Псковская духовная миссия: 1941-1944 -

Псковская духовная миссия: 1941-1944

Опубликовано 24 июня 2013 г. Псковская духовная миссия: 1941-1944

Период Великой Отечественной войны для нашей страны был и тяжелейшим испытанием, и временем преображающим, собирающим духовные силы народа. Это было возможно во многом благодаря деятельности православной церкви, как на советской территории, так и в областях, оккупированных немецкими захватчиками. Русская православная церковь накануне войны находилась в бедственном положении. Казалось, считанные месяцы остались до полного уничтожения легальной церковной структуры. К 1941 году в северо-западных областях СССР оставались действующими не более 10 православных храмов.

В первые месяцы войны не только жители Западной Украины и Прибалтики встречали немецкие войска как освободителей от советского режима. На Псковской земле и на селе, и среди городских жителей было немало тех, кто ожидал от новой оккупационной власти ослабления гнета, под которым находились граждане СССР более 20 лет. Во многом ожидания эти не были оправданы. Хотя для простых граждан так называемая "земельная реформа" (упразднение колхозной системы и наделение крестьян земельными участками) и религиозная толерантность немецких властей имели весьма важное значение.

Чем труднее складывались первые месяцы военной кампании для Красной армии и пропорционально тому росла паника руководства страны и военными силами, тем более ширилось и росло духовное движение среди народа, укреплялась позиция Русской православной церкви. Стихийный духовный всплеск на оккупированном Северо-Западе России был поддержан и направлен в русле церковного возрождения благодаря деятельности Псковской православной миссии. Ее главной задачей было восстановление разрушенной за годы советской власти церковной структуры и просвещения народа. Первые члены Миссии прибыли в Псков в августе 1941 года из Риги. Это произошло благодаря усилиям митрополита Сергия (Воскресенского) экзарха Прибалтики, который сумел убедить высших представителей немецкой оккупационной администрации в том, что эта акция полностью соответствует интересам новых властей.

Центр Православной миссии разместился в Пскове. Миссия служила на территории нескольких современных областей: Псковской, Ленинградской, Новгородской, Тверской.

Деятельность Миссии очень быстро достигла значительных результатов и была поддержана большинством местного населения. Это было обусловлено: духовной жаждой в народе, незаурядными способностями тех, кто составлял ядро Миссии (среди них было немало тех, кто в 20-30-е годы был тесно связан с деятельностью РСХД в Латвии и Эстонии), и тем, что Псковская миссия весь период оккупации оставалась канонической частью Русской православной церкви Московской Патриархии.

Прежде всего, Псковская миссия начала с возрождения церковно-приходской системы. Миссионеры освящали и открывали храмы, совершали богослужения и церковные таинства. За все время своего служения на территории Миссии было открыто более 400 православных приходов (из них около 150 на Псковщине). Основным направлением деятельности Псковской православной миссии являлась именно миссионерская работа. За каждым богослужением священнослужители произносили проповеди, проводили внебогослужебные беседы просветительского характера, проводилась евангелизация или катехизация. На территории Миссии распространялся миссионерский журнал "Православный Христианин", по радио транслировались специальные миссионерские передачи, подготовленные членами Миссии. Особое внимание сотрудники уделяли просвещению детей и молодежи. В школах возрождалось религиозное образование в виде уроков Закона Божьего, которые, как правило, проводили священнослужители и миряне - члены Миссии.

Миссионеры-миряне организовывали литературные, евангельские кружки, занимались с подростками скаутской работой. При храмах также создавались церковные школы, детские сады, приюты для сирот. Другим важным направлением трудов Псковской миссии стала благотворительная работа, которая была направлена на поддержку лагерей советских военнопленных. Для них собирали продукты, теплую одежду, медикаменты. Порой членам Миссии удавалось проникнуть в лагеря военнопленных и лазареты, где находились больные и раненые красноармейцы, для того чтобы совершить богослужение и таинства, поддержать несчастных страдальцев словом и делом.

Одним из серьезных достижений можно считать деятельность Богословских курсов в Вильно, где подготавливались священники-миссионеры для служения на оккупированных русских территориях.

После прорыва блокады Ленинграда войсками Красной армии и активизации военных действий на северо-западном направлении немецкие оккупационные власти 19 февраля 1944 года объявили тотальную эвакуацию мирных жителей Пскова. Одновременно с этим прекратила свою деятельность и Православная миссия, однако плоды ее трудов имели благотворное влияние на церковную жизнь в северо-западных областях СССР и в послевоенный период.

