Наше упрощенное бытие рождает и соответствующее мышление, его стереотип, который уже не может вместить понятия, еще в недалеком прошлом ясные ребенку, такие, например, как стыд, грех… Нам приходится наблюдать, или становится участниками разрушения такого оплота жизни, как семья. Сам феномен семьи поруган и осмеян, но в человеке все еще живет природное желание соединяться семейными узами. Это желание по-прежнему сильно, и не дает пока человечеству совершенно распрощаться с надеждой на семейное счастье. Первый и единственный брак Церковь всегда считала осуществлением христианского нравственного идеала наряду с девством ради Христа. Семья тоже есть идеал, состояние, в котором спасаются, как и в девстве Христа ради.
Мирянам, тем не менее, при определенных условиях Церковь допускает вступление в повторный брак, понимаемый как нарушающую заповеданный Христом идеал святости, но вынужденную уступку человеческой немощи. Апостол Павел об этом пишет так: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор.7).
Мудрые люди называют брак самой тяжелой работой. Другие добавляют к этому, что в браке супруги несут взаимный крест друг друга. Несомненно, что правильный, христианский брак – подвиг. Но, собираясь начинать семейную жизнь, некоторые люди мало понимают ее смысл и цель, и очень скоро за это расплачиваются. Расплачиваются не только супруги в неудавшемся браке, но и дети, внуки… Так и тянется цепочка несчастливых людей. Возможно, распространение среди молодоженов такого церковного обычая, как венчание, обнаруживает их желание сохранить брачные узы. Для воцерковленных людей это Таинство брака благодатно, для незнающих и легкомысленных – кажется бессмысленным и бесполезным, просто пафосным. Иными словами, Венчание – благословение Церкви на брак. И те венцы, которые возлагаются священником на венчаемых – это знак и благословения, и огромной ответственности не только друг перед другом, но и перед Богом. И вот о Таинстве Венчания, о семье и браке, мы ведем разговор с секретарем Псковского епархиального управления, священником Димитрием Куминовым. Отец Димитрий молод, образован, позади у него армия, монастырское послушание в Псково-Печерском монастыре. Два года назад он венчался, его супругу зовут Анна. Разговор с ним начался с назревшего вопроса:
Отец Димитрий, существуют ли в Церкви какие-то правила признания церковного брака недействительным? Что это за процесс? Какие причины могут привести к расторжению церковного брака?
Развод всегда осуждался Церковью как грех, потому что он приносит тяжкие душевные страдания и супругам, и особенно детям. Единственная уважительная причина для расторжения церковного брака, определенная в Священном Писании – это неверность одного из супругов, или иначе прелюбодеяние. О нерасторжимости брака и единственно возможной причине его расторжения говорил Сам Спаситель: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует…» (Мф. 19,9).
Ни алкоголизм, ни отсутствие детей?
Нет, только супружеская неверность. Затем в ходе истории Церковью были приняты во внимание и некоторые другие причины, по которым брак может быть расторгнут. Среди них можно назвать отпадение одного из супругов от Православия, противоестественные пороки, длительное безвестное отсутствие, медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. Более подробно о них можно узнать в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Следует отметить, что чин венчания формировался со временем. Само определение брака Христианская Церковь изначально заимствовала из Римского права, сообщив ему христианское осмысление. Она восполнила языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви. Поэтому древние христиане, вступая в брак по гражданским законам, предварительно испрашивали на него благословение своего епископа. После этого истинный брак совершался пред лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией.
Куда же обращаться, чтобы получить разрешение на расторжение церковного брака?
В случае действительной необходимости православный христианин всегда должен обращаться к своему Правящему Архиерею. К примеру, в нашей Псковской Епархии на имя Его Высокопреосвященства пишется прошение по установленному образцу, в котором обязательно должна быть указана конкретная причина для расторжения брака. Затем подателям прошения необходимо пройти исповедь у своего духовника или иного священника, который в конце указанного прошения, в случае благосклонной причины, пишет свое ходатайство о расторжении. К прошению должна быть приложена копия свидетельства о гражданском расторжении брака, с момента наступления которого должен обязательно пройти год. Этот год необходим для подтверждения полной осознанности намерений желающих расторгнуть церковный брак и удержания их от поспешных решений.
