Паломничество по программе Троице-Сергиева лавра, монастыри и храмы Москвы 16-17 октября 2010 года -

Паломничество по программе Троице-Сергиева лавра, монастыри и храмы Москвы 16-17 октября 2010 года

Опубликовано 25 августа 2013 г.
Паломническая поездка, организованная ЕПЦ "Вертоград", к святым местам земли Московской началась с шести часов вечера пятницы 15 октября. Все паломники к этому времени уже заняли свои места в комфортабельном автобусе, не забыв взять с собой и хлеб насущный, чтобы перекусить в дальней дороге и пластиковые ёмкости, для Святой воды чудотворных источников из монастырей, которые нам предстояло посетить.
 
Как всегда, поездка началась с утреннего молитвенного правила и молитв о путешествующих. До Москвы нам предстояло проехать больше 800 км, поэтому, до того как все задремали в тёплом автобусе, мы сугубо помолились ещё святителю Николаю, прочитав ему Канон и Акафист. Милостью Божией без неприятных приключений добрались мы до первопрестольной. Едва часы на колокольне Покровского женского монастыря одним ударом возвестили о половине седьмого утра субботнего дня, как наша группа бодрым шагом направилась прямо к воротам обители. Этот монастырь, где покоятся мощи блаженной Матронушки, был первым заветным пунктом нашей паломнической поездки.

Не смотря на столь ранний час, верующих москвичей и паломников буквально со всех уголков России (с некоторыми из них мы вместе молились, стоя к мощам и к иконе святой блаженной Матронушки) было множество. Благодать этого места мы ощутили сразу: людей много, а суеты – нет, у многих в руках живые цветы – Матронушке, как сама блаженная завещала… Воздух монастырский - чистый, прозрачный, намоленный… «Исповемся тебе, Господи всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя…». Вскоре из монастырского храма стали доноситься до нас слова молитв и песнопений – это началась ранняя Божественная Литургия, ну а мы, стоя снаружи, в длинной очереди к святым мощам пели и читали Акафист блаженной Матронушке.
 
Псковичи приложились к мощам блаженной Матронушки и к чудотворному её образу, что находится снаружи на стене храма, в котором почивают нетленные мощи старицы. Все желающие подали требы и за себя и за своих близких и родных, что будут поминаться теперь за монастырскими службами. Не забыли набрать мы и Святой водички из монастырского Источника. Что ещё нужно для душевного покоя и радости православному человеку?

Десять часов утра. Субботний день только начинается, а впереди у нас ещё несколько часов знакомства со Святынями Москвы…

Мы возвращаемся к своему автобусу, и здесь нас встречает православный экскурсовод. После приветствия и краткого знакомства, Евгения Васильевна начинает свой рассказ…. Паломники из Пскова! – значит путь наш в Сретенский мужской монастырь. В новейшей истории древнего монастыря есть страница, повествующая, что в 1994 – 96 годах эта возрождающаяся обитель была подворьем Псково-Печерского монастыря. С 1996 года подворье преобразовано по благословению Святейшего Патриарха в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен игумен Тихон (Шевкунов).

Сретенский монастырь находится на месте, ранее называемом «Кучково поле». Именно здесь в конце 14 века, была по велению великого князя Василия Дмитриевича, основана мужская обитель - на месте встречи чудотворной иконы Владимирской Божьей Матери, которую из Владимира принесли в Москву во время нашествия хана Тамерлана.
 
Вся группа внимательно слушала рассказ нашего гида об истории и современной жизни Сретенской обители. В соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери мы приложились к ковчегу с частицей мощей прп. Марии Египетской и раке с мощам священномученика Илариона (Троицкого). Архиепископ Иларион был одним из последних настоятелей обители перед её закрытием. Сподвижник святого Патриарха Тихона, он встретил свою смерть в сталинских лагерях.

