Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.
Издревле Троицкий собор был главною святынею не одного только города Пскова, но всей Псковской земли. Для Псковичей он имел то же значение, что Софийский собор для Новгородцев. Воинственный клич: «Постоим за Св. Троицу!» - возбуждал мужество ратных людей во время битвы. Победу над врагом Псковичи приписывали не себе, а милости Св. Троицы. Всякое важное дело предпринималось не прежде, как помолившись св. Троице. Самое государство Псковское отождествлялось с «домом Св. Троицы». Так, напр., Псковичи в 1461 г. благодарят великаго князя за присылку «в дом Св. Троицы» воинского отряда для борьбы с Немцами. В Троицком соборе или возле него вершились все важнейшие государственные дела: в соборе сажались на княжение Псковские князья; возле собора находился княжеский дом; тут же собиралось вече; в соборе находился особый ларь для хранения государственных документов и проч.
Словом, собор был центром государственной жизни древнего Пскова.
Ныне существующий Троицкий собор есть 4-й по счету. Первый храм, по преданию, был сооружен во времена св. Ольги, приславшей из Киева «много злата и сребра» на его построение. Это был храм деревянный. (1) Год сооружения его не известен, но если принять за верное указание летописи о посещении св. Ольгою Псково - Новгородской области в 957 г., то следует признать, что первый Троицкий храм был выстроен во 2-й половине Х века. Он простоял до 1137 года, когда св. князь Всеволод-Гавриил заложил на месте прежнего деревянного новый каменный собор, оконченный в 1138 г. Впоследствии в этом храме были положены мощи его создателя, св. князя Всеволода. Этот второй по счету собор простоял до 1363 г., когда свод его рухнул, повредив отчасти и св. мощи. В 1365 г. на старом основании (2) заложен новый собор при посадниках Анании и Павле и освящен в 1367 г. По счету это был уже третий собор. Спрашивается: какова была архитектура этих трех последовательных храмов? Относительно первого, деревянного, мы не имеем ровно никаких сведений. Что же касается 2-го и 3-го, то материалом для суждения о них служат следующие иконы:
1) Св. Всеволода Гавриила с храмом в левой руке - в Троицком соборе, у мощей благоверного князя. Храм изображен одноглавым, с 5-ю рядами закомар.
2) Такая же икона в Козьмодемьянской церкви с Примостья; храм одноглавый, с 2-мя рядами закомар; над 2-м рядом стоит 8-мигранник с окнами; на нем трибун также с окнами и с арочными украшениями по карнизу; на трибуне луковичная глава с 8-миконечным крестом.
3) Такая же икона в церкви св. Николая со Усохи; храм 5-главый, с двумя рядами закомар.
4) Такая же икона в Васильевской церкви.
5) Видение старца Дорофея, в Покровской от Пролому церкви; храм одноглавый, с 2 рядами закомар, но форма последних отличается от предыдущих икон: на тех все закомары кружальные, а здесь они с заостренными подвышениями; расположение их также иное.
6) Икона с тем же сюжетом, находящаяся в Гостином ряду, у лавки Жиглевича; храм сходен с описанным.
7) Сретенская икона (3); храм одноглавый, с двумя рядами закомар, стоит на высокой подклети, вследствие чего форма его не кубическая, а вытянута вверх, весьма подходящая к нынешней; закомары с подвышениями, как на № 5; формы их и самое устройство почти тождественны с реставрацией собора Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом монастыре (конца XV века). (4)
Так как эти иконы, за исключением 7-й, остаются неисследованными, к тому же некоторые из них закрыты ризами, то мы не решаемся делать никаких выводов, предоставляя это лицам сведущим и опытным. В 1609 г., во время сильного пожара, в Кремле взорвало пороховой склад, отчего рухнули стены по обеим набережным - Великой и Псковы. В соборе все сгорело, кроме гробницы св. князя Довмонта. (5) Очевидно, что храм был исправлен, так как простоял до 1682 года, когда митрополит Маркел приступил к постройке на его месте нового собора из тесаной плиты, на старой основе. Но не успели его выстроить, как своды и вся верхняя часть обрушились. В 1691 г. митрополит Илларион стал продолжать постройку, которая была, наконец, окончена и освящена в 1699 год при митрополите Иосифе. Это и есть нынешний Троицкий собор, четвертый по счету. Он несколько раз подвергался пожарам и был реставрирован снаружи и внутри. В 1770 г. к нему пристроены контрфорсы. В 1852 г. средняя глава его была вызолочена, но с тех пор позолота сошла и теперь все 5 глав выкрашены в серый цвет. (6) Последнее обновлены собора происходило в 1871 году.
Храм выстроен в испорченном Русско-Византийском вкусе. Он двухъярусный, причем нижний ярус есть, очевидно, подклеть древнего собора. Длина храма 28 с. 5 вершк., ширина 17,67 саж„ высота до средней главы 22 с. 2 арш., с крестом 36 саж. 2 аршина (7), но храм кажется еще выше от высоты места, на котором выстроен. С западной стороны Пскова собор виден за 57 верст. Он имеет форму удлиненного куба, покрытого 4-хскатною крышею с 5 куполами, поставленными не посредине, а ближе к вост. части. Последняя имеет 3 полукруглые абсиды, со сводами на половинной высоте храма. К северу и югу от абсид находится по одной пристройке, в коих помещены боковые приделы. Пристройки имеют свои особые абсиды и главки. С зап. примыкает паперть, на которую входят по широкой крытой лестнице. Некоторые окна украшены разорванными фронтонами во вкусе конца XVII века. Вокруг всего храма тянулся прежде поясок из красивых разноцветных кафелей, часть коих скрылась навсегда под позднейшими контрфорсами, а остальная варварски забелена и отчасти даже покрыта цементом. (8) В нижнем ярусе находилась прежде усыпальница Псковских князей. При епископе Симоне Тодорском (1745-1753) здесь была устроена церковь во имя св. Ольги, но в 1770 г., после пожара, уничтожена. В 1903 г. на ее месте устроена церковь во имя преп. Серафима Саровского.
Внутри храм производит весьма благоприятное впечатление своей высотой (22 саж. в среднем куполе), обилием света, льющегося из двух рядов широких окон, и величественным иконостасом. Своды главного храма поддерживаются шестью четырехгранными из тесаной плиты колоннами.
Иконостас средней части храма-неизвестного времени, но, судя по тому, что два верхних его тябла иной архитектуры, можно думать, что он находился прежде в старом Троицком соборе 1365 г., из коего и перенесен в новый, а так как для нового оказался низок, то к нему пришлось приделать два новые тябла. Таким образом, по высоте иконостаса от полу до двух верхних ярусов можно судить о высоте собора 1365 года. Нижний ярус иконостаса сделан в виде цоколя. В нем помещены изображения древних философов и мудрецов с хартиями в виде свитков в руках. На хартиях написаны пророчественные изречения, относящиеся к явлению в мире Мессии.
