Паломничество в Спасо-Казанский Симанский монастырь на праздник Казанской иконы Божией матери -

Паломничество в Спасо-Казанский Симанский монастырь на праздник Казанской иконы Божией матери

Опубликовано 25 августа 2013 г.

4 ноября 2010 года в праздник Казанской иконы Божией Матери Епархиальный Паломнический Центр "Вертоград" организовал поездку в Спасо-Казанский Симанский монастырь, где правящий Архиерей, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил Божественную Литургию во вновь построенном храме во имя Нерукотворного Образа Спасителя.

В 50-ти километрах от Пскова, в городе Остров по пути в Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь, словно большой белоснежный океанский лайнер, пришвартовался к левому берегу реки Великой, величественно стоит Спасо-Казанский Симанский женский монастырь. Кажется, неспроста золочёный шпиль колокольни храма Спаса Нерукотворного Образа напоминает мачту, а сам храм корабельную надстройку, поскольку основателями монастыря были Симанские - древний знатный дворянский род, среди которых было немало морских офицеров, и к которому принадлежал Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
 
Брат деда Алексия I, Павел Владимирович Симанский, некогда сделавший блестящую морскую карьеру, хотел, чтобы после его смерти в родовом имении был основан монастырь, для чего и пожертвовал в 1896 году земли, храм, а также 15 000 рублей начального капитала под устройство женской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. А сам остаток своих дней, приняв сан священника, жил в небольшом домике. Прадед будущего Патриарха, Владимир Александрович Симанский, был владельцем Екатерининского имения, где в 1838 году он построил каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, которая впоследствии и стала основой Спасо-Казанского монастыря. По свидетельствам современников, Спасская церковь выглядела величественно и красиво на фоне окружающей деревянной застройки. Внутреннее помещение храма казалось объемным, наполненным воздухом и светом. Здесь было собрано много ценных икон.
 
С приходом богоборческой власти монастырь был закрыт и за годы безбожия сильно разрушен временем и людьми. Поэтому трудно оценить, сколько сил, трудов и средств было положено настоятельницей монастыря игуменьей Маркелой прежде, чем стало возможным увидеть обитель в нынешнем её состоянии. И в этот день, 4 ноября 2010 года, отмечается первый, после почти векового перерыва престольный праздник во вновь восстановленном храме. Событие большое не только для города Остров, но и для всей Псковской епархии, да и, пожалуй, для всех верующих нашей области. Поэтому, несмотря на холодный пронизывающий ветер, пришло необычайно много людей: и местные прихожане, и многочисленные паломники, и, конечно же, представители духовенства.
 
Под праздничный перезвон колоколов прибывает митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, которого встречают игуменья Маркела и местные представители власти. Начинается праздничное богослужение. В храме настолько многолюдно, что осенить себя крестным знамением можно лишь с большим трудом, как впрочем, и подойти к списку чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Этот образ особо почитался родом Симанских, в честь него община и получила название Казанской. По особому промыслу Божию икона оказалась единственной уцелевшей после закрытия и разорения монастыря и теперь является главной святыней обители.
 
Праздничная Божественная Литургия, такая долгожданная для всех присутствующих, пролетает как один миг, поскольку хочется уловить каждое произносимое слово, каждую пропетую нотку, каждое движение священников, каждый звук. И каждый просит Пресвятую Матерь Божию за всех и о чём-то своём. Наступает время для совершения Святого Причастия и вот уже отцы-архимандриты Тихон и Макарий с чашами в руках встречают готовившихся принять Святые Таинства. А после все присутствующие вслед за митрополитом и священниками выходят на Крестный ход - первый, после столь долгого перерыва крестный ход престольного праздника. Кажется, что, несмотря на серое небо и холодный ветер, всё вокруг ликует. Затем все возвращаются в храм, где после величания Пресвятой Богородицы звучит очень трогательная и проникновенная проповедь митрополита. В ней: и повествование о чудесном явлении Казанской иконы Божией Матери, и о её роли в деле избавления Москвы и всей России от поляков, и её значении в нашей современной жизни, и тёплые слова благодарности в адрес игуменьи Маркелы, сестёр обители и всех тех, чьими усилиями был восстановлен сей храм и весь монастырь. Проповедь заканчивается словами духовного назидания для всех присутствующих. В глазах многих из тех, кто слушал эту проповедь, можно было увидеть слёзы - слёзы искренней радости за то, что на нашей Псковской земле одним островком Православия вновь стало больше. Казалось, сама Богородица белой голубкой вновь вернулась в некогда избранное ею место.
 
По окончании проповеди прихожане живой вереницей потянулись приложиться к чудотворному образу Казанской Божией Матери, а затем к кресту. И каждый в честь столь незабываемого события получил по маленькой иконе Преображения Господня. А тем временем всех прихожан уже ожидало сытное угощение.
 
Известная своим гостеприимством хлебосольная матушка Маркела и в этот раз "была на высоте": источая насыщенный запах горячей гречневой каши с тушёным мясом во дворе монастыря стояли "развёрнутые" по всем правилам походные армейские кухни с "персоналом" из ближайшей воинской части. Похоже, что, как и у всей России у Спасо-Казанской обители два истинных друга: армия и флот. Каша была очень вкусной, можно было попросить добавки (причём неоднократно), никому не было отказа. К каше "полагались": стакан горячего чая и печёный пирожок с фруктовой или картофельной начинкой. Праздник удался на славу!
 
После трапезы автобус с паломниками следует дальше и останавливается в городе Остров. Где по знаменитому "висячему" мосту - "чуду инженерной мысли" XIX века, перекинутому через левый рукав реки Великой мы оказываемся на месте, где, когда то, между двумя руслами и стояли крепостные стены города Остров. Подходим к древнему храму XVI века, освящённому в честь свт. Николая Чудотворца. Входим под его своды: подлинная история в камне. Мысленно читая молитву, хочется замереть и не дышать и только слушать, слушать чтобы "услышать" о чём молчат эти веками намоленные стены. Выходя из храма, хочется когда-нибудь непременно посетить его снова.
 
На другом берегу реки на городской площади очень удачно расположился, построенный по указу Екатерины Великой белоснежный Троицкий Собор. Чугунные ступени центрального входа готовы поведать уже о другой, более поздней, но не менее интересной и величественной страничке истории Российского государства. Более сдержанное снаружи, внутри, помещение кажется, каким-то ажурным, точно сплетённым из многочисленных кружев, а потому очень светлым, и взор невольно в ожидании Божественного света устремляется вверх. И это ожидание, если бы не нужно было возвращаться домой, готово было бы, наверное, длиться вечно. Наша поездка подходит к своему финалу.
 
На обратном пути в Псков читали акафист Пресвятой Богородице, который звучал с какой-то особой радостью и трепетом. И вот уже снова за окнами виднеются родные храмы Пскова. И каждый паломник с возвращением в родной город ощущает себя духовно богаче, но при этом телом овладевает какая-то необыкновенная лёгкость. Не сразу осознаёшь, что там, в Симанской обители, вместе с проповедью, с образом Преображения Господня и солдатской кашей раздавалась Благодать. Бесплатно!!! Всем верующим. Всем желающим раздавались истинные духовные сокровища, над которыми не властны ни время, ни лихоимцы. Безвозмездно даровалось то, что будет с тобой всегда, вечно, пока ты веришь.
 
Алексей Арсеньев

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.