День 15 июня 2009 года для настоятеля Спасо-Вифанского монастыря, братии и прихожан храма, начался рано. Уже к 5.00 мы собрались в ожидании автобуса, который повезет нас в паломническую поездку по Псковской земле.
Тревожные мысли и ожидания, связанные с возможными трудностями из-за плохих дорог и напряженности движения, пропали еще вчера, после отслуженного специального молебна, - о благополучии путешествующих.
Итак, мы выехали. Наш настоятель, игумен Даниил, вооружившись картой, помогал водителю, и дорога в 780 км обещала быть не долгой.
К вечеру, с небольшими остановками для отдыха водителя и разминки затекших ног, мы прибыли в славный город Псков. Встретивший нас экскурсовод Паломнического центра Псковской Епархии «Вертоград», Ираида, раздала нам программки с предстоящим планом путешествий, которые мы начали тут же изучать. Гостиница, в которую мы поселились после небольшой трапезы в кафе, оказалась довольно уютной, с видом на Троицкий Кафедральный Собор, находящийся на другой стороне реки Великой. С него на следующий день и началось наше увлекательное путешествие.
В Пскове хранят память о святой Ольге. Согласно легенде, ей было видение: три ослепительных луча, озаривших место, где ныне стоит Троицкий собор. С древнейших времен в нем существовал придел святой Ольги.
Ныне существующий Троицкий собор, 4-й по счету. Первый храм был деревянный, по преданию, сооружен во времена святой Ольги, приславшей из Киева «много злата и сребра» на его построение.
Князь Довмонт, который вследствие княжеских междоусобиц вынужден был бежать из Литвы в пограничный Псков, стал частью его истории. В Пскове тогда не было князя, и псковичи, убедившись, что Довмонт талантливый и бесстрашный полководец, пригласили его на княжеский стол. Он принял православную веру, и в крещении получил имя Тимофей. Верой и правдой служил Тимофей - Довмонт не только псковичам, но и всему русскому народу 33 года. После смерти он был причислен к лику Святых. Св. мощи его находятся в Троицком соборе.
Часть территории у Троицкого собора называется Довмонтовым городом. Различные события связаны с Довмонтовым городом. В 1242 году тут псковичи встретили князя Александра Невского, который вернулся с победой на Ледовом побоище. В память об этом была выполнена художественная композиция из кованой меди с изображением герба и плана Пскова. Рука на гербе Пскова означает благословение и покров Божий.
В композиции щиты с эмблемами Пскова, Новгорода и Владимира - городов, участвовавших в разгроме немецких рыцарей.
Следующим местом нашего посещения был Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, расположенный в 25 км от Пскова. Крыпецкая обитель возникла во второй половине XV века. Её основатель, преподобный Савва, пришел со Святой Горы Афон, из сербского монастыря, принес с собой образ святого апостола Иоанна Богослова и Сербское Евангелие. Придя в Псков, преподобный Савва поселился в обители Рождества Пресвятой Богородицы на Снетной горе, но близость города побуждает его оставить ее. В его душе горела ревность к совершенному безмолвию.
Тогда святой Савва испросил благословение на пустынножительство и, напутствуемый молитвами наставников, пришел в урочище Крыпцы, расположенное среди непроходимых болот и дремучих лесов. На холме рядом с небольшим озером преподобный построил себе хижину и стал жить, проводя время в подвигах, в молитве и воздержании. Пищею отшельника были хлеб и вода, а в среду и пятницу он ничего не вкушал.
Удивительный подвижник - блаженный монах Корнилий жил в Крыпецком монастыре, незадолго перед Октябрьской революцией. Была у блаженного старца великая любовь к людям. Всех приходящих к нему чем-нибудь всегда угощал. Приходящих к нему называл: «Детушки мои...» Любимым изречением старца было: «Другому пожелаешь - себе получишь!».
По рассмотрении благочестивой подвижнической жизни монаха Корнилия, которую он провел в высоком подвиге Христа ради юродства, смирении, посте и послушании, а также актов обильных чудотворений, явленных через него как при жизни, так и после кончины, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было благословлено прославление монаха Корнилия как местночтимого преподобного святого Псковской епархии.
Пророчествовал преподобный Корнилий и о том, что предадут его земле не по чину Православной Церкви, а головой на север, и одновременно с этим связывал начало будущих бедствий для России. «Похоронят меня, - говорил блаженный, - вся Россия заплачет». Кончина старца наступила 23 декабря 1903 года, за год до начала Русско-японской войны. Не с этого ли времени стала «плакать Россия»? Но блаженный монах Корнилий предсказал и конец этих бедствий. «Когда тело мое переложат, как следует, тогда и окончатся бедствия России». Несколько раз повторялись попытки исполнить волю почившего старца. Все они были по Божьей воле обречены на неудачу. Обрести останки блаженного монаха Корнилия и правильно их переложить удалось только после того, как монастырь вновь стал действующим.