Оказывается, отец Димитрий, можно венчаться и второй раз, и третий раз, если Архиерей дает согласие на расторжение церковного брака…
Императрица Зоя с третьим мужем. Византия, XI век
Не совсем так. В современной церковной практике рассматриваются в основном случаи, связанные с второбрачием. Причем Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Следует всегда помнить, что после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается только невиновному супругу. Тем лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. Ситуации же, связанные с троебрачием, могут быть рассмотрены лишь в исключительных случаях.
Что же может мешать счастью в браке? И как можно терпеть и не расторгать неудачный с человеческой точки зрения брак?
Действительно, для достижения семейного счастья необходимо приложить немало обоюдных усилий. К сожалению, по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве брака. Поэтому нельзя не печалиться, сталкиваясь со значительной частью расторгающихся браков, особенно среди молодежи. На мой взгляд, разрушающим началом семейной жизни является то, что в современных семьях каждый из супругов стремится к исполнению своих собственных желаний, к их удовлетворению, а не к тому, что полезно для обоих. Настоящая семья и общее счастье могут возникнуть, когда оба супруга стремятся к тому, что полезно для обоих. Вот здесь и проявляет себя в полном смысле семья, семейное дело, когда два начала приводятся к одному через подвиг жертвенной любви. Супруги любят друг друга не за что-то, а потому что просто любят. Любовь – есть таинство. Как человек начинает верить в Бога? Он не понимает почему, но он чувствует и двигается в сторону Бога. И любовь необъяснима, она или есть, или ее нет. Если же любовь есть, то мы жертвуем всем ради любимого человека. И в случае, если любовь обоюдная, любовь жертвенная, неизбежно она будет направлена к совместной пользе, к тому, что важно для двоих, а не что хочется или интересно отдельной половине. Увы, в большинстве современных семей этого нет. Но даже если брак распался, Церковь до последнего момента сохраняет надежду на то, что, он может восстановиться. Крайняя неопределенность человеческих отношений иной раз доходит до того, что некоторые пишут прошение о признании недействительным второго брака и возобновлении первого. Если человек надеется найти свое счастье в новой семье, то прежде должен понять, от чего он отрекается, что послужило причиной распада прежнего брака, чтобы не повторить совершенных ошибок. У современных людей нет четкого осознания того, что происходит и что создается в случае второго брака.
Нельзя ли объяснить, отец Димитрий, смысл Таинства венчания, ведь там дается клятва Господу, молодые клянутся друг другу в верности и несении тягот семейной жизни. Таинство – это сакральное действие, но мало кто его понимает, решаясь на венчание.
В современном обществе есть три формы организации семейной жизни. Первая, которая не признается и отвергается Церковью, – это так называемый гражданский брак. В нем люди живут вместе, желая просто иметь партнера, не принимая никаких обязательств и не отвечая ни за что. Они просто сходятся, и так же легко могут разойтись, не понимая серьезности своего положения. В этом случае нет никакой разницы с традицией языческих народов. Второй вид семейных отношений – это регистрация в ЗАГСе. В этом случае человек берет на себя ответственность за другого перед обществом. Брак оформляется документально, скрепляется подписью, что накладывает на человека определенный отпечаток: он понимает, что происходит. Теперь он отвечает не только за себя, но и за другого человека, которого должен материально, физически и духовно поддерживать. И, наконец, церковный брак, в котором супруги через благословение Церкви получают еще и особую Божественную благодать, преподаваемую им для взаимного спасения. В этом случае семья становится домашней церковью, единым организмом, члены которого должны жить и строить свои отношения на основе закона любви. Опыт такого семейного общения, подкрепляемый действием Божественной благодати, научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы счастливой, благополучной жизни.