Главная святыня собора есть мощи св. князя Всеволода-Гавриила, стоящие в главной части храма, на сев. стороне. Всеволод Мстиславич прожил во Пскове не более года, но оставил здесь прочную память как первый Псковский князь и как строитель первого каменного собора Св. Троицы. Он скончался 11 февраля 1138 года и первоначально был положен в им же построенной деревянной церкви св. Дмитрия Солунского за Детинцем, в нынешней Довмонтовой крепости. Вскоре после его преставления последовал ряд знамений и чудес над его гробом. В 1193 г., 27 ноября, мощи его были торжественно перенесены в Троицкий собор. При падении сводов этого собора, в 1362 году, отторглась часть главы св. князя. Эта часть в 1583 г. была вложена в особый серебряный ковчежец и поставлена открыто на гробнице св. Угодника Божия. Канонизация св. Всеволода всероссийскою церковною властью произошла на соборе 1547 г., в Москве, Новгородская же епархиальная власть канонизовала его гораздо ранее - в 1193 г. По сооружении нынешнего храма, мощи св. Всеволода были поставлены в правом приделе, сооруженном во имя его, где они и почивали открыто, но Петр I приказал их закрыть. В 1834 г. была сделана для мощей серебряная рака, в которую они были положены вместе с прежним дубовым гробом. 22 апреля 1834 г., в самый день Пасхи, на вечерни, мощи были перенесены из придела на нынешнее место. Ковчежец с частью главы, стоявшей на раке, в 1860 г. похищен неизвестно кем. На столпе близ раки повешен меч св. князя в деревянных ножнах. Длина его 2 арш. 2 в., вес без ножен 17½ ф. Верхняя его часть состоит из навершья, рукояти и перекрестья. Навершье серебряное, позолоченное, плоское, в разрезе семигранное; вокруг него готическая надпись: "Honorem meum nemini dabo" (чести моей никому не отдам). На плоской стороне герб: два коронованных льва стоят на задних лапах, поддерживая передними большую корону, под ними растительный орнамент, среди коего выделяется кедровая шишка. Рукоять обложена серебром и алым бархатом. Перекрестье серебряное, вызолоченное, надето на рукоять неправильно, верхом вниз, вследствие чего имеющаяся на нем надпись (та же, что и на навершье) также перевернута. (9) На рукояти темляк с тяжелой кистью. Клинок стальной, покрытый от перекрестья до средины продольными желобками, для уменьшения веса. Деревянные ножны довольно ветхи, скреплены двумя серебряными, позолоченными гайками, с кольцами для подвешивания меча, и таковым же наконечником. На гайках изображены те же львы, что и на головке, а наконечник украшен драконом.
Принадлежность этого меча св. Всеволоду, жившему в XII веке, была заподозрена еще Карамзиным (История, т. II, примеч. 266). В Русск. Древност., изд. гр. Толстым и г. Кондаковым, меч этот прямо назван «подобранным» (вып. 6, стр. 173). Старший хранитель Императ. Эрмитажа Я. И. Смирнов (10) выразил следующее мнение: форма клинка - Итальянская; дракон обычен в Итал. искусстве XIV века; стиль букв - также XIV века; совокупность этих признаков указывает на XIV, а не на XII век. Короны могут означать принадлежность меча какой-то коронованной особе. Знак оружейного мастера на мече до сих пор открыть не удалось, так как весь клинок сильно заржавлен. Есть еще мнение весьма видного ученого археолога, что разные части меча сделаны не одновременно.
Установить время появления этого меча в Троицком соборе нет возможности, за отсутствием достаточных данных. Из летописи мы знаем только, что и 1570 г. Иван Грозный, войдя в собор, поклонился мощам св. Всеволода и «удивился меча его величествию». Нынешний меч так же поражает своими размерами и весом, а потому возможно допустить, что это именно тот меч, которому некогда дивился Грозный и который, следовательно, не возбуждал тогда никаких сомнений. Как бы то ни было но меч Всеволода, так же как и меч Довмонта, служит для Псковичей предметом благоговейного почитания. По прекрасному выражению Н. И. Серебрянского, золотые слова, начертанные на мече Всеволода стали девизом всей ратной жизни Пскова. (11) Прежде при гробнице св. Всеволода, рядом с мечом, находился и щит св. князя, но он утрачен неизвестно когда. (12)
В правом приделе находятся гробницы св. князя Довмонта-Тимофея и св. Николая Салоса. Храбрый защитник Пскова Довмонт скончался 20 мая 1299 года и был погребен в Троицком соборе. Религиозное почитание его началось, по-видимому, в XIV веке, когда напор Немцев на Псков принял особенно угрожающий характер. Грозные политические события вызывали к памяти Псковичей образ храброго воителя Довмонта, пред которым трепетали Меченосцы. Эти воспоминания перешли, наконец, в религиозное почитание почившего князя, и в 1374 году создана была в Довмонтовой крепости церковь во имя его. Из чудес св. Довмонта некоторые занесены в летописи. Напр., и в 1480 г., во время осады Пскова Немцами, св. князь явился во сне некоему благочестивому мужу и приказал трижды обнести вокруг городских стен покров с его гроба. Когда это было исполнено, Псковичи смело кинулись в бой и нанесли рыцарям поражение. Тем не менее празднование в честь св. Довмонта было и остается доныне не общерусским, а местным Псковским.
Гробница св. Довмонта имеет вид высокого ящика очень простой работы. В ящике находится дубовый гроб с плоскою крышкой. Есть ли это подлинный гроб Довмонта и содержит ли он подлинные мощи св. князя? Граф М. Толстой (Святыни и древности Пскова, стр. 34) говорит: «неизвестно, когда перенесены мощи благоверного князя из нижней в верхнюю церковь; но полагают, что не ранее построения нынешнего собора». Следоват., достоверных сведений об этом событии нет, а есть только догадки. И. И. Василев (Археол. указатель, стр. 30) говорит, что гробница эта поставлена в честь св. Довмонта, следоват., не есть подлинная его гробница. По мнению Василева, место погребения князя неизвестно. Между тем место это и самая гробница были хорошо известны в первой половине XVI века, так как в летописи рассказано чудо исцеления слепой, происшедшее у гроба св. Довмонта в 1536 году (Полн. собр. рус. лет., изд. археогр. ком., т. IV, стр. 302). Академик Кондаков определенно говорит, что после стольких разорений Троицкий собор не мог сохранить мощей св. Довмонта и что нынешняя гробница поставлена только в честь его (Рус. древн., вып. VI, стр. 175). В 1746 г. епископ Симон Тодорский доносил Синоду, что в закрытом гробу св. Довмонта он видел жестяную крабицу, около 1 арш. длиною, запечатанную черною печатью, кем и когда-неизвестно. На основании этого доношения можно было бы считать установленным: 1) что в 1746 г. гробницу эту официально считали Довмонтовскою и 2) что в ней находились св. мощи в особой жестяной крабице, около 1 арш. длиною. Но одно обстоятельство вносит новое сомнение в этот запутанный вопрос: нам передавали, что при епископе Антонине (1893-1902 гг.) неофициально были освидетельствованы гробницы св. Довмонта и св. Николая Салоса, причем оказалось, что в первой находятся св. мощи не в крабице, а во всю длину гроба, во второй же действительно найдена железная крабица. Не были ли после 1746 г. перемещены надписи над обеими гробницами? Во всяком случае, вопрос о подлинности гробницы св. Довмонта остается открытым.
