Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.
Что может получиться из сотрудничества специалистов по туризму и Русской православной церкви в рамках отдельно взятого вуза - об этом в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказала заведующая первой в стране кафедрой религиозного туризма Российской международной академии туризма Инга Брандт.
- Кафедра, которой Вы заведуете, уникальна, аналогов в российских вузах, насколько мне известно, не существует. Как она возникла?
- Побудительной причиной стала инициатива ректора академии и его очень благожелательное отношение к Церкви. Наша кафедра - это совместный проект с Русской православной церковью. Святейший патриарх официально дал благословение на ее деятельность. Со стороны Церкви нас курирует митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, со стороны академии - наш ректор Игорь Владимирович Зорин. У кафедры одновременно два руководителя - епископ Егорьевский Марк, зампред Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, и я.
Изначально это была кафедра паломничества и религиозного туризма. Предполагалось на базе нашего вуза вести подготовку специалистов для паломнических служб. Но на опыте оказалось, что паломничество и туризм нежелательно смешивать. Иначе происходит путаница с понятиями у тех, кто будет обучаться по этим программам. С другой стороны, паломничество все-таки относится к сфере внутрицерковной жизни, а религиозным туризмом на нашей кафедре могут заниматься и буддисты, и мусульмане, и представители других религий и конфессий, потому что профессиональные навыки и методы во всех случаях одинаковы.
Религиозный туризм, в принципе, направление новое. Он совсем недавно был включен в список существующих видов туризма, принятый Всемирной туристской организацией. Но пока этим все и ограничилось. Ни один из европейских туристских вузов подготовкой специалистов по религиозному туризму не занимается. Не разработано ни терминологии, ни нормальных учебников, учебных пособий и справочников. Мы пришли к выводу, что раз это новое направление, его нужно брать в свои руки и развивать так, как нужно с позиций религии, в нашем случае - с позиций Русской православной церкви. Поскольку религиозный туризм сейчас активно развивается, очень важно и нужно правильно воспитать и образовать тех, кто будет им заниматься.
Сведения мы даем в основном, конечно, прикладные, богословскую тематику особо не затрагиваем. Разрабатываем учебные программы, которые со временем войдут в специализацию "религиозный туризм". Была даже попытка разработать образовательный стандарт по специальности "Паломничество и религиозный туризм", но по объективным причинам от этой идеи пришлось отказаться. Хотя практически все материалы уже готовы.
- В чем отличие религиозного туризма от паломничества?
- Отличие принципиальное. Если в двух словах, паломничество - это поклонение святыням, а религиозный туризм - знакомство с ними, причем именно как со святынями, а не просто как с искусством (архитектурой или иконописью). Сейчас мы занимаемся разработкой терминологии религиозного туризма, определяем, что такое религиозный туризм с точки зрения и церковной, и туристской, чем он отличается от других видов туризма.
Религиозный туризм часто смешивают с познавательным (в мировой классификации существует такой вид туризма, когда людям рассказывают об истории, архитектуре посещаемых объектов). Но религиозный туризм - это абсолютно другое направление туристской деятельности. Его традиции базируются прежде всего на православном паломничестве, потому что католическое паломничество совершенно иное по духу, не говоря уже об исламском хадже. То есть религиозный туризм, являясь все-таки туризмом, ближе к паломничеству. Это, если можно так выразиться, такое паломничество для "чайников", то есть для тех людей, которые еще не воцерковлены и не дозрели до настоящего паломничества, но познавательного туризма для них уже мало. Именно для них и существует религиозный туризм, посещение святых мест в познавательно-просветительских целях.
В более широком смысле религиозный туризм - это религиозное просвещение туристов, первое знакомство с религией, в нашем случае (поскольку мы православная кафедра) - первое знакомство с православием и православной культурой, воспринимаемой не только с культурологической, но, в первую очередь, с духовной стороны. Это весьма важный аспект нашей деятельности. Ведь раньше существовала очень четкая градация: православные храмы - это религиозная архитектура, иконы - это религиозная живопись, хотя, конечно, это и не живопись вовсе. Здесь же, оставляя, естественно, культурологический аспект, мы знакомим студентов и с другой, прежде закрытой стороной - духовной. Поскольку без нее понять и принять русскую культуру, да по большому счету любую культуру, практически невозможно.
Религиозный туризм знакомит с основными вероучительными принципами, традициями и обрядами мировых религий, то есть его можно назвать прикладным религиоведением.
- Какие дисциплины читают на Вашей кафедре?
