Возникновение новых направлений в русском церковном зодчестве во второй половине XVI столетия, в связи со взятием Казани царем Иоанном Грозным в 1552 году -

Возникновение новых направлений в русском церковном зодчестве во второй половине XVI столетия, в связи со взятием Казани царем Иоанном Грозным в 1552 году

Опубликовано 8 июня 2013 г. Cобор в честь Покрова Пресвятой Богородицы «на Рву» г.Москва

Увековечение памяти о взятии Казани в 1552 году посредством создания мемориальных храмов дало начало целому направлению в русской архитектуре, отличающемуся самобытностью и уникальностью. О возникновении особого типа многопридельных и шатровых храмов рассказывается в статье протодиакона Константина Лаптева.

Одним из важнейших событий в истории России XVI столетия явилось взятие города Казани царем Иоанном Грозным в 1552 году, с последующим покорением Казанского, а затем и Астраханского ханств и включением их в состав Русской державы. Для современников и потомков это событие отечественной истории имело огромное значение: был побежден и приведен под высокую руку Московского государя старинный недруг, дотоле постоянно и упорно враждовавший с Русью. При этом необходимо помнить, что ко времени описываемых событий и сама Москва осознала себя преемницей Византийской Империи – «третьим Римом», центром и оплотом Вселенского Православия, хранительницей и защитницей истинной веры. Московская Русь стала Православным Царством – единственным Православным Царством в окружении инославных и иноверных государств того времени. Неуклонное возрастание политической и военной мощи Московской державы сопровождалось раскрытием и ее богатейшего духовного потенциала, накопленного за предшествующие столетия, что наиболее ярко проявилось на знаменитых Макариевских Соборах 1547 и 1549 годов, когда был торжественно прославлен в лике святых целый сонм отечественных подвижников благочестия. Поэтому победа Православного Русского Царства над иноверной, «басурманской» Казанью, помимо своего политического и стратегического значения, обрела и глубокий духовный смысл, получила высшее богословское осмысление как торжество православной веры над «агарянским» нечестием, как победа Истины над заблуждением. И представляется совершенно естественным, что тот глубокий духовный резонанс, который «Казанское взятие» вызвало в русском обществе того времени, нашел свое отражение и проявление в широкомасштабном памятном храмостроительстве, посвященном этому событию и развернувшемся по всему лицу Русской земли.

При этом необходимо отметить два важнейших явления в русском церковном зодчестве XVI века, которые возникают и получают свое развитие в русле памятного храмостроительства, посвященного взятию Казани царем Иоанном Грозным в 1552 году: это расцвет шатровой храмовой архитектуры на Руси в третьей четверти XVI столетия, а также возникновение особого типа многопрестольного храма.

Как известно, до середины XVI века на Русской земле была выстроена только одна каменная церковь, увенчанная шатром (дата ее постройки – 1532 год) – это всемирно известный шедевр древнерусского зодчества, храм в честь Вознесения Господня в селе Коломенском (ныне – в черте города Москвы)[1]. Однако начиная с 1552 года, сразу после покорения Казани, в различных городах и весях Московского царства возводятся многочисленные белокаменные шатровые храмы, воздвигнутые в память об этом событии и до сего дня поражающие исследователей совершенством своих пропорций и изысканностью художественного решения. Можно сказать, что славное событие «Казанского взятия» дает мощный импульс к созданию на Руси многочисленных шатровых церквей[2], и победа над Казанским ханством увековечивается возведением особого типа храмов, имеющих шатровое завершение (хотя, конечно, не все памятные храмы, выстроенные в честь взятия Казани, были обязательно увенчаны шатром). В качестве примеров здесь следует назвать собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы «на Рву» в Москве (его центральный придел), церковь преподобного Сергия Радонежского в Московском Кремле (не сохранилась), придел над святыми мощами преподобного Авраамия Ростовского Богоявленского собора Авраамиева монастыря в Ростове Великом, храмы, отмечающие путь царского воинства из Москвы к Казани и обратно: Успенский Брусенского монастыря в Коломне, Ильинский в селе Прусы близ Коломны, Алексеевский в Солотчинском монастыре, Никольский в Рязани, Космодамиановский в Муроме[3], Никольский в Балахне; и храмы, выстроенные в своих вотчинах сподвижниками Иоанна Грозного: Борисоглебский собор в Старице, церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в селе Кушалине Тверской области и в честь святого великомученика Никиты в селе Елизарове близ Переславля-Залесского, и ряд других храмов[4]. К сожалению, не все они сохранились до наших дней. Но несомненно, что все они являлись и являются подлинными жемчужинами древнерусского зодчества и «объединяются в единую группу, позволяющую их исследовать как самостоятельное художественное явление русской архитектурной мысли эпохи Ивана Грозного»[5]. Так увековечение памяти о взятии Казани в 1552 году посредством создания мемориальных храмов дает начало целому направлению в русской архитектуре, сколь значительному, столь же самобытному и уникальному. Характерно, что процесс возведения шатровых церквей на Руси заметно угасает к концу XVI столетия, хотя совершенно прекращается он лишь в середине XVII века.

