Паломничество и туризм: что и зачем мы делим? -

Паломничество и туризм: что и зачем мы делим?

Опубликовано 7 сентября 2013 г. Евгений Константинович Никифоров, председатель Братства Радонеж

Доклад Евгения Константиновича Никифорова, Председателя Братства «Радонеж», на Второй общецерковной конференции "Православное паломничество: традиции и современность" 28-29 ноября 2005 года.

Уважаемые господа, коллеги!

Паломническая служба «Радонеж» образована Обществом «Радонеж» в 1989 году. Первые политические свободы создали возможность самодеятельности православных мирян, и мы знаем какой невероятный всплеск творческой активности захлестнул нашу Церковь. Все делалось впервые, все нужно было создавать заново, потому что дореволюционный опыт никак не мог быть применен в нынешних условиях. Радикально изменилось общество, коренным образом изменился мир. Но задачи оставались прежними: духовное просвещение, миссия, укрепление в вере. И здесь я хотел бы указать на роль Ю. А. Минулина, который со своими сотрудниками вдохнул новое содержание в понятие «паломничество», буквально заново создал то, что сейчас называется паломническим движением. Его энтузиазм, высокий профессионализм, бескорыстная помощь всем обращающимся за ней – пример церковного служения. Ведь тогда мы сомневались даже в том, приживется ли само слово «паломничество» в современном русском языке, будет ли оно массовым. Ведь в советскую эпоху паломничество ограничивалось лишь редкими поездками официальных делегаций на Святую Землю!

Православные школы, газеты, издательства и магазины, колокололитейные мастерские, паломнические организации и пр. - все это до недавнего времени было исключительно делом энтузиастов-мирян. У обескровленной и разоренной Церкви просто не было никакой иной возможности осуществлять эту деятельность. И здесь еще раз сказалась мудрость Святейшего Патриарха Алексия, который благословлял все эти начинания мирян. «Пятнадцать лет назад, - писал Святейший Патриарх Алексий Второй в своем поздравлении паломнической службе с юбилеем, - когда Церковь только освобождалась от семидесятилетнего атеистического гнета, в условиях которого паломничество было ограничено, вам удалось создать систему помощи паломничеству. За прошедшие годы тысячи богомольцев смогли побывать у древних святынь России, а также посетить места земной жизни и подвига Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих. Расширилась география российского паломничества, появились новые маршруты. Отрадно, что и ныне Паломническая служба «Радонеж» сохраняет те принципы, с которыми начинала свою работу». В этом обращении нам особенно было приятно, что Святейший Патриарх отметил пятнадцатилетнюю верность «Радонежа» принципам бескорыстного служения паломническому делу. 

Люди, не знавшие о Христе Спасителе, о Церкви, обращались к Богу, и нашей задачей было показать им сохраненное богатство и многообразие церковной жизни. Рассказ о подвижниках благочестия, катехизация на маршрутах – все это было и остается основой нашей работы. Паломничество руководствуется религиозными мотивами и направлено на просветительские задачи.

И сейчас по прошествии 15 лет мы можем подвести некоторые итоги. Так в сознании российских граждан укрепилось мнение, что паломничество есть неотъемлемая часть их религиозной жизни и жизни общества в целом. Мы разработали более 100 маршрутов путешествий по России и за ее пределами, открыли филиалы и представительства во многих городах, оказываем методическую помощь в организации паломнической деятельности и церковным, и светским, и туристическим организациям.

1. Все эти годы мы работали, подразумевая, что паломническое путешествие это и поклонение святыне (поклонничество) и просветительно-познавательный религиозный туризм (раскрытие духовной жизни через соприкосновение с историческими памятниками, церковной архитектурой и культурой, местами подвигов подвижников благочестия и т.п.). Как это отделить друг от друга и зачем?

