Как часто люди стремятся к чему-то всемирно известному, «популярному»? Безусловно, каждый православный человек должен хотя бы раз в жизни побывать на Святой земле, в Троице Сергиевой лавре, в Киеве и других святых местах подобного масштаба. Но как необходимо побывать в казалось бы мало известных местах подвигов святых подвижников? Помните, блаженная Матрона Московская говорила, чтобы люди приходили к ней на могилку и все рассказывали как живой. То же можно сказать и о всех святых подвижниках, которые слышат нас, слышат наши стенания и просьбы…и помогают.
Одним из целого сонма святых Земли псковской является преподобный Никандр пустынножитель.
В обители, возникшей уже после кончины преподобного, разрушенной при советской власти и вновь восстановленной при митрополите Псковском и Великолукском Евсевии, мне очень долго не удавалось побывать. И вот довольно пасмурным утром я отправилась в это путешествие с Паломническим Центром Псковской Епархии «Вертоград». С которым я путешествовала не раз и всегда меня радовала организация поездок, грамотное и интересное сопровождение православных экскурсоводов. Считается, что паломничество – это труд. Да это так, но с «Вертоградом» это еще и отдых, отдых душевный, так как транспорт всегда удобный, водители опытные, продуманы все бытовые и технические нюансы. Паломнику остается только молиться и благодарить Бога за возможность посещать святые места.
Мы дождались всех паломников и отправились в путь. Время в пути пролетело не заметно: поля, леса, деревеньки так и притягивают взгляд, его невозможно оторвать от такой неброской красоты. Рассказ экскурсовода в сочетании с видами из окна создавал предчувствие, что вот-вот мы окажемся в самом необыкновенном, святом месте, где получим духовное утешение по молитвам святого.
Как-то неожиданно лес расступился и мы оказались в обители преподобного Никандра.
Первое, что видишь при въезде в обитель – это «Глазной источник». Святые источники всегда почитались на Руси, к ним было особое, трепетное отношение. Из каждого источника надо испить воды и умыться. В Никандровой пустыни 5 святых источников – прп. Никандра, св. ап. Петра и Павла, прп. Александра Свирского (с купальней) – на месте явления прп. Никандру Александра Свирского и глазной источник. Пожалуй в Псковской Епархии это единственный монастырь с таким количеством святых источников.
Вода в «Глазном источнике» несколько мутноватая, но скольким людям по вере их эта водица принесла исцеление! Каждому, кто имеет дело на работе с компьютером, известно, что такое болезни глаз, зуд в глазах и прочие напасти. С этими неприятностями лично мне помогает справиться вода из этого источника.
Купание в источнике прп. Александра Свирского подняло настроение, придало силы как душевные, так и телесные. Вода была на удивление теплой. Потом я услышала, что так считают не все, кому-то она кажется ледяной. Может это прп. Никандр и Александр Свирский посылают такую благодать уставшим и скорбящим человеческим душам. Как знать, но только после купания в источнике на душе наступает мир, спокойствие, осознание того, что Господь так близок. Из источника мы также набрали воды, пить ее не следует, а вот для протирания и компрессов она очень хороша.
На источнике Петра и Павла мы тоже набрали воды. Интересно устроен этот источник – там два сруба-колодца.
Самый дальний от монастыря – источник прп. Никандра.
Все источники (кроме глазного) находятся на некотором удалении от монастыря. Как же приятно дойти до них по лесным тропинкам! Хвойный лес, черничник, пение птиц – своеобразный райский уголок среди болот.
Сам монастырь, восстановленный практически с нуля еще раз доказывает то, что Господь поругаем не бывает, что все силы зла ничтожны перед верой православной.
Деревянные храмы в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и царственных мучеников – теплые, домашние, а величественный небесного цвета Благовещенский собор подчеркивает мощь веры православной. Внутри собор белоснежный и кажется таким огромным!
Служба на празднование всех святых была молитвенной. Это не удивительно – ведь это молитва сразу ко всем святым явленным и неявленным. Сразу подумалось – сколько же у нас заступников перед Богом…только не ленись молиться.
Особый молитвенный дух поддерживает монастырское пение. Его простота как раз и является тем фактором, который заставляет обращать внимание на слово – на содержание и смысл молитв. Нас, привыкшим к партесному пению это в какой-то мере отрезвляет, помогает по-новому взглянуть на музыку Архангельского, Чеснокова и других церковных композиторов и по-новому петь их произведения за богослужением.
Все группы паломников обязательно участвуют в монастырской трапезе. Самая простая пища – щи, картошка, березовый сок, молоко – а такое чувство, что ничего вкуснее в жизни не едал, все потому, что все в обители делается с молитвой и по послушанию. Познакомились мы и с главными производителями молока – коровками и козочками. Последние оказались такими ручными, что как собачки ходили за паломниками, просили чего-нибудь вкусненького.
Конечно еще очень многое в обители нужно восстановить. В брошюре, изданной обителью, есть визуализация проекта восстановления пустыни и без помощи благодетелей здесь не обойтись. Но самое главное уже сделано - восстановлена молитвенная жизнь обители, и братия возносит свои молитвы Господу о нас грешных!