Спастись и в разум истины прийти -

Спастись и в разум истины прийти

Опубликовано 25 августа 2013 г. Свято-Благовещенская Никандрова пустынь

Дар помогать людям получил по молитвам

Свято-Благовещенская Никандрова пустынь - самый загадочный монастырь Псковщины. Находится в 20 верстах от Порхова и в 63 от Пскова. Возник через несколько лет после смерти преподобного Никандра, который прославил эти места своими духовными подвигами.

Родился будущий пустынножитель в селе Виделебье на реке Черехе, примерно в 35 верстах от Пскова, а наречен был Никоном. Было это в 1507 году. За 150 лет до этого здесь же появился на свет Елеазар, в последствии знаменитый Евфросин, основатель Елеазарова монастыря. В ранней юности Никон познакомился с местами, где жили отшельниками Евфросин и Савва Крыпецкий. Восхищался духовной силой святых угодников, их самоотречением во имя любви к Богу и людям. После смерти отца и принятия монашества братом Арсением, Никон уговаривает мать раздать имущество и уйти в монастырь. Сам же решил жить по примеру глубоко почитаемого им преподобного Евфросина.

Кто-то сказал Никону, что между Псковом и Порховом есть место на реке Демянке, удаленное от селений, лесом, мхами и болотами закрытое от людей. Он уходит туда, строит хижину, живет в ней в труде и молитве, а, окончательно убедившись в своем выборе, идет в Псков, чтобы постричься в монашество. Произошло это в обители Саввы Крыпецкого, после чего инок по имени Никандр жил там какое-то время. По молитвам и благочестию он получил от Бога дар помогать людям. Но, не желая принимать ни славы мирской, ни благодарности, опять удалился в свою пустынь, где пробыл безвыходно 15 лет. Он с великим смирением претерпевал все испытания, посланные Богом, проявляя долготерпение, милосердие и кротость. Но оказалось, что от мирских страстей, зависти и жадности не скрыться. Однажды убогую хижину отшельника посетили разбойники, и, не найдя ничего для себя ценного, жестоко избили Никандра. Унесли с собой святые иконы и книги. Преподобный стал молить Господа о прощении людей, пораженных грехами корысти и жестокосердия. Разбойники трое суток не могли выйти из леса, после чего двое раскаявшихся пришли к Никандру и просили простить их, а двое других погибли.
 
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь
 
После случившегося, преподобный второй раз приходит в Крыпецкой монастырь, где ведет жизнь кроткую и смиренную, стараясь, чем может, служить ближним. Однако чрезмерная суровость к себе, не нашла понимания у насельников монастыря. Заметив, что тяготит собою других, Никандр поселяется на островке в четырех верстах от обители. Окрестные жители часто шли к нему за советом и помощью. Это вызвало ревность и зависть братии, и преподобный вынужден был вернуться на реку Демянку.
 
Наделенный даром прозорливости и чудотворения, святой, не щадя себя, всю жизнь помогал обращающимся к нему. За 8 лет до кончины он возложил на себя великую схиму. Перед смертью предсказал, что над гробом его будет воздвигнута церковь Благовещения, а Псков и Порхов будут осаждены литовскими и польскими войсками. Умер Никандр в сентябре 1581 года.

Через три года на место кончины преподобного прибыл мирянин, который позже постригся в монахи под именем Исаия. Еще через несколько лет, уже в чине иеромонаха, он, по благословению архиепископа Новгородского Александра, начал в пустыни строительство церкви во имя Благовещения при гробе преподобного.

Тайны Никандровой пустыни


В середине XVII века, по благословению митрополита Никона (в последствии Патриарха), дворянин Яков Матвеевич Муравьев строит в обители церковь во имя преподобного Никандра. А чуть позже церковь Александра Свирского и Святой Троицы. Благосостояние монастыря быстро растет. В 1665 году его разграбили поляки. Однако обитель очень скоро восстанавливается, а в 1673 году горит вместе со всем церковным и братским имуществом. Игумен Илларион был вынужден даже обратиться к царю Алексею Михайловичу с просьбой о помощи. Монастырю было пожаловано много земель, нашлись и благодетели, с помощью которых поправилось состояние обители. Построили каменные церкви, появились новые иконы, книги и многое другое.
 
