Святыни русской глубинки -

Святыни русской глубинки

Опубликовано 23 июня 2013 г. Сайт ЕПЦ ВЕртоград

Каждый для себя в жизни ищет какую-то радость. Вырываясь из повседневности, мы пытаемся остановить привычный ход времени, задуматься на минутку, ощутить жизнь в её истинности, её непосредственной чистоте. Так я объяснила себе смысл паломничества после того, как стала участницей поездки представителей паломнических служб России и ближнего зарубежья по святыням Стругокрасненского района Псковской области.

12 апреля 2008 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородице представители паломнических служб из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Одессы, Риги, Таллина, Воронежа, Пензы, Саратова, Тулы, Рязани, Липецка, Тольятти, Екатеринбурга, Смоленска, посёлка Лесного Московской области и студенты Псковского филиала академии туризма посетили святые места Псковской глубинки, прикоснулись к православию русской деревни.

Выезжая из Пскова на автобусе, мы молились. В этом - совершенно особая атмосфера паломнических рейсов, любое дело свершается с молитвой. Мимо проходит обычный городской автобус, там я вижу унылые утренние лица псковичей, погружённых в свои повседневные заботы, а у нас – наоборот, отвлечение от суеты, обращение к небесному, к Богу: "отверзи наши уста, исполни Твоего хваления"…

По пути узнаю, что паломники называют экскурсоводов путеводами. "Ты сама идёшь путём веры, и других ведёшь. Ты – путевод", - объясняет с улыбкой Наталья, представитель воронежской паломнической службы. В автобусе говорят об отличиях светского туризма и паломничества. Руководитель информационной службы Псковской епархии отец Андрей объясняет, что главная цель организации паломнических поездок – не зарабатывать деньги, а нести Слово Божие, говорить людям о Христе. "Когда мы начинаем переключаться на то, чтобы просто выжить, то нам грош цена, мы сразу становимся туристическими фирмами, а не паломническими службами, нужно стараться не перейти эту грань", - говорит он.

И тут из его уст я слышу удивительную вещь: "Надо уходить от желания паломников ехать к старцам, чудотворным иконам. Главное чудо в православии – Причастие. К иным чудесам сами не стремитесь, и паломников не ведите". Раньше эти люди, да простят меня сами паломники, представлялись мне именно теми, кто с безграничным фанатизмом едет к чудотворным образам, целительным источникам в поисках чудесного исцеления, и их вера, мне казалось, граничит с простым народным суеверием. И я радуюсь, что из уст священника я слышу обратное, и уже осваиваюсь, немного ближе чувствую себя к тем, кто рядом: женщинам с покрытыми головами, мужчинам с чётками в руках. И правда, чудеса утверждают в вере тех, кому её не хватает, истинно верующие люди не нуждаются в чудесах.

На пути к Стругам Красным останавливаемся, и к нам в автобус подсаживается наш путевод Алексей, житель Струг, предприниматель и краевед-любитель. Он рассказывает об истории Стругокрасненского района с любовью и характерными для псковской глубинки интонациями, немного растягивая слова. Я узнаю о происхождении названий сёл и деревень. "Никакого отношения деревня Цапелька к цаплям не имеет, - авторитетно заявляет он. - Она названа так от слова "цап", выражения "цап за грудки". Говорят, что в старину здесь была группа лихих людей, которая по тракту грабила путников, купцов, проходящих по дороге". Теперь проезжих в Цапельке "сцапывают" разве что гаишники, думаю я.

В дороге нас предупреждают, что поздний снег и дорожные работы сыграли с нами злую шутку, и мы не попадём в места, которые были основными целями поездки: в Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь и на Никольский источник. "Дорога-то и так худая, так ещё и засыпана сейчас кучами гравия по ширине", - говорит Алексей и обещает показать всё, что мы не увидим, на слайдах в районной библиотеке.

Проезжаем деревню Заполье и узнаём, что здесь проживаются два действующих главы районов Псковской области – Стругокрасненского и Плюсского. "Ну, где вы ещё такую деревню найдёте? Есть мнение, что эту деревню надо считать третьим по значимости населённым пунктом в Псковской области", - шутит наш путевод.

И ещё немало историй, по крупицам собранных любителем-краеведом, услышали мы в пути. Вот деревня Хитрый Бор. По легенде, после войны 1812 года сдружились пятеро солдат, демобилизовались, нашли себе пять хороших невест и основали эту деревню. "В крестьянском деле всегда соседская корова толще, всегда склоки. А эти так хитро жили, что даже не ругались", - рассказывает Алексей.

