Вот уже более трех веков на скалистом мысу междуречья Великой и Псковы высится главный храм города - Троицкий собор, четвертый по счету (1699 г.). Бурные ветры послеоктябрьских перемен пощадили его, хотя и грозили стереть с лица земли. Испытать, во всяком случае, храму довелось многое.
Уже 27 февраля 1919 г. специальная комиссия, организованная Псковским губ. исполкомом, в присутствии псковского епископа произвела в соборе вскрытие раки с мощами псковского князя св. Всеволода-Гавриила, о чем был составлен специальный акт. «В гробнице оказались два цинковых ящика, покрытых покрывалами, - говорится в акте. - В одном находились сильно измельченные и обгоревшие кости, в другом - мусор из земли, извести и обломков дерева... Архиепископ Евсевий (Гроздов) разъяснил, что в XVII столетии в Псковском соборе был пожар и горению подверглись мощи князя Всеволода-Гавриила...». Выбросить же мощи не решились: слишком велико было почитание прихожанами первого псковского князя, поэтому «гробница была закрыта и поставлена на место».
Собор в начале 1920-х гг. не был закрыт и оставался действующим. В октябре 1922 г. в помещении его даже проходил губернский съезд духовенства. Но храм не обошла стороной известная кампания по изъятию церковных ценностей 1921-1922 гг. Уже в октябре 1921 г. сотрудники губ. ЧК в результате проведенного обыска обнаружили в ризнице собора ценности упраздненного свечного завода: «357 333 руб. думскими керенками», которые были изъяты. В следующем, 1922 г. изъятию подверглось уже имущество самого собора.
А осенью 1924 г. власти предприняли первую попытку закрыть собор, но назначенный новым (обновленческим) псковским епископом Михаил (Постников) обратился в губ. исполком с просьбой отменить принятое решение. «18 декабря 1924 г. я назначен епископом во владение псковский епархией, - писал он. - Незадолго до назначения стало известно, что в губ. исполкоме принято постановление о закрытии Троицкого кафедрального собора, единственного в Пскове синодального храма, где я как синодальный епископ могу только лишь совершать служение и начать деятельность...» Просьбу епископа поддержал, как это ни кажется странным, губ. отдел ОГПУ, посчитавший возможным отменить решение и «оказать содействие епископу», т.к. «намечается слияние Тихоновцев с живоцерковниками под его главенством». Советская власть пожелала использовать произошедший в церкви раскол с выгодой для себя, что и спасло, в частности, Троицкий собор. 6 февраля 1925 г. председатель Псковского губ. исполкома Ф. Д. Климович предложил начальнику административного отдела «временно воздержаться от проведения в жизнь постановления Президиума губ. исполкома о закрытии кафедрального собора». В конце того же 1925 г. над собором вновь нависла угроза закрытия, на этот раз из-за накопившихся долгов (643 руб.), которые он ликвидировать оказался не в состоянии. Но на этот раз под защиту его взял сам административный отдел, опять же в политических целях: «Административный отдел находит, что ликвидация единственного в Пскове обновленного общества в смысле борьбы с религиозным дурманом антисоветски настроенного псковского тихоновского духовенства исходя из политических соображений нежелательна», а поэтому он ходатайствовал перед губ. исполкомом об отсрочке платежей.
Собор, таким образом, снова уцелел. Посещали его, впрочем, не только верующие и представители власти. В последний день 1925 г., например, операцию «С Новым годом» решила провести группа воров. Взломав в ночь на 31 декабря двери, они похитили из собора серебряную дарохранительницу, попортили несколько икон. содрав с них в общей сложности 5 фунтов серебра. Прихватили и около 12 руб. денег, обнаруженных в кружке. Спустя неделю милиция вышла на след похитителей, а украденные вещи были обнаружены спрятанными на берегу Великой под лодкой.