Побывав в тихом, уютном и благодатном месте старой Москвы, мы направляемся в заповедный Лаврушинский переулок. Здесь находится знаменитая Третьяковская галерея. Проезжая по улицам и переулкам Москвы, мы продолжаем с усердным вниманием слушать интересный рассказ нашего экскурсовода об истории Москвы и России, о московских храмах и святынях, о современной жизни столицы. Выходим из автобуса и направляемся к Третьяковке. Сегодня мы не будем ходить по выставочным залам галереи - наша дорога в храм свт. Николая в Толмачах, что расположен в одном из корпусов Третьяковской галереи. Здесь обретается одна из главных святынь всей России – образ Владимирской иконы Божией Матери.

Владимирская икона Божией Матери…. Для каждого русского православного человека это не только образ той, через которую в мир пришёл Спаситель и тайна Боговоплощения, но и зримый образ «заступницы усердной» за нашу Русь-матушку и её многострадальный народ. Одна лишь Москва вспоминает ежегодно три раза о своём спасении благодатью этой иконы (в 1395 г. – от полчищ хана Тамерлана, в 1480 г. - от нашествия хана Ахмата, в 1521 г. - от татарской орды Махмета Гирея).
 
Какие чувства испытывали мы все, предстоя пред ликом Богородицы? Трудно подобрать слова, но уходить не хотелось никому… Сколько же великих событий промелькнуло, начиная с тех дней, когда евангелист Лука благоговейно списывал с живой Богоматери этот образ?….Сколько же святых благоверных русских князей молилось пред этим ликом?....Как переживал душой и что чувствовал, подвизавшийся несколько лет в нашем Псково-Печерском монастыре, а ныне известный всему миру монах-иконописец архимандрит Зинон (Теодор), когда месяц в посте и молитве трудился над списком с этого образа?...

Стоя пред ликом Богоматери, мы дерзнули спеть тропарь Пречистой, и, надеясь на милость нашей усердной заступницы, обратили к ней слова нашей сердечной молитвы. «Радуйся Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!»

В заключение нашего знакомства со святынями Москвы мы посетили Марфо-Мариинскую обитель Милосердия. Она была основана в 1909 году Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной, супругой убитого революционером-террористом в 1905 году Великого Князя Сергея Александровича. Отрадно, что в наши дни и этот благодатный уголок первопрестольной обретает свою «вторую жизнь», после стольких страшных лет безбожия и разорения. Восстановленная совсем недавно, Марфо-Мариинская обитель снова живёт по заветам Христа, так как жила и окончила свой земной путь её основательница - преподобномученица Елизавета Фёдоровна. В чудесном белокаменном Покровском храме обители мы приложились в частице мощей прпмуч. Елизаветы Фёдоровны, смогли приобрести маслице от неугасимой лампады и книгу-исследование Любови Миллер о жизни Великой Княгини-мученицы. Прощаясь с обителью, мы сделали групповую фотографию рядом с памятником этой удивительной женщине, жене-мироносице, настоящей христианке.
 
Два часа пополудни. Пришло время подкрепить наши физические силы - «хлеб наш насущный даждь нам днесь…» Мы едем на трапезу, которая заказана для нашей группы в Трапезной храма Христа Спасителя. Немного не выспавшиеся (ведь ночь мы провели в дороге), порядком уставшие, но очень довольные и бодрые духом мы сытно пообедали. Некоторые из нас, успели сделать ещё и несколько памятных снимков золотых куполов одного из главных храмов современной столицы. Занимаем снова свои места в автобусе, и с благодарностью попрощавшись с нашим милым гидом, мы отправляемся в Сергиев Посад.

Дорога из Москвы до Сегриева Посада (всего около 70 км) заняла у нас почти четыре часа. Своими глазами мы увидели и вполне прочувствовали знаменитые московские пробки. Я думаю, каждый из нас возблагодарил Господа, что живёт не в этих краях и от души помолился за москвичей, ставших заложниками цивилизации 21 века.

Около восьми часов вечера субботы наша группа вошла в вестибюль гостиницы «Вознесенская», что расположилась в 300-х метрах от Троице-Сергиевой Лавры. Наше восторженное и шумно-радостное настроение от посещения монастырей и храмов Москвы немного поутихло от общения с дежурным администратором гостиницы. Молодая женщина в белом платке и черно-белой строгой форме, недовольно посетовала, что мы очень шумная группа. Затем она холодно и лаконично рассказала нам о строгих порядках гостиницы для паломников. Почти все паломники из нашей группы были людьми «со стажем паломнических поездок» и, не смутившись встретившимся нам «искушением», быстро поужинав, отправились в монастырь на службу.