Двигаясь по посёлку Струги Красные, мы слушаем о его истории, и вот первая цель нашей поездки - два вновь построенных храма: большой собор великомученика Георгия Победоносца (я первый раз в жизни видела церковь, отстроенную из силикатного кирпича) и маленький деревянный храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Георгиевский Собор – самый новый в посёлке и строился, по выражению Алексея, с большими приключениями. В конце 80-х годов, в перестройку, в Стругах Красных появилась группа верующих, попросивших вернуть здание главной поселковой Успенской церкви, занятой тогда библиотекой. В то время это сделать не удалось, власти не нашли места, куда её переселить. Тогда решили построить новый храм. По первоначальному проекту, он должен был быть деревянным. Был заготовлен лес, и решили, что пока большой храм строится, рядом нужно возвести маленький деревянный, чтобы можно было совершать богослужения.

Потом случилась "неприятность" – исчез лес, который был приготовлен для постройки храма, и стройка замерла. Проект изменили, и усилиями Юрия Шматова (председатель Псковского областного Собрания с 1994 по 2004 годы) был построен храм из силикатного кирпича, в посёлке тогда был завод по его производству. Три года назад собор освятили в честь Георгия Победоносца. Службы там проходят только летом, средств на его отопление в зимнее время нет.

Тем временем мы идём в церковь св. мучениц на службу. "Места удивительные, воздух хоть ножом режь и ешь!" - слышу я разговоры рядом. В храме светло, бревенчатые стены, нарядный иконостас, четверо певчих, скорее всего, из местных бабушек, с отцом Димитрием служат службу.

В алтаре читает молитвы отец Илья, вести службу ему помогает наш путевод Алексей. Участники поездки исповедуются, причащаются.

Затем – постный обед в местном кафетерии, "Многая лета" в исполнении паломников для хозяев заведения и "спаси Господи" вместо "спасибо".

Через несколько сот метров от кафе – районная библиотека. Там нас встречают её сотрудники, местные школьники и заместитель главы Стругокрасненского района по социальным вопросам Михаил Мундштуков. Он рассказывает о жизни района. Сельское хозяйство находится в упадке, поэтому район живёт, в первую очередь, за счёт лесных богатств, много леса поставляется за границу. Идёт активная скупка земель петербуржцами и москвичами, законодательство сегодня это позволяет. В районе преобладает пожилое население, из-за своего расположения рядом с Санкт-Петербургом, где зарплаты более значительные, северная столица отсасывает молодёжь, как вакуумный насос.

Алексей показывает слайды с фотографиями Свято-Троицкого Творожковского монастыря. Не так давно главный храм монастыря в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" был холмом, поросшим лесом. Сейчас он восстановлен на старом фундаменте трудами матушки Варвары, настоятельницы монастыря. "Эта женщина, -очень маленького ростика, - подняла гигантские труды", - рассказывают о ней.

О другой святыне Стругокрасненского района, месте духовных подвигов иеромонаха Мардария, рассказал стругокрасненский школьник Олег Соколов, а учащийся Александр Богданов - о Никольском источнике.

Далее наш маршрут шёл к деревне Посолодино Плюсского района. В XVI-XVIII веках здесь был Успенский мужской монастырь "Новые Печеры". Мы посетили реставрируемый каменный храм начала XX века Входа Господнего в Иерусалим и пещеры со святым источником, в которых когда-то располагалась церковь Успения Пресвятой Богородицы в Горе.

Когда в высоких холодных стенах храма Входа в Иерусалим мы совершали молитву, казалось, больше света льётся в его окна, и это был один из моментов, когда я понимала, за чем едут паломники ко святым местам – за радостью и благодатью…

Потом отец Андрей повёл нас к большому необычному камню, в котором собирается вода, даже в сухую погоду. Считается, что она лечит кожные заболевания. Камень необычен своей формой - он похож на кресло. Рядом стоит часовенка святой мученицы Параскевы Пятницы. Участники поездки спели святой Величание.

Совсем недолго мы пробыли в Феофиловой пустыни и отправились на вечернюю службу в храм святых мучеников Флора и Лавра в деревне Хредино. "Почти крестный ход получается", - говорили паломники. Церковь Фрола и Лавра - 1925 года постройки, это время, когда церкви повсюду взрывали, а здесь – строили.

Мне запомнилась атмосфера этого храма, тут было легко и светло, хотелось идти к нему.

И вот я была уже в Пскове, стояла на автобусной остановке с бутылкой святой воды под мышкой, и на всё вокруг почему-то смотрелось иначе: светлее, спокойнее. То ли сказывался день, проведённый рядом с воцерковлёнными людьми, которые не навязывали своих мнений, а лишь говорили о том, что их волнует. То ли это впечатления от намоленных церквей и часовенок, которые удалось увидеть, и почувствовать иную атмосферу. Но всё это вместе - и общение с православными, и прикосновение к святому – и есть паломничество.

Ольга Тихомирова 

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.