В простенке близ гробницы висит в деревянных ножнах меч, почитаемый мечом св. Довмонта. Приводим его описание по книге графа И. И. Толстого «Псковские монеты" (стр. 25- 26). "Меч этот имеет стальной, потемневший от времени клинок, с гранью посредине, постепенно сглаживающеюся к острию; длина клинка 17 вершков; шириною в основании он дюйма в два и к концу постепенно суживается. У основания рукояти находится серебряная, когда-то позолоченная поперечина, несколько загнутая книзу, с четвероугольною на ней пластинкою с закраинкою, пригнутою к основанию клинка. Рукоять меча обложена деревом, имеющим посредине некоторое утолщение, и обвита вдвое витою серебряною, вызолоченною проволокой; рукоять оканчивается круглою серебряною вызолоченною головкой, в средине которой с обеих сторон есть гнезда, куда были вставлены какие-либо камни. Ножны меча деревянные, обтянутые темно-зеленым бархатом, сильно потертым и изорванным; наконечник ножен серебряный, вызолоченный, с резным узором и выгравированными рельефными листьями. Колец для подвески меча на ножнах не имеется».
К этому описанию мы можем добавить еще некоторые подробности. Вес меча 6½ ф. На обеих сторонах клинка нам удалось рассмотреть едва видные пунктирные схематические изображения бегущего зверя. Как сообщил нам один при наших известнейших специалистов по древнему оружию, этот знак есть так наз. "Пассауский волчок", который можно отнести ко 2 половине XIII века, (13) т. е. именно ко времени св. князи Довмонта.
При вышеупомянутом посещении Пскова учеными-археологами в 1911 г. было высказано предположение, что меч св. Довмонта был прежде длиннее, а впоследствии укорочен со стороны рукояти. Граф (И. И. Толстой не сомневается, что на Псковских монетах времени независимости изображен именно описываемый нами меч. (14) Если он подлинный, то историческое значение его громадно, ибо он служит вещественным выражением независимости Пскова и эмблемою верховной власти Псковских князей, которым Псковичи торжественно вручали этот меч в храме Св. Троицы, при посажении на Псковский «стол».
Во время нашествия рыцарей на Псков в 1272 г. князь Довмонт, войдя в Троицкий собор, положил меч свой пред алтарем и, пав на землю, воскликнул: "Господи Боже силъ! Мы, людие Твои и овца пажити Твоея, имя Твое призываемъ. Призри на кроткия, и смиренныя возвыси, и гордыхъ высокия мысли низложи, да не опустѣетъ пажить овецъ Твоихъ". После этого игумен Исидор препоясал его мечом, и храбрый князь, не дождавшись Новгородской помощи, с малой дружиной бросился на Немцев и обратил их в бегство (Псков, лет. под 1272 г.).
В третьем окне на южной стороне того же придела стоит гробница св. Николая Саллоса (юродивого). По словам Псков. летописи, когда Грозный в 1570 г. явился во Псков после разгрома Новгорода, то блаженный Николай смело стал обличать царя и укорять его в напрасном кровопролитии. Этим он укротил сердце Иоанна и спас свой родной город. Предание добавляет, что св. Николай предложил Иоанну, в виде угощения, кусок сырого мяса. "Я христианин и не ѣмъ мяса в посту",- сказал Иоанн. "Ты пьешь кровь человѣческую", - отвечал ему блаженный. Св. Николай скончался 27 февраля 1576 года. (15) Благодарные Псковичи похоронили его под Троицким собором, где до тех пор погребались только Псковские князья.
О гробнице св. Николая можно сказать почти то же самое, что и о Довмонтовой, т. е. повторить те же данные и те же сомнения. Весьма возможно, что пожар 1609 г., истребивший почти все соборное имущество, повредил мощи св. Николая. Нынешняя его гробница, по внешнему виду, одинакова с Довмонтовой: тот же простой высокий ящик, в котором стоит плоский дубовый гроб, но верхняя его доска покрыта цветным орнаментом. Выше было упомянуто, что в гробе помещается жестяная крабица, около 1 арш. длиною. Говорят, будто глава св. мощей, почивающих в этой крабице, имеет пробоину, совершенно круглую, с ровными краями.
Иконы. Икона св. Троицы, находится на зап. стороне второго правого столпа, считая от входа. Икона древняя и, вероятно, была местною в одном из прежних храмов. Украшена богатым серебряным окладом, с драгоценными камнями. Посреди, в четвероугольном очертании изображены три странника у кущи Авраамовой, (16) а около нее кругом представлены события ветхозаветной истории, а именно: вверху: сотворение мира; пребывание первых людей в раю и их падение; справа: умовение ног Авраамом трем странникам; гибель Содома; явление Бога Иакову в Вефиле; беседа Бога с Иаковом; Моисей и Аарон пред Скиниею; явление Бога в столпе облачном; поклонение тельцу у Синая; беседа Бога с Моисеем на Синае; услаждение вод Мерры; преследование Евреев Фараоном; слева: явление Бога в купине; явление диавола пред Господом и вручение судьбы Иова диаволу; принесение Исаака в жертву; сретение Авраамом трех странников; беседа Авраама с Богом о судьбе Содома; Авраам, умоляющий трех странников войти в кущу его. Изображение Св. Троицы покрыто серебряною позлащенною ризою с чеканными цветами. Под каждым ликом серебряный с позолотой подбородок, на кот. вычеканены изображения: на среднем - Св. Троицы, на правом Иоанна Богослова и на левом - Божией Матери. Длина всей иконы 2 арш. 2 в., ширина 13 в. Длина собственно изображения Св. Троицы, покрытого ризою, - 1 арш. 5½ в., ширина 1 арш. 7½ в. (17)
Против иконы, у восточной стороны первого правого столпа находится древнее царское место, реставрированное в 1856 г. Реставрация исказила и уничтожила в нем много древнего.
