Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.
Доклад основан на изучении исповедных росписей церквей г. Пскова XVIII - 1-ой пол. XIX вв., имеющихся в ГАПО.
Исповедные росписи являются важным историческим источником в изучении родословных, выявляют социальный состав прихода, конкретизируют место жительства. При отсутствии метрических документов росписи являются единственным документом, определяющим год рождения, а иногда, и нахождение в браке того или иного лица. Более того, т.к. исповедные росписи отражают реальный состав прихода на каждый год, то они являются по сравнению с другими документами, которые велись с большими интервалами, более точными документами, указывающими на местонахождение или отсутствие того или иного лица.
Поэтому исповедные росписи приходских церквей в Российской империи были официальными юридическими документами: 1) при отсутствии метрических актов, 2) при отсутствии записи о браке и рождении детей, 3) при уточнении возраста вступающих в брак.
Правда в самых ранних росписях, а они начали вестись со времён Петра 1, такая графа как возраст отсутствовала, т.к. вначале преследовалась только финансовая цель, а именно: двойное подушное обложение всех старообрядцев.
В росписях 1-ой трети XVIII в. в графе «был на исповеди и причастии» стояло «был» или «старообрядец». В случае отъезда прихожанина на долгий срок, он обязан был дать сведения в каком городе и в какую церковь ходил на исповедь. В 40-ые годы XVIII в. появляется графа «сколько полных лет от роду». А с 1846 г. списки старообрядцев и раскольников составляются отдельно от исповедных росписей.
Мною изучены исповедные росписи 44 церквей г. Пскова этого периода. Состав росписей далеко не полный. Большее количество росписей относится к XVIII в. и гораздо меньше росписей по 1-ой пол. XIX в. По отдельным церквям исповедные росписи сохранились в довольно полном объёме, по другим - с большими пробелами, по некоторым - эпизодически. Поэтому доклад не претендует на абсолютную полноту картины, но даёт достаточное представление о расселении различных слоёв населения и подвижках в расселении на территории г. Пскова в течение указанного периода.
Справедливости ради скажу, что первоначально исповедные росписи по церквям г. Пскова я начала изучать с целью установления родословных псковского купечества. Ведь в отличие от дворян купцы не обязаны были предоставлять родословные для подтверждения своего статуса. Мною составлены родословные древа на 60 с лишним купеческих фамилий. Они войдут в историческую справку в 2009 г.
Прихожане церквей центральной части г. Пскова
В приходе ц. Николы Явленного (Николы от Торга) № 109 в нач. 30-ых годов XVIII в. жили все дети Архипа Панкратьевича Трубинского. Он сам уже не упоминается. Старший Ефим Архипович был уже женат, а все остальные были подростки: Иван (большой) -18 лет, Александр – 16 лет, Иван (меньшой) – 15 лет, Иосиф (Осип) - 8 лет и две малолетние сестры Марфы.
Ближайший к приходу дом, в котором могли жить все братья и сёстры Трубинских - дом Никифора Ямского. Во 2-ой половине 40-ых годов здесь остаются Иван Архипович (меньшой) с женой Прасковьей Егоровной и детьми: Петром и Максимом. Здесь же живёт его младший брат Осип Архипович с матерью и сестрой Марфой. Во 2-ой половине 50-ых годов в приходе живёт только семейство Ивана Архиповича (меньшого), а в подсоседях у него вдова купца Якова Кирилловича Посникова. Тоже относится и к 1770-ым годам.
Кроме того, прихожанами данной церкви являются и другие известные в XVIII и нач. XIX вв. веков купеческие фамилии: Митрофана Самуйлова, Ивана Яковлевича Рушанова, братьев Антона и Петра Яковлевых, Якова Михайлова, Анисима Красильникова, Козьмы Каменщикова и др. Основными прихожанами данной церкви были купцы.
