В Псковской епархии восстановлен крестный ход «Дорога Спасителя» -

В Псковской епархии восстановлен крестный ход «Дорога Спасителя»

Опубликовано 13 октября 2013 г.

По благословению правящего архиерея Высокопресвященнейшего Евсевия, митрополита Псковского и Великолукского в Псковской епархии 12 июля, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостоловПетра и Павла, восстановлен ежегодный крестный ход, известный в народе как «Дорога Спасителя».

Организатор крестного хода – Псковская епархия. В организации и проведении крестного хода приняли активное участие администрация Псковской области и Благотворительный фонд «Ориентир».

Духовник крестного хода по благословению митрополита Псковского Евсевия - наместник Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря игумен Савва (Комаров).

Крестный ход совершался ежегодно в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля (29 июня по ст.ст). Крестный ход начинался от Спасо-Елеазаровского монастыря и шел до устья реки Толбы, а затем плыл по Псковскому озеру на Талабские острова: о. Ново-Александровск (о.Талабск, ныне о.Залит) и Верхний остров (ныне – о.Белов).

Основной святыней крестного хода была древнейшая из известных псковских икон – чудотворный образ Спаса Елеазаровского, обретенный в 1352 году, то есть 660 лет тому назад. Почти шестьсот лет с этой чудотворной иконой на псковской земле совершалось несколько крестных ходов. И все они были связаны с благодатной помощью Божией по молитвам псковичей и жителей близлежащих Пскову земель пред чудотворным образом Спаса во время наивысших испытаний, постигавших древнюю Псковскую землю.

Крестный ход из Елеазаровской обители на Талабские острова Псковского озера стал первым из восстановленных крестных ходов с иконой Спаса Елеазаровского через 95 лет после насильственного их пресечения богоборческой властью, закрытием и разорением монастыря, мученической кончиной братии. Сама святыня была возвращена Русской Православной Церкви только 19 августа 2010 г. и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом передана в возрожденную обитель, где находится в специальном киоте-капсуле иконостаса собора Трех Святителей.

Ежегодно усеченный крестный ход «Дорога Спасителя», несмотря на жесточайшее запрещение и опасность, по острову Талабск/Залит совершался 12 июля протоиереем Николаем Гурьяновым. Батюшка с паствой не прерывал традиции крестного хода все годы его настоятельства в храме Николая Чудотворца. Великий подвижник был также молитвенником и соратником Псковского митрополита Евсевия и духовной дочери владыки игумении Елисаветы (Беляевой) по восстановлению Спасо-Елеазаровской обители и возвращении в нее чудотворного образа. Многие годы старец хранил другую святыню монастыря – чудотворный список Цареградской иконы Божией Матери, в день памяти которой 30/19 сентября 1774 г. из закрытой и разоренной императрицей Екатериной Второй четырехсотлетней обители «Великая Пустынь» всенародно была перенесена икона Спаса, именовавшегося до этого дня по месту его обретения - Высокопустынского.

12 июля с.г. в Спасо-Елеазаровском монастыре, в Трехсвятительском соборе состоялась Божественная Литургия, которую возглавил наместник Крыпецкого Ионно-Богословского монастыря игумен Савва (Комаров). Ему сослуживали священник Владимир Миронов, настоятель Трехсвятительского собора и священник Герман Горяев. В храме перед алтарем находились иконы, которые вместе со списком Спаса Елеазаровского должны были принять участие в крестном ходе: Цареградской Божией Матери, Трех Святителей, прп. Саввы Крыпецкого.

По благословению митрополита Псковского Евсевия духовник возрождаемого крестного хода игумен Савва (Комаров) обратился к собравшимся в храме и участникам крестного хода со словом.

Участниками крестного хода стали насельницы Спасо-Елеазаровского монастыря во главе с и.о. настоятельницы монастыря монахиней Рафаилой (Скородумовой), насельники Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря, представители благотворительного фонда «Ориентир» (Москва), сотрудники паломнического центра Псковской епархии «Вертоград», паломники из Пскова, Москвы и других городов России.

