Как отличить истинного духовника от самозванца, взявшего на себя заботу о людских душах по гордыне? Предлагаем вам фрагмент труда «О духовниках истинных и ложных» монаха Симеона Афонского.
«Обещают им Свободу,
будучи сами рабы тления».
2Петр. 2.19.
1.Истинный духовник приводит людей ко Христу; неистинные духовники привязывают людей к самим себе.
2.Истинный духовник учит людей жить со Христом; неистинные духовники учат людей жить с духовниками.
3.Истинный духовник полон Христом; неистинные духовники полны цитат и многознания.
4.Истинный духовник открывает людям, как возлюбить Христа всем сердцем и всею душою; неистинные духовники учат, как устроиться в этом мире.
5.Истинный духовник живет по воле Божией, и все вокруг следуют его примеру; неистинные духовники доказывают и убеждают, но никто вокруг не понимает, как жить во Христе.
6.Истинный духовник всецело утвердил ум во Христе, и всем вокруг ясно, как это делать; неистинные духовники учат и наставляют, но сердца ближних остаются пустыми.
7.Истинный духовник незаметен и прост, но все вокруг мирны и спокойны; неистинные духовники руководят и приказывают, но рядом с ними – разброд и шатание.
8.Истинный духовник учит своим примером стоять ближних в благодати; неистинные духовники учат достижению преходящих земных целей, и после их ухода все разваливается.
9.Истинный духовник учит жить Царством Небесным; неистинные духовники учат жить царством земным.
10.Истинный духовник смотрит в сердца ближних; неистинные духовники смотрят в их карманы.
11.Как смиренный не может начальствовать в миру, так и тщеславный не может быть Старцем.
12.Старец, прогоняющий нерадивых послушников, подобен Моисею в Египте; Старец, терпящий их – подобен Христу на кресте.
13.Умение найти достойного Старца – это способность самому быть достойным послушником.
14.Духовные преступления, о которых невозможно умолчать:
Строить мраморные дворцы и заставлять монахов и монахинь их обслуживать;
Приглашать на помощь монахам женщин, а на помощь монахиням – мужчин;
Использовать монахов и монахинь для стяжания денег в целях обогащения.
15.Старец – не помощник в браках и разводах, а помощник в Спасении.
16.Старец – не политик и не любитель знакомств с князьями мира сего, а наперсник Царя Небесного.
17.Старец – не предсказатель и гадатель, но тот, кто умудрен Святым Духом жить по воле Божией.
18.Старец – не тот, кто во плоти, но тот, кто безплотен.
19.Старец – не тот, кто в страстях, но тот, кто безстрастен.
20.Старец – не тот, кто на земле, но тот, чье сердце в Царстве Небесном.
21.Старец – не тот, кто величав и учителен, но тот, кто прост и уничижен.
22.Трудно несведущему определить достоинства драгоценного камня; трудно неведающему определить достоинства духовника.
23.Трудно в горах найти редкий минерал; трудно среди множества духовников найти истинного духовника.
24.Как бы мы ни старались найти самого лучшего духовника, наши наклонности и страсти выберут его без нас.
25.Как подобное притягивается подобным, так и Бог определяет каждой душе своего духовника.
26.Лучшее к лучшему, худшее к худшему – трудно обойти этот закон в духовном мире.
27.Сердце выбирает сердце – таковы сокровенные духовные отношения на пути Спасения.
28.Истинный Старец ценен своим постижением, а истинный послушник – своим смирением.
29.Истинный Старец не стремится старчествовать, истинный послушник не стремится своевольничать.
30.Истинный Старец не считает себя святым, ибо он отдал сердце Богу; истинный послушник не считает себя имеющим тело и душу, ибо он отдал их Старцу.
31.Хочешь найти истинного Старца? Смирись, насколько можешь…
32.Кто нашел истинного послушника? Тот, кто отказался от своей воли.
33.Истинный Старец – Христос во плоти, истинный послушник – Лазарь во гробе.
Кого можно назвать старцем?
Монах в искусстве борьбы с помыслами не может быть назван Старцем до тех пор, пока он сохраняет привязанность к тому, что он делает, ибо он еще не свободен от рабства мира сего. Неотполированный драгоценный камень привлекает пыль и легко загрязняется.
Зеркало всегда ясное, не имеющее искажений, четко отражает того, кто в него смотрит. Сердце истинного монаха подобно зеркалу, поскольку в нем ничего нет, кроме Бога, и оно всегда пребывает совершенно чистым, без помыслов.
Такое сердце находится в состоянии Божественной Любви, ибо в нем живет Христос. Тот, кто все делает, имея сердце, исполненное совершенной Любви, называется Старцем.
Монах Симеон Афонский