В церковь Покрова Богородицы от Торга № 110 в 1-ой половине XVIII в. ходили в основном приказчики псковских и приезжих купцов, люди, торговавшие в городе от имени генерала А.П. Ганнибала и др. К концу XVIII в. прихожанами церкви становятся семейства купцов средней руки: Иван Фёдорович Черной, Михаил Головнёв, Мина Канатников. То же относится и к нач. XIX в. Выделю только одну фамилию довольно известного в XVIII в. купца Якова Барышникова. В семье у него были одни дочери. Его дочь Наталья вышла замуж за мещанина Николая Агапова и с этого времени начал повышаться статус Агаповых. Вскоре Николай числится в купеческом звании. Кроме того, прихожанином данной церкви был сребреник Василий Кононов, а так же в богадельне живущие ямщики, в том числе и старообрядцы.
Приход церкви Зачатьевского монастыря от Торгу №111 был весьма скромным на протяжении всего XVIII в. Из наиболее известных можно выделить лишь купца Ивана Наумова с семейством. В основном прихожанами были мещане и хлебапросящие старцы.
Останавлюсь на весьма примечательной по составу прихожан церкви Григория Богослова Путятина монастыря № 112. Прихожанами данной церкви были известные псковские купцы Филипп Яковлев, Иван и Егор Егоровичи Быковы со своими семействами, бабками, тётками и дворовыми. Но основными прихожанами церкви с 40-х по 70-ые годы XVIII в. были жившие в Пскове со своими семействами приезжие купцы. Прихожанами были: Фёдор Фёдорович Лабзин, Андрей Семёнович Серый, Фёдор Ильич Старцов - откупщики псковской Большой таможни 40-50-ых годов XVIII в. Очень многие купцы из С.- Петербурга, Москвы, Твери, Брянска, Новгорода, Переяславля и др. городов с семействами регулярно посещали данную церковь. Но в 70-ые годы XVIII в. торг был переведён на прежнее место, и приезжие купцы перебираются поближе к этому торгу. Приход обезлюдел. И в конце XVIII в. Зачатьевский и Путятин монастыри были закрыты.
Перейдём к прихожанам Петропавловского собора (с буя) - 99. Наиболее именитыми прихожанами собора в 1-половине и середине XVIII в. были Русиновы . Фёдор Григорьевич уже был стар и по немощи не посещал службу. А вот Ерофей Григорьевич с детьми: Иваном, Петром и Стефанидой были постоянными прихожанами. В 40-50-ые годы XVIII в. уже Пётр Ерофеевич с детьми: Афанасием, Ерофеем, а затем его вдова и Осип Фёдорович - двоюродный брат Петра с женой являлись прихожанами собора.
Кроме того, прихожанами храма с 30-х по 50-ые годы XVIII в. являются представители весьма известных купеческих фамилий: Старковы и Норкины. И на протяжении всего времени прихожанами были хлебопросящие старцы больницы Петра Михайловича Сумороцкого. Интересно, что хлебопросящие старцы вновь открытой богадельни Ерофея Русинова являлись прихожанами Казанской церкви у Петровских ворот.
Меняется состав прихожан церкви во 2-ой половине и конце XVIII в. Её всё более начинают посещать купцы, поднявшиеся в середине XVIII в.: Яковлев, Подзной, Воскобойников, Подшивалов, Шарин, Катосов и др.
А в начале XIX в. прихожанами становятся внуки Ивана Архиповича (большого) Трубинского: Семён, Василий и Иван Семёновичи со своими семьями. В это же время прихожанами собора являются псковский губернатор действительный статский советник Николай Иосифович Лаба с сыном Петром, Псковской семинарии поэзии учитель Иван Антипьевич Вревский, живущие в доме князя Шаховского крепостные, архангельской богадельни мужчины и женщины, госпитальные надзиратели и воспитанники.
Эти же старцы, надзиратели госпиталя и воспитанники одновременно являются и прихожанами Архангельской церкви с Большой улицы (ц. Михаила Архангела) - 107.