Чирская икона Божией Матери. Находится за правым клиросом. Икона двуличная, т.е. писанная с обеих сторон, из коих каждая имеет свою особую откосную раму не равной величины. Та и другая рамы лежат не на поверхности иконы, а на самых отрезах ея, и задними откосами наклонены в противоположные стороны. На одной стороне иконы изображена Божья Матерь Одигитрия (путеводительница), а на другой написаны св. Лука и преп. Феодосии Печерский. Второе изображение более древнее, нежели первое, и осталось нетронутым реставрацией. На откосе задней стороны сохранились даже остатки древнего, весьма изящного орнамента. Изображение же Божьей Матери недавно подновлено. Кругом иконной доски, с той и другой ее стороны, сделана соответственно четырем сторонам иконы четвероугольная выпуклость в виде рамы, и вся, кроме нижней стороны, покрыта ликами разных святых. Покрыты изображениями святых и откосы рам, кроме нижних откосов. Длина самой иконы 14 в., ширина 11½ в. Длина рамы с лицевой стороны 1 ар. 2 в., ширина 1 арш. На серебряной вызолоченной доске вырезана следующая надпись; «Сия чудотворная Пресвятыя Богородицы икона перенесена въ сей Псковский Кафедральный соборъ съ подобающимъ крестнымъ ходомъ изъ Псковской же Чирской волости в 1420 г., во время трехдневнаго течения из очей ея слезь и свирепствовавшей в градѣ Псковѣ и предѣлахь его моровой язвы». Риза на икону устроена в 1835 г. Празднование в соборе бывает ежегодно 16 июля. Но, неизвестно почему, с течением времени эта икона была забыта Псковитянами и хранилась просто в соборной ризнице. В первой четверти XIX в. известный автор – «Истории княж. Псковского», архиепископ Евгений, впоследствии митрополит Киевский, взыскал и снова открыл ее взорам верующих. По мнению Н. П. Кондакова, Чирская икона относится не позже как к XV столетию. (18)
Икона, известная под именем Псковской Божией Матери, длиною 1 арш. 13½ в., шир. 1 арш. 2½ в. До 1848 г. хранилась в Богоявленской церкви между старыми вещами, не имела ни украшений, ни надписей, кроме пометки на задней стороне о ее поновлении в последней четверти XVIII века. В 1848 г., по время сильной холеры, свирепствовавши во Пскове, была отыскана купцом Алексан. Вас. Барзовым, перенесена в собор и украшена богатою ризою с жемчугом и драгоц. камнями. Находится она у первой правой колонны, при входе в собор. Хранится в раззолоченном кивоте с двумя ангелами большого размера, окруженном позолоченною же решеткою. К сожалению, все эти украшения, хотя весьма блестящие, совершенно лишены вкуса, и сверх того в одной из надписей, размещенных внизу иконы, сделана странная ошибка: чудеса, принадлежащие чудотворной иконе Чирской Божьей Матери, и даже празднество, установленное в честь ее в 1420 г., несправедливо и безо всякого основания приписаны сему образу. (19)
Икона Владимирской Божией Матери, очень древняя, покрытая чеканною серебряною, позлащенною, с чеканными цветами ризою и украшенная по местам жемчугом. Риза, как заметно, работы давней. На зарукавьях находится по вставке из граната, а на левом плече две вставки - из граната и простого зеленого камня; обе обложены жемчугом. На персях три привески: 1) овальная, серебряная, вызолоченная небольшая икона с черневым изображением вверху Господа Саваофа, а внизу мученика Иерофея и мученицы Ирины; 2) фермуар из яхонтов с двумя жемчужными подвесками и 3) две серьги из белых камней. Убрус на Богоматери и подбородки у Богоматери и Богомладенца - жемчужные с вставками из драгоценных и простых каменьев. Корона на Богоматери значительной величины, сквозная, чеканная, прекрасной работы, со вставками разной величины и разного цвета из драгоценных и простых каменьев. Края иконы выложены позолоченным серебром со сканью. Длина иконы 1½ арш., шир. 15 верш.
Тихвинская икона Божьей Матери, у гробницы св. Николая весьма древняя, украшенная по краям и полям позлащенною басмою. Венцы на Богоматери и Спаситель серебряные, с разноцветною сканью. К иконе прикреплена откосная деревянная рама, расписанная очень искусно в старинном вкусе, повидимому, XVI века, разными цветами по тёмно-зеленому полю. Длина иконы 1 арш. 3½ верш., ширина 15½, верш.
Икона Знамения Богородицы, у правого клироса в правом приделе св. князя Всеволода-Гавриила, у самого того места, где до 1834 г. покоились мощи сего Угодника Божия. Икона весьма древняя, длиною 14 в., шир. ¾ арш., Византийского письма. Оклад очень замечателен как образец древнего искусства.
Другая икона Знамения, шитая по белому атласу золотом, длиною 14 в., шир. ¾ арш., также очень древняя.
Икона св. благоверного князя Всеволода-Гавриила, весьма древняя и близкая к древнему лицевому подлиннику, (20) еще в XVI веке бывшая чудотворною, (21) длиною 1 арш. 15 верш., шир. 1 арш., в чеканной сребро-позлащенной ризе, на коей есть две надписи: "весу въ оной ризе 6 ф. 68 зол." и "1762 году маия 1 дня сия риза Благовѣрнаго князя Гавриила Псковскаго построена тщаниемъ и своимъ коштомъ дому архиерейскаго стряпчаго Иосифа Петрова и сожительницы его Мелании Семеновой дочери". Икона, на которой благоверный князь изображен держащим на левой руке созданный им храм, издревле находится при раке мощей его.
Другая икона князя Гавриила, весьма древняя, украшенная позлащенною басмою, в резной вызолоченной раме. Венец у св. князя серебряный, вызолоченный разноцветною сканью. Над ликом угодника прибита серебряная продолговатая пластинка. На ней изображена надпись, но какая - узнать трудно, потому что пластинка испорчена, а на ней осталось только несколько слов, по очертанию коих можно полагать, что надпись весьма давняя. Жаль, что лик угодника поновлен и очень неискусно. Размер 1 ар. 5½ в. Х 15 в.
Изображение св. князя Гавриила, покоящегося в раке, отличной работы, написанное по малиновому штофу, 2 арш. 1½ в. Х 13½ в. Венец и подбородок сделаны из жемчуга, по местам очень крупного, и очень богато украшены алмазами, яхонтами, изумрудами и просто цветными каменьями. Это изображение, до устроения серебряной лежало на деревянной раке угодника.
Икона благоверного князя Довмонта, 1 арш. 3½ и. Х 1 арш., украшенная по краям и по полям басменным позлащенным серебром, тоже весьма древняя.
Икона святителя Николая, взятая в собор из уничтоженной ныне Никольской церкви на Полонище, выстроенной в 1684 г. Края и поля ея украшены серебряною позолоченною басмою. На венце, покрытом сканью и разноцветною эмалью, находятся 3 больших из белого хрусталя вставки.
Явленная икона св. Параскевы, ¾ арш. Х 9 в., украшенная жемчужным убрусом и таким же привесом, с драгоценными камнями и простыми стеклами. Перенесена в собор из погоста Зачеренья, в 40 в. от Пскова, где существует храм во имя сей святой. Местное предание повествует, что жители, не находя удобным то место, где явилась икона, постройки в честь ея храма, избирали для этого последовательно места и переносили туда икону; но каждый раз она неведомою силою переносима была на место первоначального ее явления. Предание указывает и самые места: деревни Посад и Городище, в 4 верстах от погоста.