Утро воскресного дня началось для большинства паломников из нашей группы очень рано. После ранней Божественной Литургии в Успенском соборе монастыря все собрались на экскурсию по Лавре. Нашим гидом стал наш земляк, воспитанник 4 курса здешней семинарии – Константин. Рассказ юного семинариста и прогулка с ним по территории Троице-Сергиевой Лавры запомнятся нам всем надолго. С высокой (общая высота 88 м) монастырской колокольни (куда могут попасть далеко не все паломники и гости монастыря) мы любовались храмами и обозревали административно-хозяйственные постройки всей обители. Среди храмов мы увидели и церковь Святого Духа, построенную зодчими-псковичами, и Троицкий собор с приделом прп. Сергия, где в серебряной раке почивают его нетленные мощи. Всей группой мы сфотографировались у самого большого в России Царь-колокола. Вес колокола 72 т, а высота - 4 с половиной метра.
 
Спустившись с колокольни, мы вместе с Константином побывали в Серапионовых палатах – сокровищнице Святых мощей очень многих святых и подвижников Христианства.

Нам опять не хотелось покидать эту святую землю, по которой ходил преподобный Сергий, не хотелось, и расставаться с нашим замечательным экскурсоводом Константином. Господь, видя наше желание и слыша наши молитвы, устроил так, что мы попали в Ризницу Троице-Сергиевой Лавры на не запланированную экскурсию. Среди экспонатов Ризницы мы увидели искусно вышитые покровы, украшавшие в разные времена раку прп. Сергия, древние иконы в золотых и серебряных окладах, богато украшенные церковные облачения владык и много других творений рук человеческих, выполненных во славу Божию.

Есть места в нашей Святой Руси, которые должно посетить каждому верующему православному человеку хотя бы раз за свою земную жизнь. К таким местам относится, безусловно, и Троице-Сергиева Лавра – обитель преп. Сергия Радонежского. Святой Сергий прославил эту землю своими духовными подвигами, здесь он молился за Святую Русь, здесь он взрастил множество достойных учеников своих. Около сорока монастырей по всей Руси было основано духовными учениками преподобного Сергия Радонежского. Сам же он стал заступником Руси на все времена: «Радуйся, великославный Российский наш заступниче, отче Сергие!»

Покидая обитель Святого Сергия, и причастники, и исповедники, и даже те из нас, кто не сумел по разным причинам причаститься или исповедаться, все мы уезжали успокоенные, обновлённые с новым запасом душевных сил. «Святый преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас!»
 
Вкусно и сытно пообедав в кафе «Воскресенское», собрав вещи в гостинице, мы снова заняли свои места в автобусе. Покидая Сергиев Посад, мы всего на несколько минут заехали в знаменитый Гефсиманский Черниговский скит. Наше посещение скита было не запланированным, поэтому мы лишь приложились к чудотворной иконе Божией Матери Черниговской-Гефсиманской и мощам старца - утешителя иеромонаха Варнавы (ск. в 1906 г.). Следующую нашу паломническую поездку мы постараемся спланировать так, чтобы попасть и в знаменитые пещеры, что находятся под Черниговским храмом, и посетить святой источник Гефсиманского скита.

Программа нашей поездки полностью выполнена, и мы отправляемся обратно в Псков. По дороге домой паломники делятся друг с другом своими впечатлениями, обмениваются рассказами о том, что больше всего запомнилось и о приобретённых святыньках и сувенирах. Обратная дорога в родной Псков была неутомительной, все с удовольствием смотрели видеофильмы о блаженной Матронушке, о Троице-Сергиевой Лавре и прп. Сергии Радонежском. Вернувшись, домой ранним утром 18 октября, мы с благодарностью произнесли известные всем верующим слова: «Слава Богу за всё!»
 
Ирина Аникина

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.