Больница при церкви упоминается в росписях нач. 30-ых годов и далее на протяжении всего времени. В 70-ые годы XVIII в. к данной церкви были приписаны: артиллеристы, бомбардиры, канониры, цирюльники, подмастерья, колёсники, плотники, слесари. Объяснить это можно близостью пушечного двора. Прихожанами церкви являются купцы: Коротаевы, Яхновы, Колпаковы, Наумовы и др.
О церкви Василия на Горке - 101 могу сказать немногое, т. к. исповедных росписей по ней очень мало. В 1747- 1755 годах прихожанами данной церкви были канониры и артиллерии кузнецы.
Прихожанами церкви Николы со Усохи – 103 в 1-ой половине XVIII в. были дворяне, которые имели здесь свои дома и их люди. Прихожанами были: капитан Борис Козмич Назимов (1701 г.р.) и его жена Марфа Матвеевна (1714 г.р.), псковской артиллерии капрал Семён Григорьевич Бешенцов (1712 г.р.), дворовые помещика Ивана Гавриловича Козлянинова. Дворы помещиков, а тем более помещики живущие в городе в 1-ой половине XVIII в. встречаются не часто. Это вполне понятно, т. к. кроме совсем немощных и увечных все остальные обязаны были служить, а иметь дом в городе, и не иметь возможности жить в нём было по меньшей мере не- практично. Картина изменится к концу XVIII в.
Во 2-ой половине XVIII в. и начале XIX в. основными прихожанами становятся купцы и живущие в николаевской богадельне вдовы. Среди купцов наиболее известны: Гундарев, Поросёнков и братья Агаповы. С начала XIX в. прихожанами являются и высшие псковские чиновники: председатель палаты уголовного суда статский советник Фёдор Фёдорович Крыжёв, губернского правления надворный советник Григорий Григорьевич Лисенков и Василий Семёнович Караулов и др. Из немногих сохранившихся на середину XIX в. есть росписи данной церкви на 1856 - 1860 гг. И надо сказать, что состав прихожан в эти годы сильно изменился. Вся полицейская и пожарная команды во главе с брандмейстером Михаилом Николаевичем Адаменко и заканчивая рядовыми, являлись прихожанами данной церкви. Это вполне закономерно, т. к. невдалеке была построена пожарная каланча. В эти же годы прихожанином данной церкви был воспитанник псковской гимназии будущий народоволец Ю. Н. Богданович.
Прихожанами церкви Анастасии в Кузнецах (Римлянки) - 115 были многие известные купцы братья Тимофей и Ульян Васильевичи Балакиревы (30-ые годы XVIII в.). На протяжении всего XVIII в. прихожанами были: Старковы, Гундаревы, Рушановы, Тряпкины, а затем и их дети. Несколько слов о сердобольном семействе Якима Антоновича Тряпкина. У него было два пасынка, свой сын Василий и подкидыш Логин, которого вначале воспитывал он, а затем его сын Василий Якимович, имевший своих 3-х детей. Вообще же из 60 купеческих фамилий в 15 семьях были подкинутые, взятые дети, воспитанники. Большинству из них давались отчества и фамилии их приёмных родителей.
Сведений о Похвальской церкви с Романихи - 118 немного. Известно, что прихожанами её в 30-ые годы XVIII в. были племянник Н. И. Ямского Андрей Матвеевич Ямской, его мать Васса Агафоновна и дочь умершего Тимофея Матвеевича Ямского Наталья. В 1747 г. прихожанами этой церкви является бывший майор, а ныне псковской провинциальной канцелярии асессор Борис Иванович Княжнин 40 лет, его жена Акилина Осиповна 33 лет и их дети: Яков - 8 лет, Фёдор- 5 лет, Сергей - 3 лет, Анна - 2 лет и 11 человек дворовых. Т. е. будущий известный писатель Я. Б. Княжнин жил с родителями, братьями и сестрой на Романихе, рядом с Поганкиными палатами.