Кто за кого должен отвечать в таком браке?
В церковном браке, безусловно, всю ответственность должен брать на себя мужчина, даже если у него и есть отдельные слабости. Если обоюдное желание супругов жить вместе сильно, если они воцерковленные люди и живут по христианским заповедям, то Господь управляет так, что у мужчины появляется должное разумение в отношении семейных вопросов. Он начинает вести себя так, как действительно должен вести себя глава семьи. Именно таким образом проявляется действие божественной благодати, подаваемой в Таинстве венчания. Супруг призывается быть «главою жены» (Кол. 3,18) не ради какого-то деспотизма мужа или закрепощения жены, но ради первенства в ответственности, заботе и любви. Именно так должно чувствовать и понимать эти слова христианское сердце.
Можно поподробнее, отец Димитрий?
Для понимания этого необходимо быть православным человеком, потому что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5,21). Не как в регистрированном браке, где ты – должен. В Таинстве венчания дается особая благодать, основанная на любви супругов. Любовь – это сердце семьи. Там, где нет любви, остаются лишь супружеский долг и обязанности. А где есть любовь, там идеальная семья, там истинная радость и счастье. Но испытания в семейной жизни есть и после зарегистрированного брака, и после венчания. Возникают какие-то соблазны у мужа, у жены, кто-то начинает пить, не зарабатывать денег, а если ты венчался, то что же делать? Как быть, когда женщины так требовательны к мужчинам и хотят, чтобы мужчины много зарабатывали? В регистрированном браке проще, если мужа или жену не устраивает что-то, то они могут все бросить и уйти из семьи…
Дать ответ на все случаи жизни невозможно. Каждый человек уникален и каждая семья уникальна по своей внутренней организации. Исходя из своего внутреннего опыта, опыта собственной семьи, могу сказать, что очень многое зависит от степени открытости души человека. Если он открыт Богу, без лукавства, без притворного лицемерия, словно дитя, таким какой есть, сознавая свои немощи, свою ответственность за другого человека, за семью – соответственно и Господь, в равной мере открытости перед ним человека, дарует ему столько счастья и радости, сколько человек может вместить. И наоборот, если человек внутри себя, сам с собой еще не разобрался, что он хочет от семейной жизни; если он самого себя обманывает, собираясь создавать семью. Например, девушке нужно определиться, ей 30 лет, и она выходит замуж именно поэтому, либо же по каким-то меркантильным причинам, к примеру, по расчету, то соответственно в семейной жизни это раскрывается с самой отрицательной стороны. Такой дом основывается на песке, а не на твердом камне любви и верности. Не удивительно, что подобный брак рано или поздно распадается.
Те христианские заповеди, о которых мы все знаем, это как раз то ограждение, находясь в рамках которого, человек может быть гарантировано убережен от внутренних потрясений. На самом деле эти заповеди являются отображением естественного состояния человеческой природы. Человеку естественно быть здоровым и неестественно быть больным, естественно иметь здоровье душевное и телесное. Ведь и призыв «не болейте» кто-то может воспринимать, как некое насилие. Так и заповеди о любви к Богу и ближнему воспринимаются многими, как некое насилие, от которого хочется освободиться, проводя жизнь по своей собственной прихоти. Из-за греховной испорченности человеческой природы, многие добрые качества в человеке зачастую получают неправильное выражение. Человек становится, таким образом, больным в духовном отношении. И часто не понимает истинных причин большинства своих поступков.
Трудно нам идти дорогой Десяти заповедей, дорогой Богообщения?
Да. И ключ к семейному счастью заключается в том, чтобы человек стал самим собой. Он должен суметь раскрыть в себе все то доброе, что в нем было заложено изначально Творцом.
А что человек не должен себе разрешать в браке, от чего он должен себя удерживать?
