Троицкая церковь в селе Доможирка находится на северо-восточном побережье Чудского озера, в 147 километрах от г.Пскова и в 25 километрах от г.Гдова.
Храм четырехстолпный, трехапсидный. Состоит из центрального одноглавого Троицкого храма, двух бесстолпных приделов (северный посвящен во имя святителя Николая Чудотворца, южный - во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы) и П-образной паперти со звонницей на западной стене (над входом). Строительный материал - известняковый плитняк возили для строительства на судах по Чудскому озеру более чем за 120 вёрст из под Пскова. Современный облик он получил в ходе реставрации 1965-1972 годов, проводившейся под руководством М. И. Семенова и по чертежам, выполненным инженером - реставратором В. А. Лебедевой. В ходе советской реставрации были восстановлены: центральный барабан Троицкого храма, двухпролетная звонница, паперть, изготовленные из осинового гонта-лемеха главы всех трех приделов с кованными крестами.
Храм заложен летом 1558 года по случаю успешного взятия городов Нарвы и Сыренска (Васк-Нарва) русскими войсками в начале Ливонской войны по указу царя Иван IV Грозного о чем сообщается в Никоновской, Лебедевской, 3-й Псковской летописях.
Заказчиком его, как повествует Никоновская летопись, являлся сам Иван Грозный. Он дал средства на строительство и повелел: освятить храм во имя Живоначальной Троицы. Организацией же строительства занимался псковский воевода Ждан Андреевич Вешняков, участвовавший в штурме города Сыренска. Именно он выбрал село Доможирку, как место для возведения храма. Он же, надо полагать, указал храм-образец (возможно это церковь Благовещения с Запсковья), определив архитектурный облик Троицкой церкви.
Судя по записям русских летописей царь оставил Ждана Вешнякова и его боевого товарища Павла Заболоцкого «устроять» в Ливонии церкви и крепости, что он в дальнейшем и делал. Указ о строительстве храма после победы вез с жалованьем к войскам родной дядя Митрополита Филиппа (Колычева), замученного впоследствии Малютой Скуратовым, стольник Григорий Семенович Колычев.
Окончание строительства храма можно приурочить к 1567 году, так как в это время литейщиком Лонгином Семеновым сыном был отлит главный колокол звонницы, надпись на котором гласит: "Года 7-5 лит сей колокол Живоначальной Троице и вознесению Пречистой Девы и святой мученице Парасковьи по прозванию Пятница в Доможирке в правление царя и господина Великого князя Ивана Васильевича всея Руси повелением слуги Божия Ждана Андреевича Вешнякова. А делал мастер Логин Семенов сын". Ныне колокол находится в Швеции и описан исследователем Турку Арне.
В 1581 году, по сведениям К. Трофимова, храм был разорен ливонцами, при этом «от прежнего придела святителя Николая осталась только алтарная апсида, обращенная в более позднее время в ризницу». Другая дореволюционная публикация, автор которой, видимо, был знаком с еще не сгоревшим архивом церкви, также сообщает о разорении Никольского придела, но не ливонцами, а шведами. Сообщение одной из писцовых книг, опубликованное К. Трофимовым, говорит о том, что церковь в Доможирке «от войны немецких людей стоит без пения не освящена», что подтверждает информацию о разорении храма до 1627 года. Что касается времени этого разорения, то указанный 1581 год, вполне возможен, так как в этом году войска неприятеля (польского короля Стефана Батория) действительно были в этих краях и безуспешно пытались захватить Гдов.
К 1580-м годам относится еще одно упоминание о храме.
В Писцовой книге 1585 года в описании Каменской губы есть запись: «и всего за Иваном село да три деревни да пустошь, а в селе церковь камена Успения Пречистые Богородицы да придел Троицы Живоначальные да другой придел пятницы святые в селе двор помещиков двор попов двор церковного дьячка двор проскуреницы да три двора крестьянских…».
За весь XVII век нам известно три упоминания о церкви.
Первое из них, о котором мы уже говорили, опубликованно К. Трофимовым и датируется 1627 годом.
Следующее сообщение о храме относится к 1648 году. Из него мы узнаем о том, что в середине XVII века селом Доможирка владели помещики Желнинские (или, возможно, Желнырские).