Еще одним знаменательным явлением в русском церковном зодчестве, порожденным памятным храмоздательством в честь покорения Казани, было возникновение совершенно особого типа многопридельного храма. Конечно, приделы при храмах создавались с древнейших времен. Однако и в архитектурном, и в смысловом отношении они занимали соподчиненное положение по отношению к главному храму, иногда пристраивались позднее в силу тех или иных обстоятельств, и потому часто даже не были включены в изначальный замысел архитектора. Но начиная с 1552 года на Руси возникает такой тип храма, который сразу, при своем основании, мыслится как многопридельный. Иными словами, он изначально возводится как группа отдельных храмов, объединенных между собой как в архитектурном, так и в смысловом отношении. При этом смысловое единство таких многопридельных храмов проявляется в характере посвящения их престолов. Теперь уже ктитору представляется недостаточным просто выстроить храм в память о том или ином знаменательном историческом событии. Теперь, по мысли устроителей, такой храм должен стать своеобразной каменной летописью увековечиваемого события, раскрывающей те или иные его стороны, повествующей об отдельных его этапах, прославляющей тех угодников Божиих, чьи помощь и предстательство особо проявились во время данного события. И читается эта летопись в наименованиях каждого из приделов такого многопрестольного храма. Посвящения этих приделов подробно рассказывают о событии, в честь которого создан храм, подобно тому как на житийных иконах того времени клейма, расположенные вокруг центрального образа святого, подробно повествуют о его жизни и чудесах[6]. Пожалуй, одним из первых таких храмов является Богоявленский собор Авраамиева монастыря в городе Ростове Великом, о котором уже ранее говорилось. Возводится он в 1553-1554 годах по указу Иоанна Грозного и имеет помимо главного еще три придела: в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в честь преподобного Авраамия Ростовского и в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. И посвящения эти далеко не случайны. Как известно, именно святой Апостол Иоанн Богослов вручил преподобному Авраамию жезл, которым тот сокрушил идола Велеса, после чего вера Христова утвердилась и распространилась в Ростовской земле. Жезл этот царь Иоанн Грозный «отъял» от гробницы преподобного Авраамия и взял с собой в поход на Казань, дабы с его помощью разгромить «поганое» «агарянское» царство и тем способствовать торжеству христианской веры в новопокоренных землях. Иоанн IV достиг своей цели: Казань была побеждена, а один из приделов монастырского собора царь посвятил своему небесному покровителю – святому Иоанну Предтече[7]. Таким образом, мы видим, как историческое повествование, начавшееся в XI веке с явления святого апостола Иоанна Богослова преподобному Авраамию и завершившееся взятием Казани царем Иоанном Грозным в 1552 году, находит свое воплощение в сооружении и наименовании приделов Богоявленского собора Ростовского Авраамиева монастыря. Другой и, наверное, самый знаменитый храм такого типа – это уже упоминавшийся собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы «на Рву» в Москве, возведенный по государеву обету в 1555-1561 годах[8]. Свидетельства об этом находим в летописях: «Лета 7063 (1555). О поставлении храма Покрова Пресвятей Богородицы… Благоверный и христолюбивый царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси самодержец с великою верою и со многим желанием тщателне повеле поставити храм пречистей Царицы Богородицы честнаго и славного Ея Покрова с приделы о Казанской победе, что милостию Ея и молением к Сыну Своему и Богу нашему Иисусу Христу о роде христианском молится, и помощию Ея и святых молитвами и новых чюдотворец Русских всемилостивый Бог покорил безсерменьскый род казаньскых татар царю государю Ивану Василиевичу… под его державу… А почата делати после казанского взятия по государскому обету, как ему, государю, Бог поручил Казанское царство»;[9] «на Москве же Казанския ради победы царским повелением поставлен бысть храм, преудивлен, каменный, во имя пречистыя Богородицы, честнаго ея Покрова, со многими приделы, против Фроловских ворот, на рву…»[10]. Возведению этого храма предшествовало строительство деревянной обетной Покровской церкви с семью приделами (по мнению некоторых исследователей, эти деревянные приделы были пристроены к существовавшей здесь ранее Троицкой церкви, «что на Рву»)[11], на месте которой в 1555 году состоялась торжественная закладка каменного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы[12], доныне являющегося, пожалуй, самым известным храмом Москвы и подлинным украшением главной площади столицы нашего Отечества. Собор посвящен Покрову Божией Матери. Несомненно, что в данном посвящении запечатлелись воспоминания о дне решающего штурма Казани, совпавшем с этим праздником, а также нашла отражение горячая вера всего русского народа в заступничество Царицы Небесной за весь род христианский, с особенной силой проявившееся в судьбоносные дни «Казанского взятия». Еще ряд событий, связанных с овладением столицей ханства русским воинством, был запечатлен в посвящении приделов Покровского собора, которые, по свидетельству летописца, были «ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятье, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусурманы…»[13]. Так, в посвящении придела святым священномученику Киприану и мученице Иустине отразились воспоминания о дне окончательного покорения Казани[14], в посвящении святителю Григорию, просветителю Великой Армении (+около 335 г., память 30 сентября/13 октября) – о дне (30 сентября), когда была взорвана Арская башня, что дало возможность Иоанну Грозному уже на следующий день (1 октября) двинуть свои войска на решительный штурм вражеской твердыни[15]; в посвящении двух приделов: преподобному Александру Свирскому (+1533 г., память 17/30 апреля и 30 августа/12 сентября) и трем патриархам Константинопольским, святителям Александру (+340), Иоанну (+595) и Павлу Новому (+784) (память их 30 августа/12 сентября), – о дне (30 августа), когда была одержана победа над войсками царевича Епанчи под стенами Казани[16]. Отметим, что один из престолов особо посвящается преподобному Александру Свирскому – «новому Русскому чудотворцу», незадолго перед тем прославленному на Макариевских Соборах 1547–1549 годов[17].