Икона Сретения Богородицы, находившаяся до осени 1910 года в часовне Владычнего Креста. (22) Икона писана на дереве и имеет 5 арш. 7 в. ширины и 2 арш. 15¼ в. вышины. Верхняя часть ее закруглена в виде довольно плоской дуги. Художник изобразил штурм Пскова Стефаном Баторием, сопровождавшийся чудесным заступлением Божией Матери. Круглый лик солнца, красный, как зарево, вышедший до половины из-за небосклона, должен выражать раннее утро. Сверху, над срединой картины, представлены сидящими на облаках Бог-Отец и Бог-Сын, над коими парит Дух Святый. По сторонам Их сидят святые. На правой стороне, по берегу Черехи, расположен стан Стефана Батория. Несколько (5) неприятельских пушек громят город, который отвечает им также из пяти пушек, поставленных у Покровской башни. При них артиллеристы, прикладывающие фитили запалам. Двое неприятелей взбираются на стену по лестницам, с западной стороны башни. Русские и Поляки устремляются друг на друга с распущенными знаменами, на земле лежат убитые и раненые. На вершине Покровской башни появляется Богоматерь, окруженная сонмом святых. Пред Нею на коленях стоит преп. Нифонт, строитель Мирожского монастыря, умоляя о заступничестве. Внизу изображен крестный ход духовенства и жителей Пскова, несущих чудотворную икону Печерской Бож. Матери и обходящих городские стены.
В 1859 г. эту икону взялся реставрировать плохой местный иконописец Горнов, но успел только замазать белой краской две надписи, остального же не тронул. В 1860 г. Стасов и Горностаев составили ее описание и сняли рисунки, изданные потом в приложении ко II тому записок Славяно-Рус. отделения Археолог. о-ва. В то время на иконе было много облупившихся мест, с которых краска совершенно спала, оставляя одно пустое дерево. В 1866 г. полковник Годовиков снял с иконы копию, опустив, впрочем, все фигуры, кроме Богоматери и окружающих Ее святых. Очевидно, что и то время икона была уже реставрирована, так как на копии Годовикова никаких пустых мест нет. (23) Когда именно и кем произведена эта реставрация - нам неизвестно. Возможно даже, что икону подновляли после 1860 г. неоднократно. Следы этих подновлений сказываются, между прочим, в изображении Св. Троицы, в исчезновении надписей с названиями церквей и особенно в фигуре Троицкого собора, совершенно непохожего на изображенный Годовиковым, но зато очень напоминающего нынешний собор. Ясно, что позднейший реставратор просто нарисовал современный Троицкий собор, а не тот, который существовал в 1581 г.
Стасов полагал, что изображения архитектуры и местности города на этой иконе гораздо древнее изображений фигур. В первых он находил точность, твердость иконописной руки, солидность в наложении красок, умеренный и приятный тон. Он считал их не фантазией художника, но верным воспроизведением действительно существовавших форм тому заслуживающих полного внимания. Самую форму образа - параллелограмм с закругленным дугообразно верхом - он полагал вполне соответствующею XVII веку. Что же касается фигур, то они, по мнению Стасова, написаны плохим маляром XVIII века и не имеют решительно никакого археологического значения.
Горнов, замазавший надписи на иконе, снял, однако, с них копии которые и показывал Стасову. Вот они:
1. «1784 г. сентября 6 дня. Возобновленъ сей образъ Срѣтения Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Присно Дѣвы Марии при державѣ благочестивѣйшия и самодержавнѣйшия великия государыни нашея Императрицы Екатерины Алексѣевны и при наслѣдникѣ ея благовѣрномъ государѣ цесаревичѣ и великомъ князѣ Павлѣ Петровичѣ и при супругѣ его благовѣрной государыни великой княгинѣ Mapии Феодоровнѣ, и при благовѣрныхъ государѣхъ и великихъ князьях Александрѣ Павловичѣ и Константинѣ Павловичѣ и при благовѣрной государыни великой княжнѣ Александрѣ Павловнѣ, при святѣйшем Правительствующаго Синода членѣ Преосвященномъ Иннокентии архиепископѣ Псковскомъ и Рижскомь. А писанъ сей образъ из стараго изображения усердиемъ помѣщицы госпожи инженеръ-майорши Анны Стефановны Румянцевой на поклонение всѣмъ православнымъ христианомъ».
2. «Лѣта 7089, августа въ 27 день, бысть посѣщения Божие Пречистыя Владычицы Богородицы града Пскова сущимъ въ монастырѣ Покрова пресвятыя Богородицы сѣдящему же мужу Дорофию въ стѣнах келии, плачущуся о належащия бѣды сея, и видѣ нужными своима очима, явѣ видѣ какъ яко столпъ до небеси отъ Печерския обители чрезъ Великую рѣку oтъ лѣвую страну монастыря Мирожскаго во градъ Псков и надъ онымь столпомъ на воздусѣ идущимъ Пречистую Богородицу cъ преподобнымъ Антониемъ и Феодосиемъ и со игуменомъ Корнилием Печерские обители, и ста на стѣнѣ града и преподобнии cъ Нею, и Пречистая Богородица вопроси: гдѣ Мирожский игуменъ Нифонтъ, и въ томъ явѣ ста предъ Нею и поклонися до земли и рече: Госпоже Владычице Творца, въ моемъ монастырѣ сего лѣта не бѣ литургии; Она же глагола: сыну моему и Богу тако изволившу. По семъ воззва: Господне (24) есть избрании Божии, иже монастыря въ церкви почиеваху; таже вскорѣ предъсташа благовѣрный князь Владимеръ, и Всеволодъ, и Домантъ, Никула блаженный, и Пречистая Богородица зря на градъ къ торгу и сь гнѣвомъ вопиетъ, сия рече: о злии человѣцы града сего, прогнѣвали есте сына моего Господа Бога, и Мене не познали и в томь часѣ рече Пресвятая: старче, иди к боголюбивымъ воеводамъ и къ Печерскому игумену, и въ соборъ Святыя Троицы, и возвѣсти имъ, чтобы молились прилежно Сыну и Богу безпрестанно за градъ и принесли бы мой образь Печерский старый и херуговъ на стѣну града, гдѣ и Азъ стою, да поставили-бы на томъ мѣстѣ пушку, а другую внизу, и били-бы по королевскимъ шатрамъ, бяше бо королевские шатры за горамъ (городомъ?) низски, и указаваше на нихъ Пречистою своею рукою, и людие бы плакалися о грѣсѣхъ своихъ, молящь милостиваго Бога, буду же и Я молитися Сыну своему и Богу за ваше согрѣшение».
Из первой надписи видно, что поновление иконы было в 1784 году. Отсюда Стасов заключает, что написание ея должно отнести к концу и даже к середине XVII века. Икона сильно потемнела, и изображения различаются с трудом. На летнее время ее предполагают перенести в теплый Благовещенский собор.
Заслуживает еще внимания антиминс на главном престоле, освященный при патриархе Иосифе и архиепископе Макарии. На нем изображено Положение во гроб.