Третий исторический источник этого же столетия - памятная каменная плита (керамида), которая была вставлена в северную стену придела святой Параскевы и сохранялась до начала 20 века. На керамиде была надпись: «Лета 7190 (1682) марта в 5 день <… > преставися раб Божий, псковский помещик Фотий Евфимьев, сын Желныский», свидетельствующая о том, что Желнинские были владельцами села Доможирка по крайней мере до 1682 года.
Дальнейшая судьба храма слабо освещена источниками.
Из документов XVIII столетия, касающихся села Доможирка и Троицкой церкви, удалось обнаружить лишь два межевых дела. Оба они хранятся в Центральном Государственном/ Историческом архиве Санкт-Петербурга и датируются 1784 годом. В деле № 432 читаем: «июня 5 дня <...> учинена межа во Гдовском уезде в Каменной губе селце Доможирке с пустошми Ивановской, Вениковой, Моисеевой с её пашенною землею сенными покосы лесными и прочими угоды и которыя состоят во владении прапорщика князя Михаила Афонасиева сына Елецкаго».
Храм многократно восстанавливался, перестраивался. В 1822 году с запада от храма была возведена, примыкающая к нему вплотную колокольня. Она представляла собой трехъярусное, квадратное в плане, увенчанное шпилем сооружение. Возможно, к этому же времени относится переделка первоначальных восьмискатных покрытий четверика и приделов, на четырехскатное у четверика и трехскатное у приделов, зафиксированное изображением храма до пожара 1900 года.
Из описания храма, сделанного крестьянином Ефимом Андреевым, известно, что храм в XIX веке имел пятиярусный иконостас, а его иконы возобновлялись в 1824 году. Сохранились также сведения о владельцах села Доможирка этого столетия: в 1838 году ими являлись дети Зиновьева, а во второй половине XIX века Косяровские (в 1870-76 гг. - Косяровская А.П. и Покровская С.П., видимо, сестры).
О том, каким был храм в конце XIX века можно судить по плану из проекта на перестройку церкви, составленному П. Трифоновым в 1901 году.
К этому времени первоначальное архитектурное решение церковного здания претерпело значительные изменения. Мы уже упоминали об утрате северной части П-образной паперти и переделке покрытий четверика и приделов. Кроме того, чертеж П. Трифонова фиксирует закладку арочного дверного проема в западной стене Никольского придела и пробивку дверного проема на месте ниши в южной стене этого же придела (она же северная стена четверика). В западной части северной стены четверика пробито окно. Такое же окно сделано в новой стене, сооруженной западнее северной стены четверика. Новый дверной проем пробит в северной угловой части западной стены четверика.
Существенным переделкам подвергся южный придел храма. Судя по проектному чертежу П. Трифонова, к началу столетия он уже был частично расширен. Западная стена этого придела и примыкающая к ней восточная часть южной стены П-образной паперти были разобраны, а западнее южной стены придела сооружена новая Г-образная в плане кирпичная стена, примыкающая к сохранившейся части первоначальной стены южной паперти.
Печальным событие в судьбе храма стал пожар, произошедший 19 ноября 1900 года. Как сообщает член императорской археологической комиссии академик П.П. Покрышкин, пожар начался от забытой восковой свечи в ризнице (Никольском приделе). Огонь не сразу заметили, поэтому из ризницы он перебросился на иконостас средней Троицкой церкви, так как боковые приделы сообщались ранее проходами с алтарем центрального придела. В результате огонь «уничтожил все деревянные части церкви: крыши, весь внутренний церковный наряд и архив». Не тронутой огнем, по сообщению прихожан храма, осталась только алтарная часть в приделе святой Параскевы, но и она требовала незначительного ремонта, который был сделан «к празднику Рождества Христова».
Уже в апреле 1901 года прихожане храма обращаются к Обер-Прокурору Синода К. П. Победоносцеву с просьбой оказать малочисленному и бедному Доможирскому приходу «денежное вспомоществование из сумм Святейшего Синода на ремонт Доможирской Троицкой церкви».
