Книги иностранной печати Симона Тодорского, архиепископа Псковского и Нарвского -

Книги иностранной печати Симона Тодорского, архиепископа Псковского и Нарвского

Опубликовано 22 июня 2013 г. Ольга Анатольевна Кудрявцева

О.А. Кудрявцева, старший научный сотрудник отдела рукописных и редких книг Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

С 21 на 22 февраля после долгой болезни в своей архиерейской келье в Пскове умер один из самых просвещенных людей России первой половины XVIII века - Симон Тодорский, архиепископ Псковский и Нарвский (1745-1754 гг.)1. Ученый-богослов, лингвист, семитолог, он получил прекрасное гуманитарное образование. После окончания Киевской духовной академии продолжил его в Германии, в Галльском университете, где изучал не только богословие и философию, но и греческий, еврейский, арабский и другие восточные языки. Среди его преподавателей был известный ученый-лингвист профессор Иоанн Генрих Михаэлис (1668-1738). По завершении университетского курса в 1735 году Симон побывал в «разных местах», работал учителем в белградской школе и в 1738 году вернулся в Киевскую духовную академию преподавателем еврейского, греческого и немецкого языков. В 1740 году постригся в монахи с именем Симон. Как одного из самых подготовленных и образованных богословов России, в 1742 году его пригласили наставником к Карлу Петру Ульриху, будущему императору Петру III, и к его невесте Софии Августе Ангальт-Цербтской, будущей императрице Екатерине II. Он также являлся духовником царской семьи и придворным проповедником. Через год он становится членом Святейшего Синода и принимает участие в издании так называемой Елизаветинской Библии. В 1745 году Симон Тодорский хиротонисан в епископа Костромского и Галичского, а затем в епископа Псковского и Нарвского. С 1748 года - архиепископ.

Псковской епархией и духовной семинарией Симон руководил заочно, так как жил постоянно в Петербурге. В Псковскую духовную консисторию высылались указы и отсылались отчеты о работе. Как и все псковские архиереи, Симон Тодорский уделял особое внимание Псковской духовной семинарии. В первой половине XVIII столетия на правом берегу Великой в Пскове рядом с храмом Николы со Усохи сложился центр студенческой жизни. Каменное здание семинарии, построенное в конце 1730-х годов рядом с Псково-Печерском подворьем, при Симоне Тодорском было отстроено заново после пожара2. Здесь жили студенты за казенный счет. Возглавлял это учебное заведение Геннадий (Григорий) Андреевский (?-1758)3, будущий епископ Костромской (1753-1758). После окончания Киевской духовной академии в Псковской духовной семинарии он постепенно прошел все стадии преподавательской деятельности - от учителя, директора до ректора. Был возведен в сан игумена Великопустынского монастыря, затем стал архимандритом Псково-Печерского монастыря. Преподавал риторику, философию и богословие. Преподаватели семинарии жили недалеко, на подворье Великопустынского монастыря4. При Симоне Тодорском четко определяются временные рамки учебного года в семинарии (с 8 сентября до 11 июля - в память св. Ольги), вводится преподавание богословия5, уточняются списки студентов, не способных к продолжению учебы, которых следует исключить6.

Для подготовки к занятиям учителям семинарии требовались книги, которых не хватало. Симон Тодорский разрешал пользоваться книгами из своей келейной библиотеки, часть ее находилась в Петербурге, а другая - в кельях Псковского архиерейского дома7. В начале 1750-х годов, во время болезни архиепископа, вероятно, вся его библиотека уже находилась в Пскове. После смерти Тодорского оставшиеся «...его преосвященства собственные вещи...» были убраны в «пристойное место», описаны, а описи отправлены в Синод. В начале XIX века эти описи в архиве Синода видел В.В. Щукин, который отметил, что библиотека Симона состоит из рукописей и редких книг, насчитывающих до 800 томов. В ее состав входила не только богословская, святоотеческая литература, но и сочинения античных авторов: Квинта Курция, Корнелия Непота, Цицерона, Овидия, Эзопа, Епиктета и т. д.8

Через год после смерти Симона «...февраля 22 в архиерейском доме внезапно случился пожар, от которого архиерейские деревянные келии с домовыми приборами и оставшиеся от преосвященного Симона книги на разных диалектах погорели»9. В 1866 году в «Очерке истории Псковской семинарии» А. Князев писал: «В Словаре о духовных писателях, под именем Симон Тодорский, говорится, что с 1817 г. передана в библиотеку Псковской семинарии богатая библиотека этого архипастыря. Те ли книги нужно разуметь, которые находились в архиерейской библиотеке, или нет - неизвестно; во всяком случае, она составляет и ныне по отделу богословских книг лучшие ея достояние»10. Вышеизложенные сведения говорят о том, что часть библиотеки Тодорского сохранилась.

Сегодня в Древлехранилище Псковского музея хранится фонд Симона Тодорского11. В его состав вошло 80 документов 1732-1752 гг. Среди них письма самого Тодорского, письма его учеников, друзей на греческом, еврейском, латинском и немецком языках. Некоторые из них были переведены и изданы еще в XIX веке.

Несомненный интерес имеет библиотечный раздел фонда, состоящий из рукописных и старопечатных книг на иностранных языках.