В приходе церкви Новое Вознесение - 117 и в конце XVIII в. и в начале XIX в. были известные купцы: Григорий. Михаил, Никифор и Иван Рушановы, 2-ой гильдии купец Иван Яковлевич Посников (1743 г. р.) с женой Матроной Лаврентьевной (1746 г. р.), взрослым сыном Михаилом и внуками, детьми умершего сына Семёна: Иваном, Ильёй, Варварой и Семёном, 3 гильдии купец Николай Абрамович Рушанинов с детьми. И впервые появляется 2 гильдии купец Михаил Матвеевич Подзноев (1785 г.р.) с сыном Иваном (1809 г. р.) и братом Андреем Матвеевичем (1794 г. р.) Т. е. купцы Подзноевы появляются только в начале XIX в. и в палатах, которые мы привыкли называть Подзноевскими, и они никак не могли жить в XVII в. Нельзя отождествлять палаты XVII в. с проживавшими в них в XIX в. Подзноевыми.
Перейдём к Старовознесенскому монастырю - 122 по которому имеются сведения по 1-ой половине XVIII в. и началу XIX в. В 30-40-ые годы XVIII в. прихожанами являются известные псковские купцы Яков Яковлевич Черной с сыном Фёдором, Иван Максимович Кручинин со взятым сыном Иваном и др. В 50-ые годы XVIII в. уже Фёдор Яковлевич Черной со своими детьми: Василием, Тимофеем, Иваном, а также Иван Иванович Кручинин ходят в данную церковь. А в начале XIX в. прихожанином данной церкви был именитый купец Фёдор Митрофанов со своими детьми: Антоном, Фёдором, Василием. В основном купечество являлось прихожанами этой церкви.
Остановимся на церкви Воскресения с Полонища - 119, которой ныне нет. В 30-ые годы XVIII в. прихожанином церкви был Самуил Меншиков с женой Параскевой Ильиничной, его взрослый сын Филипп с женой Акилиной Дмитриевной и дочерью Евдокией. В 1747 г. уже только Филипп Самуилович Меншиков (1685 г. р.), его жена и 4 дворовых посещают данную церковь. Кроме того, большое количество дворовых известных помещиков являются прихожанами этой церкви в 40-ые годы XVIII в.: Дмитрия Философова, Александра Кошелева, Ивана Лихарева, Василия Ивановича Коновницына, вдовы Прасковьи Моисеевны Бедринской, бабушки М. И. Голенищева-Кутузова. Картина меняется в начале XIX в.
Картина меняется в начале XIX в. Прихожанами церкви становится семейство псковского вице-губернатора статского советника Самуила Самуиловича Фигнера и его жена Маргарита Павловна, живущие в доме помещика Николая Андреевича Беклешова, псковский полицмейстер Андрей Степанович Скворцов с семейством, живущий в доме Петра Назимова, бывший статский советник Михаил Иванович Бибиков 46 лет с женой Маргаритой Ивановной 41 года и детьми: Ольгой - 16 лет, Софьей - 15 лет, Владимиром- 13 лет, Елизаветой - 10 лет и Анастасией - 5 лет. Не в церкви ли произошло знакомство будущего известного героя Отечественной войны 1812 г. Александра Самуиловича Фигнера, приехавшего навестить больного отца (кстати, в 1811 г. Маргарита Павловна Фигнер значится уже вдовой) с юной красавицей Ольгой Михайловной Бибиковой, которая вскоре стала его женой.
Сюда же ходят и известные купцы Порозовы. Очень интересен тот факт, что все вышеперечисленные особы, ходившие в церковь Воскресения с Полонища 1810 г. в следующем 1811 г. дружно переходят в новую церковь Успения – Успения с Полонища - 123.