Начался крестный ход, как и в прежние времена, от собора Трех Святителей. Во главе его несли фонарь, далее крест, хоругви, иконы; шли певчие, священники, монашествующие, крестоходцы. Святыни с пением молитв пронесли по трассе Псков-Гдов, далее по деревне Замельничье, через поле и лес, по деревне Толбица к устью реки Толба, откуда крестный ход продолжился на теплоходе «Талабск» и направился на остров Верхний (о. Белов).

Во время всего движения крестного хода от монастыря и до храма апостолов Петра и Павла на острове Верхний игумен Савва освящал землю, лес, поля, дома, людей, встречавших крестный ход, воду Псковского озера святой водой. Все участники ощущали присутствие Духа Святого и Божью благодать, что отразилось на фотографиях, сделанных во время крестного хода.

Крестоходцы на острове Верхний были встречены колокольным звоном. У врат храма апостолов Петра и Павла крестный ход приветствовали настоятель протоиерей Сергий Демидов и группа паломников, которая также присоединилась к крестному ходу. В храме был отслужен молебен славным и всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу. Старинный храм XVI века был наполнен участниками крестного хода, паломниками, прихожанами храма и жителями острова Верхний/Белов. После окончания молебна со святынями крестного хода и храма, среди которых была и большая храмовая икона преподобного Досифея Верхнеостровского, крестоходцы отправились к Поклонному Кресту. Когда-то здесь располагался скит, основанный святым Досифеем. В скиту был Успенский храм и келья преподобного Досифея, первого настоятеля основанного им в 1470 г. монастыря святых апостолов Петра и Павла.

После водосвятного молебна и величания преподобному Досифею у Поклонного Креста крестоходцы отправились к подземному храму XV века всехвальных апостолов Петра и Павла. Этот храм был построен преподобным Досифеем, учеником преподобного Евфросина Псковского, основателя Спасо-Елеазаровского монастыря. В течение нескольких лет именно в этом подземном храме до восстановления наземного храма о. Сергий Демидов служил Всенощные, Литургии, проводил занятия воскресной школы с прихожанами.
 
Многие годы с начала пастырского служения на о. Талабске/Залите в 1959 г. до восстановления храма и назначения священника на остров Верхний/Белов на нем служил отец Николай Гурьянов. Он причащал, исповедовал людей, совершал панихиды и молебны. Никогда не отказывал никому и спешил добраться на лодке до острова в любую непогоду и время суток и года. Сам отец Николай освящал в 1994 г. открываемый вновь храм святых апостолов Петра и Павла. Освящая храм веточкой сирени, старец Николай говорил: «Святое место, святое место…». И радовался, когда при расчистке верхнего храма был обнаружен подземный храм, в котором по его предсказанию будут непременно обретены находящиеся под спудом мощи преподобного Досифея. Этот святой иеромонах, поселившись здесь в XV веке, смирением и любовью привел к вере и спасению разбойников и других лихих людей, населявших остров в старину.

Частью крестного хода стала трапеза, которую добросердечные островитяне приготовили для крестоходцев. По благословению отца Сергия все блюда ее были приготовлены из рыбы, выловленной в Псковском озере.

Поклонившись еще раз святыням острова, тепло провожаемые отцом Сергием и жителями острова, участники крестного хода вернулись на судно и направились на остров Талабск/Залит. Продолжалась общая молитва. На носу катера стояли монахи с крестом и фонарем, хоругвеносцы с хоругвями, крестоходы с иконами. Отец Савва продолжал освящать воды Псковского озера.