Можно сказать, что за два с половиной года Псковская миссия достигла успешных результатов в своей работе. Была практически полностью восстановлена церковная структура (в виде приходов, объединенных в благочиннические округа), широко проводилась миссионерская и просветительская работа, которая охватывала значительную часть мирного населения оккупированных областей Северо-Запада России. При этом нужно помнить, в каких условиях проходило служение Псковской миссии: трудности транспортного и почтового сообщения, опасности военного времени, голод, болезни. Сотрудники Миссии находились под неусыпным контролем немецких спецслужб, а в районах, контролируемых партизанскими отрядами, православным священнослужителям приходилось считаться с требованиями этих представителей советской власти. 

Нередко отношение к церкви и духовенству у партизан было негативное, так как служили миссионеры на территории занятой врагом, с разрешения оккупационной администрации, что зачастую являлось поводом к обвинению Псковской миссии в коллаборационизме. На самом же деле члены Миссии в своем подавляющем большинстве несмотря на все трудности и препятствия исполняли свое церковное дело, никак не связанное с политикой, или какими либо особыми заданиями нацистских спецслужб. 

Проявление внешней лояльности оккупационным властям со стороны священнослужителей было лишь условием для возможности легального служения и церковного возрождения. Повиновение властям, до тех пор пока оно не входит в противоречие с заповедями Божиими, исполнение законов страны, если они не ведут к апостасии, для христианской церкви было одной из сторон ее земного устроения. При этом для христиан государственная власть, которая, кстати, никогда не отождествлялось с Родиной, была лишь временным земным устроением. Поэтому, по большому счету было не важно, какому "кесарю" нужно было отдавать должное внешнее повиновение - советскому или нацистскому, ибо по словам Христа "Царство Мое не от мира сего". Главное было оставаться верным Богу и служить ближнему, который оказался голодным, больным, бездомным или в темнице. Именно в этом было предназначение Псковской миссии, и она его выполнила. 

Напоследок хотелось привести цитату из воспоминаний одного из членов Псковской православной миссии о. Георгия Бенигсена: "Мы делали все, что могли. Открыли сотни приходов, окрестили десятки тысяч некрещеных детей, подростков и взрослых. Открывали церковные приюты, детские сады и приходские школы. Вели огромных размеров катехизацию. Несли проповедь Евангелия в каждый доступный нам уголок. Посильно несли труд социальной помощи. Вели подпольную работу с детьми и молодежью, организуя церковные союзы, содружества, сестричества и братства.

Мы уже давно видели надвигающийся крах Германии, но это нас не касалось. Мы отовсюду уходили последними, делая до конца свое дело с неослабевающей упорностью, зная, что наше дело - дело Христовой победы".
 
В Пскове презентация фильма «Псковская духовная миссия» прошла при полном зале 10 июня 2009 года в кинотеатре "Победа".

Поприветствовал собравшихся настоятель псковского храма Александра Невского отец Олег (Тэор). В своем выступлении он отметил важную роль Псковской миссии в годы немецко-фашистской оккупации как для народа, для православия, так и для сохранения жизни в целом. "Известны случаи, когда священники спасли от расстрелов простых граждан, несли партизанам еду. А для человека самое главное - сохранение жизни, которую дал нам Господь, и использование этой жизни для добрых дел", - сказал он. 

Отец Тэор также от имени митрополита Псковского и Великолукского Евсевия поблагодарил создателей фильма, пожелал всем доброго здравия, и чтобы «мы жили дальше в мире, благополучии и со взаимными молитвами». 

Отметим, что в основу фильма "Псковская духовная миссия" легли события, происходившие во время Великой Отечественной войны, когда Латвия и весь Северо-Запад России были оккупированы немецкими захватчиками. Целью Псковской православной миссии было восстановление церковной жизни на оккупированных немцами территориях. Именно из Латвии по благословению экзарха Прибалтики митрополита Сергия (Воскресенского) прибыли первые 15 православных миссионеров на оккупированные немцами территории России. Потом их число значительно увеличилось. Незаурядные дипломатические и организационные способности экзарха позволили ему в трудных условиях оккупации организовать Псковскую миссию и направлять ее деятельность в период с 18 августа 1941 года по февраль 1944 года. 

Создатели фильма - Нина и Валентин Маргевич, которые получили в октябре 2008 года на VI Международном кинофестивале "Покров-2008" в Киеве третью премию. На V Международном фестивале "Лучезарный ангел" картина удостоилась специального приза "За творческий поиск религиозно-исторической истины".
 
Константин Обозный

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.