- Наша кафедра не является выпускающей, поэтому дисциплин у нас немного. Мы работаем со всеми студентами РАМТ. Всем первокурсникам, которые учатся у нас в московском центре, мы читаем "Основы религиозной культуры", причем, как правило, каждую лекцию - по истории Церкви, истории религий, христианскому искусству - читает свой преподаватель, специалист в конкретной области. В основном это профессура Московской духовной академии, не считая обоих заведующих кафедрой. В будущем мы планируем делать совместный образовательный проект с МДА, может быть, разработаем отдельную образовательную программу. Думаю, мы можем чем-то помочь Духовной академии, например, читать там лекции по религиозному туризму, чтобы будущие батюшки лучше представляли, как и с кем лучше отправлять своих прихожан в паломничество или в религиозные туры, чтобы поездка в итоге принесла пользу и не повредила душам.
Наша кафедра с каждым годом увеличивает число разработанных и читаемых дисциплин. На следующий год мы собираемся читать всем студентам курс "Религиозная этика", а потом хотим сделать мини-спецкурсы. Для туроперейтинга - свои, для гостеприимщиков - свои. Например, "Православная кухня" будет включать темы "Кухня поста", "Православные праздники". Я очень надеюсь, что в этом нам поможет келарь Свято-Данилова монастыря игумен Гермоген, который ведет программу о православной трапезе на телевидении. Предварительной договоренности мы уже достигли. Также будет читаться курс "Исламская кухня", в подготовке которого, надеюсь, нам помогут мусульманские деятели из Межрелигиозного совета России. Для наших студентов, например, было откровением, что мусульмане не едят свинины и не пьют вино.
- Как сами студенты относятся к изучению различных религиозных традиций?
- Когда мы начинали в прошлом году, первокурсники задали вопрос: "А зачем нам, собственно, эта дисциплина? Мы будем менеджерами туристской индустрии". Я им задала встречный вопрос, заметив, что если они смогут на него ответить, значит, действительно, не нужна, они и так уже все знают. Вопрос был самый простой. Я напомнила им сказку Пушкина О мертвой царевне и семи богатырях". Как царевна попала в дом богатырей? Пушкин пишет:
"Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут".
"Ответьте мне, - говорю, - по каким параметрам она определила, что живут добрые люди, а не разбойники? Ответ может уложиться в одно слово или одно предложение".
Студенты долго чесали затылки, но ответить так и не смогли. Ответ очевиден для верующего человека, но для детей, которым в школе преподают в лучшем случае мировую художественную культуру, и то, как правило, в атеистическом ключе, такие вещи непонятны. Пришлось рассказывать, кто такие святые, что такое красный угол и все остальное. В итоге они ушли, долго о чем-то думали, а потом вернулись и сказали: "Мы будем ходить на эту дисциплину, потому что ее нужно знать хотя бы для того, чтобы понимать Пушкина".
Позже мы продолжили с ними разговор на зачете, и кто-то мне сказал: "Я думал, что я тупой, потому что Пушкина не понимаю. Оказывается, у него там всякие нюансы, которые связаны с православием. Я какие-то слова не понимаю. Не понимаю, что он хочет сказать. А оказывается, я просто не знал ничего о православии". Такие интересные разговоры происходят. Причем ребята у нас учатся не только русские, но и других национальностей, и не только православные - есть и мусульмане, и представители других религий и конфессий, и атеисты. Они сами и их родители в большинстве своем отнеслись совершенно спокойно к тому, что у нас православные батюшки читают лекции, а владыка Марк принимает зачет.
Самую первую лекцию по "Основам религиозной культуры" в этом году я начала с объяснения причин, по которым менеджерам, работающим в туризме, нужны знания о духовной культуре. Если они будут работать в турфирме, то должны общаться с клиентами разных национальностей и вероисповеданий. Можно одним неловким словом человека смертельно обидеть. Если это будут специалисты по гостеприимству, они должны знать, как правильно принимать людей разных религий. Чем кормить, например, православных в пост, чем кормить мусульман. Когда у них этот пост, и чем православный пост отличается от мусульманского. Как обратиться к батюшке, к католическому священнику, к имаму, раввину. Эти элементарные для верующих людей понятия усваиваются далеко не сразу. Например, обращение "Владыка" они очень долго не могли запомнить, даже записывали. В прошлом году, когда епископ Марк читал лекции, у него за спиной на доске было написано большими буквами "Владыка"! Дело в том, что студенты часто задавали ему вопросы по ходу лекции. Бывало, звучит реплика: "У меня вопрос, можно?" "Можно", - отвечает владыка. Человек встает, открывает рот, чтобы спросить, и запинается, не зная, как обратиться к епископу. Доходило до смешного: приходилось предварять их вопросы фразой: "Владыка, Вас хотели спросить вот о чем".
Даже если они потом не будут работать в туризме, ведь базовая подготовка студентов нашего вуза - это подготовка менеджеров, они могут работать в любой области. Не думаю, что эти знания будут лишним багажом. Когда-то они обязательно пригодятся. Не в работе - так в жизни.
Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.