Крест св. Ольги. Этот крест помещается влево от иконы Св. Троицы. Он деревянный, на деревянной тумбе, восьмиконечный. Длина тумбы 1 арш. ⅓ в., окружность 1 арш. 9 в. Крест опирается на тумбу яблоком, имеющим в отвесе 8 1/4 в., в окружности 1¾ арш. Вертикальная доска креста 4 арш. ½ в. длиною, поперечная 2 арш. 2 в., ширина каждой доски 9 в., толщина 2 в. По краям досок откосы с живописными бордюрами. На кресте изображены краскою крест и распятие. В возглавии его изображен Господь Саваоф на двух в облаках херувимах. У правой руки изображение Богородицы и неизвестного, у левой два неизвестных святых, под ногами лесной ландшафт и изображение благоверной княгини Ольги Российской и, можно думать, князя Владимира в княжеской одежде. На тумбе следующие две надписи:
1)"Прииде Блаженная Ольга близь рѣки, глаголемыя Псковы, и ста на устий тоя рѣки. Бяше бо тогда лѣсъ и дубие велие, и внезапу преславное видѣние видѣ, свѣтлыми лучами осиеваемо мѣсто оное, пророчествуя глаголаше: на мѣстѣ семъ будетъ храмъ Пресвятыя Троицы, и градъ великъ зѣло и славенъ будеть, и потому на мѣстѣ томъ постави пресвятой кресть на поклонение православнымъ христианомъ".
2) «Божиемъ изволениемъ гpѣхъ ради нашихъ, въ лѣто оть сотворения мира 7017, оть Рождества Спасителева миру 1509 бысть пожаръ, весь градъ выгорѣлъ и святыя церкви и соборная церковь Пресвятыя Tpоицы вся выгорѣла и поставление благовѣрной княгини Ольги дубовый кресть и Домантова стѣна. Лѣта же отъ сотворения миру 7131, оть Рождества же Спасителева 1623, при благовѣрномъ Государѣ и великом князѣ Михаилѣ Феодоровичѣ всея России и при отцѣ его Святѣйшем Патриархѣ Филаретѣ написанъ сей кресть Христовь повелѣниемъ архиепископа Иоакима на поклонение православнымъ христианомъ». При кресте золотая лампада - дар великого князя Константина Николаевича по случаю рождения дочери Ольги Константиновны, ныне королевы Эллинов.
Год пожара, истребившего крест св. Ольги, означен во 2-й надписи, по-видимому, ошибочно: в летописи ничего не говорится о пожаре 1509 года, почему надлежит думать, что цифра 5 попала сюда ошибкою вместо 6. Пожар 1609 г. описан в летописи довольно подробно, и тогда Троицкий собор действительно пострадал. Ошибка в цифре могла произойти при подновлении надписи, а что она была подновлена, это видно из ее орфографии и употребления двойного счета годов: от сотворения мира и от Рожд. Христова, что необычно для первой половины XVII века. (25)
Крест за жертвенником. В алтаре, за жертвенником, находится крест в рост человека, с металлическими дробницами для мощей и надписью: «лѣта 7180 (1672) году июля въ 29 день построенъ сей животворящий кресть запрестольный и кипарисный с мощами и дробницами при державѣ великаго государя царя и великаго князя Алексѣя Михайловича всея Великия и Малыя и Бѣлыя России Самодержца, при Святѣйшемъ патриархѣ Питиримѣ, по обѣщанию грѣхъ ради моихъ. Харитоновский священникъ Артемий при себѣ и по своихъ родителехъ въ вѣчный поминокъ душамъ ихъ».
Ризница. (26) Евангелие рукописное апракос, письма 1532 г., с надписью: "Написана бысть книга сия, глаголемая Евангелие, повелѣниемъ раба Божия Елисея Борисова сына на престолъ святымъ тремъ святителемъ, да Деисусъ поставилъ надъ престоломъ при игумении при Геронтеи. Церкви Божией на украшение, а себѣ на память и роду своему".
Евангелие печати 1681 года. Надпись: "Лѣта 7192 (1694) года сентября в 11 день построено сие святое Евангелие повелѣниемъ преосвященнаго Маркелла, перваго митрополита Псковскаго и Изборскаго, на его келейныя деньги".
Евангелие больших размеров, на александрийской бумаге, напечатанное в Москве в 1689 г., при патриархе Иоакиме.
Серебряный позолоченный напрестольный чеканной работы крест, с литым распятием, украшен жемчугом и драгоценнымикаменьями и с мощами святых. На нем надпись: "Сей животворящий крестьпостроилъ въ соборную церковь Святыя Троицы въ градъ Псковъ преосвященный Маркеллъ митрополитъ Псковский и Изборский, лѣто 7191 (1683г.) мая 7 дня".
Напрестольный крест с надписью: "Лето 7060 шестого (1518) сдѣланъ бысть кресть при старостѣ Саввѣ и при другомъ старостѣ Мартынѣ".
Напрестольный крест с надписью: "Сдѣланъ сей крестъ въ церковь Григория Богослова, бывшей Путятинъ монастырь, (27) при державѣ Благочестивѣйшей, Самодержавнѣйшей Великой Государынѣ нашей Императрицѣ Елисаветѣ Петровнѣ Самодержицѣ всея России при наслѣдникѣ Благовѣрномъ и Великомъ Князѣ Петрѣ Федоровичѣ и при супругѣ его Благовѣрной Государынѣ и Великой Княгинѣ Екатеринѣ Алексѣевнѣ и при Благовѣрномъ Государѣ и Великомъ Князѣ Павлѣ Петровичѣ тщаниемъ тое жь церкви священникомъ Павломъ Егорьевымъ, декабря 31 дня 1757 года. А въ семь крестѣ весу 129 золот. ¾".
Напрестольный крест, с надписью: "1702 года мѣсяца Мая въ день... построенъ при митрополитѣ Иосифѣ".
Потир золотой, с надписью: "Лтѣа отъ сотворения мира 7194 (1686) июля въ 9 день построишася сии сосуды служебнии златии во градѣ Псковѣ въ соборную церковь Пресвятыя Троицы, повелнѣиемъ преосвященнаго Маркелла, перваго митрополита Псковскаго и Изборскаго изъ домовой казны". К нему дискос с золотым верхом и серебряная звезда с мелкой чеканкой древней работы.
Потир с буквами на поддоне: "С. g V. V. H. G.I. Anno 1697". Из уст Саваофа на потире: "Ein zu grade angenomen Sünder". На яблоке: "Iesus".
Дарохранительница серебряная, имеющая вид храма, древней искусной работы.
Чаша водосвятная серебряная, изготовленная на доброхотные пожертвования в 1674 г. по благословению архиепископа Псковского и Изборского Арсения.
