Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Псковского кремля -

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Псковского кремля

Опубликовано 16 октября 2013 г. Первосвятительский визит в Псковскую епархию. Божественная литургия в Свято-Троицком соборе Псковского кремля

19 августа 2010 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Псковского кремля. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Евсевий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Андрей Анатольевич, дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Преображения Господня. Вас, владыка, благодарю за добрые слова приветствия, за высокую оценку моего скромного труда, за выражение Вашей братской любви и за образ Святой Троицы, который Вы преподнесли мне и который будет напоминать о том замечательном событии, участниками которого мы все сегодня являемся, — совершении Божественной литургии в древнем прославленном Свято-Троицком соборе города Пскова в день Преображения Господня, когда Церкви возвращена одна из ее величайших святынь — икона «Спас Елеазаровский».

Я хотел бы поблагодарить Правительство Российской Федерации в Вашем лице, Александр Дмитриевич, а также Вас, Андрей Анатольевич, и руководство Псковской области. Хотел бы поблагодарить и Вас, владыка митрополит Евсевий, за все те усилия, которые были предприняты, чтобы святыня снова была возвращена Церкви. 80 лет, которые она провела вне Церкви, — это очень короткий промежуток времени по сравнению с теми столетиями, в течение которых святыня являла свою благодать людям, находясь в храмах Божиих. И как важно, что сегодня, когда Россия обретает свое второе дыхание, когда открываются перспективы всестороннего возрождения национальной жизни, в храмы по справедливости возвращается то, что в них находилось. Современный человек воспринимает икону и как святыню, и как величайшее произведение искусства. И тот, и другой подход одинаково приемлемы, когда икона при соблюдении должных условий сохраняется в Божиих храмах.

С сегодняшнего дня «Спас Елеазаровский» снова будет благословлять народ, и тысячи и тысячи людей, склоняясь перед этой национальной святыней, будут просить Бога о том же, о чем просили их предки начиная с далекого XIV века, ибо человек остается тем же человеком — с его радостями и скорбями, надеждами и разочарованиями, с его любовью и ненавистью, святостью и грехом.

Сегодня мы празднуем великий день Преображения Господня. В послании апостола Петра, которое было прочитано сегодня во время Литургии, содержится удивительный призыв ко всем нам: «Братья, сохраняйте твердость в вашем звании и избрании; так избежите преткновения, ибо так свободно откроются пред вами врата вечного Царства» (см. 2 Петр. 1:10-11). Чтобы доказать правоту своих слов, апостол вспоминает то, что произошло на горе Фавор, — как преобразился перед лицом избранных апостолов Христос, являя Свою Божественную славу. Господь преобразился для того, чтобы апостолы, увидев Его не во славе, а в бесчестии, в поругании, в человеческой слабости, пригвожденным к Кресту, не потеряли веры. Воспоминание о Преображении, о явлении на Спасителе Божией славы должно было укрепить веру апостольскую. И зная этот замысел Спасителя, апостол Петр, очевидец Преображения, говорит о необходимости твердо сохранять звание и избрание.

Что же это за звание, которое апостол предлагает нам твердо сохранять? Это великое звание христианина. В отличие от всех иных человеческих званий, это звание не имеет формального значения, и если мы перестаем жить по закону Христову, мы теряем звание христианина. Конечно, статистически мы продолжаем именовать себя православными — сегодня православными себя называют почти 80% населения нашей страны. Но сохраняем ли мы в таких масштабах подлинное звание христианина? Сохраняем ли мы призвание Божественное, а говоря проще, живем ли мы по закону Божиему? И каждый может сказать, что, формально именуясь христианином, во многих обстоятельствах жизни он не был способен сохранить это звание. И происходит это потому, что слаба наша вера. Когда вера сталкивается с искушениями и соблазнами — с соблазнами плоти или с интеллектуальными соблазнами века сего, — то нередко получается так, что соблазн оказывается сильнее веры, и мы отступаем.

Знал это и апостол Петр, потому что и в его время было точно так же и христиане, принявшие крещение от рук апостольских, нередко подвергались соблазнам и искушениям и забывали и свое звание, и свое избрание. И потому не случайно апостол апеллирует к самому факту Преображения Господа, чтобы еще и еще раз сказать о том, что слово Христово — это слово Божественное. Оно выше всяких интеллектуальных соблазнов, оно дает человеку полноту бытия, в которой и обретается подлинное и непреходящее счастье. С этим счастьем невозможно сравнить никакое удовлетворение плоти — физическое или интеллектуальное.

Эти слова апостольские ныне звучат с особой силой, потому что сегодня перед нами множество соблазнов и искушений. Достаточно обратиться к тому, что предлагает нам современная массовая культура, к тем стереотипам жизни, которые предлагают нам средства массовой информации, и можно ясно осознать ту бездну, которая отделяет Божественную проповедь, великий спасительный идеал от этих скоропреходящих человеческих искушений.

Праздник Преображения Господня помогает нам укрепить нашу веру. Если для апостолов факт Преображения Спасителя на Фаворе должен был повлиять на их внутреннее состояние в момент страданий Спасителя и укрепить их веру, то мы знаем, что после крестной смерти наступило Воскресение. Для нас Фавор соединяется с Воскресением, потому что и в первом, и во втором событии была явлена Божественная слава Спасителя. И мы имеем твердые свидетельства этой Божественной славы. Мы имеем ярчайшие доказательства истинности Христова Воскресения, и на этих доказательствах, явленных нам святыми апостолами и всей 2000-летней историей Церкви, и основывается наша вера в то, что Иисус, распятый на Кресте, есть Сын Божий, Спаситель мира, а значит, все то, что Он предлагает нам — Его закон, Его заповеди, Его слова — есть слова Божественные.

Пусть Господь помогает нам хранить веру — веру во Христа, преобразившегося на Фаворе и Воскресшего из мертвых, веру во Христа, Спасителя рода человеческого, и через эту веру твердо блюсти звание и избрание, к которому мы Самим Богом призваны во Христе Иисусе, Спасителе нашем.

В память о сегодняшнем торжественном богослужении и в память о Патриаршем посещении города Пскова в год, когда мы вспоминаем 500-летие возвращения Пскова в пространство единой Руси, я хотел бы преподнести Вам, Ваше Высокопреосвященство, для этого святого храма образ святого благоверного князя Александра Невского. Здесь, в Псковском кремле, встречали великого князя в 1242 году после победы на Чудском озере. И потому святой благоверный князь Александр, являясь покровителем всей Руси, особо почитается как покровитель ее северо-запада, включая и сей древний город Псков. Этот образ снабжен памятной табличкой о том, что он подарен Патриархом Московским и всея Руси, и прошу вас, мои дорогие братья и сестры, вспоминать и меня в своих молитвах, когда вы будете подходить к сему образу.

Я хотел бы также, владыка, в память о сегодняшнем нашем сослужении и в благодарность за Ваши труды преподнести Вам сию святую панагию. Пусть Царица Небесная хранит Вас и укрепляет на путях Вашего архипастырского служения. А всем вам, мои дорогие братья и сестры, хотел бы преподнести эту иконочку с изображением Преображения Господня и с моим Патриаршим благословением. Храни вас Господь! 

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.