На самой северо-западной границе «Дома Святой Троицы», в Гдовской земле, совершенным «образцом и мерой», квинтэссенцией псковского храмостроительной традиции предстает церковь Святой Троицы в Доможирке на берегу Чудского озера.
Впечатление полной и совершенной гармонии исходит от церкви в Доможирке, стоящей на берегу озера:
Сияющий чистотой, ослепительный храм соединяет бескрайнюю темно-синюю гладь «Чудского моря» с прозрачной голубизной небесного свода - воистину создается архитектурная метафора Дома Бога на этой земле.
Удаленный от мирских построек, поставленный на низком, равнинном берегу, храм, по псковскому обыкновению, приветливо открыт, обращен звонницей Западу, - к «морю» и пограничному, скрытому за ним, Европейскому миру.
Негорделивый, отточено - простой по формам, он производит впечатление крупного ансамбля, - столь разнообразен и целен он одновременно, так точно найдены все его пропорции и безошибочно акцентированы отдельные детали.
«Общая группировка, ритмы, декорация – все исполнено классической выверенности и устойчивости. Сложный и безупречно уравновешенный по своим чистым формам памятник свидетельствует о сложении замечательной школы псковских зодчих», - констатирует известный ученый А.И.Комеч [5. С. 226].
Подчеркнуто - псковской является структура храма, в которой встречаем знакомые характеристики: одноглавый, четырехстопный, трехапсидный, с двумя приделами, объединенными галереями. Прототипами, образцами здесь напрямую послужили такие известные храмы города, как ц.Богоявления с Запсковья, ц.Успения с Пароменья и, безусловно, собор Дмитрия Солунского, - последний был особенно чтим в Гдовской земле. Вл. В.Седов справедливо утверждает, что «данный тип храма тиражируется в разных размерах и с минимальным изменением декорации, что позволяет говорить о сложившейся иконографической схеме фасадов и внутреннего пространства… “Кончанские”, или “большие” храмы относятся к ведущей линии традиционного псковского зодчества первой трети XVI века, то есть периода сразу после присоединения Пскова к Москве, когда устанавливались основные принципы новой псковской архитектуры. В архитектуре «больших» храмов отразилось стремление заказчиков сохранить местный тип храма без изменений, причем именно в редакции церкви Богоявления с Запсковья 1496г., то есть кончанского храма эпохи независимости…» [5. С. 27-31].
Здесь особенно важно иметь ввиду, что «…городское население в Гдове демонстрирует исключительную традиционность в выборе образца… Принадлежавшие к этой посадской традиции «большие» храмы говорят не столько о «косности», сколько о традиционности, которая может рассматриваться как «историзм», как понимание своей принадлежности к той же культуре, определившей само возникновение «кончанского» типа еще в период «самобытности»… В намеренном воспроизведении своего «родного» типа есть и привкус нового, некой особой городской культуры, осознанно переживающей свои собственные ценности.…Это выглядит не как естественное продолжение процесса, а как сознательная реконструкция традиции…» [5. С. 83-84].
Таким образом, Троицкий храм в Доможирке логически - точно, программно продолжает линию «главных» храмов Псковской земли: ц.Богоявления с Запсковья → ц.Успения с Пароменья → Кафедральный храм Гдова во имя Дмитрия Солунского → ц.Святой Троицы на берегу Чудского озера.
Время возведения Доможирской церкви не отмечено в летописи, но по полному и совершенному развитию своих форм, она может быть датирована 30-40-ми годами XVI века [5. С. 87], то есть тем же временем «историзма» с подчеркнуто-сознательным отношением к своему культурному наследию. Обращение к псковской традиции было естественным для мастеров, возводивших храм в пограничной точке «обидной» земли великого города-воина. Ратные подвиги Пскова, не раз спасавшего Русь от набегов «хвастливых градоимцев» образно - символически воплотились в общей архитектурной композиции церкви. Четверик храма увенчан крупной главой, которая зрительно (в особенности с востока) легко объединяется с меньшими главами на симметричных, одинаковых приделах, - вся эта замечательная «богатырская застава» застыла на границе, крепко вросла в Русскую землю. Спокойная сила и надежная защита явственно ощутимы во всем гармоническом образе храма. Цельность композиционного решения безупречна. Широкое основание храма, вросшего в землю, постепенно поднимаясь над галереями, притворами, малыми храмами, их главами, звонницей (чуть возвышающейся над восьмискатным покрытием четверика и повторяющей в своих скатах тот же ритм на фоне неба), - все это собирается, неспешно и основательно, к единому торжественному взлету центральной главы Святой Троицы, - воистину, здесь все в «руце Божией», здесь «альфа и омега, начало и конец»!
Как и все храмы по Великой и в Псковском озере, Св. Троица в Доможирке возведена не только как визуальная доминанта на земле, но и как маяк для мореплавателей и рыбаков. Буквальный смысл здесь ясно подводит к символически – сакральному: «Церковь – корабль Веры, корабль Спасения», «Все в длани Божией».