Одиннадцать старинных панагий. Из них одна – круглая, сквозная - имеет на задней стороне надпись: «Сия панагия дана въ домъ Живоначальныя Троицы первому Маркеллу митрополиту Псковскому, в поминовение души стольника Льва Салтыкова, а прямое имя ему Мемнонъ 1683 г.» Другая - двенадцатиугольная - походит более на царскую, нежели на архиерейскую.
Два посоха или жезла: один - деревянный, архиепископа Новгородского Евфимия 1436 года; другой серебряный, вызолоченный, митрополита Илариона 1695 года.
Несколько Псковских денег, среди коих золотые времен Иоанна IV.
Несколько Псковских печатей. На древнейшей изображен бегущий барс и надпись: «Печать господарьства псковскаго».
Женское украшение, золотое, филигранное, сквозное, с короною, осыпанное яхонтами и изумрудами. Посредине вставлена белая раковина, величиной с грецкий орех и такой же формы. Сквозь нее продета золотая чеканная стрела, поражающая сердце.
Кружка серебряная, позолоченная снаружи и внутри, тисненной изнутри работы. Тиснения изображают виноград, яблоки, груши и т. п. Внизу три серебряные ножки в виде виноградных веток. Вышина кружки около 5 в., диаметр около 4 в. Крышка овальная на одной толстой петле; по краю крышки надпись: - Въ знакъ признательности моей на память ноября 8 дня 1812 г. дарю кружку сию любезному Другу моему Александру Самойловичу Фигнеръ благодарный Михаил Бибиковъ".
Знаменитый партизан А. С. Фигнер женился в 1811 г. на дочери Псков. вице-губернатора Михаила Ивановича Бибикова, Ольге Михайловне. Тесть Фигнера попал в какую-то беду и, по-видимому, был отдан под суд, а может быть, и осужден. В 1812 г. покрытый славою Фигнер был послан Кутузовым к Государю с донесением о победе под Малоярославцем. Вместо наград за свои подвиги, Фигнер просил Государя помиловать его тестя. Просьба эта, по-видимому, была исполнена. Вероятно, эта кружка имеет прямое отношение к описанному случаю, Вдова Фигнера прожила во Пскове до глубокой старости. Надо полагать, что кружка эта пожертвована в собор самою Ольгой Михайловной.
Резные статуи Христа в терновом венце и св. Николая Чудотворца Можайского, хранившиеся прежде в этой ризнице, ныне находятся в музее Церковного Историко-Археологического Комитета, на Печерском подворье.
Усыпальница. Нижний ярус собора есть, очевидно, древнейшая часть храма. В западном отделении видны 9 надгробных склепов, но чьи они имен неизвестно. Для определения их имеются следующие данные:
1) Псковская летопись. Из нее видно, что до 1615 г. под собором погребались исключительно Псковские князья, умершие во Пскове или по крайней мере, не на дальнем от него расстоянии, так что тела их без особых затруднений могли быть доставлены во Псков. (28) Таким образом под собором были погребены: Всеволод-Гавриил († 1138), Довмонт († 1299), Юрий Витовтович, убитый Немцами в битве под Изборском († 1348), Даниил Александрович Ростовский († 1409) и Ярослав Васильевич (Севастьян) Стрига-Оболенский († 1487), умерший от моровой язвы. Под 1615 г. летопись повествует, что – «у Святой Троицы» (но неизвестно под собором ли или отдельно) были погребены воины, павшие при защите города от Густава-Адольфа.
О погребении св. Николая Юродивого летопись не упоминает.
2) Соборный синодик перечисляет следующих князей: Тимофея-Довмонта, Мстислава (неизвестно какого), Андрея (тоже неизвестного), Георгия (вероятно, Юрия Витовтовича), Севастьяна (Ярослава Васильевича) и Евстафия Изборского. Последний умер в 1360 г., вместе с 2 сыновьями, от моровой язвы.
3) В рукописи XVII века, принадлежавшей прежде М. П. Погодину, а ныне хранящейся в Публичной Библ. под № 1563, значится: «Во Псковѣ въ соборной церкви у Живоначальные Троицы опочивают подъ спудом благоверный великий князи князь всеволодъ, князь домантъ, князь георгий витовтовичь литовской, князь даниилъ, князь севастиянъ, князь еоустафии з дтѣьми...».
Итак, летопись называет лишь 5 имен, синодик перечисляет 7, рукопись - 6, а если прибавить двух детей князя Евстафия, то 8. Если справедливо, что два сына Евстафия были погребены также под собором, то, прибавив к семи именам синодика эту цифру, получим 9, т. е. как раз число находящихся в западном отделении склепов.
В восточном отделении, сзади алтаря, погребены Псковские святители: митрополит Илларион († 1698), архиепископ Симон Тодорский († 1754) еп. Гедеон Криновский († 1763), архиеп. Мефодий Смирнов († 1815), еп. Нафанаил Павловский († 1849), архиеп. Евгений Бажанов († 1862), архиеп. Феогност Лебедев († 1868) и еп. Антонин Державин († 1902).
Особым почтением Псковичей пользуется могила Симона Тодорского, над которою постоянно совершаются панихиды. Многие искренне убеждены в святости почивающего святителя и веруют в дарованную ему от Бога чудодейственную силу.
В той же рукописи Публичн. Библ., о которой мы упоминали выше, после княжьих имен идут имена погребенных под собором епископов в таком порядке: Мисаил (1589-1592), Геннадий (1595-1608), Сильвестр (1613-1615) и Иоаким (1616-1632). После них написан «Никола Юродивый».
Било или клепало. Висит с северной стороны собора. Била употреблялись в глухих местностях России вместо колоколов. Подобное било, находящееся в музее СПБ. Духовной Академии, проф. Н. В. Покровский относит к XIV веку.
Колокольня. Соборная колокольня построена на месте так называемой башни на Лубянском всходе. (29) Нижний ярус колокольни и есть, по всей вероятности, не что иное, как переделанная древняя башня. Верхняя часть до конца XVIII века была деревянною, а после пожаров надстроена из кирпича. На колокольне висит 15 колоколов, большею частью с надписями. Древнейшие XVI века, остальные XVII и более поздние. Служение в Троицком соборе происходит только летом.
Крестные ходы во Пскове
6 января на р. Великую для водоосвящения.
11 февраля в Кафедральный собор в день преставления св. Благоверного князя Всеволода-Гавриила.
25 марта в тот же собор по случаю храмового праздника.
В понедельник Святой недели. В тот же собор.
В 3-е воскресенье по Пасхе из Кафедрального собора к Варлаамовской церкви, для встречи икон, приносимых из Елеазаровского монастыря. Учрежден в конце XVI или начале XVII ст. по случаю чудесного явления иконы Спасителя. На месте этого явления был выстроен Великопустынский монастырь, в 60 верст. от Пскова. По упразднении монастыря св. икона была передана в Елеазаровский монастырь.
23 апреля из приходских церквей в Кафедр. собор, в день переложения мощей св. кн. Всеволода-Гавриила из деревянной раки в серебряную.