Кражи, естественно, карались, а вот музеям изымать церковные вещи, «представлявшие историческую ценность», разрешалось. Так, в октябре 1928 г. Псковский музей изъял в Троицком соборе 67 экз. древнеславянских книг, подаренных в свое время различным псковским монастырям. На некоторых их них сохранились дарственные надписи царя Федора Алексеевича, псковских торговых людей Гремяцкого, Поганкина и др. (Кто знает, может, именно благодаря этому изъятию их удалось сохранить от «любителей экзотики и старины»?!)
Наступление на церковь становится более решительным с конца 1920-х гг.: происходило массовое закрытие церквей, запрещен был колокольный звон, уничтожалось многое из того, что «не представляло исторической ценности». В 1933 г. был взорван сосед Троицкого собора - Благовещенский собор на территории Кремля, постройка XIX в. Внесение же Троицкого собора в список охраняемых государством памятников старины могло спасти его от уничтожения, но отнюдь не от закрытия.
В декабре 1935 г. Псковский горсовет возбудил перед вышестоящими органами вопрос о закрытии Троицкого собора «из-за слабой посещаемости», предложив использовать его под антирелигиозный музей. Так собор вскоре был закрыт, а бюро Псковского окружкома ВКП(б), рассмотрев 26 января 1936 г. вопрос «О состоянии антирелигиозной работы в округе», постановило: «Организовать антирелигиозный отдел при Псковском государственном музее в здании бывшего Троицкого собора г. Пскова...» Но решение это едва не было перечеркнуто более высокими «инстанциями», чье мнение оказалось сильнее «Списка памятников», утвержденного Президиумом ВЦИК.
Согласно распоряжению Уполномоченного по охране памятников по Ленинградской области от 17 мая 1936 г. был начат пересмотр списков памятников, т.к. ранее составленные исполнялись «реакционной профессурой в 1920 г.. при этом составители упомянутых списков руководствовались не столько соображениями охраны действительных исторических памятников, сколько в целях сохранить на случай буржуазной помещичьей реставрации церковные здания». Руководствуясь этими указаниями, директор Псковского музея В. Ф. Зыбковец 21 июня 1936 г. направил секретарю окружкома ВКП(б) П. И. Петрунину записку, в которой отмечал, что нынешний Троицкий собор построен в конце ХVII в., он является «четвертым по счету собором «во имя Троицы», сооруженным на месте сгоревших последовательно соборов» и «ничего общего с особенностями стиля псковского зодчества не имеет и в значительной степени испорчен переделками и ремонтами в XVIII и XIX вв.». Учитывая все это, В. Ф. Зыбковец считал «вполне возможным полную ликвидацию Троицкого собора», т.е. его уничтожение. Но эти поистине варварские предложения по каким-то неведомым причинам не были реализованы, и в помещении Троицкого собора начались работы по организации антирелигиозного музея.
Открытие антирелигиозного музея в главном храме города было характерным не только для Пскова. Так, еще в феврале 1929 г. Президиум Ленинградского облисполкома согласился с предложением Новгородского окрисполкома «о закрытии Софийского собора для богослужения с использованием его для музейно-просветительских целей». В том же году главный храм Новгорода стал именоваться антирелигиозным музеем. Несколько раньше, в 1928 г., по ходатайству Наркомпроса была ликвидирована религиозная община Исаакиевского собора в Ленинграде, и в 1930 г. в нем был открыт антирелигиозный музей. В закрытом Казанском соборе в 1932 г. разместился музей истории религии, которому в 1938 г. передали все материалы из Исаакиевского собора; произошло объединение двух музеев в один. И вот теперь Пскову предстояло последовать примеру своих соседей.