Безусловно, от того, что связано с нарушением заповедей Божиих. Особенно это касается нарушения супружеской верности, которое может выражаться различным образом. Все, что выходит за рамки семьи, любой интерес, любая работа, которая по степени важности становится выше семьи, та область, куда другой супруг не может вступить, то, что пытаются скрыть, любая тайна в семейной жизни является разрушающим моментом. Семейная жизнь – это отсутствие каких-либо тайн. Тайна всегда вносит элемент недоверия, разделения, тогда как истинное счастье и радость, наоборот объединяют. Может быть, это мое частное мнение, но я считаю, что главная болезнь большинства современных семей заключается в том, что они создаются на партнерских условиях: есть моя область жизни, есть твоя, мы пересекаемся в том и не пересекаемся в этом. Истинная супружеская жизнь предполагает наличие только общих точек соприкосновения. Такая совместная жизнь должна строиться в рамках жизни двух людей, которые становятся одним организмом. Какое-либо обособление одного от другого сразу сказывается отрицательно на семейной жизни и является причиной для раскола.
Отец Димитрий, прокомментируйте, пожалуйста, библейские слова «оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей», и повеление Еве о подчинении мужу. С одной стороны муж должен прилепиться к жене, а с другой – жена должна подчиняться мужу – это и есть единство двух?
В библейском указании мужу прилепиться к жене, оставив своих отца и мать, мы напрямую соприкасаемся с тем, что заложено в естестве человека – тяготение к семейной жизни, создание новой супружеской пары, которая порождает далее своих потомков. Различие между полами – это особый дар Творца созданным людям. Мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви. Творец вложил в человека стремление к поиску своей второй половины, и это является естественным для человека. Многие простые вещи не имеют никакого определения. Они всегда воспринимаются бездоказательно, как, скажем, аксиома в науке. И стремление человека оставить своих родителей и прилепиться к жене – это одна из таких простых вещей. Это либо воспринимается, и на основании этого строится семейная жизнь, либо отвергается с последующим претерпеванием телесных искушений. В этом случае горячая любовь к Богу и желание особой чистоты души подвигает многих людей к принятию монашеского пострига. Такая жизнь в православной традиции сравнивается с жизнью бестелесных ангелов.
А женщина, которая должна подчиняться мужу? Наши женщины так не считают и так себя в семье не ведут. Как женщина должна вести себя в браке?
Об этот вопрос сломано уже бесчисленное количество мечей и копий. Каждый волен сам найти для себя ответ по сердцу и на основании этого строить свою жизнь. Разница здесь только в конечном результате, для одних счастливом, для других – нет. Православная Церковь, основываясь на Священном Писании, учит, что мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они оба нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако, в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением Богоданной любви и выражаясь в проявлении греховного пристрастия падшего человека к своему «Я». Именно такое эгоистическое понимание зачастую становиться главной движущей силой в семейных отношениях. Церковь же усматривает назначение женщине не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству.
Спасает ли Таинство брака, спасает ли благодать Святаго Духа, которая даруется в момент венчания?
То, что Таинство брака является Таинством, мы можем определить по характеру его действия на тех людей, которые венчаются. В этот момент чувствуется особая духовная радость, воодушевление, обновление. Это является характерным признаком дарования Божественной благодати, которая объединяет совершенно различные человеческие судьбы в один духовный организм. Жених и невеста становятся одним и духовным, и физическим телом – это дается в Таинстве брака. Вопрос в том, насколько те, кто венчаются, осознают это и чувствуют. Если супруги проводят чистую жизнь, заботясь друг о друге, то действие благодати простирается на все, с чем они соприкасаются. И самое удивительное заключается в том, что каждый из супругов обретает силу и понимание того, насколько легко можно сделать счастливым любимого человека.
На какие слова священника, произносимые в чине венчания, Вы бы обратили внимание? Что нужно понять венчаемым?
