Что нужно знать о православном церковном этикете -

Что нужно знать о православном церковном этикете

Опубликовано 28 августа 2013 г. Что нужно знать о православном церковном этикете

О монастырских правилах

Монастырь - это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Поскольку этот буклет предназначен для мирян, укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его-выполняют. Из монастыря без благословения выходить нельзя. 

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п., женщины не должны быть в брюках, коротких юбках, без головного убора, с помадой на губах; мужчины не должны приходить в шортах, теннисках, в рубашках с короткими рукавами, от них не должно пахнуть табаком). 

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова - "прости" и "благослови". Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей-трапезе. 

Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас" (в женском монастыре: "Молитвами святых матерей наших..."). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: "Аминь". 

Избегают вольного обращения, смеха, шуток. При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: "Спасайся, брат (сестра)"; а другой отвечает на это: "Спаси, Господи". В отличие от мира, за руку друг друга не берут, не целуются, в обнимку и держась за руки не ходят. Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. 

На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают "Аминь", за столом молчат-и-внимают-чтению. К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании. Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Обращение к монахам


Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях выглядит следующим образом: 

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности ("Отец наместник, благословите") или с употреблением имени ("Отец Никон, благословите"), возможно и просто "батюшка" (употребляется редко). В официальной обстановке: "Ваше Высокопреподобие" (если наместник - архимандрит или игумен) или "Ваше Преподобие" (если иеромонах). В третьем лице говорят: "отец наместник", "отец Гавриил". К благочинному обращаются: с указанием должности ("отец благочинный"), с добавлением имени ("отец Павел"), "батюшка". В третьем лице: "отец благочинный" ("обратимтесь к отцу благочинному")-или-"отец...-(имя)". К духовнику обращаются: с употреблением имени ("отец Иоанн") или просто "батюшка". В третьем лице: "что посоветует духовник", "что скажет отец Иоанн". К монаху, имеющему постриг, обращаются: "отец", к послушнику - "брат" (если послушник в преклонном возрасте - "отец"). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка "схи" - например: "Прошу ваших молитв,-отец-схиархимандрит".

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: "мать игумения"; или с употреблением имени: "мать Варвара", "матушка Николая" или просто "матушка". (В женском монастыре слово "матушка" относится только к игумени. Поэтому если говорят: "Так считает матушка", подразумевают-игумению). В обращении к монахиням говорят: "мать Евлампия", "мать Серафима", но в конкретной ситуации можно просто "матушка". К послушницам обращаются: "сестра" (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение "матушка").

В храме


Церковное благочестие начинается с отношения к храму. Если человек приходит в храм с благоговением, безусловным уважением к святыням, то такого человека примут со всей душевной теплотой. И вне зависимости от того, умеет ли такой человек вести себя в храме, он не будет чувствовать себя здесь чужим.

Подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты. Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом. 

Входя на паперть, мы еще раз осеняем себя крестным знамением. Уже здесь следует ощущать себя как в святом месте. Необходимо оставить все разговоры, не относящиеся к храму, за его порогом. Миновав паперть, входим в храм. 

Сделав несколько шагов, чтобы не мешать тем, кто входит за Вами, мы поворачиваемся к алтарю и совершаем три поясных поклона с крестным знамением. После этого можно подойти к свечному ящику, где продаются свечи, книги, мелкая церковная утварь. Купив свечи, можно поставить их к иконам, но при условии, что к подсвечникам перед ними можно свободно подойти. 

Если в церкви много людей, то свечи лучше передать, назвав икону, к которой вы хотели бы поставить свечу. Как правило, подсвечник стоит у каждой большой иконы. На аналое, посреди храма, находится икона праздника, на которой изображено празднуемое событие (например, Воскресение Христово) или же святой, память которого совершает Церковь в этот день. 

В первую очередь, по возможности, подойдите к ней и приложитесь. Прикладываться нужно следующим образом: дважды совершите крестное знамение с поясным поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне. Когда начинается служба, вы должны находиться на том месте, где вам удобно стоять, молиться. Переходить с места на место во время богослужения не следует.

Иеромонах Аристарх (Лоханов) 

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.