Сегодня, когда ставится вопрос об отделении паломничества от туризма мы должны, прежде чем произвести это разделение, семижды подумать - ради чего и с какими последствиями мы эту операцию проводим. Что мы хотим получить в результате? Создать экономические преференции религиозным организациям? Создать монополию на этот вид деятельности? Поупражняться в филологических определениях? Улучшить качество паломнической деятельности?

Вот давайте начнем с последнего. Высказываются претензии к паломническим поездкам, организуемым нецерковными организациями в том, что они не выдерживают высоких духовных стандартов. Действительно, в лучшие годы нашей церковной истории настоящее паломничество воспринималось как духовный подвиг, как некоторое самоограничение. Перед таким путешествием верующие налагали на себя пост, чтобы прийти и причаститься у святынь. Иногда паломничество даже налагалось как епитимья за некоторые прегрешения. Все это справедливо. И сейчас некоторые поступают также. Но все же и тогда и сейчас строгость требований была делом личного благочестия, но уж никак не частью туристической программы. Мы можем людям предоставить возможность, но никак не заставить молиться или поститься. Я напомню вам, что опасность духовной профанации в результате паломничества, ощущалась в Церкви всегда. На одном из Соборов обсуждалась духовная польза вообще такого явления как паломничество. Приводились весомые аргументы принципиального свойства: не скрывается ли под видом благочестивых целей праздное любопытство, о котором говорил Господь. «Что смотреть приходили вы?…» Полезно ли праздношатание по монастырям и странам хоть и с благовидными целями? А сколько жуликов скрывалось под личиной странниц и странников. Это же составило даже некий литературный тип. Но Церковь, признавая возможные отрицательные стороны все же паломничество благословила и приняла, рассудив, что при описанных опасностях пользы все же больше. И сейчас пользы все же больше, хотя мы имеем расцерковленное и расхристанное общество, в котором лишь 2-3% ведут церковную жизнь, да и у тех уровень благочестия далек от требуемого. Так для кого проводится предлагаемая операция? Для этих нескольких десятков людей? И зачем? Чтобы они получили «крапленый берет», как свидетельство их духовных заслуг? Вот мы истинные паломники, а другие – нет? И нужно сказать, что такие группы христиан строгой молитвенной жизни, слава Богу, редко, но бывают, но это совсем не требует особенной организационно-правовой формы. Ради двух-трех групп в год вносить изменение в законодательство - как-то слишком.

Кроме того нужно помнить, что паломничество в дореволюционное время не было организационно оформлено. Внутреннего организованного паломничества вообще не было. Существовали лишь гостиницы при обителях. Да и поддержка путешествующих на Святую Землю или Афон также ограничивалась созданием гостиниц и подворий. Сейчас же это очень сложный вид деятельности, требующий высокого профессионализма и ответственности.

Итак, отсекая от себя туристические организации, мы, во-первых, лишаем себя еще одного инструмента воцерковления общества, внутренней миссии. Сами загоняем себя в свое церковное гетто. Так почему возникает такое стремление к отделению? Что заставляет отделить паломничество от религиозного путешествия (туризм)? Чего мы боимся?

Того, что паломничество могут захватить люди из бизнеса? Но для этого рынок паломнических услуг должен быть объемным и высокодоходным бизнесом. А этого пока совсем не предвидится в ближайшем будущем.

Кроме того, паломничество, рожденное в России, имеет только ему присущие черты - это религиозное движение. Все турфирмы, занимающиеся паломническими путешествиями, созданы верующими людьми, которые хотели бы посвятить свою жизнь церковному служению, которые так целостно хотели бы построить свою жизнь, чтобы работа и их вера составляли единое целое. Мы их всех знаем наперечет. Это и батюшки, и матушки, и просто церковные или воцерковляющиеся благодаря этой своей деятельности миряне. Это люди, которые горят этим своим служением, для них это никакой не бизнес, деньги, зарабатываемые в этой сфере очень небольшие. И что же предлагается? Выставить их всех за ограду? И что останется? Ведь люди выбирают сферу своей деятельности по душевному расположению. Они любят то, что делают. А мы хотим забюрократизировать эту живую религиозную сферу, отдав ее людям, которые будут «по послушанию», по методичкам делать то же самое, только без душевного горения и без профессионализма, требуемого обществом? И какой результат будет у этой неумелой и бездушной проповеди? Все будет вроде бы правильно, «как в катехизисе», но только кому это будет нужно?