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь
 
Слава о чудотворениях от мощей преподобного Никандра привлекала в обитель все больше паломников. Это побудило братию монастыря обратиться к патриарху с просьбой об «открытии и освидетельствовании святых мощей и удостоверении бывших от них чудес». В 1687 году комиссия, созданная по указанию Патриарха, освидетельствовала мощи и нашла их нетленными. После обретения мощей преподобного, пустынь стала называться Никандровой.

Расцвет пустыни приходится на конец XVIII – начало XIX веков благодаря усердию архимандрита Геннадия и милостям императора Павла I. Тогдашняя знать не могла не поддержать царя. Помогает обители князь Лопухин, крупные пожертвования делает граф Шереметьев, жалует великая княгиня Александра Иосифовна и сама государыня императрица.

Только на раку преподобного, ризы на иконах и два подсвечника ушло 12 пудов 20 фунтов серебра, 18 фунтов золота, различных камней и стразов 16 255 штук. Всего серебра в монастыре было, как утверждают историки, более 20 пудов.

Монастырь имел ценнейшую библиотеку – более 1000 книг духовного и светского содержания, не считая богослужебных. Имелись рукописные книги.
 
Но «благоденственное и тихое житие» закончилось с приходом к власти в России лютых богоборцев и христоненавистников. Во время развязанной ими гражданской войны рака преподобного Никандра и его многоцелебные мощи безследно исчезли. А в 1928 году прекратил своё существование и сам монастырь, разрушенный до основания и полностью превращённый в руины.

«Преподобный отче Никандре, моли Бога о нас!»


Сколько раз за четырехсотлетнюю свою историю Никандрова пустынь слышала эти слова! С незапамятных времен сюда идут те, чье сердце исполнилось смертельной тоски, кто хочет учиться великому беззлобию и ангельскому смирению, кто решил достичь духовной высоты.

Особо почитаются верующими находящиеся здесь святые источники. Даже в годы полной разрухи паломники приезжали сюда со всех концов нашей необъятной страны. Поразительно то, что многие не чувствуют расстояния, когда идут в обитель. Есть здесь местечко – называется Каменная гора. Люди оттуда приходят пешком. По карте 18 километров, а все почему-то говорят о десяти.
 
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь
 
Всего источников пять. На въезде, справа, находится глазной источник иконы Казанской Божией Матери. Воду из него не пьют, берут для лечения глаз.

В километре от монастыря - радоновый источник преподобного Александра Свирского. Воду из него тоже не пьют, в ней купаются. Отец Марк, в чье послушание входит обязанность помогать паломникам на источниках, ответит на все возникающие вопросы, расскажет, как правильно себя вести. Надо помнить, что святыни не терпят суеты. Пришел на святой источник, просишь о помощи, значит и вести себя надо с благоговением. Следует подойти к иконам Александра Свирского и преподобного Никандра. Прочитать хотя бы тропарь. Зажечь свечу. Есть деньги – заплати, нет – так возьми и поставь. А потом уже купайся.

Удивление паломников обычно вызывают источники святых апостолов Петра и Павла, которые находятся в двух метрах друг от друга, но даже уровень воды в них разный, к тому же, один замерзает зимой, а другой нет.

Центральный источник называют по имени святого преподобного Никандра. По древнему монастырскому преданию, этот колодец был ископан руками самого преподобного. Паломники всегда увозят воду с этого источника с собой.
 
Отец Марк поведал, как приезжал мужчина из Армении, страдающий тяжелой формой аллергии. Не мог жить без медикаментов. В июле прошлого года купался в источнике, через несколько дней болезнь отступила.

