Паломничество в Старую Руссу -

Паломничество в Старую Руссу

Опубликовано 27 августа 2013 г. Псковские паломники в Старой Руссе 12 февраля 2011 года

12 февраля 2011 года Паломническим Центром Псковской Епархии «Вертоград» была организована паломническая поездка по маршруту «Храмы и святыни Старой Руссы».

День выдался морозным и, наверное, поэтому дорога, несмотря на очень комфортабельный автобус, показалась довольно долгой.

Но вот, наконец, и Старая Русса показалась всей красотой и величием своих храмов. Возле одного из них наш автобус делает первую остановку. Входим в храм св. Георгия Победоносца, построенный ещё в 1410 году. Храм очень тёплый, уютный. Совсем не удивляет тот факт, что когда-то его прихожанином был великий русский классик Ф.М. Достоевский. Именно здесь и находится чудотворная Старорусская икона Божией Матери – самый большой выносной образ в мире, которому мы и приехали поклониться. Служба уже началась. Стараемся по возможности своим перемещением не мешать молящимся здесь прихожанам. Ставим свечи у святых образов. Прикладываемся к Старорусской иконе Богородицы. Кажется служба «пролетает» незаметно: вот уже заканчивается Божественная Литургия, после которой следует проповедь о деяниях Вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Служба закончилась. Подходим к кресту. Но церковь св. Георгия кажется настолько «гостеприимной», что уходить совсем не хочется. После панихиды покидаем храм и несём внутри себя какую-то незримую частичку его тепла, которая не даёт окончательно замёрзнуть даже при 19 градусах мороза.

Наш дальнейший путь лежит через всю Старую Руссу в Николо-Косинский женский монастырь, что расположен в трёх километрах от города.
 
Николо-Косинский монастырь – обитель очень древняя, основанная учеником почитаемого также и в нашем городе святого преподобного Варлаама Хутынского - преподобным Константином и блаженным Косьмой в конце XII века на слиянии рек Полистьи и Снежи, образующих косу. Отсюда название монастыря и близлежащей деревни Косино.

История монастыря включает в себя немало печальных и даже трагичных страниц. За годы войны и богоборческой власти обитель была разрушена практически до основания. В настоящее время титаническими усилиями настоятельницы монастыря игуменьи Надежды – единственной постоянной его насельницы, монастырь очень активно восстанавливается.
 
Дел у матушки Надежды очень много, а стало быть, ей приходится «выкраивать» время для общения с паломниками. Она встречает нас у входа в обитель и после очень содержательного, способного натолкнуть на мысль о написании не одной книги экскурса, мы следуем за ней в буквально сливающийся по своему цвету с лежащим вокруг снегом храм свт. Николая Чудотворца. В нём с величайшим интересом слушаем продолжение рассказа матушки о строительстве этого храма и текущем восстановлении стоящего рядом и уже «обросшего» строительными лесами храма св. прп. Варлаама Хутынского. Вместе с игуменьей поем величание, ставим свечи у святых образов, прикладываемся к святыням и выходим из храма для дальнейшего осмотра монастыря. Время не ждёт, и нам пора двигаться дальше. Получив благословение матушки на дальнейший путь, покидаем монастырь с твёрдым желанием когда-нибудь приехать сюда опять, теперь уже желательно летом. А перед глазами, почему-то представляется взгляд настоятельницы: такой проницательный и одновременно добрый. Не хочется прощаться, хочется сказать: «До свидания!».
 