Я обозрела не все церкви центра г.Пскова, т. к. по некоторым очень мало данных, некоторые я не упомянула из-за малочисленности и малозначимости прихода. Скажу лишь о церквях Варваринской за Петровскими воротами и Дмитровской. Основными прихожанами их были: мещане, крестьяне и значительное количество ямщиков. Лишь в конце XVIII в. среди прихожан Дмитровской церкви появляются мелкие купцы и служащие.
Таким образом, по 70-ые годы XVIII в. основным населением центра г. Пскова были: купцы, мещане, изредка дворяне и помещичьи и экономические крестьяне. До переноса торга на площадь основным местом сосредоточения были прилегающие к торгу на Большой улице районы церквей: Николы от Торга, Покрова от Торга, Григория Богослова, Петропавловского собора, Похвальской церкви на Романихе.
С открытием Псковской губернии в 1777 г. наместник граф Я. Е. Сиверс писал «матушке» Екатерине II о том, что прежде чем открыть губернию, надо построить здания для губернских учреждений и выстроить дома для дворян, дабы это соответствовало виду губернского города; и с изданием Манифеста « О вольности дворянской» действительно увеличивается застройка дворянами центра города между Большой и Великолукской улицами. Купечество также не отстаёт и перебирается поближе к торгу и престижному району. В конце XVIII в.- начале XIX в. район от церкви Михаила Архангела между современным Октябрьским пр. и Советской ул. (с обеих сторон) был плотно населён купечеством и увеличившимся по количеству дворянством.
Прихожане церквей Запсковья
Чтобы не возвращаться к церквям Константина и Елены и Иоанна Богослова с Мишариной горы, отмечу, что основными прихожанами их были крестьяне и ямщики. Причём к церкви Иоанна Богослова были приписаны ямщики псковского яму: д.д. Хлебная горка, Портяникова, Козлова и др. В д. Хлебная Горка было много старообрядцев, а в д. Козлова - все. Среди ямщиков значительное количество если не большее число были старообрядцы.
Перейдём к одной из самых значительных церквей на Запсковье Богоявления с Бродов - 139.
Именно прихожанином этой церкви с 40-ых годов XVIII в. является Иван Архипович Трубинский (большой) с женой Фёклой Григорьевной и детьми: Семёном, Петром и взятым Андреем, и большим количеством работников с семьями с его кожевенных заводов и личным портным. Прихожанами данной церкви являлись и другие известные купеческие фамилии, ходившие в неё не только с семьями, но и с многочисленными работниками: это Мина Наумов, Захар, Митрофан и Тихон Самуйловы, Пётр Видяшин. С 70-ых годов уже их взрослые дети со своими детьми являются прихожанами церкви. Лишь в 90-ые годы XVIII в. внуки Ивана (большого) Трубинского начинают посещать Петропавловский собор.
Прихожанами церкви Козмы и Домиана (с Примостья) - 136 были на протяжении всего XVIII в. известные купцы: Архип Наумов, Яков Иевлев Серебряников, Семён Елизарович Порозов, Василий Прокофьевич Красильников, Родион Никитич Оловянишников, Алексей Аникеевич Самров, Иван Абрамович Рушанов, Ульян Романов - раскольник. С начала XIX в. здесь появляются военно-сиротского отделения школьники. Среди них значатся Александр и Михаил Александровичи Назимовы (будущий декабрист). А с 1811 г. надолго прихожанами становятся почтмейстер, почтальоны и почтовые сторожа. Сюда же ходят купцы: Романовы, Иевлевы, Тимофеевы и др., а так же вдова помещика Вохина Александра Петровна с детьми: Петром, Василием, Арсением и их гувернантка и учитель.
