Псковский Tpоицкий кафедральный собор и его святыни к древности. (1) (Краткое историко-статистическое описание) -

Псковский Tpоицкий кафедральный собор и его святыни к древности. (1) (Краткое историко-статистическое описание)

Опубликовано 17 октября 2013 г. Псковский Tpоицкий кафедральный собор и его святыни к древности. (1) (Краткое историко-статистическое описание)

22 апреля сего 1901 года имеет быть полное освящение Псковского кафедрального Троицкого собора, лишь только отремонтированного на средства Св. Синода и местные. Благовременным поэтому считаем несколько ознакомить читателей Епархиальных Ведомостей с историей сего собора.

Начало храма во имя Св. Живоначальныя Троицы, ныне кафедрального собора, в г. Пскове относится к временам св. праведной великой княгини Российской Ольги. Предание говорит, что св. Ольга, осматривая местность нынешнего Пскова, где тогда били великъ мысъ и многiя дубравы, находилась на левом берегу реки Великой, недалеко от впадения в нее с правой стороны реки Псковы, где теперь стоить часовая её имени, и вдруг увидела три светоносных луча, падающие о неба и чудным тройственным светом озаряющие крутое возвышение противоположного берега реки Великой. Уразумев тайну сего дивного знамения, свидетелями которого были и окружавшие ее, св. Ольга сказала им: «Разумно да будетъ вамъ, яко волею Божiею на семь мѣстѣ церковь имать быти во имя Пресвятыя Единосущныя и Животворящiя и Нераздѣльныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, еще же и градъ здѣ великъ будетъ и славенъ и изобиленъ». Обрадованная таким чудесным знамением, св. княгиня водрузила на том месте, где теперь стоить часовня её имени, крест, перенесённый впоследствии въ соборъ, а по возвращении в Киев, прислала сюда много золота и серебра на создание церкви Пресвятой Троицы и повелела при ней селиться людям. Таково происхождение нашего собора. Он был построен тогда, когда не только Псковская, но и вся Русская земля еще покрыта была глубоким мраком язычества, и поэтому принадлежит к самым древним храмам земли Русской.

Первый храм, устроенный блаженною Ольгою, был деревянный. Какую форму он имел, какой величины был, и сколько в нём было престолов, неизвестно. Но он был свидетелем самых отрадных событий в Псковской области: во время его существования здесь утвердилась вера Христова и отсюда стала проникать въ нынешнюю Лифляндию; в нём наши предки встречали благоверного князя Гавриила, когда он шел в 1137 г. на княжение к ним; в нем молился этот угодник Божий, покровитель нашей земли. Храм этот существовал около 180 лет.

Неизвестно, по каким причинам, - обветшал ли этот храм, потерпел ли какое либо важное повреждение, или для наших предков он оказался недостаточно вместительным, но св. князь Гавриил в первый же год своего прибытия в Псков, вместо деревянного, на прежнем месте в во имя же Св. Живоначальныя Троицы заложил первый каменный, с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы на правой стороне при входе в собор. Окончен он в 1138 году. До нас дошло изображение этого храма на одной древнейшей иконе св. Гавриила, по всем признакам, принадлежавшей храму, выстроенному св. Гавриилом, и хранящейся ныне в соборе у раки угодника. По этому рисунку трудно определить форму храма, но можно все-таки с достаточной вероятностью предполагать, что он выстроен был во вкусе чисто византийском, был достаточно вместителен и красив. Созидая этот храм, св. князь Гавриил как бы тем самым уготовлял себе вечное покоище. Чрез 55 лет, по кончине его, св. мощи его прославленные чудесами, были перенесены в сооруженную им соборную церковь и поставлены на правой стороне, близ амвона. Подъ стеною этого храма св. князь Довмонт принял св. крещение со всем своимъ домом, по переселении из Литвы во Псков в 1266 г., и здесь же, готовясь на тяжкую брань с врагами, просил ceбе помощи у Господа Бога и полагал у алтаря Господня меч свой для благодатного освящения и снова принимал его из рук служителей Божьих, напутствуемый их благословением. Храм этот существовал 226 лет. В 1663 г., на 1 число июля, свод его обрушился. Об этом несчастье, за сутки до него, предупредил Псковитян в особом видении св. князь Гавриил, и событие это послужило к славе почившего в нем сего угодника Божия. Ночью на 30 число июня, он явился соборному пономарю и сказал ему: «заутра повѣждь Собору св. Троицы и посадникомъ, да изнесутъ изъ церкви святыя иконы: хощеть бо Богъ показать чудо надъ мощами моими въ прiидущую нощь», и тот час сталь невидим. Пономарь объявил об этом видении народу, и народ въ тот же день все вынес из церкви. На следующий день, в самую полночь, церковный свод упал не причинив, однако же, почти никакого вреда честным мощам святого; только некоторая часть от главы его отторглась. Видя такое чудо, верующие прославили Бога и Пречистую Богородицу.