В том же 1901 году гражданский инженер П. Трифонов составил «Проект перестройки церкви во имя Св. Троицы в селении Доможирка…» и смету на 18 тысяч 331 рубль 99 копеек. 8 мая 1901 года на заседании Строительного отделения С.-Петербургского Губернского Правления проект П. Трифонова был утвержден. Он предусматривал не только ремонт храма, но и расширение его южного придела. Последнее подразумевало разборку древней стены южной части паперти и сооружение новой кирпичной стены, которая должна была продолжить южную стену Параскевинского придела и доходить почти до западной стены колокольни. Во вновь образованном вытянутом с востока на запад пространстве южного придела планировалось установить две печи и соорудить кирпичную стену, отделяющую объем этого придела от притвора храма (сохранившаяся западная часть первоначальной П-образной паперти). Западный вход в придел святой Параскевы устраивался в южной стене колокольни.
Говоря о проекте П. Трифонова, нельзя не обратить внимания на лист озаглавленный «Генеральный план». На нем кроме храма показаны: дом священника, баня, сарай, дом и сарай псаломщика, школа, 2 амбара, ледник, сторожка и дома крестьян деревни «Доможирка». Ныне все они разрушены, уцелел только сложенный из гранитных валунов фундамент дома священника. Показана там и церковная ограда, валунное основание которой частично сохранилось до наших дней.
Кроме работ, запланированных проектом П. Трифонова, прихожане храма решили разобрать главный купол, грозящий, по их мнению, обрушением, и два пилона, поддерживающие его. Разборка пилонов нужна была для того, «чтобы было больше места для молящихся».
Санкт-Петербургская Духовная Консистория, понимая ценность храма в Доможирке, обращается в Императорскую Археологическую Комиссию с прошением (от 12 ноября 1902 г.) «командировать уполномоченное лицо для осмотра означенной церкви и указания способа, коим она должна быть ремонтирована снаружи и внутри».
В ноябре 1902 года Императорская Археологическая Комиссия командирует для осмотра церкви архитектора-реставратора и исследователя древнерусской архитектуры П. П. Покрышкина, который впоследствии был рукоположен во священный сан, стал протоиерем Нижегородской епархии, и умер, причастив больного тифом. По приезде в село Доможирку Покрышкин обнаружил, что главный купол храма уже разобран. Он сделал подробный обмер храма и несколько фотографий, запечатлевших здание церкви еще до начала строительных работ. Кроме того, исследователь, на основе натурного изучения памятника, разработал проект реставрации восточного фасада.
О ходе и сроках ремонтно-восстановительных строительных работ, произведенных по проекту П. Трифонова, документов не обнаружено. Но, как сообщает П. П. Покрышкин, посетивший Доможирку летом 1906 года, к его приезду все строительные работы были закончены. Оценивая сделанное с позиции реставрационной науки, П. П. Покрышкин с сожалением и горечью писал: «Ныне доморощенные архитекторы “реставрировали” Доможирскую церковь следующим образом. Вместо каменного с горшками купола поставили деревянный и всё снаружи оштукатурили, так что на малых купольных барабанах все украшения замазаны. Главы сделаны по поздним гдовским образцам».
В архивах Санкт-Петербурга хранятся четыре фотографии храма, сделанные В. Г. Красировым и Буллой после описанного ремонта. Они иллюстрируют слова П.П. Покрышкина и свидетельствуют о том, что проект П. Трифонова был полностью осуществлен.
Как и предполагалось проектом, приделы получили двухскатное покрытие, а четверик – четырехскатное. Западнее южного придела соорудили новую стену паперти и разрушили старую - первоначальную.
После 1917 года, как и большинство церквей, Троицкий храм, видимо, был закрыт. Когда именно церковь в Доможирке перестала действовать - неизвестно. Какова судьба последнего настоятеля Доможирской церкви протоиерея Всеволода Всеводовича Николаевского неизвестно и его родственникам, которые ныне проживают в Германии.
В 1955 году Доможирку посетила техник-архитектор В. А. Лебедева. Она обнаружила, что на Никольском приделе отсутствует кровля, а на его сводах растут деревья. В своде южного придела имелась трещина. Кладка стен всех объемов еще находилась в «хорошей» сохранности и угрожающих трещин в ней не было. Однако уже в к 1965 году состояние памятника стало аварийным и требовало немедленных ремонтно-реставрационных работ.