По Ильинскому девичью монастырю (Илья Мокрый) - 135 сведения имеются с 40-ых годов XVIII в. В это время основными прихожанами являлись псковской артиллерии канониры. А с 1755 г. прихожанином церкви является купец Иван Ефимович Трубинский (1728 г. р.) с женой Акилиной Ильиничной, сыном Николаем, матерью, работниками и дворовыми, а в 70-ые годы его сын Николай Иванович с женой Ириной Фёдоровной и сыном Иваном. Т. е. в домах Трубинских, находящихся невдалеке от Ильинской церкви с середины XVIII в. живут конкретные Трубинские: Иван Ефимович, а затем его сын Николай Иванович со своей семьёй. В экскурсии по городу пора называть имена, отчества и фамилии купцов и конкретное место жительства каждого из известнейших, а не ограничиваться одними фамилиями, т. к. представителями одной купеческой фамилии были одновременно несколько купцов, а на протяжении нескольких поколений и несколько десятков.
С 1770 г. и в последующие годы в приходе церкви стоял Псковский батальон из 6 рот. И все офицеры, солдаты, их семьи, а также батальонной школы 114 человек школьников и 15 детей артиллеристов были прихожанами данной церкви. В начале XIX в. школьники приписаны к церкви Козмы и Домиана.
Главными прихожанами Спаса Надолбина монастыря - 133 на Запсковье с 40-ых годов XVIII в. являются купцы: Василий Кириллович (1698 г. р.), Антон Кириллович (1703 г. р.), Яков Кириллович (1709 г. р.) Посниковы со своими семьями. Мы знаем, что именно здесь находятся два дома Посниковых. Василий Кириллович был псковским бургомистром. По 70-ые годы XVIII в. его семья и семья его брата Антона являются прихожанами данной церкви. А дети Якова Кирилловича Посникова с 90-ых годов являются прихожанами храма Новое Вознесение.
Одним из богатейших прихожан церкви Образа Нерукотворного - 140 был Деомид Кириллович Посников с женой Марфой Дмитриевной, дочерью Дарьей и её мужем Яковом Ивановым и их детьми: Дарьей и Евдокией, 14 работниками. Кроме того, многие другие купцы являлись прихожанами данной церкви: Наум Павлов, Самсон Суслов, Григорий и Сила Шпагины, Иван Быков и др. На протяжении всего XVIII в. и начала XIX в. к данной церкви относились Образской больницы хлебопросящие старцы. Сюда же периодически переходили из церкви Иоанна Богослова с Мишариной горы псковского яму ямщики (94 человека). В 90-ые годы XVIII в. сюда переходят Трубинские и Посниковы, продавшие свои дома. А в начале XIX в. появляются новые купцы: Третьяковы, Красильниковы, Лоховы, Карпушёнки.
Сведений по церкви Воскресения со Стадища - 132 очень мало, только на середину XVIII в. Это в основном мещане, среди них наиболее известен купец Самуил Васильевич Яковлев. Он же вскоре становится прихожанином Варлаамовской церкви на Запсковье - 131. В 1-ой половине XVIII в. до 10 семей псковских пушкарей числятся в приходе данной церкви, а также купцы Василий Яковлев и его сын Самуил, Никифор Митрофанович Чивирёв и др. В конце XVIII в. - начале XIX в. к прихожанам этой церкви относятся купцы: Яков Иванов (зять Д. Посникова) и его брат Фёдор с семьями, Матвей Фёдоров, Иван Григорьев, Яков. Афанасий и Михаил Романовы с семьями.
Основным населением Запсковья были: купцы, облюбовавшие этот район давно, и среди них немало известнейших, пушкари, военные, почтари и ямщики.
Прихожане церквей Завеличья
Этот район в XVIII в. и начале XIX в. оставался менее заселённым.
Наиболее крупными приходами были приходы церквей: Климентьевской, Николы Кожина монастыря, Успения с Парома.
В приходе Николы Кожина монастыря в 30 - 50-ые годы XVIII в. числились купцы Мощёный, Шелковников, люди генерала М.И.Философова, генерала Ягужинского, а также штатного двора фельдшер Матвей Гаврилович Гирин и больничные старцы. С 40-ых годов XVIII в. прихожанином церкви является Осип Архипович Трубинский со своей семьёй.