Все слова и действия священника в чине венчания имеют определенный смысл. К примеру, троекратное обхождение священника с Крестом вокруг аналоя вместе с венчаемыми, и троекратное сопровождение это действия с особыми песнопениями. Первое «Исаия, ликуй»! Что говорит о большой духовной радости, которую получают брачующиеся, второе песнопение связано с темой мученичества – «Святии мученицы». Неизбежно после духовной радости вследствие греховной испорченности человеческой природы, каких-то личностных моментов появляются сильные искушения. Брак – это не только радость, но и взаимное перенесение всех тягот. У каждого есть свои тяготы, но теперь тяготы мужа и жены становятся общими. Сам смысл церковных песнопений подсказывает определенные стадии духовных переживаний, которые неизбежно будут в создающейся семье.
Сначала ликование, потом некоторое мученичество, которое присутствует в браке, без него не обойтись, а третье песнопение в момент хождения вокруг аналоя? «Слава Тебе Христе Боже»! – этими словами указывается на то, что при правильной христианской жизни супруги обретают полное единение между собой, и что несомненно выше – единение в Боге. Необходимо лишь правильно распорядиться той радостью, которую дает им Господь в Таинстве венчания. Действительно, глубинная красота в тот момент раскрывается не только в радости личного переживания, но и в радости другого человека, который находится рядом с тобой. Разве это не удивительно, радоваться радостью любимого человека?
Что еще, отец Димитрий, надо понимать в словах священника?
Важны слова священника, воздевающего руки вверх и произносящего слова: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!» Здесь есть указание на сознательный поступок брачующихся: соединение двоих для семейной жизни и обретение полноты радости через православное Таинство брака. Смысл этих слов в том, что правильное супружество будет славою и честью как для каждого отдельно, так и для обоих супругов. Многие ищут славы и чести в этом мире. Одни покупают их за деньги, другие получают по благородству происхождения, третьи употребляют для этого все свои способности и таланты. А Православная Церковь через Таинство венчания как раз и указывает на истинную славу и честь, и на то, что их необходимо искать в семье.
Отец Димитрий, можете ли Вы поделиться личными переживаниями о браке?
Безусловно. Наверное, нет ничего страшного в раскрытии секрета собственного счастья?
Я познакомился со своей будущей супругой незадолго до окончания Московской Духовной академии. Меня глубоко тронуло какое-то особое сродство с ней, словно вся моя предыдущая жизнь была необходимым приготовлением к этому моменту. Далее все устраивалось как будто бы само собой. Но был некий момент становления, когда мне нужно было разобраться в своих чувствах. И я молился Богу о том, чтобы Господь даровал мне не того, что я хочу, а только то, что мне полезно. Думаю, каждый здравомыслящий человек должен молиться и просить у Бога именно это. В большинстве случаев люди хотят исполнения своих желаний, а не того, что им полезно и действительно нужно. Мы и не догадываемся, иной раз, что нам полезно. Господь через жизненные обстоятельства все устраивает самым лучшим образом. Но даже, если Господь через внешние обстоятельства и создает самые благоприятные условия для встречи двух людей, которые являются парой, все равно нужно личное волеизъявление: решиться подойти, заговорить, познакомиться. Иными словами даже, если Господь все уже устроил, необходимо еще наше твердое направление воли, желание и решимость. Без желания и участия самого человека Господь не может сделать человека счастливым. Мы же обычно хотим, чтобы нам было дано все в готовом виде уже изначально, чтобы мы особо не труждались. Если вдруг и устроилась в какой-то момент времени встреча двух различных людей из разных мест, из разных жизней, то и тогда мы еще рассуждаем и колеблемся на предмет «а стоит ли вообще?»а стоит ли вообще?
Найдя свою половину, я молился о том, чтобы Господь дал место, где жить и место, где трудиться. Я давал не конкретные указания Богу: хочу жить там-то, зарабатывать столько, а просил естественных вещей, чтобы наша семья могла на что-то существовать, и чтобы было место, в котором мы могли бы создать тот внутренний семейный мир для счастья и любви. Наверное, я не был исключением среди людей, просивших в тот момент Господа о разумном достатке во всем. Изобилие или недостаток чего-либо подвергают часто человека определенным искушениям. Человек впадает в уныние и ропот на Бога, если не хватает средств на жизнь, а через изобилие денег многие страсти, гнездящиеся в нас, начинают искать своего удовлетворения. Я просил у Бога некий достаток, некую спасительную середину, чтобы было все то, что действительно необходимо. И эта спасительная середина и удерживает нашу семью сейчас на том уровне семейного счастья, на котором и должна сосуществовать, на мой взгляд, каждая нормальная семья.