Издали был слышан колокольный звон с острова Талабск/Залит, который так долго ждал возобновления крестного хода. После выстраивания крестный ход с молитвами двинулся к храму Николая Чудотворца. С каждым шагом к участникам крестного хода присоединялись новые люди из жителей острова. Также торжественно и вдохновенно были встречены участники крестного хода настоятелем храма игуменом Паисием (Гидрашем). В храме, наполненном крестоходами, паломниками, прихожанами был отслужен молебен с акафистом Спасителю Сладчайшему. После его окончания крестный ход от храма Святителя Николая отправился дальше «Дорогой Спасителя», которой более 40 лет ходил с паствой отец Николай Гурьянов, а до него более полутора веков наши боголюбивые предки. Они заботились не только о том, чтобы всегда были полны рыбой их снасти, а главной заботой было стремление, чтобы были глубокой вера, чистой совесть каждого православного человека, как в тихую погоду воды Псковского озера, а сердце исполнено любви к Богу и ближнему своему. Когда двигался крестный ход, казалось, что незримо присутствуют с нами, возглашают Иисусову молитву, а также благословляют и Русскую Землю, и древнее Псковское озеро, и Талабские острова – этот Псковский Афон - и отец Николай Гурьянов, и отец Борис Николаев, сомолитвенник отца Николая, и архимандрит Иоанн (Крестьянкин), и игумения Елисавета (Беляева), и многие молитвенники и подвижники этого святого уголка нашей Родины…

Крестный ход со святынями подошел на кладбище к могилке отца Николая Гурьянова, где была отслужена панихида. Настоятель храма Святителя Николая, духовное чадо старца игумен Паисий (Гидраш) помазал всех участников маслицем от лампадки великого подвижника, память которого будет уже десятый раз поминаться в этом году 24 августа. Возле могилки отца Николая монахиня Рафаила (Скородумова), и.о. настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря раздала всем желающим иконки Спаса Елеазаровского в память о восстановленном крестном ходе. После посещения домика праведника крестный ход с молитвой продолжился, участники подошли к храму Святителя Николая, поклонились его святыням, среди которых и иконе Смоленской Божией Матери «Благодатное Небо». Крестный ход, выстроившись, с молитвой направился к кораблю, ожидавшего нас на пристани. Небо в который раз заволакивали страшные свинцовые беспросветные тучи, обещая не только ливень, ураган и страшную грозу. Мы шли на грозу и молились. Все вместе, одним вздохом: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Пресвятою Богородицей помилуй нас!»

Слава Богу, что нам, участникам крестного хода, оказалось по силам пройти крестным путем «Дороги Спасителя». Он был непростым. Сколько раз нам казалось, что не будет сил все исполнить, что вот-вот обрушатся на наш плывущий храм все силы зла и зальют, и задуют, и перевернут его. Но обещанный ливень и штормовое предупреждение растворялись, черные тучи и завывающий штормовой ветер исчезали, вдали появлялся просвет и сияло солнце, начинала играть радуга. И как Божью благодать каждый из нас принимал святое крапление священника, который неутомимо продолжал освящать воды, усмиряя их рыкание. И на носовой части корабля, бесстрашно разрезающего волны, стояли со святынями: фонарем, крестом, хоругвями, иконами, - священники, монахи, монахини, мирские, дети – рабы Божии и воины Христовы, которых в старину за твердость в вере называли железными.

Прощаясь с нами, капитан корабля был в некотором недоумении. Именно он нам говорил, что погода такая, что не только плыть, выйти на озеро невозможно.

Ступившие на твердую землю, участники крестного хода продолжали творить молитву и чувствовали особое духовное единение. Возвратившись в Спасо-Елеазаровский монастырь, в соборе Трех Святителей установили иконы, хоругви, фонарь и крест, приложились к чудотворному образу Спасителя Елеазаровского, Цареградской иконе Божией Матери и святыням храма, с вниманием слушали слово отца Саввы, приложились к Кресту. И понимали, что по Божьей милости мы сподобились стать участниками не просто крестного хода, а крестного хода, восстановившего многовековую традицию, когда в годину опасности или борясь с собственными страстями, православные люди совершали крестные ходы и спасали отечество, своих близких и свои души. И так было много веков. И так будет.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Пресвятою Богородицей помилуй нас! И дай нам силы идти Дорогой Спасителя.
 
Виктория Медунина

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.