта, существова­ла договоренность между Великим Владимирским князем и Псковом, которая запрещала городу брать кня­зя из "Литовской руки", и хотя этот случай явно не подходил под дого­вор, так как князя Довмонта никто не навязывал Пскову, псковичи до­бровольно его избрали, князь Ярос­лав Ярославич попытался сме­стить Довмонта и поставить в Псков своего князя. Придя в Новго­род с низовскими полками, великий князь Ярослав Ярославич пытался склонить новгородцев идти на Псков, но новгородцы не согласи­лись и отговорили князя Ярослава вмешиваться в псковские дела, и великий князь вернулся во Влади­мир.

А князь Довмонт первым делом обратился к псковичам с просьбой предоставить ему небольшую дру­жину для похода на Литву. Там в это время усобица разгорелась с новой силой. Литовские дружины стали все чаще нападать на русские зем­ли. Особенно усердствовал в этом литовский князь Гердень. В 1266 году Довмонт с псковской дружиной в 270 воинов напал на земли князя Герденя. Герденя не было в это время в своих владениях, и Довмонт прошел по всем его землям, захватив жену, двоих детей Герденя, много пленных и добычи. Конечно, с таким малочисленным войском рассчитывать на более крупный военный успех нельзя было, и князь повернул свою дружину назад. При возвращении в Псков, перейдя Двину, Довмонт рассудил, го Гердень не смирится с потерей семьи и снарядит погоню. Отправив пенных и добычу с большей частью своей дружины, Довмонт с 90 воинами устроил засаду на берегу Двины. Погоня вскоре появилась, пере­правилась через реку и остановилась на берегу для отдыха, не подозревая о засаде. Князь Довмонт, готовясь к нападению, вдохновлял своих воинов: "Братья мужи псковичи, кто стар, тот отец, а кто млад, тот брат. Слышал есть мужество ваше во всех странах. Се же, братие, предлежит нам живот и смерть. Братия мужи псковичи, потягнете за святую Троицу и за Святые церкви и за свое Отечество". Небольшая псковская дружина 18 июня 1266 года, ведомая князем, напала внезапно на отряд Герденя из 700 войнов. Почти все преследователи нашли смерть на берегу реки. Гердень еле спасся бегством. Через год, в 1267 году, князь Довмонт повторил поход на земли Герденя и в бою убил его. После этого Литва надолго за­была дорогу на русскую землю.

В 1267 году начались набеги дат­чан и ливонских немцев на север­ные земли Пскова и Новгорода. Что­бы унять захватнические устрем­ления датчан и немцев, Новгород­ское вече вместе со своим князем Дмитрием Александровичем реши­ло собрать большое объединенное войско из семи русских княжеств: Новгорода, Пскова, Переяславля-Залесского, Владимира, Суздаля, По­лоцка и Твери. Войско возглавил сын Александра Невского Дмитрий, отдельные дружины, входящие в войско, возглавляли сыновья тогдашнего великого князя Ярослава Ярославича - Святослав и Михаил, князь Юрий Андреевич Суздальский, Константин Ростиславич Смолен­ский, Псковский князь Довмонт и новгородские посадники и тысяц­кие.

Проведав о предстоящем похо­де русского войска, Ливонский ор­ден прислал в Новгород гонцов с предложением мира и обещанием не помогать датчанам и зависимым от них эстонцам.

В январе 1268 года объединен­ное русское войско вторглось в дат­ские владения. Целью похода был разгром отрядов и крепостей круп­нейшего датского феодала фон Кивеля, управляющего севером Эсто­нии. 23 января 1268 года тридцати­тысячное русское войско разгроми­ло отряды датчан и эстонцев, один из этих отрядов вместе с награб­ленным на русской земле имущест­вом спрятался в пещере. Три дня русские воины не могли выбить их оттуда. Тогда по предложению Дов­монта в пещеру были пущены реч­ные воды. Противник был вынуж­ден покинуть пещеру и стал легкой добычей русских.

Покончив с датчанами, русское войско направилось к Раковору (со­временный Раквере в Эстонии). Не­далеко от Раковора они встретили огромное войско Ливонского орде­на. Орден не сдержал данного сло­ва и выступил на помощь датча­нам. Во главе выстроившейся к бою немецкой "свиньи" был магистр ордена Отофон Роденштейн, а также дерптский епископ Александр. Встреча с большим немецким войском у реки Кегалы была неожиданной для русских. Русское войско едва успело построиться к бою. В центре расположилась новгородская дружина, псковичи во главе с Довмонтом по правую руку, по левую - дружина Михаила Тверского Еще воины не выстроились для боя как рыцарская "свинья" устремилась вперед. "И была сеча такая, - писал летописец, - какой не видалини отцы, ни деды". В течение четырех часов шло сражение. Войско Довмонта перешло в наступление и немцы дрогнули, их гнали почти 7 километров до Раковора. Потери немцев были настолько велики, что русская конница не смогла долго преследовать бегущих рыцарей. Горы трупов мешали движению лошадей. Это случилось 18 февраля 1262 года. Даже немцы назвали Довмонта героем Раковорской битвы. После победы русское войско вернулось домой, но Довмонт со  своей дружиною прошел по эстонским землям вплоть до побережьяБалтийского моря, возвратившись в Псков с богатой добычей и множеством пленных. В ознаменование победы под Раковором Довмонт построил свой первый храм на будущей территории Довмонтова города в честь своего небесного покровителя Тимофея Газского. (В старину было принято отмечать важные события, в том числе и воинские подвиги, строительством церквей и часовен). Новгородский князь Дми­трий Александрович признавал за­слуги Довмонта перед русской зе­млей, его талант полководца и хра­брость, проникся уважением и до­верием к нему, выдав за Довмонта свою дочь Марию Дмитриевну.