Запомнилась женщина-москвичка, страдающая длительное время рожистым воспалением ноги. В какие лечебные учреждения только не обращалась, все было бесполезно. После нескольких купаний она исцелилась.

Много случаев, когда бездетные пары после купания и молитв, получали Божие благословение иметь детей.

Запомнились мама и дочь лет 12-14 из Дедовичей. У девочки был рак крови. После молитв и купаний ребенок стал поправляться.

Многие после купания отмечают уменьшение болей в суставах.

Только идти нужно с верой и открытой душой, простив всех, кто причинил тебе боль, и настроившись на добро.

На пути возрождения


В 2001 году духовенством Псковской епархии во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием, представителями общественности и власти был впервые за последнее столетие поставлен вопрос о значении Никандровой пустыни для русской культуры и возрождения духовности. Решение было однозначным – восстанавливать.
 
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь
 
По благословению Владыки, первым строителем в XXI веке пришел в пустынь монах Гавриил. На помощь ему, по мере своих возможностей, стали приезжать самые разные люди: военные, журналисты, дорожники, паломники со всей России. Расчищали территорию, облагораживали святые источники, строили. Практически за год была восстановлена и освящена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

В 2002 году из Псково-Печерского монастыря был переведен в Никандрову пустынь игумен Спиридон (Иващенко). Уже при нем строится в память о святых Царственных мучениках, чей крестный путь начался с Псковской земли, еще один храм. Храм совсем простой. Но пережитое чувство, когда ясным морозным утром поднимешься на Божественную литургию, слышишь великолепное пение мужского хора, когда стоишь окруженный ни с чем не сравнимыми запахами свежевыструганного дерева и меда от восковых свечей, а через небольшие оконца в храм спускаются солнечные лучики, ты не забудешь никогда. Наверное, это и есть ни с чем не сравнимая Божия благодать.

Совсем недавно в пустыни закончено строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Это пока единственное каменное строение. Первая служба архиерейским чином состоялась в этом возрождённом соборе в день памяти прпеподобного Никандра в 2010 году.
 
Говоря об иконах монастыря, следует отметить, что наиболее почитаемая верующими икона преподобного Никандра из старой Никандровой пустыни. С ней раньше ходили на крестные ходы из монастыря в Порхов. Есть еще маленькая икона Никандра с частичкой мощей преподобного. Ее в Англии купил некий меценат и подарил отцу Николаю Гурьянову. С острова Талабск икона «пришла» в Порхов, а позже её передали восстанавливающемуся монастырю. Келейная икона Знамения Пресвятой Богородицы старца Валентина Мардасова после его смерти тоже была передана в Никандрову пустынь. Здесь же находится икона великомученика и целителя Пантелеймона с частичкою его святых мощей.

К особо почитаемым относится чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». Перед ней молятся о душах тех, кто склонен к употреблению наркотиков, алкоголя, к правонарушениям, то есть о всех, кто живет не по заповедям Божьим.
 
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь
 
Никандрова пустынь – один из немногих в России монастырей, в чье социальное служение входит реабилитация наркозависимых. Многие из них, пожив в монастыре и уехав домой, через несколько месяцев возвращаются, не найдя себя в миру. Искренность, возможность жить по правде, быть естественным и при этом нужным кому-то, как оказалось, стоят гораздо дороже минутной эйфории. И люди это понимают и чувствуют сердцем.
 
Братии монастыря предстоит очень многое сделать, но главное, похоже, свершилось – восстановилась та неповторимая атмосфера Никандровой пустыни, которая была здесь по молитвам святого изначально, ведь именно она давала людям силы совершать невозможное.

Все, кто приезжают в обитель, отмечают необыкновенную чистоту и искренность в отношении братии к паломникам. Как бы ни был занят, настоятель монастыря никогда и никому не отказал в духовной помощи или беседе.

Неповторимая зимняя сказка, тишина и благодать этого места надолго оставляют в душе неизгладимое впечатление.
 
Татьяна Кухальская

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.