Значит, счастливая жизнь в браке возможна?
Да. Семья может быть счастлива в том случае, если есть четкое понимание того, что мы имеем, понимание истинных причин счастья. И здесь ключом является благодарность. Когда человек благодарит Бога, он всем доволен, его все радует, ему всегда хорошо там, где он есть. Но, если человек не благодарит, то он становится недовольным и озлобленным, естественно, что он напряжен внутри, его все раздражает, тогда он не может быть счастлив нигде. Свою злобу в этом случае он распространяет и на других окружающих.
Стремление к счастливой жизни – это всегда поиск, а любой поиск мучителен. Многие люди стремятся избегать мучений, получив все в готовом виде, поэтому они и пытаются укрыться за какими-то шаблонами, не желая воспринимать вещи в их истинном свете. Что касается брака, там происходит то же самое. Церковь всегда открыто говорила о путях к достижению семейного счастья. Счастье – это простая вещь. А простые вещи надо воспринимать чистым сердцем. Тот, кто этому противоречит, на самом деле борется с самим собой, доказывая самому себе совершенно очевидные для других вещи. И если человек всем сердцем искал, нашел и воспринял эту истину для совместной пользы супругов, пусть даже болезненно и мучительно, никто из таких людей не пожалел о своем браке, из нихже первый есмь аз. Теперь я счастливый человек и доволен своей жизнью, потому что я есть тот, кто я есть. В народе говорят, что хорошо там, где нас нет. А я сказал бы иначе, хорошо, что я там, где я есть. Мне нравится моя жизнь, мне нравится то, чем я занимаюсь. Меня все устраивает, все радует. Потому быть священником для меня не притворство, не игра, не работа – это образ моей жизни.
Можно ли сказать, что благодаря Таинству венчания Господь участвует в твоей семейной жизни, Он тебе помогает, если ты и сам стараешься?
Да, если прикладываешь к этому свою душу и сердце. Напротив, человек, лукаво приступающий к Таинству венчания, в будущем непременно получает воздаяние, такую же неправду, еще большую ложь, надлом в собственной судьбе и крушение розовых надежд. Церковь же призывает к трезвому образу жизни, к трезвому мышлению, когда любая вещь называется собственным именем. Церковь призывает к рассудительности, тем более в таком вопросе, как Таинство брака. Поэтому по традиции брачующиеся прежде венчания всегда проходили исповедь у священника, причащались Святых Таин и только потом над ними совершалось Таинство венчания.
Это для воцерковленных молодоженов, но ведь сейчас венчается много невоцерковленных пар, не понимающих смысла Таинства, как быть? Они и не исповедуются, и на Литургии не присутствуют.
Человек должен сам сделать выбор. На исповеди священник как раз и спрашивает о тех вещах, которые могут оказаться препятствием для церковного брака. Сознательное укрывательство подобных фактов может даже обернуться жизненной трагедией. Обязательная исповедь накануне необходима для того, чтобы Божественная благодать, даруемая в Таинстве венчания, имела бы полное воздействие на их жизнь. А если человек закрыт, то благодать без его желания и содействия может остаться бездейственной. Супруги рискуют остаться в своей душе и сердце такими же холодными, как и были ранее. Поэтому повторюсь еще раз, изначально многое зависит от самого человека, насколько он чист и открыт…
Девство обеих сторон – это непременное условие, как Вы считаете, в браке?
Это идеал. Увы, в нашей жизни большинство людей приходят к вере часто после большого греховного опыта.
Но девство сохраняет брак?