Далеко с Чудского озера видна мощная глава храма, прекрасная двух пролетная звонница (с когда-то замечательными колоколами, увезенными шведами в свои края) и ослепительно сияющий храм во имя Святой Троицы на берегу, словно говорящий: отсюда есть пошла православная Русская земля!
Великолепная церковь пережила немало нашествий и невзгод, горела и перестраивалась, поновлялась и ремонтировалась. В 1822 году вместо звонницы к ней пристроили колокольню – архитектурную форму, чуждую древнепсковскому зодчеству. В 1900г. церковь горела, после чего купол и барабан были разобраны и заменены деревянными. В начале XX века Доможирский храм, вместе с другими памятниками Причудья, был исследован и с восторгом описан выдающимся реставратором древнерусской архитектуры Петром Петровичем Покрышкиным [3]. «Профессиональные чертежи и фотографии…оказались драгоценными для истории русского искусства из-за гибели многих гдовских памятников в годы Отечественной войны 1941-1945гг.» [1. С. 15], и стали главным подспорьем для реставраций и восстановлений «по старому образцу» и Гдовского собора и Троицкой церкви. В 1966-1968гг. в Доможирском храме производил реставрационные работы Михаил Иванович Семенов, замечательный архитектор, исследователь псковской старины, подвижник из плеяды «золотого века реставрации Пскова» (по определению С.В. Ямщикова). Семенов служил с 1956г. в Псковской научно - реставрационной мастерской, принимал участие в реставрации Псковского кремля, знаменитой церкви Успения в Мелетове и 18 лет восстанавливал Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Имя Михаила Ивановича Семенова внесено в список вечного поминовения в этой древней и славной обители.
Трудами М.И.Семенова и других мастеров Троицкий храм в Доможирке обрел первоначальные формы, хотя реставрация не закончена...
В начале XX века ее с большой любовью описал П.П.Покрышкин и тем самым ввел памятник в научный оборот; в конце столетия церковь заинтересовала известных современных ученых - Вл.В.Седова, предложившего убедительную датировку [5.С.25-26] и А.И.Комеча, посвятившего ей замечательные строки: «Троицкая церковь- произведение последнего этапа жизни школы… Целое гармонично и преемственно по отношению к собственной традиции.
Прозрачен и ясен интерьер Троицкой церкви. Небольшая палатка в верхней зоне юго-западного угла не мешает его полной прозрачности, ступенчатые своды, приобретшие здесь уже большую вертикальность движения, спокойно и гармонично завершают пространство. Чистота и покой эмоционального состояния, доверительность атмосферы зрительно создаются никак не примитивной вещностью форм, а сложной развитостью приемов высокого искусства…» [1. С. 228].
Итак, храм Святой Троицы в Доможирке - произведение высокого искусства, пронизанное глубокими символами:
- это символ православной Руси
- и символ Псковской земли – «Дома Бога на земле»;
- символ дружелюбия, миролюбия, открытости, негорделивости, широты души, гостеприимства народа русского, народа псковского;
- символ чистоты и искренности Веры, ее укорененности в Псковской земле, ее органичности в псковском характере;
- символ чистоты преданности и мужества псковичей в служении Вере и Отечеству.
Искусство Пскова глубоко народное, создавалось на небольшие народные средства (нужда рождает гениев!), в Вольном стольном граде, управляемым народным вечем, в условиях порубежного, самого западного русского города, ощущающего свою ответственность перед лицом постоянных опасностей, как на краю эсхатологической бездны, и уповающего только на Бога. В этом искусстве все искренно, открыто, доверчиво, просто, глубоко и мудро.… Это и есть настоящий идеал православия в народном псковском понимании.
Т.В. Шулакова,
кандидат искусствоведения
Литература
1. Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в. М., 1993.
2. Мокеев Г.Я. Города Псковской земли // Русское градостроительное искусство. В 4-х тт. Т.2: Древнерусское градостроительство Х- ХV веков / Под общей редакцией Н.Ф. Гуляницкого. М., 1993. С. 153-165.
3. Покрышкин П.П. Церкви псковского типа XV-XVI столетий по восточному побережью Чудского озера и на реке Нарове. СПб., 1907. (Известия Императорской археологической комиссии; Вып.22).
4. Псковская летопись. М., 1837; Псковские летописи 1-я и 2-я. СПб., 1845.
5. Седов Вл.В. Псковская архитектура XVI века. // Архив архитектуры. Вып.8. М., 1996.
6. Шулакова Т.В. Храмы Пскова. Проблема сохранения великой традиции древнего зодчества. Псков, 2007.
7. Авторский СД-диск Шулаковой Т.В. «Гдов и Доможирка» /PSKOVSVAT.RU/