Только что отгремела Раковорская битва, а уже в начале апреля 1268 года тысячный отряд ливонцев захватил несколько погранич­ных псковских сел. Довмонт во гла­ве небольшой дружины (всего 60 воинов) выступил против рыцарей. Покажется невероятным, но 60 войнов Довмонта разбили отряд ливонцев в 800 человек. Это произош­ло в день Святого Георгия (23 апре­ля). Возвратясь с победой в Псков, Довмонт построил храм в честь покровителя воинов - Святого Ге­оргия.

Известие о новой победе Дов­монта побудило магистра Ордена готовить новый поход. В июне 1272 года войско Ливонского Ордена во главе с магистром подошло к Пско­ву, по пути они сожгли Изборск. Как сообщала Ливонская хроника, в со­ставе немецко-датского войска бы­ло 180 рыцарей, 18000 ополченцев и 9000 корабельщиков. Они привезли и мощные стенобитные орудия, гро­зя сравнять Псков с землей. Пско­вичи послали гонца в Новгород с просьбой о помощи. Довмонт долго изучал лагерь ливонцев со стен псковской крепости, молился в Тро­ицком соборе, положив свой меч перед алтарем. После этого игумен Исидор и весь иерейский чин опоя­сали князя мечом и благословили на битву. Сражение у стен Пскова дли­лось 10 дней. В ходе одного из боев Довмонт пробился к магистру и ра­нил его. Боевой дух рыцарей сильно упал, а когда появилось новгород­ское войско, они бросились бежать. Победа была одержана 8 июня в день памяти святого мученика Фе­дора Стратилата.

В июне 1272 года был заключен мир, после подписания которого на­шествие ливонцев на псковские зе­мли прекратились вплоть до конца XIII века. Довмонт же построил в честь победы церковь Федора Стра­тилата.

В период относительного воен­ного затишья в последней четверти XIII в. разворачивается активная строительная деятельность пскови­чей, строится новая линия крепост­ных сооружений - Довмонтов город. Псков превращается в первокласс­ную средневековую крепость, спо­собную выдержать любую осаду.

Ливонский орден не отказался от мысли овладеть городом. 4 мар­та 1299 года большой отряд ливон­цев подошел к Пскову, разграбил посады, поубивал их жителей. Под­верглись нападению и монастыри. В Мирожском был убит игумен Ва­силий и несколько монахов, в Снетогорском убили игумена Иосафа и 17 монахов. Город осаждался 10 дней. Возглавлявший войско коман­дор ордена расположился у церкви Петра и Павла наберегу реки. Пско­вичи тщательно готовились к бит­ве, и вот распахнулись ворота го­рода и выехало навстречу врагу русское войско во главе со старым князем Довмонтом. Снова вчита­емся в летопись: "И бысть сеча зла, яко николи же такова подо Пско­вом не бывала", меч Довмонта сверкал над головами врагов, и в старости князь обладал недюжин­ной силой. Уцелевшие немцы вплавь добирались к своим судам и в спешке уходили. И вновь пско­вичи со своим доблестным князем праздновали победу.

Разгром врага у стен родного города был последним подвигом Довмонта-Тимофея. Вскоре он за­болел, заразившись во время вспыхнувшей в Пскове эпидемии и умер 20 мая 1299 года (по ст. ст.). Глубоко переживали псковичи кон­чину их любимого князя. Похорони­ли его в княжеской усыпальнице Тро­ицкого собора, а через год сконча­лась и благоверная супруга его Ма­рия Дмитриевна, в иночестве Мар­фа, и была погребена в соборе Иоанна-Предтеческого монастыря.

Довмонт был самым любимым князем в Пскове из всех князей ко­гда-либо княживших. Причисленный к лику святых Русской православ­ной церковью, этот князь долгие ве­ка считается небесным покровите­лем Пскова.

Его образ сохранился в литера­турных источниках, на основе уст­ных преданий было составлено его житие. Рассказ о Довмонте в мане­ре воинской повести был внесен и в псковскую летопись. Образ Довмон­та отражен и в другом виде искусст­ва - в иконописи. Изображение кня­зя сохранилось на иконе, которая находится в Псковском музее-заповеднике, так называемой Мирожской Оранте, слева - князь Довмонт, справа - его жена, княгиня Мария.

М. Медников

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.