В 1965-1972 годах под руководством М. И. Семенова была осуществлена реставрация храма. Она спасла храм от разрушения и вернула ему древние формы XVI века.
После окончания реставрации здание церкви в течении 26 лет вновь оказалось бесхозным и продолжало оставаться таким до конца XX века.
12 ноября 1998 года общине Собора Державной иконы Божией матери в Гдове по ходатайству его настоятеля протоиерея Михаила Женочина выдано свидетельство № 189 «О праве бессрочного (постоянного) пользования землей» по адресу д. Доможирка Добручинской волости. Площадь земли этого участка составляла 0,45 га. (63 м. - 72 м. - 63 м. - 72 м).
14 декабря 1999 года Троицкая церковь в Доможирке - памятник истории и культуры федерального (общероссийского) значения, передана Псковской епархии Русской Православной Церкви (Распоряжение №300/1635-р было подписано первым заместителем Министра культуры Российской Федерации Н. Л. Дементьевой и первым заместителем Министра государственного имущества Российской Федерации О. М. Медведевым).
16 декабря 1999 года зарегистрирован (свидетельство №207) приход Доможирского храма.
12 сентября 1999 года начались ремонтно-восстановительные работы. Прежде всего были установлены окна и двери Никольского придела. Позднее сделана новая деревянная кровля и оштукатурены сам храм и его интерьер. В 2003 году вокруг храма залита цементная отмостка.
Первая служба состоялась в отремонтированном северном приделе святителя Николая 1 августа 1999 года. А первая Божественная Литургия была совершена клириками Гдовского благочиния 10 ноября 1999 года. Ныне богослужения в храме совершаются раз в месяц.
В мае 2008 года храму были подарены шесть колоколов, отлитых на Воронежском литейном заводе. Вес этих колоколов составляет: 290, 100, 60, 29, 18 и 10 кг. Трое человек в течение шести часов вручную поднимали их на звонницу и Троицкий храм в Доможирке, после долгих десятилетий молчания, обрел вновь свой голос.
В 2007-2009 годах был отремонтирован придел святой великомученицы Параскевы. С 2009 года по сей день ведутся работы в Троицком приделе, где 13 июня 2011 года в День Святаго Духа состоялась первая Божественная Литургия, которую возглавил благочинный Гдовского округа протоирей Василий.
Ныне в храме существует котельная, подведена электроэнергия, выполнена мелиорация прилегающих территорий, ведутся работы по воссозданию ограды и мощения вокруг храма, а в интерьере по воссозданию хор. Разработан проект четырехъярусного иконостаса, для которого пишутся иконы. Из дореволюционного наряда в храме сохранились: икона святой великомученицы Параскевы Пятницы и запрестольный крест, который отправлен на реставрацию.
Храм окрестные жители не посещают ввиду того, что в самой Доможирке нет ни одного постоянно проживающего жителя. Все без исключения дома принадлежат дачникам, а соседние деревни малолюдны или также имеют жителями - дачников.
Многие задают вопрос: "Для чего восстанавливается храм в этом пустынном месте куда и дороги-то нет?" Не понимают. Некоторые осуждают, ругают... Что ж, пусть тогда храм стоит в запустении, разгромленным и оскверненным?!
9 ноября 2011 года на празднование памяти святой великомученицы Параскевы Пятницы в нашем храме в центральном Троицком приделе служили первое, спустя 90 лет молчания, Всенощное бдение. Мы не знаем, когда храм был закрыт, и когда в центральном его приделе состоялась последнее богослужение. По всей видимости последний священник храма покинул его в 20 годах двадцатого столетия.
На следующий день 10 ноября на престольный праздник к нам приехало какое-то необыкновенное число паломников! В храме стояло более 100 человек. Причастилось более 50! Были побиты все рекорды посещаемости храма. Приехало 50 человек из Пскова, два автобуса и несколько машин их Петербурга. Приехали казаки из Кингисеппа, гости из Выборга, Гатчины, Красного села, Гдова. Служило четыре священника и диакон. Возглавил праздничное богослужение благочинный Гдовского округа протоиерей Василий. Люди испытали настоящую духовную радость от общения с храмом, в котором 453 года молились и продолжают молиться русские люди.
Иерей Дмитрий Пономарев,
по материалам искусствоведа А. Кузнецова