На место разрушившегося храма в 1365 году заложен был новый на старом основании, причем мастера наняты были за 400 руб. на готовом содержании. В три года постройка была окончена, и 30 января 1367 г. храм был освящен. В Козьмодемьянской, Николаевской со Усохи и Васильевской с Горки церквях г. Пскова на древних иконостасных иконах св. благоверного князя Гавриила имеются изображения и этого храма. Судя по этим изображениям и потому, что этот храм был построен на прежнем основании, он был очень сходен со старым, но в нем сделаны были более лёгкие своды, чем в прежнем. Этот храм существовал дольше предшествовавших, именно 320 лет. В 1509 г. во время страшного пожара этот собор был повреждён; при этом сгорел и подлинный кресть св. Ольги, который до сего времени хранился въ соборе. 28 апреля 1562 г. собор опять горел. В 1598 г. Псковичи хотели покрыть соборную главу золотом, но не могли этого сделать, по недостатку средств. Узнав об этом, царь Борис Фёдорович Годунов покрыл её золотом из своей царской казны, что стоило ему 2300 руб. В 1609 году 15 мая почти весь Псков выгорел. Пожар начался от красного креста, превратив все в предел до кремля, он взорвал здесь пороховой погреб, находившийся у св. ворот, а с этим вместе и стены по ту и другую сторону кремля. В это время сгорел и собор с чудотворными иконами и со всей лепотою церковною; но потом собор этот был исправлен и существовал еще до 1683 года. Въ этом соборе 13 октября 1473 г. слушала молебен греческая царевна София, супруга Иоанна III, во время проезда чрез Псков в Москву; в нем наши предки исповедовали грехи свои во время страшного морового поветрия в 1522 г.; здесь царь Иоанн Грозный, пораженный обличением Николая Юродивого, смягчил первый гнев свой на наших предков, коих хотел карать, подобно Новгородцам, слушал молебен, поклонялся мощам св. Всеволода и любовался мечом его; в 1581 г. пол этого храма омыт был слезами ваших предков, когда они были окружены бесчисленными полчищами Батория; от этого же храма они получили и утешение, когда, по изнесении из него мощей св. Всеволода на место кровавой сечи, защитники Пскова вдруг ободрились, восчувствовали в себе и крепость и силу и отразили со славою врагов хитрых и кровожадных. Из этого храма начались и до ныне сохранившиеся в памяти сего чудесного избавления крестные ходы с чудотворными иконами – Елеазаровской Спасителя на 3 неделе, Печерской Божьей Матери на 7 неделе и Святогорскою на 10 неделе по Пасхе, первые два кругом всего города и последний кругом средней стены. В этом же соборе в марте 1613 г. в первый раз в Пскове вознесена была молитва Господу о восшествии на престол Русский Родоначальника Царей наших Благочестивейшего Государя Михаила Фёдоровича.

В 1682 г., вместо этого храма, митрополитом Маркеллом основан новый собор, тоже во имя Пресвятыя Троицы, каменный, весь из тесаной плиты. Строился он 6 лет на деньги казенные, сборные и собственные Преосвященнаго. Но еще не успели окончить постройки, как своды и вся верхняя часть собора обрушились. Поэтому в 1691 г. митрополит Илларион снова начал продолжать постройку его, тоже из тесаной плиты. Через 7 лет, в 1699 г. при митрополите Иосифе здание было окончено и освящено. Это и есть существующий доныне наш большой Троицкий собор. Он существует теперь уже 202 года. За это время он испытал тоже немало перемен.

