Мысли настоятеля Федоровского храма, молодого и счастливого священника Дмитрия Крутова об общине своего полугодовалого храма, о своем служении и о критике Церкви обществом.
«В давно открывшемся храме ведь как обычно бывает? Приходишь, спрашиваешь – помощь нужна? Нет, у нас все есть. А здесь спрашиваешь, и слышишь в ответ “ДА!”. Когда ты ни к чему в храме не привязан, ты просто стоишь на службе. А когда ты начинаешь участвовать в жизни общины, чувствуешь себя здесь нужным, община становится своей», – рассказывает алтарник Владимир, сидя за рулем настоятельской машины. Священник Дмитрий Крутов отдал порулить машину приходской молодежи, а сам едет чуть позади, в автобусе с паствой. Это вторая паломническая поездка прихода, которому еще нет и 6 месяцев, но прихожане уже не помещаются в двух автобусах. В этот раз собралось 138 человек. «А еще тебе перепадает любовь, которой в жизни всегда не хватает, - добавляет Владимир, стараясь не пропустить поворот. – Когда встречаешь к себе теплое отношение, ты расцветаешь, с этими людьми хочется быть».
Вечер заканчивается пикником на источнике Никиты Столпника и шашлыком из курицы. Отец Дмитрий ходит между людьми с подносом шампуров и обеспокоенно спрашивает, все ли поели. В свою очередь прихожане спрашивают его, поел ли он сам, несут ему какие-то свои бутерброды и домашнюю выпечку. Похоже на описания рая у Паисия Святогорца: люди кормят друг друга, поэтому все сыты и довольны. Как это у него получается? Отец Дмитрий говорит, что всю жизнь стремился стать священником, и сейчас очень счастлив. Не знаю, бывают ли у прихода и у священника период «неофитства», когда Бог где-то очень близко, но счастье священника очень заразительно. Пользуясь случаем, спрашиваю о. Дмитрия о том, что мне всегда было интересно – а не страшно ли стремиться к священству, вдруг ты людей распугаешь в 10 раз больше, чем к Богу приведешь?
О своем священстве
У меня очень рано умер отец, мне было 11 лет. Нас с братом пригласили алтарничать. Мой духовник отец Александр Дасаев был настоятелем храма Нерукотворного Образа в Перово. Он все мое становление был для меня самым ярким примером служения людям. Поэтому у меня, наверное, даже не было сомнений, кем быть.
Каждый понимает, что его жизнь временна. Но можно прожить ее так, чтобы что-то от твоего труда передалось другим поколениям людей. Поэтому, например, хорошо быть строителем. Строитель делает дело, которое имеет большой смысл. Хорошо быть врачом, потому что можешь не только здоровье людям поправить, но и позаботиться о них, посочувствовать им. Хорошо быть учителем – ты передаешь опыт предыдущих поколений, чтобы последующие каждый раз не изобретали колесо. Но в моем представлении наибольший смысл имеет труд священника. Если ты заботишься о том, чтобы люди спасали свои души, ты своим служением сохраняешь людей для вечности. Меня окружали хорошие священники. И я надеялся, что под их руководством и у меня получится. Может быть, это был юношеский максимализм. Может быть, если бы я пришел в Церковь в зрелые годы, я бы подошел к этому более взвешенно. Но я счастлив, что стал священником и могу вкладывать свои силы без остатка в те вещи, которые имеют смысл.
Если ты занимаешься чем-то, то это не потому, что ты хороший, самый умный, или самый святой. Просто Господь считает, что тебе нужно потрудиться в этом качестве. Поэтому нельзя скатываться до взгляда на происходящее через призму себя, надо смотреть с точки зрения пользы тех людей, которые приданы твоему попечению, стараться заботиться о них. Прежде всего об их душах, чтобы они действительно к Богу тянулись. В этом плане было бы неплохо больше опыта поднабраться. А с духовной точки зрения – владыка и Святейший Патриарх дал послушание, значит, нужно его выполнять в меру тех сил и способностей, которые есть. Делать этот труд так, как будто бы ты получил его из рук Иисуса Христа. Каждому священнику при рукоположении архиерей говорит «прими залог сей, о нем же истязан будешь на втором пришествии Христовом», вот и все. Если ты будешь плохо трудиться, будешь недобросовестным – дашь ответ. Господь же не спрашивает с тебя каких-то огромных результатов, а спрашивает сердце, отношение, добросовестность.