Таким образом, Покровский собор на Красной площади в Москве, возведенный по указу царя Иоанна Грозного в честь взятия Казани в 1552 году, представляет собой уникальный мемориальный храм, памятная функция которого отражается как в характере посвящения его престолов, так и в символическом языке его архитектурного решения. При этом, будучи собраны воедино во образ горнего Иерусалима, храмы-приделы Покровского собора, своими посвящениями связанные, как мы видели, с определенными событиями Казанского похода Иоанна IV, вместе составляют своеобразную каменную летопись, увековечивающую историю «Казанского взятия». И если в самой Казани запечатление этой истории в дереве и камне осуществлялось посредством возведения целого ряда памятных храмов, то в Москве история покорения Казани во всей своей полноте и смысловом многообразии запечатлелась в построении одного храма – собора Покрова Божией Матери «на Рву»[18].

К этому же типу многопридельных храмов можно отнести не сохранившийся Борисоглебский собор в городе Старице, церковь в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в селе Дъякове (ныне в черте города Москвы), Благовещенский собор Московского Кремля (после пристройки к нему приделов при Иоанне Грозном, предпринятой в честь взятия Полоцка в 1563 году)[19], некоторые другие храмы.

Таким образом, можно констатировать, что наделение того или иного храма мемориальной функцией зачастую оказывало заметное влияние и на самый характер его архитектуры, определяло собой его архитектурные особенности. Более того, нередко в русле памятного храмостроительства, посвященного какому-либо выдающемуся историческому событию (в рассмотренном нами случае – взятию Казани войском царя Иоанна Грозного в 1552 году) в русском церковном зодчестве появлялось целое новое направление, самобытное и художественно совершенное, выражавшееся в сооружении целого ряда особых, порой уникальных храмовых построек и знаменовавшее собой процесс запечатления и освящения исторической памяти русского народа.