После сытной трапезы в очень уютном кафе Старой Руссы наш автобус направляется к дому-музею Ф.М. Достоевского. Посещение дома Достоевских могло бы лечь в основу не одного документального очерка или репортажа. Не только в нашей стране, но и далеко за её пределами есть немало мест, напрямую связанных с жизнью писателя и его, по нашим меркам, большого семейства. За свою жизнь Фёдор Михайлович посетил более пятидесяти городов Западной Европы. Но уникальность этого, по счастливой случайности не разрушенного в годы войны здания, состоит в том, что это единственный объект недвижимости, который семье писателя волею судьбы удалось приобрести в собственность. Здесь и сегодня всё расположено так и в таком порядке, как когда-то было при жизни классика. Кажется, что семья Достоевских и теперь проживает здесь и лишь покинула дом, чтобы пойти в гости к батюшке Румянцеву на Георгиевскую улицу, но вот-вот все они должны вернуться назад. Насыщенная множеством подробностей экскурсия по двухэтажному дому, которую почему то хочется слушать до бесконечности, как ни жаль, но подходит к своему финалу. А нам пора поближе познакомиться с достопримечательностями Старой Руссы, и особенно с его уникальными храмами.

В настоящее время в Старой Руссе сохранилось 9 храмов, а когда-то их было 28. Всему виной война и советский период нашей истории. Первой по дороге от дома-музея Ф.М.Достоевского нам «встречается» церковь великомученика Мины, с которой связано немало интересных историй. Выстроенный из красного ракушечника и известняка ещё в XIII веке этот храм наконец-то начал восстанавливаться после почти векового периода лихолетья и забвения.
 
Далее по уже известной нам Георгиевской улице снова проезжаем мимо храма Георгия Победоносца, в котором нам посчастливилось побывать на Божественной Литургии. С большим удовольствием используем возможность оценить всю неповторимость его архитектурных особенностей теперь уже со стороны, с попутным комментарием нашего экскурсовода.

А после, неспешно едем по нешироким улицам Старой Руссы к Спасо-Преображенскому монастырю, Троицкому храму и Воскресенскому собору. Кто-то назвал зиму «временем архитекторов», и в этот наш «зимний приезд» нам выпала редкая возможность рассмотреть «неприкрытые сезонной растительностью» архитектурные «подробности» города. На первый взгляд в этой архитектуре «царствует буйство стилей»: средневековые храмы соседствуют здесь со зданиями позапрошлого века, а похожие друг на друга одноэтажные дома частного сектора - с не менее похожими, опять же друг на друга пятиэтажками периода «развитого социализма». И в этом нет ничего удивительного для города, пережившего такое количество войн, нашествий и пожаров, города вновь и вновь «поднимавшегося из руин». Но при всём при этом сохранилась планировка Старой Руссы, утверждённая ещё императрицей Екатериной II, вложившей немалые средства в восстановление города после очередного пожара. Особенностью этой планировки было расположение улиц в виде «сетки», без четко выделенных главных дорог, а также садовые участки, отделяющие здания друг от друга.
 
Подъезжаем к храму Святой Троицы. Величественная пятиглавая церковь, являющаяся характерным образцом большого посадского храма второй половины XVII века, имеет кубическую форму и внушительные размеры. Глядя на ещё не скрытые реставрационными работами следы от пуль, остаётся только представить, что пришлось ему «повидать» и принять на себя: в начале XIX века бурей был сорван один из куполов, который упал и повредил саму церковь. Восстановлением храма тогда руководил архитектор К. А. Тон, более известный как автор проекта храма Христа Спасителя в Москве. Сильно пострадала церковь и во время боёв за город. Её восстановление завершилось только в 1980 году. В 1996 году храм был передан Русской Православной Церкви.

От Троицкого храма мы едем туда, где нас «дожидается» один из древнейших в Старой Руссе, да и, пожалуй, во всей Новгородской земле Спасо-Преображенский монастырь. Образованный ещё в XII веке, как бы в подтверждении тому стоит он под куполами, покрытыми, как в лучшие свои годы, «лемехом». В XVII-XVIII вв. он относился к достаточно богатым монастырям, к нему был приписан ряд окрестных монастырей, велось каменное строительство. Каменные келейные корпуса и ограда сооружены в основном в XIX в., с конца XVIII в. в монастыре находилось духовное училище. Монастырь был закрыт вскоре после революции и сильно пострадал в войну. При послевоенном восстановлении города большая часть келейных корпусов была разобрана, территория застроена. В соборе и примыкающих к нему храмах теперь краеведческий музей.
 