В 1759 г. в нём поправлен и позолочен иконостас за 2850 руб.; в 1770 г. по неосторожности мастера,запаивавшего соборную главу, сгорела крыша и на самом соборе и на приделах его, вследствие чего на возобновление собора, вместе с архиерейским домом, по высочайшему повелению, выдано было из коллегии экономии 15 тысяч руб. Тогда же, вследствие появившихся в некоторых местах трещин, подведены были к стенам собора контрфорсы, на что употреблены были четыре праздные церкви. В 1788 г. во время пожара, бывшего в Пскове, сгорели купол и колокольня. В 1852 г. попечением Псковского гражданского губернатора Александра Львовича Черкасова на соборную сумму вызолочена была большая глава его. В 1870 г. вся внутренность храма была отделана на средства, завещанные архиепископом Псковским и Порховским Евгением, умершим в 1862 г. В настоящее время на средства, отпущенные из Священного Синода в 1899-1900 г.г., в количестве 21450 руб. и местные соборные более 13000 руб., всего до 35000 руб., (2) сделана для входа в верхний этаж собора прекрасная лестница из местного гранита, вместо деревянной; пол в середине собора в храме Св. Троицы выстлан из метлахской плиты, весьма изящного рисунка, а в приделах и алтарях настлан из перекованной местной плиты от старого пола и окрашен масляной светло-серой краской, а в алтаре отделан под метлахскую плитку; стены окрашены под мрамор беловатого цвета, а вверху, в сводах и около них написаны священные изображения четырёх евангелистов, позолота везде прочищена, а в некоторых местах поновлена; два киота с иконами Спасителя и Божьей Матери, стоящие в притворе, киоты Псковской иконы Божьей Матери, Чирской Божьей Матери, Александра Невского, крест св. Ольги, царское место киоты на горнем месте с 12-ю апостолами вокруг, киоты вокруг четырех колонн, иконостасы в приделах, балдахины над раками св. кн. Довмонта - Тимофея и праведного Николая вызолочены вновь; а балдахин над ракою св. Гавриила поновлен. Иконы промыты; стены и своды расписаны и пол сделан очень изящно; ничто не бьет в глаза, нигде не видно чего-либо резкого, - все производит весьма приятное впечатление, а иконостас семиярусный, блещущий поколотою на красном фоне, поражает своим величием и красотой. Снаружи собор весь отштукатурен с цементом и отбеливается. Крыша на куполах и на всём соборе выкрашена серою масляною краскою. Позолотные работы выполнены петербургским мастером С. Павловым, малярные - местным мастером Я. Горюшиным, пол из метлахской плиты - С.- Петербургской фирмой Коссъ и Дюрръ, а штукатурные работы - местным мастером М. Мордвиновым.

По своей величинѣ, формѣ и изящной отдѣлкѣ, соборъ этотъ представляеть собою одинъ изъ самыхъ величественныхъ храмовъ Св. Руси. Онъ двухъ-этажный, съ пятью главами, утвержденными на сводахъ его. Высота его до средней большой главы - 22 саж. 2 арш., а съ крестомъ 36 саж. 2 арш., ширина безъ придѣловъ - 9, съ придѣлами 13 саж, длина съ папертью 24 саж. 2 арш. Выстроенъ онъ во вкусѣ Византiйско-русскомъ, просто, но весьма красиво. Все зданiе снизу до верха четырехъ-стороннее и съ юга, запада и сѣвера представляется какъ бы состоящимъ изъ двухъ большихъ четыреугольниковъ, одинъ въ другой вставленныхъ, изъ коихъ внѣшнiй втрое ниже внутренняго. Внѣшнiй четыреугольникъ въ совокупности съ внутреннимъ образуетъ въ томъ и другомъ этажѣ на западной стороне паперть, на южной и сѣверной въ верхнемъ этажѣ приделы, на первой во имя св. князя Гаврiила, а на второй во имя св. Александра Невскаго. Внутреннiй четыреугольникъ въ верхнемъ этажѣ весь обращенъ въ храмъ Пресвятыя Троицы. Главный алтарь выступаетъ наружу тремя полукругами, а прочiе выдаются однимъ полукругомъ. Нижнiй этажь отдѣляется отъ верхняго сводами.