Дело же организации нового музея оказалось не таким простым, как предполагалось. И заняло несколько лет. В 1936-1937 гг..несмотря на указания партийных и советских органов округа, сделать удалось немногое, а усиленная работа по созданию музея началась с конца 1938 г. Имевшийся в соборе иконостас признано было целесообразным сохранить с детальной расшифровкой каждой иконы: он должен был стать составной частью будущей экспозиции. Оставалась на месте и рака с мощами св. князя Всеволода-Гавриила. В центре здания предполагалось по типу имеющегося в Исаакиевском соборе Ленинграда установить маятник Фуко, подтверждающий учение Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира и вращении Земли вокруг Солнца и своей оси. Вокруг маятника и в галереях размещалась экспозиция с включением в нее местного материала, в левой части здания оборудовался лекционный зал. «К 1 мая (1939 г. - Авт.) в бывшем Троицком соборе будет открыт антирелигиозный музей – центр атеистической пропаганды в Пскове, - говорилось в обращении «За образцовый музей» группы его сотрудников. - 200 с лишним лет русское самодержавие при помощи попов, монахов и прочей челяди в этом соборе отравляло народное сознание, одурманивало трудящихся, отвлекало их от борьбы с эксплуататорами. Теперь бывший собор послужит делу борьбы с религиозными предрассудками, делу укрепления материалистического мировоззрения масс...» С марта 1939 г. псковские заводы приступили к выполнению заказа по изготовлению маятника Фуко: металлические части для его верхней половины делались на заводе «Выдвиженец», а шар (ядро) - на «Металлисте». Общая высота маятника достигала 32 м: это был второй по величине в СССР (после Ленинградского в Исаакиевском соборе, высота которого составляла 93 м) и третий в мире (вторым по величине был маятник в Париже) из маятников такого рода.
Открытие музея состоялось 1 мая 1939 г. В центре большого зала, под главным куполом, как и предполагалось, с 32-метровой высоты равномерно раскачивался маятник Фуко, меняющий плоскость своих колебаний, а в экспозиции, состоящей из 15 отделов, размещались материалы о строении Вселенной, происхождении животного и растительного мира, человека, религиозных верований. При помощи разнообразного иллюстративного материала на стендах были представлены основы учения и взглядов Н. Коперника, Д. Бруно. Г. Галилея. И. Ньютона, а также борьба с ними церкви. Посетители могли видеть и снимки многих небесных явлений: затмений Солнца и Луны, прохождения комет, падения метеоритов и др. Специальный раздел был посвящен учению Ч. Дарвина, а следовательно - главным этапам развития человечества от обезьяны к человеку. При освещении роли религии в разные исторические периоды впечатление значительно усиливалось каменными идолами, «колдовскими» и жертвенными камнями, привезенными в музей из разных мест Псковщины. Главное же место занимали материалы и экспонаты, призванные разоблачать «церковные чудеса», а также показывать «реакционную роль религии» в жизни человека. Демонстрировались, например, «нетленные мощи» князя Всеволода-Гавриила, призванные доказать, что таковых на самом деле не бывает. Здесь же находилось и второе «чудо»: крест, из которого по системе трубок, сконструированных священником Троицким, капала вода; крест назывался «плачущим» или «слезоточивым». Одно из центральных мест занимали материалы судебного процесса над «обновителями икон» 1924 г.: фотографии и сами «обновленные иконы»; имелся иллюстративный и цифровой материал о церковном и монастырском землевладении (церковь - крупнейший феодал-крепостник). Заключительный отдел музея был озаглавлен «Сталинская Конституция» и содержал материалы о «достижениях страны Советов, освободившейся от духовного гнета религии».
К 1 января 1940 г. число посетителей со времени открытия музея составило свыше 40 тыс. чел., а к февралю 1940 г. - около 42 тыс. Помимо экскурсий сотрудники его выходили на предприятия города, выезжали в районы округа с лекциями и беседами на антирелигиозные темы, особенно много и часто - в преддверии и в период религиозных праздников.
Антирелигиозный музей в помещении Троицкого собора просуществовал недолго - немногим более двух лет. С началом Великой Отечественной войны и захватом Пскова немецко-фашистскими оккупантами он прекратил свое существование. Почти все его материалы оказались утраченными, а собор вновь стал действующим храмом. 18 августа 1941 г. в нем после долгого перерыва было совершено первое богослужение. С тех пор они уже не прекращались.
А.В. Филимонов