О критике Церкви обществом и ситуации в Церкви
Наш мир действует не только по физическим или социологическим законам. Если мы знаем, что человек представляет собой воплощение духа, то действуют и духовные законы. Надо понимать, что в последние несколько лет в Церкви действительно произошли очень серьезные изменения. Я не обладаю компетенцией говорить о Церкви в целом, но те приходы на территории Москвы, в которых я нес свои послушания, там действительно произошли серьезные изменения в лучшую сторону. Например, молодежная работа. Раньше об этом мы вообще не слышали. А теперь на каждом приходе есть человек, который занимается социальным служением. Иногда плохо, иногда хорошо, но он заботится о том, чтобы пожертвования прихожан шли на решение социальных задач. И есть понимание того, что нужно более ответственно и профессионально подходить к проблеме катехизации. Когда люди называют себя православными, но Троица для них - это Никола, Божья Матерь и Иисус Христос, то это не совсем правильная ситуация. И мы в ответе за тех людей, кто так считает, потому что мы их крестили, но не научили.
Когда крепчают дела веры, приходят большие испытания, что мы и видим сегодня. Но без штанги ты не станешь штангистом. Думаю, что все трудности Господь не просто так попускает, а для того, чтобы мы набирались мудрости и становились сильнее. Но при этом нужно реально смотреть на ситуацию и видеть, что за каждым нашим шагом и делом начали пристально наблюдать. По-моему это неплохо. Это значит, что мы просто-напросто должны более ответственно подходить к любому делу, которое мы начинаем. Я вижу в этом только положительные моменты.
Об уважении к владельцам гаражей
Я бы хотел, чтобы конфликт интересов между храмом и гаражно-строительным кооперативом не только решился с духовной пользой для всех, кого он коснулся, но чтобы при его решении к жителям района и ко всем заинтересованным лицам отнеслись с большим уважением. Идеальное решение найти не всегда возможно, но если ты честно будешь его искать, то в этом и будет залог и доброго сотрудничества, и положительного результата.
О создании общины
Когда мы строили храм, нам хотелось, чтобы это было не просто благолепное здание, в котором можно петь и служить, а чтобы это было прорывом к небесам. Чтобы это стало лампадкой в нашем районе, которая бы собирала вокруг себя молитвенников.
Мы стараемся смотреть, как собираются другие общины, как люди служат друг другу. Если есть чему поучиться, едем, познакомимся, смотрим, каким образом мы могли бы этот опыт применить. Наш главный учитель в деле строительства общины - архиепископ Марк. Вот, например, наше чаепитие после каждой воскресной службы, откуда оно взялось? Владыка Марк уже многие годы после службы выходит и собственноручно всех прихожан угощает чаем.
Важно, чтобы прихожане не просто приходили помолиться, но и чувствовали себя нужными, тогда они станут членами общины. У нас на сайте есть целый список людей, которые сейчас требуются храму. Самое актуальное – тренер по футболу. Просто человек, который под эгидой храма будет играть с маленькими детьми в футбол. Мы не побоялись предложить людям список церковной утвари, которая необходима храму. Это и облачения, и дарохранительница, и купель, и книги. Я предложили всем желающим поучаствовать в их покупке. И люди очень живо откликнулись. Теперь они приходят на службу и видят на богослужении эти вещи, приобретенные при их участии. И тогда они начинают чувствовать, что это их храм.
Еще мы с самого начала старались познакомить людей друг с другом – провели первую паломническую поездку в Иоанно-Богословский монастырь, она многих подружила. Очень объединило прихожан украшение храма цветами к богослужению. И конечно необходима катехизация. Мы прямо в храме вешаем на тросах шторы, и проводим занятия воскресной школы в этом импровизированном классе.
Но общинность и служение друг другу не должны затмевать собой стремление ко Христу. Община нужна, чтобы помогать друг другу стремиться к Богу. В Церкви общинность – ради Бога, а не ради общинности как таковой.
О том, чего не хватает
Хотелось бы построить большой каменный храм, организовать при нем хорошую православную школу. Мне бы хотелось, чтобы у меня было больше сил. Мне бы хотелось, чтобы в сутках было больше часов, а в неделе больше дней. Мне бы хотелось, чтобы я меньше уставал. Хотелось бы больше времени уделять семье и детям. На них у меня совсем не остается времени. Но я рад, что вся моя семья воспринимает послушание по строительству храма как наше общее служение, поэтому меня никто не дергает, не мучает. Жена у меня очень тактичный человек, очень интеллигентный и меня всегда поддерживает.
Кирилл Миловидов