Въ верхнемъ этажѣ въ храмѣ Пресвятыя Троицы солея возвышается надъ поломъ на 3 ступени и ограждена чугунною решеткою. Иконостасъ весь рѣзной, вызолоченный чсрвоннымъ зологомъ, расцоложенъ въ 7-ми ярусахъ, изъ коихъ послѣдний вѣнчается крестомъ, съ изображенiемъ на немъ Спасителя. Въ высоту иконостасъ имѣетъ 27 аршинъ и закрываетъ всю стѣну, отделяющую алтарь отъ храма. Къ какому времени онъ относится, неизвестно, но, судя по тому, что два верхнихъ тябла совершенно иной архитектуры противъ остальныхъ, можно думать, что онъ былъ въ предыдущемъ храмѣ изъ котораго и перенесенъ въ новый съ некоторыми дополненiями. По размѣрамъ его до двухъ верхнихъ ярусовъ можно заключать и о высотѣ бывшаго храма. Иконы же работы позднѣйшей. Въ иконостасѣ заслуживаетъ вниманiя нижнiй ярусъ, сделанный въ видѣ цоколя для всего иконостаса. Въ немъ помѣщены изображенiя древнихъ философовъ и мудрецовъ съ хартiями въ видѣ свитковъ въ рукахъ: на свиткахъ каждаго написано какое либо изреченiе - пророчественное, относящееся къ явленiю въ мiръ Мессiи.

Между колоннами, съ правой стороны отъ входа, въ главной церки находятся царское мѣсто, нынѣ весьмя изящно отдѣланное. Противъ него установленъ крестъ. Построенный въ 1623 году попеченiемъ мѣстнаго apxiепископa Iоакима по образцу креста, водруженнаго, по преданiю, на берегу рѣки Великой св. княгинею Ольгою. При крестѣ находится золотая лампада - даръ Ихъ Императорскихъ Высочествъ Великаго Князя Константина Николаевича и Его Супруги Великой Княгини Александры Iосифовны, при рожденiи дочери ихъ Ольги Константиновны, Королевы Еллиновъ, отъ которыхъ св. Ольга принесла св. крестъ въ Pocciю.

На лѣвой сторонѣ между колоннами до 1834 г. находилось архiерейское мѣсто, вышиною болѣе, нежели въ поясъ, съ глухими стѣнками, внутри обитыми цвѣтнымъ малиновымъ бархатомъ, а снаружи обложенное вызолоченною резьбою. Съ 1834 г. здѣсь помещается подъ деревяннымъ балдахиномъ рака св. Гаврiила. Со времени устройства нынѣшняго большаго собора до 1834 г. мощи св. Гаврiила почивали въ дубовой четыреугольной досчатой ракѣ, между правымъ клиросомь и иконостассмъ въ правомъ придѣлѣ того же собора во имя сего угодника Божiя. Но 22 апрѣля 1834 г., въ самый день Пасхи, на вечернѣ, по Высочайшему повелѣнiю, въ память совершеннолѣтiя Государя Императора Александра II, онѣ торжественно перенесены Мефодiемъ, архiепископомъ Псковскимъ, въ главный соборный храмъ и вскорѣ затѣмъ Преосвященнымъ Нафанаиломъ положены съ прежнею деревянною ракою въ новую серебряную, устроенную частiю изъ соборнаго серебра и на соборныя деньги, а частiю на сборныя деньги и изъ сборнаго серебра. Вѣсу въ ракѣ 10 пудовъ 22 фун.; при гробницѣ находится мечь св. князя въ ножнахъ и древняя икона сего угодника Божiя. На рукояти меча надпись: «Honorem meum nemini dabo» («Чести моей никому не отдамъ»). До 1898 г. мощи св. благовѣрнаго князя Гаврiила почивали въ Троицкомъ соборѣ и въ зимнее время были мало доступны для поклоненiя, такъ какъ соборь холодный и въ теченiе всей зимы былъ заперть; но въ 1898 г., по ходатайству Eгo Преосвященства, Преосвященнѣйшаго Антонина, Епископа Псковскаго и Порховскаго, и по вниманiю къ благочестивому усердию гражданъ г. Пскова, Святѣйшимъ, Синодомъ разрѣшено ежегодно переносить честныя мощи сего угодника Божiя, на время съ 17 октября до 22 апреля, въ теплый Благовещенскiй соборъ. 17 октября 1898 г. онѣ и были въ первый разъ перенесены въ этоть соборъ и въ немъ находятся до сего времени, по случаю ремонта холоднаго собора. Впрочемъ, еще недавно онѣ были переносимы въ тотъ же теплый соборъ, съ разрѣшенiя Св. Синода, именно въ 1893 г. къ 27 ноября, по случаю празднованiя 700 - лѣтия со времени обрѣтенiя ихъ.