Начинал тут свой монашеский путь и известный старец иеросхимонах Сампсон. Ему было всего лишь девятнадцать лет, когда он был пострижен в рясофор с именем Александр. Вскоре, в 1919 году инока Александра среди прочих арестовали красноармейцы, заподозрив его в принадлежности к царскому роду. После расстрела без суда, на ближайшей станции, будущий старец чудом остался жив, и раненым его отвезли в Петроград к родным.
Поклонившись святым мощам прп. Корнилия и Саввы Крыпецких и, искупавшись в источнике, мы продолжили свой путь на о.Залита (Талабск).
Наш путь на о. Залита или Талабск, к месту, где на протяжении 40 лет служил в Храме святителя Николая известный многим в России старец прот. Николай Гурьянов.
Наверное тысячам известен этот путь не понаслышке... По реке Толбица до Псковского озера плыть около 10 минут, и еще около 15 минут до острова. На короткое время почувствовав себя мореплавателями, обдуваемые свежим ветерком, мы вскоре достигли желаемой цели. Подав записки о родных и близких в храме, мы поспешили на могилку старца, где отслужили панихиду, веруя в силу молитв о. Николая в вечной жизни о почитающих память его.
Наступающий день был в основном посвящен памяти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, в родовое имение которого мы направились.
Прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу за верное служение Отечеству указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 января 1742 были пожалованы земли, в состав которых входило и село Михайловское. После смерти Абрама Петровича в 1781 эти земли были поделены между тремя его сыновьями. Одному из них, Осипу Абрамовичу, досталась «деревня Устье, что ныне называется сельцо Михайловское» с деревнями. Здесь он поселился после выхода в отставку с военной службы, построил дом, хозяйственные службы, разбил парк.
С 1818 владелицей Михайловского стала мать поэта Надежда Осиповна. В последующие годы семья Пушкиных проводила здесь летние месяцы, сюда же в 1824 приехал из Одессы и Александр Сергеевич Пушкин отбывать по распоряжению властей ссылку.
Годы ссылки (1824-1826) были самым продолжительным периодом жизни Пушкина в Михайловском. Здесь он написал более ста произведений, в том числе «Бориса Годунова», главы «Евгения Онегина», «19 октября», «Графа Нулина», «Деревню».
Михайловское встретило нас довольно холодной погодой, но красота парковых аллей, множество прудов и красота природы возвышали наши помыслы от немощей тела, а горячий обед в местном кафе и вовсе прогнал последний озноб.
Посетив место творчества поэта, посетили мы и место его последнего упокоения в близ расположенном Святогорском Успенском мужском монастыре.
На самой вершине высокого холма, поросшего старыми деревьями, поблескивает шпиль колокольни и серебрится церковная глава. Вокруг разбросаны поросшие лесом холмы. Это Синичьи горы, которые стали называться Святыми горами с тех пор, как в 1569 году по велению царя Ивана Грозного на самой высокой из них был основан Святогорский монастырь с Успенским собором на вершине холма. На соборный холм ведут две крутые многоступенчатые лестницы, сложенные из дикого камня. Успенский собор построен в XVI веке. У апсид собора погребен великий поэт России - Александр Сергеевич Пушкин. Здесь же, в Святогорском монастыре, погребены дед поэта - Иосиф Абрамович Ганнибал, его бабка Мария Алексеевна Ганнибал, урожденная Пушкина, его мать и отец, а в самом соборе - маленький брат. Здесь в 1836 году, похоронив мать, он купил место для себя, словно предчувствуя свою близкую гибель.
6 (18) февраля 1837 после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора тело поэта было предано земле в присутствии А. И. Тургенева, Никиты Козлова и двух барышень из Тригорского - Екатерины и Марии Осиповых.
В городе Остров нас гостеприимно встретила настоятельница Симанского Спасо-Казанского женского монастыря, матушка Маркелла. Еще в 1897 году состоялось торжественное освящение нового монастыря епископом Псковским Антонием. В торжестве участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовным чадом которого был отец Павел и будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I . За время существования монастыря, при нем были организованы церковно-приходская школа, богадельная, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек, а также общество трезвости, в котором к 1902 году - состояло 130 человек. Обитель активно занималась благотворительностью.
Восстанавливается храм в честь образа Спаса Нерукотворного, а службы ведутся в деревянном храме в честь праведного Иоанна Кронштадтского, освященном Митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием.
На следующий день мы поспешили в Рождества Богородицы Снетогорский монастырь на службу. Снетогорский монастырь располагается в трех с половиной километрах от Пскова вниз по течению реки Великой. Он занимает вершину круглой горы, которую огибает с трех сторон река. Гора круто обрывается к воде, и над рекой нависают выступы слоистого камня. Название горы «Снетная» происходит от слова снеть, снеток - крошечной рыбки, которой издавна славился Псков. Из Псковского озера снеток ходил нереститься вверх по Великой в реку Пскову. Летописец рассказывает, что были времена, когда снетка прямо решетом черпали из реки. Заходила рыба и в заливчик у подножия Снетной горы, дав название ей и построенному на горе монастырю.