[1] Паламарчук П.Г. Сорок сороков. М., 1995. Т.4. С.184; Святослвский А.В. Традиция памяти в Православии. М., 2004. С.26-27, 192; Косточкин В.В. Древнерусские города. М., 1972. С.33; Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. М., 1980. С.25, 33, 35-36, 38-39, 40, 63, 125; Светозарский А.К.Святыни православной Москвы / Под общей редакцией епископа Бронницкого Тихона (Емельянова). М., 1997. С.254.
[2] Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. С.75, 106.
[3] Вагнер Г.К., Чугунов С.В.По Оке от Коломны до Мурома. М., 1980. С.23, 25.
[4] Ильин М.А. Русское шатровое зодчество… С.111.
[5] Ильин М.А. Русское шатровое зодчество… С.117.
[6] Баталов А.Л. Идея многопрестольности в Московском каменном зодчестве середины – второй половины XVI века // Русское искусство позднего средневековья. Образ и смысл. Сборник научных трудов НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ / Под ред.Баталова А.Л. М., 1992 С.103, 104-106.
[7] Баталов А.Л. Идея многопрестольности в Московском каменном зодчестве …С.109.
[8] Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860 С.29; Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 2000. С.315-316; Кондратьев И.К.Седая старина Москвы. М., 1997. С.180; Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести//Новое в жизни, науке, технике. История. М., 1991. № 11. С.8-9; Косточкин В.В. Древнерусские города. С.34; Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. С.63-65; Святославский А.В. Традиция памяти в Православии. С.28-29, 192; Паламарчук П.Г.Сорок сороков. Т.2 М., 1994. С.16-18, 20; Баталов А.Л., Успенская Л.С.Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). М., 2002. С.3-16, 19-20; Нащокина М.В. Храмы-памятники русской воинской славы// Памятники Отечества. 1988. № 1(17). С.143.
[9] ПСРЛ. Т.13. М., 1965. С.251, 334.
[10] ПСРЛ. Т.19. СПб., 1903. С.483.
[11] Ильин М.А. Русское шатровое зодчество... С.63-65; Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т.2. С.16, 20; Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву… С.7-8.
[12] ПСРЛ. Т.13. С.254-255.
[13] ПСРЛ. Т.13. С.320.
[14] Ильин М.А. Русское шатровое зодчество… С.65, 67; Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву… С.14.
[15] ПСРЛ. Т.13. С.216-217; Ильин М.А. Русское шатровое зодчество… С.67; Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву… С.14.
[16] ПСРЛ. Т.13. С.208-209; Т.19. С.417-418; Ильин М.А. Русское шатровое зодчество… С.67; Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву… С.14.
[17] Макарий (Булгаков), Митрополит Московский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн.4. Ч.2. С.33.
[18] Баталов А.Л. Идея многопрестольности… С.109.
[19] Бусева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997. С.142-144; Низовский А.Ю.Самые знаменитые монастыри и храмы России. М., 2000. С.15; Маркина Н.Д. Из истории возникновения приделов Благовещенского собора в 60-х годах XVI века // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып.I. М., 1973. С.73-85

Список использованных источников и литературы:

1. ПСРЛ. Т.13: Патриаршая или Никоновская летопись. М., 1965.
2. ПСРЛ. Т.19: История о Казанском царстве (Казанский летописец). СПб., 1903.
3. Баталов А.Л. Идея многопрестольности в Московском каменном зодчестве середины – второй половины XVI века // Русское искусство позднего средневековья. Образ и смысл. Сборник научных трудов НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ / Под ред.Баталова А.Л. М., 1992.
4. Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести//Новое в жизни, науке, технике. История. М., 1991. № 11.
5. Маркина Н.Д. Из истории возникновения приделов Благовещенского собора в 60-х годах XVI века // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып.1. М., 1973.
6. Нащокина М.В. Храмы-памятники русской воинской славы // Памятники Отечества. 1988. № 1(17).
7. Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). М., 2002.
8. Бусева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997.
9. Вагнер Г.К., Чугунов С.В. По Оке от Коломны до Мурома. М., 1980.
10. Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860.
11. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. М., 1980.
12. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1997.
13. Косточкин В.В.Древнерусские города. М., 1972.
14. Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1994-1996.
15. Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М., 2000.
16. Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т.2: Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замосковоречье. М., 1994.
17. Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т.4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995.
18. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 2000.
19. Светозарский А.К. Святыни православной Москвы / Под общей редакцией епископа Бронницкого Тихона (Емельянова). М., 1997.
20. Святославский А.В. Традиция памяти в Православии. М., 2004.

Протодиакон Константин Лаптев

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.