Въ правомъ придѣлѣ собора, къ наружной стѣнѣ, около оконъ, находится гробницы съ мощами св. князя Довмонта - Тимофея и св. праведнаго Николая Салоса. Около гробницы св. князя Тимофея висить его мечъ.

Судя по древности и прежнему богатству Пскова, а равно по усердию Псковитянъ къ своему соборному храму св. Троицы и значенiю сего послѣдняго въ исторiи Пскова, можно полагать, что въ этомъ храмѣ было много разныхъ и важныхъ сокровищъ, но до насъ, вслѣдствiе пожаровъ, которымь подвергался соборъ, они не дошли. Впрочеиъ, въ соборѣ всетаки до сего времени имеются некоторые весьма древнiе и замечательные предметы. Къ числу ихъ относятся: иконы, кресты, священные сосуды, книги и другiе предметы.

Между иконами особенно замечательны: 1) Икона Св. Троицы, противъ царскаго мѣста, вѣроятно, бывшая мѣстною въ прежнемъ храмѣ 2) Чирская икона Божiей Матери, перенесенная въ соборъ изъ погоста Чирсковъ, Псковскаго уѣзда, въ 1420 г, во время трехдневнаго течения изъ очей ея слезь и свирѣпствовавшей во градѣ Псковѣ и предѣлахъ его моровой язвы; 3) Псковская икона Божiей Матери, - въ 1848 г., во время холерной эпидемiи въ Пскове, отыскана въ Богоявленской церкви г. Пскова между старыми вещами купцемъ Барзовымъ и затѣмь перенесена въ соборъ, украшена ризою съ жемчугомъ, драгоценными каменьями и простыми разноцвѣтными стеклами; 4) икона св. князя Всеволода - Гаврiила, весьма древняя и близкая къ подлиннику, еще въ XVI вѣкѣ бывшая чудотворною; находится всегда у раки св. Гаврiила, 5 и 6) иконы св. князя Довмонта - Тимофея и св. праведнаго Николая, тоже очень древнiя.

Изъ крестовъ, кромѣ креста св. Ольги, о которомъ сказано выше, замечательны по древности следующие.

Кипарисный кресть, восьмиконечный на подставке, стоящiй за жертвенникомъ въ главномъ алтарѣ, усыпанный серебряными вызолоченными полтшарiями съ изображенiями 50-ти святыхъ. На задней стороне его имѣется надпись, изъ которой видно, что онъ устроенъ и пожертвованъ въ соборъ Харитоновскимъ священникомъ Apтемiем въ 1672 г.

Крестъ напрестольный серебряный, позолоченный, чеканной работы, восьмиконечный, съ литымъ распятiемъ и подъ нимъ образомъ св. князя Владимiра. Кресть этотъ украшенъ жемчугомъ, яхонтами и изумрудами и заключаеть въ себе 9 частицъ св. мощей. Изъ надписи на задней стороне его видно, что онъ пожертвованъ въ соборъ преосвященнымъ Маркелломъ, первымъ митрополитомъ Псковскимъ и Изборскимъ, въ 1683 г.

Изъ сосудовъ замѣчателенъ золотой потиръ и такой же дискось къ нему, пожертвованные тѣмъ же преосвященнымъ Маркелломъ въ 1686 г.

Изъ прочихъ предметовъ заслуживаютъ особаго вниманiя по древности: чаша водосвятная серебряная, работы 1674 г., евангелiя 1532 и 1689 г.г., посохъ деревянный св. Евфимiя, архiепископа Новгородскаго, 1589 г. посохъ серебряный вызолоченный 1696 г., 11 старинныхъ панагiй, (3) нѣсколько Псковскихъ печатей и древнихъ монеть; изъ печатей самая древняя - съ изображенiемъ барса и съ надписью: «печать Господарьства Псковско»; в числѣ монеть есть нѣсколько золотыхъ царя Iоанна Васильевича и нѣсколько серебряныхъ «Псковскихъ денегъ». Вещи эти хранятся въ ризницѣ, находящейся въ лѣвомъ придѣлѣ.