Когда девство физически нарушено, необходимо сохранятся духовное девство. Это как раз то место, куда не проникает никто из посторонних. Семейный мир, благополучие, счастье – это и есть то духовное девство, которое необходимо хранить как зеницу ока. Счастливых семей не так уж и много. Это некие жемчужины, еще и потому, что большинство людей, встречая счастливую семью, стараются почему-то ее разрушить, подсознательно становясь игралищем, орудием, средством в чьих-либо руках. Враг нашего спасения дьявол не может терпеть семейного счастья. Если человек доволен своей жизнью, молится Богу, радуется Богообщению, дьявол хочет ввергнуть его в противоположное состояние и часто подсылает к нему негодных, иногда случайных людей, чтобы разрушить семью изнутри. Такие люди, которые попытаются разрушить семью разными способами, получить влияние кого – то из супругов, настраивать как-то супругов против друг друга - такие люди неизбежно возникнут, если семья счастливая.
И нужно быть настороже.
Поэтому идеальная семья не испытывает необходимости в друзьях. Даже если есть друзья, их нельзя допускать до личной семейной жизни. Есть некий ареал жизни, некая область куда, кроме супругов, никто входить не должен, даже если это родная мама, или кто-нибудь из близких.
Церковь свой образец брака никогда не навязывает, она только показывает. И Христос никогда не доказывал, а только показывал. «Если хочешь быть совершенным, – сказал Он некогда одному богатому юноше, – иди и следуй за Мной». Это простое «если хочешь» имеет великую силу. Если человек воспринимает его всем сердцем, то у него появляется горячее желание следовать за Христом. Только тогда Слово Христово имеет действие. То же самое и в Таинстве венчания: Церковь только показывает, благодать подается, но без участия человека, без его выхода навстречу Богу, это Таинство может быть недейственным. И бесконечно богатый потенциал – Божественный дар – остается невостребованным самими брачующимися.
Из нашего разговора выясняется, отец Димитрий, что основной причиной расторжения церковного брака является прелюбодеяние, а у нас в обществе это в порядке вещей. Что же такая за невозможная добродетель – верность? Зачем нам быть верными в браке, что вносится прелюбодеянием в брак? Ложь?
Изначально любая мысль, желание или действие, выходящие за рамки семьи как нечто обособленное, тайное уже разрушительны.
Ведь прелюбодеяние не совершается само собой, оно возникает первоначально в душе человека, который замечает, что в его браке потерялась почему-то яркость чувств, все в супруге стало привычным и потому безынтересным. Привыкание – опасное состояние. Такой человек уже не стремится к совершенству отношений и пониманию того, что с ним на самом деле происходит. Он хочет той влюбленности, которая некогда была в начале, совершенно забыв о зрелом настоящем чувстве любви. Человек должен выйти на другую ступень совершенства. Но многие люди почему-то воспринимают само слово любовь, как некую влюбленность. И не находя в своей семейной жизни прежней яркости ощущений из-за поостывших чувства, начинают искать этого на стороне, влекомые не самыми чистыми желаниями. На самом деле там, где нет семейного созидания, идет только его разрушение. И все свои душевные и телесные силы человек из лона своей семьи выносит на сторону, отдает другому человеку, который словно раковая опухоль может погубить весь сложный семейный организм.
Можно ли сказать, что всякое прелюбодеяние есть знак отсутствия любви?
Однозначно.
Любовь удерживает от греха?
Да, только истинная любовь способна удержать человека от греха.
Сегодня многие люди не понимают, что это такое, и каждый вкладывает в понятие «любовь» то, что он хочет. Один говорит «любовь», не замечая, что приводится в движение своими страстями. Другой пытается искусственно создать свой собственный мир «любви». Этот мир оказывается придуманным, и в повседневной жизни всегда трещит по швам, лопаясь, словно мыльный пузырь. Жизнь все ставит на свои места.
Выходит, отец Димитрий, что семья определяет наличие любви в обществе?
Безусловно.
Многие стороны жизни говорят о том, что любовь жива и действенна. Именно в семье, как школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним. Именно здесь закладываются основы той истинной любви, которая и другого человека может сделать счастливым.