В прежнее время Снетную гору венчал громадный, высотой 80 метров, столп колокольни, почти не уступавший по высоте Ивану Великому. Большой, красиво расположенный монастырь служил преддверием Пскова. Он выполнял важные оборонительные функции: контролировал подходы по реке Великой со стороны Псковского озера. Не случайно здесь была выстроена огромная колокольня - она попутно являлась дозорной башней, откуда было видно на много верст вокруг.
Рождественский собор монастыря знаменит своими фресками. При создании фресок псковские мастера использовали почти все тона местных минеральных красок с преобладанием известной «псковского черлени», придающей росписям своеобразный, теплый колорит. Настенная снетогорская роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески.
Причастившись, получив в благословение иконочки святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца и пообедав, мы продолжили свой путь в одну из древнейших по времени основания обитель в Пскове - Спасо-Преображенский Мирожский монастырь.
Основателем монастыря был Новгородский архиепископ Нифонт, выстроивший из плитняка главную монастырскую церковь во имя Спасо-Преображения. Монастырь был основан вдали от города, на открытом месте, на дороге из Литвы и Ливонии. При всяком вражеском набеге на город, он становился первой жертвой неприятеля. Несмотря на это Спасо-Преображенская церковь ни разу не была разрушена, и даже во время Великой Отечественной войны, влетевший в ее окно снаряд, ударился о стену, но не взорвался.
При монастыре действует иконописная мастерская, работы которой мы видели во втором храме монастыря - первомученика Стефана.
Географическое положение Пскова на границе Руси со многими тогда враждебными странами, требовало строительства многих крепостей и оборонительных сооружений. Одну из них, - Изборск мы также посетили.
Изборская крепость и есть тот древний город Изборск, который упоминается в летописях. Городом в древней Руси называли собственно крепость - «огороженное место». За время своего существования она неоднократно укреплялась новыми, более мощными, оборонительными сооружениями. В крепости, недалеко от входа, расположен Никольский собор - памятник архитектуры первой половины XIV века с более поздней колокольней. За собором, в восточной стене крепости находится тайник - наклонная ступенчатая галерея, перекрытая сводом и ведущая к подземному колодцу, из которого изборяне брали воду в дни осад.
В окрестностях Изборска имеется много водных источников, причем все они имеют свои названия: Талавские, Ильинские, Богородицкие, Словенские, Никольские.
Наиболее мощные источники выходят в основном на западном склоне Изборско-Мальской долины, так как течение подземных вод здесь направлено на восток. Это так называемые Словенские ключи, или ключи Двенадцати апостолов. Первое письменное упоминание об этих источниках относится к семнадцатому веку. В «Книге Большому чертежу» о первом географическом описании земли Русской сказано: «От Пскова в тридцати верстах к западу, город Изборск стоит на Словенских ключах». Бьют ключи не менее тысячи лет. Это источники карстово-трещинного типа. Забор воды осуществляется на территории трех-четырех километров. Проходя через известняк и слои глины, вода фильтруется, очищается, но в ней остается много кальция и минеральных солей. Минерализация воды достаточно велика, как и мощность источников, ежесекундно выбрасывающих до четырех литров воды.
Ежегодно, в пятницу Пасхальной недели, на праздновании иконы «Живоносный Источник» Словенские ключи освящаются Епископом Псковским и Великолукским.
Издавна живет поверье, что каждый ключ имеет особую, свойственную лишь ему, чудотворную силу. Потому-то и надо испить из всех ключей и умыться в каждом из них, чтобы всего в жизни было в достатке - здоровье, счастье, любовь.
Конечным пунктом и украшением нашего паломнического путешествия стал расположенный в 50 км на запад от Пскова Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, который ведет свою историю уже более 500 лет. Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в ХVI в. на месте старой деревянной (1523 г.). Она имеет шесть разновеликих - в соответствии с размерами колоколов-проемов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562 г.), весит 3 тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1591 г.) - 2 тонны. Большой колокол - дар Петра Великого (1690) - 4 тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел.
Тут жили, помогая многим людям духовными советами и известные старцы: митрополит Вениамин Федченков, схиигумен Савва, архимандрит Иоанн Крестьянкин. Все они упокоились в пользующихся особым почитанием Святых пещерах. Вход в пещеры - рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись: "Богом зданные пещеры".
От входа идут семь подземных галерей, так называемых "улиц", которые в разные времена удлинялись и расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5"С. Точного числа захоронений не установлено, т.к. при многочисленных осадах сделать это было затруднительно. Есть основания полагать, что там захоронено более 10 тысяч человек. Среди них и многие защитники монастыря.
В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды. Имена представителей славных славянских родов Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских встречаются в надгробных надписях; здесь лежат предки поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, полководца М. И. Кутузова, композитора М. П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, давшего Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Погребали здесь и архиереев, в их числе выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков).
Незадолго до начала Великой Отечественной войны в пещерах восстановлен храм Воскресения Христова.
Уставшие от обратной дороги, но довольные, мы возвратились в родной Сергиев Посад.