Въ нижнемъ этажѣ подъ соборомъ до 1770 г. была церковь во имя св. блаженной Ольги; но послѣ пожара, бывшаго въ этомъ году, этоть этажъ обращенъ въ усыпальницу Псковскихь преосвященныхъ. Здесь подъ алтарём верхняго Троицкаго храма находится гробницы Псковскихъ преосвященныхъ: митрополита Иларijyа, † 1693 г., архiепископа Симона Тодорcкаго, † 1754 г., епископа Гедеона Криновскаго, † 1763 г., архiепископа Мефодiя Смирнова, † 1815 г., архiепископа Нафанаила, † 1849 г., архiепископа Евгенiя † 1862 г., и архiепископа Феогноста † 1868 г. Въ западномъ oтдѣленiи уcыпaльницы, гдѣ была церковь, видны 9 надгробных склеповь, но чьи они, неизвѣстно.

Перенесение мощей св. кн. Гаврiила и освященiе кафедральнаго Троицкаго собора

21 минувшаго апрѣля состоялось перенесение мощей св. благовѣрнаго ккязя Всеволода-Гаврiила изъ Благовѣщенскаго въ Троицкiй кафедральный соборъ. Въ этоть день, по окончанiи Божественной Литургiи въ Благовѣщенскомъ соборѣ, деревянная рака съ св. мощами была перенесена изъ серебряной раки на средину собора, на особо приготовленный для сего катафалкъ съ балдахиномъ. Съ 2 час. пополудни Его Преосвященствомъ, Преосвященнѣйшимъ Антониномъ, Епископомъ Псковскимъ и Порховскимъ, при участии архимандритовъ Псково-Печерскаго монастыря Мефодiя, Никандровой пустыни Никодима и Мирожскаго Николая, ректора семинарии, протоиерея А. I. Лебедева, настоятеля кафедральнаго собора, протоiерея М. И. Лавровскаго, градскаго благочиннаго, протоiерея А. П. Павскаго, ключаря собора, священника С. I Попова, и прочаго многочисленнаго духовенства, совершена была вечерня, а затѣмъ очереднымъ соборнымъ священникомъ- повечерiе. Между вечернею и повечерiемъ, ко времени перенесенiя мощей, къ темнымъ соборнымъ воротамъ прибыль крестный ходъ съ чудотворною иконою Спасителя Спасо-Елеазарова монастыря (бывшею въ Варлаамовской церкви) и другими св. иконами и здѣсь былъ встрѣчснъ Его Преосвященствомъ и cocлужившимъ ему духовенствомъ. Отсюда чудотворная икона Спасителя перенесена была въ Благовѣщенскiй соборъ, а другiя Елеазаровскiя св. иконы - въ Троицкiй соборъ, хоругви же градскихъ церквей установлены были на соборной площади по пути слѣдованiя св. мощей изъ Благовѣщенскаго въ Троицкiй соборъ. По входѣ въ Благовѣщенскiй соборъ. Владыкою начато было молебное пѣнiе св. князю Всеволоду-Гаврiилу; засимъ градскимъ и уѣзднымъ духовенствомъ рака съ мощами угодника Божiя поднята была на руки, и началось торжественное перенесенiе св. мощей, при колокольномъ звонѣ всѣхъ градскихъ церквей и молебномъ пѣнiи. Величественное зрѣлище представляло это перенесенiе св. мощей: впереди несенъ былъ запрестольный крестъ, затѣмъ соборныя хоругви, св. иконы: Спасителя, Божiей Матери и Всеволода-Гаврiила, меч св. князя Всеволода-Гаврiила, который несли Его Сiятельство, г. начальникъ губернiи, князь Б. А. Васильчиковъ, и бригадныый генерал, и затѣмъ гробница со св. мощами на рукахъ градскаго и уѣзднаго духовенства, прибывшаго нарочито къ этому торжеству..... Владыка съ пѣвчими шелъ за гробницей, пpoцecciя остановилась на паперти, на западной сторонѣ Троицкаго собора, внизу, около лѣстницы. Рака съ св. мощами была поставлена такъ, что богомольцы могли подходить подъ неё. Въ это время Владыка съ духовенствомъ продолжали молебное пѣнiе и читали акафистъ св. угоднику Божiю, а народъ подходилъ подъ мощи. Стеченiе народа такъ было велико, что площадь соборная вся была заполнена; а подъ св. мощи подошло не менѣе 7 000 человѣкъ. Пocлѣ акафиста рака съ мощами тѣмь же духовенствомъ была установлена въ серебряной гробницѣ на обычномъ мѣстѣ, - на лѣвой сторонѣ Троицкаго собора, между колоннами, и затѣмъ молебствiе было закончено. Въ 7 час. вечера начался благовѣстъ ко всенощному бдѣнiю, которое совершалъ настоятель собора, протоiерей М. И. Лавровскiй, на срединѣ храма. На литiю и величанiе выходилъ Прсосвященнѣйший Епископъ Антонинъ съ многочисленнымъ духовенствомъ. Соборъ не могъ вместить всѣхъ богомольцевъ; масса народа стояла и на паперти, и около собора, на площади. Всенощное бдѣнiе окончилось около 11 час. Въ теченiе всей ночи соборъ былъ открыть для поклоненiя св. мощамъ. На другой день, 22 апреля, послѣ водоосвященiя въ 8 час. утра начался благовѣсть въ соборный колоколъ, а затѣмъ вскорѣ Его Преосвященством, при участiи того же духовенства, совершено было освящение главного престола во имя Пресвятыя Живоначальныя Троицы. Когда настало время положенiя св. мощей подъ престоломъ, крестный ходъ за ними направился въ Благовѣщенскiй кафедральный соборъ, чрезъ западния двери, отсюда чрезъ сѣверныя двери св. мощи Владыкою на главѣ, в сопpoвoжденiи духовенства, съ св. хоругвями, крестом, евангелиемъ и иконами, при торжественномъ звонѣ, были перенесены къ западной сторонѣ Троицкаго собора, и потомъ, мимо южной, восточной и сѣверной странъ, - вокругъ собора, крестный ходъ вошелъ уже въ Троицкiй соборъ. Освященiе собора окончилось около 11 час., и вслѣдъ за тѣем Его Преосвященствомъ, при участiи вышеупомянутыхъ архимандритовъ, ректора семинарiи, настоятеля собора и градскаго благочиннаго, совершена была божественная литургия и молебствiе Пресвятой Троицѣ, Спасителю и св. благовѣрному князю Всеволоду-Гаврiилу. Послѣ богослуженiя Владыка съ духовенствомъ, г. губернаторъ, вице-губернаторъ, городской голова, представители разныхъ сословий и другiя лица старостою соборнымъ Ф. П. Шороховым были приглашены на обѣдъ. Послѣ многочисленных тостовъ, предложенныхъ за обѣдомъ, Г. Оберъ-Прокурору Св. Синода Владыкою послана была телеграмма такого содержания: «Нынѣ совершилось освященiе кафедральнаго собора. Духовенство, староста соборный и граждане Псковскiе вмѣстесо мною приносятъ Вашему Высокопревосходительству глубокую благодарность за оказанное Вами содѣйствiе къ обновленiю и бдаголѣпному украшенiю его». Такъ, свѣтло, торжественно, при помощи Божiей, совершилось перенесенiе мощей св. князя Всеволода-Гаврiила и освященiе главнаго престола нашего обновленнаго Троицкаго собора, - этой дорогой всѣмъ псковитянамъ святыни. Въ непродолжительномь времени имѣетъ быть освящение и придѣловъ этого собора, въ которыхъ престолы тоже замѣнены новыми и требують по этому полнаго освященiя праваго придела во имя св. благовѣрнаго князя Всеволода-Гаврiила имѣетъ быть совершено въ праздникъ Св. Духа. 21 мая.