Своё «знакомство» с храмами Старой Руссы мы завершаем в Соборе Воскресения Христова. Расположенный на слиянии рек Полисти и Перерытицы (Порусьи), он встречает нас в красном пасхальном, к сожалению, ещё не совсем в «завершённом» наряде. Уже издалека взор наблюдателя привлекают золочёные главы куполов и как бы отдельно стоящая, поражающая своим изяществом четырехъярусная колокольня. На этом месте в XVI-XVII веках стоял городской острог. Воскресенский собор сооружен по заказу старосты купца Сомрова «с прихожанами» на месте деревянной Покровской церкви. В 20 –30 гг. XIX века храм был перестроен. Завершение собора изменено в начале XX века. Храм состоит из трёх приделов: центрального - в честь Воскресения Христова, в честь Иоанна Предтечи – придела справа и в честь Покрова Пресвятой Богородицы – придела слева.

Храм сильно пострадал и многое претерпел во время Великой Отечественной войны. Как памятник он был восстановлен в 60-х годах XX в. С 2008 года и по настоящее время продолжаются реставрационные работы. Русской Православной Церкви храм вернули в 1992 году.

Покидая Старую Руссу было бы не совсем справедливо обойти вниманием ещё одну известную, пожалуй, на всю страну местную достопримечательность. Это курорт, расположенный прямо едва ли не в самом центре города.
 
Курорт "Старая Русса" функционирует с 1828 года. Он возник на месте естественной разгрузки напорных высокоминерализованных вод. Эти воды с глубокой древности использовались в целях солеварения (одна из существующих скважин, №4, датируется 1370 годом). При добыче соли были замечены и их лечебные свойства. Первые научные исследования старорусских минеральных вод произведены в 1815 году. В середине XIX века курорт "Старорусские минеральные воды" в числе других шести крупных курортов находился в казенном ведении. Высокая эффективность проводимого лечения стала привлекать и высшие слои общества, известных деятелей литературы, искусства, представителей царской фамилии. После октябрьской революции курорт возобновил свою работу в 1919 году. С 1925 года Старорусский курорт первым в стране перешел на круглогодичную работу. Во время Великой Отечественной войны и город, и курорт были разрушены до основания. К началу 70-хх годов его восстановление завершилось. В 1971г. постановлением Совета Министров РСФСР Старорусский курорт получил статус курорта республиканского значения. В сопровождении нашего гида мы походили по аллеям курорта, с неподдельным интересом выслушали её рассказ об истории лечебницы, методиках и средствах лечения, профилактики различных заболеваний. Оказывается даже так называемая «дозированная ходьба» здесь активно используется как одна из лечебных методик. Все мы были очень поражены видом Муравьёвского фонтана. Этот естественный фонтан, обустроенный ещё в 1857 году и названный в честь министра государственных имуществ графа Муравьёва, - один из высочайших в Европе, гордость курорта и города. Поражающий своей величественностью, он также имеет немалое оздоровительное значение для отдыхающих: прогуливающиеся около фонтана люди принимают ингаляции от соленых испарений источника.

Вот и подходит к своему финалу наша встреча с замечательным городом Старая Русса. Мы прощаемся на берегу Верхнего озера, одного из целебных источников курорта, сердечно благодарим за увлекательный рассказ нашего экскурсовода Жанну и направляемся в наш тёплый автобус. Впереди дорога домой. До свидания, Старая Русса! Ну, как же хочется ещё раз приехать сюда ближайшим летом! Так значит, до лета! Большое спасибо водителю нашего автобуса Александру и руководителю группы Евгении.
 
Алексей Арсеньев

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.