Особую ценность представляют рукописные книги. Пергаментная рукопись IX-X вв. на греческом языке (отрывок из сборника бесед отцов церкви Иоанна Златоуста, Анастасия Синаита и Григория Богослова), а также три рукописи на арабском языке - «Зерцало царей» XV в., словарь «Ас-Сихах» XVI-XVII вв. и Коран XVII в. - были приобретены, вероятно, когда Симон Тодорский уже жил в Петербурге. Как лингвист, знаток древних языков, он понимал значимость этих рукописей.

Не менее интересны и книги иностранной печати XVI, XVII, XVIII вв., которые ранее не привлекали внимание исследователей.

Сегодня в фонде Симона Тодорского хранятся 53 книги на латинском, немецком, еврейском, греческом, арабском и польском языках. Более 70% из них - немецкие издания XVIII столетия. Также представлены швейцарские, голландские, английские, чешские, польские типографии.

Многочисленные пометы, записи на книгах свидетельствуют о принадлежности их псковскому архиепископу. Более сорока изданий имеют владельческие записи: "Ex libris Simeonis Theodorowicz», «Ex libris Simeonis Todorski», «Ex libris S: Todorski», «Ex libris SimonisTodorski». Дарственные записи 1730, 1731, 1735 годов на трех книгах говорят о том, что они были подарены Тодорскому его друзьями в Галле. На форзацных листах пяти книг имеются многочисленные записи, пометы Тодорского, он очень внимательно работал с текстами. На двух книгах указано, что они приобретены в 1752 году в Петербурге в псковскую домовую его преосвященства библиотеку ризничим Вениамином. Анализ всех записей и помет позволяет сделать вывод о том, что основная часть книг попала в библиотеку Симона в период его учебы за границей и в годы преподавания в Киевской духовной академии.

Тематический репертуар библиотеки псковского архиерея разнообразен. В ее состав входили не только труды западноевропейских богословов, Священное Писание, но и сверка Терентия Варро (116-26 до н.э.), Иосифа Флавия (37 - после 100 гг.), И. Фрея, Курта Фридриха фон Вриха, Адама Генриха Лакманна (1694-1753). «История» А. Г. Лакманна была издана в шести томах в Гамбурге в 1733 году. Второй том этого издания был посвящен Карлу Петру Ульриху Шлезвиг-Гольштинскому, будущему Петру III. Этот том с многочисленными пометами Тодорского из его библиотеки сохранился. То же издание находилось и в библиотеке императора, только в более роскошном переплете.

Книги иностранной печати из книжного собрания Симона Тодорского, прежде всего, имеют историческую значимость. Но особую ценность наряду с рукописными книгами представляют сочинения Иосифа Флавия, изданные в 1541 году в Базеле у типографа Генрика Петри (1527-1579). Перевод с еврейского языка сделан известным немецким ученым, географом, гебраистом Себастьяном Мюнстером (1489-1552), преподававшим в гейдельбергском и базельском университетах богословие, еврейский язык и математику. На титульном листе этого издания есть две владельческие записи: Симона Тодорского и Лоренца Шольца - немецкого ботаника и врача (1552-1599). Вероятно, «История иудейская...» Иосифа Флавия первоначально принадлежала Шольцу, позднее была приобретена С. Тодорским. Высокие типографские качества этого издания позволяют отнести его к произведениям искусства.

Небольшие по размерам, в четвертую или восьмую долю листа, в простых пергаментных или кожаных переплетах, книги из библиотеки псковского архиерея удобно было переносить или перевозить в сумках или сундуках. Они, прежде всего, предназначались для работы. Тематический репертуар сохранившихся изданий подходил для использования их в преподавательской деятельности. Вероятнее всего, Симон Тодорский в последний год своей жизни или сам отобрал книги для Псковской духовной семинарии, или книги были отобраны сразу же после его смерти и во время пожара уже не находились в архиерейских кельях. Позднее они поступили в библиотеку духовной семинарии, а в 1920 году в ее составе были перевезены в Псковский музей.

Приложение

1. ГАПО. Ф. 39. Oп. 1. Д. 23. Л. 4.
Русский биографический словарь. [Т. 18] : Сабанеев - Смыслов. - СПб, 1904 - С. 498.
Смиречанский В., протоиерей. Историко-статистический сборник сведений о Псковской епархии : Псковская епархия : (Исторический очерк с XVI-XIX в.). [Ч.] II : Период самостоятельности Псковской епархии, 1589-1800 г. [Вып.] 1 : Псковские архипастыри. / сост. В. Смиречанский. - Остров, 1895. - 123 с. - С. 109.
Щукин В.В. Симон (Тодорский), архиепископ Псковский и Нарвский. : (Биографический очерк). - Псков, 1899. - С. 53.
2. ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 21. Л. 104.
Родникова И.С. К 1100-летию Пскова : «... Из собственной келейной его преосвященства суммы...» // Светильник : Религиозное искусство в прошлом и настоящем. - 2003. - № 1. - С. 80.
3. Русский биографический словарь. [Т. 4] : Гааг-Гербель. - СПб, 1914. - С. 402.
4. ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 18. Л. 9; Оп. 1; Д. 21. Л. 110.
5. ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 18. Л. 196, 205.
6. ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 18. Л. 205, 380; Д. 21. Л. 77-84.
7. ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 20. Л. 55; Д. 21. Л. 240.
8. Щукин В.В. Указ. соч. - С. 90.
9. Смиречанский В. Указ. соч. - С. 109.
10. Князев А. Очерк истории Псковской семинарии. - М., 1866. - С. 43-44.
11. ПГОИАХМЗ, Отдел «Древлехранилище». Ф. 820.

О.А. Кудрявцева
kn-pam.pskovlib.ru

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.