В день Преполовения из Кафедр. собора с иконами Елеазаровского монастыря, а также с соборными иконами Чирской Бож. Матери и св. Всеволода-Гавриила, на р. Великую, для водоосвящения, а потом вокруг всего города.
В 4-е воскресение по Пасхе из Спасо-Елеазаровского подворья (на Спасской улице) к Варлаамовской церкви, для провождения икон Елеазаровского монастыря обратно в монастырь.
В день Вознесения Господня из Кафедрального собора в Вознесенский девичий монастырь, по случаю храмового праздника.
В 6-ю неделю по Пасхе (неделю о слепом), из Кафедрального собора к Покровской церкви от пролома, в воспоминание о слепце Дорофее, сподобившемся в бывшем здесь Покровском монастыре видения Бож. Матери, милостиво давшей надежду на избавление Пскова от осады Стефана Батория.
В 6-е воскресенье по Пасхе из Кафедр, собора к часовне Владычнего Креста, для встречи икон Псково-Печерского монастыря: Владимирской Бож. Матери и Одигитрии. Этот ход установлен в 1581 году, в воспоминание чуда, явленного иконою Влад. Бож. Матери во время осады Стефана Батория, икона эта, по просьбе Псковичей, была принесена из Печерского монастыря в осажденный Псков.
Во вторник той же недели из Кафедр, собора, с упомянутыми иконами на р. Великую для водоосвящения и затем вокруг города.
В среду той же недели из Печерского подворья (в Печерском переулке) к часовне Владычнего Креста, для сопровождения Печерских икон обратно в монастырь.
В день Сошествия Св. Духа из приходских церквей в Кафедральный собор, для прославления милостей Св. Троицы, излитых и изливаемых Ею на Псковскую страну.
В пятницу 1-й недели Петрова поста из Кафедр. собора к Варлаамовской церкви, в воспоминание чуда препод. Варлаама Хутынского в Великом Новограде.
В пятницу 2-й недели Петрова поста из Кафедр, собора за город, за Мирожский монастырь, в село Корытово, для встречи икон, носимых из Святогорского монастыря. Этот крестный ход учрежден в конце XVI или начале XVII вв. по случаю явления двух чудотворных икон Бож. Матери в 1563 и 1569 месте, где потом сооружена Святогорская обитель.
В 3-е воскресенье Петрова поста с теми же иконами вокруг «средней городской стѣны», т.е. по тем местам, где она находилась, ибо самой стены уже нет. Почему именно здесь проходят иконы, а не вокруг всего города - неизвестно.
В среду той же недели из подворья, где останавливаются упомянутые иконы, до Сергиевских ворот, для провождения святынь обратно в монастырь.
24 июня из Кафедр, собора в Ивановской девичий монастырь, по случаю храмового праздника.
10 июля из Кафедр, собора в погост Выбуту-родину св. благов. Княгини Ольги.
11 „ из Выбуты обратно во Псков.
16 ,, вокруг Кафедр. собора - день празднования иконы Псково-Чирской Бож. Матери, находящейся в соборе.
20 ,, из Кафедр. собора в Ильинскую церковь, на Запсковье, по случаю храмового праздника.
1 августа из Кафедр. собора во Власьевские ворота, на р. Великую, для водоосвящения.
6 „ из Кафедр. собора в Спасо-Мирожский монастырь, по случаю храмового праздника.
29 „ из Кафедр. собора выход для встречи икон Крыпецкого монастыря.
30 „ из Кафедр. собора вокруг средней стены города.
6 сентября из подворья, где останавливаются иконы Крыпецкого монастыря, обратно в обитель.
8 „ из Кафедр. собора на Снетную гору, по случаю храмового праздника.
5 октября из Кафедр. собора к Варлаамовской церкви, для встречи икон Елеазаровского монастыря.
6 „ из Кафедр. собора к часовне Владычнего Креста, для встречи икон Псково -Печерского монастыря.
7 „ из Кафедр собора, с иконами Елеазаровского и Печерского монастырей, к р. Великой для водоосвящения, а потом вокруг города. Этот крестный ход установлен в 1813 г. в память избавления от опасности, в какой находился Псков осенью 1812 г., когда французские корпуса маршалов Удино и Сен-Сира заняли Полоцк и Себеж, направляясь к Петербургу. Псковичи принесли тогда иконы из Елеазаровского и Печерского монастырей, совершили пред ними торжественное молебствие 6 октября в Троицком соборе, а 7 октября обнесли их вокруг стен города. В эти самые дни граф Витгенштейн выгнал французов из Себежа и Полоцка, взяв последний штурмом.
13 октября из Елеазаровского подворья к Варлаамовской церкви, для провождения Елеазаровских икон обратно в монастырь.
15 „ из Печерского подворья к часовне Владычнего Креста, для провождения Печерских икон обратно в монастырь.
27 ноября из приходских церквей в Кафедральный собор, в воспоминание заслуг св. князя Всеволода-Гавриила.
Комментарий к материалам об иконописи и церковной утвари по спискам Н.Ф. Окулича-Казарина в книге «Спутник по древнему Пскову». Естественно, самая обширная статья посвящена Троицкому собору. И сегодня это единственный храм Пскова, сохранивший типичный для конца XVII - начала XVIII вв. семиярусный иконостас таким, каким он выглядел к началу XX в. Кроме того, несколько памятников старины из списка Н.Ф. Окулича-Казарина находятся в соборе: иконы – «Троица с бытием»; чудотворная «Богоматерь Чирская» (не XV, а середины – третьей четверти XVI в.); - «Богоматерь Псковская»; две иконы св. князя Всеволода-Гавриила (одна - XVI в., в ризе 1762 г., и другая - в басменном окладе XVI - XVII вв.); крест св. княгини Ольги. В собрании Псковского музея: иконы «Сретение Богоматери» из часовни Владычнего Креста (конец XVII - начало XVIII вв.) и св. Николая, переданная когда-то в собор из Никольской церкви на Полонище; крест запрестольный 1672 г. и Евангелие 1532 г., написанное в Спасо-Елеазаровский монастырь; Евангелие печати 1689 г., в окладе последней четверти XVII в., работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, - вклад архиепископа Феофана Прокоповича (занимал кафедру в Пскове в 1718 - 1725 гг.); кресты напрестольные 1683 и 1702 гг.; несколько оригинальных панагий XVI - XVII вв. Псковской работы. В Государственном Русском музее с 1930 г. находятся: Евангелие печати 1681 г., в окладе 1685 г.; водосвятная чаша 1674 г. и дискос середины XVI в. работы псковских серебряных дел мастеров; предметы лицевого золотного шитья.
Немало икон XVI - XVIII вв. доныне сохранилось в храме св. Варлаама Хутынского. Часть их в разное время попала в музеи (ряд икон, правда, из не названных Н.Ф. Окуличем-Казариным, - в Псковский музей иные в ГРМ); «Преподобный Варлаам Хутынский с житием» и «Богоматерь Одигитрия (Смоленская) с избранными святыми».
Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.