 1) Составлено по сочиненiямъ А. С. Князева «Историко-статистическое описанiе Псковскаго кафедральнаго Троицкаго собора», Москва 1858 г., и И. И. Василёва «Историко-статистическiй очеркъ г. Пскова», г. Псковъ, 1878 г.

2) Эти деньги были отпущены и на ремонт Благовѣщенскаго собора. Въ этомъ соборѣ сдѣланъ бетонный полъ на цементѣ, настлапъ новый деревянный полъ, сдѣланы новыя оконныя рамы; поновлена позолота на главномъ и придѣльных иконостасахъ и во всѣхъ кiотахъ; устроенъ новый балдахиаъ для раки съ мощами св. Гаврiила; выкрашены подъ мраморь стѣны светлою краскою, а вверху поновлены изображенiя св. евангелистовъ и росписанъ сводъ голубою краскою съ золотыми звѣздами; снаружи стѣны отбѣлены и крыша выкрашена масленою сѣрою краскою; въ то же время на колокольне снаружи мѣстами исправлена штукатурка, и вся она отбѣлена, а крыша окрашена масленою краскою сѣраго цвѣта.

3) Изъ панагiй одна бриллiантовая съ изображеанiемъ Пресвятыя Троицы - даръ Императрицы Екатерины II.

Псковские Епархиальные ведомости

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.