Нужно разумно помогать этим людям, деликатно координировать их деятельность. Вводить своеобразное церковное лицензирование или аккредитацию. Необходим активный протекционизм их деятельности от лица Церкви перед лицом власти, создание учебных заведений, которые будут готовить квалифицированные кадры экскурсоводов, менеджеров паломнических служб, специалистов для проведения семинаров и конференций. (То, что происходит сейчас – это скорее профанация, научить за 2 недели нельзя ничему, а диплом – это иллюзия и самообман). Нужна научно-методическая работа. И не надо бояться приглашать к этому диалогу всех желающих, которые трудятся на поле паломнического православного служения.

Конечно же, путешествия, которые проводятся сейчас, имеют целый ряд ошибок и недочетов в технологическом процессе. Мы еще толком не поняли, с чем мы имеем дело. Слово «паломничество» в 19 веке и сейчас имеет в значительной мере разное содержание. Общие понятия о паломничестве скорее основываются на историческом прошлом и ограниченном настоящем, т.к. движение это имеет очень малый срок развития. Не выделены основные направления паломничества

Что на практике есть паломническая поездка сегодня? Автобус, священник, организатор, слабое понятие о маршруте, огромное желание ехать к святыням. Но для полноценной работы этого не достаточно. Куда ехать, как формировать путешествие, имеет ли место рассказ, где жить, как оплачивать услуги, будут ли взимать за это налоги? Все это, чаще всего, решается спонтанно. И только титанические усилия священника - духовника группы - и организатора, которые несут всю ответственность, спасают положение. Плохо или вообще не подготовлены экскурсоводы в монастырях; нет методически разработанных текстов экскурсий и их никто не делает, неправильная речь, а деньги желают получать все. Это реалия сегодняшнего дня.

Организация работы офиса: как правило, это стол, стул и телефон. И при этом, ожидают каких-то результатов от этой деятельности, а ее нет и не будет! Если даже туризм считают малорентабельным производством (не гостиничный бизнес, не транспортные услуги, а сама работа туроператора), то что говорить о паломничестве, где сама структура не направлена на извлечение прибыли, а, по существу, является религиозным служением. Паломничество требует дополнительных расходов, таких как: дополнительный сопровождающий – священник, организация путешествия во дни церковных праздников, независимо от конъюнктуры рынка (что влечет повышение стоимости), дополнительных экскурсий, выделение времени на Богослужение и все это, если конечно из путешествия не убраны гостиницы, достойное питание, комфортабельные автобусы, хорошие теплоходы - повышает стоимость. Например, мы стоим на Валааме 1,5 суток. А знаете ли вы, что ни одна, даже самая богатая теплоходная компания не позволит себе этого, т.к. это очень дорого и увеличивает оплату в 1,5 - 2 раза.

Все что мы сказали выше, можно обобщить следующим образом: мы должны сотрудничать с теми, кто имеет желание послужить РПЦ своими трудами. Нам придется терпеливо их выслушивать, помогать, направлять, взращивать и совместно работать. Не нужно питать иллюзий по поводу прибыльности этого бизнеса, что кто-то зарабатывает на религии, а Церкви нечего не достается. А также не нужно питать иллюзий о возможности полной монополии на паломничество. Также как и в православном книгоиздании попытки монополизировать православное и даже внутрицерковное книгоиздание были обречены на провал, также не удастся провести что-то подобное и в этой сфере. Нужно искать иные формы взаимодействия. И да не будет у нас смущения, что кто-то занимается, как и мы, паломничеством, это те же верные чада Русской Православной Церкви и мы должны протянуть им братскую руку помощи и поддержки. 

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.