Его брат Александр Архипович Трубинский в это же время со своим сыном Иваном и другими домочадцами и 6 работниками являются прихожанами Климентьевской церкви. Многие известные купцы на протяжении XVIII в. - начала XIX вв. являлись прихожанами данной церкви: братья Никифор, Андрей, Филипп Хрястоловы с семьями, Никита Замошников с детьми и внуками, Яков Дадонов, Андрей Иевлев с детьми. А в начале XIX в. купец 1 гильдии Пётр Тимофеевич Развозов с детьми и его брат Иван Тимофеевич Развозов.
В 1-ой половине XVIII в. приход церкви Успения с Парома не очень большой. В это время можно отметить иконописца Климентия с женой Агафьей и взятым с малолетства сыном Степаном с женой Ириной, из купцов - Григория Гундарева. Увеличивается приход с 70-ых годов XVIII в. Его прихожане купцы: Яхнов, Запоровы, Козма и Василий Васильевичи Норкины, Лыткин. В начале XIX в. прихожанами являются: дети Яхнова, Дерябина, Семёна Львовича Развозова со внуками, дворовыми и городской лекарь Павел Милевский.
Сведений по Ильинскому девичью монастырю очень мало. По Иоаннопредтеченскому монастырю сведения имеются на 1-ю половину XVIII в., а затем на начало и середину XIX в. В 1-ой половине XVIII в. здесь жили мещане и псковской артиллерии пушкари и их вдовы. А в XIX в. прихожанами были купцы: Иван Ефимов, Василий Фёдоров, Антон Романов с семьями, вдова купца Кашеварова. И постоянно мироносицкой и иоаннопредтеченской богадельни хлебопросящие старцы.
Интересны сведения о Стефановском с Лугу монастыре. Они встречаются один раз за 1755 г. И прихожанами его являются Василий Кириллович Посников со 2-й женой Евдокией Дементьевной и детьми, и его брат Антон Кириллович с детьми, с крепостными наёмными, всего 18 человек и 6 человек посниковской богадельни. И в это же и более позднее время они являются прихожанами Надолбина монастыря.
У церкви Николы от Каменной ограды жили крестьяне и ямщики-старообрядцы.
У церкви Успения в Бутырках жили солдаты, солдатские вдовы и дети, драгуны, драгунские вдовы и дети.
Заключение
На протяжении XVIII и начала XIX вв. основным населением города были посадские люди (мещане). Но в этом социальном слое всегда выделялось купечество, игравшее ведущую роль в экономической жизни города. Несмотря на увеличение численности служилого и отставного дворянства к концу XVIII в., купечество остаётся важным элементом в экономике и благотворительности города.
Храмы, прихожанами которых были именитые купцы, купцы средней руки были богаче других, имели свои богадельни, больницы, часто открывавшиеся на средства
Продолжение работы по теме « Псковское купечество XVIII - 1-ой половины XIX вв.» не только поможет рассказать о конкретных представителях различных купеческих династий, но и на основе составленных купеческих родословных выявить процесс развития конкретного купеческого рода, смену купеческих династий. Кроме того, т. к. к приходу церкви относились люди, жившие в непосредственной близости от данного храма, изучение исповедных росписей и других документов позволит конкретизировать место жительства любого из интересующих нас представителей купеческого, дворянского и иных родов.
Источники и литература
ГАПО, ф. 39 Исповедные росписи церквей г. Пскова за:
1) 1733- 34 гг., д. 3461
2) 1747г., д. 3483 - 3484
3) 1755 г., д. 3497 - 3498
4) 1756 г., д. 3499 - 3500
5) 1770 г., д. 3531 - 3532
6) 1778 г., д. 3554 - 3555
7) 1791 г., д. 3581 - 3582
8) 1810 г., д. 3603
9) 1811 г., д. 3604
10) 1819 г., д. 3918
11) 1820 г., д. 3919
12) 1830 г., д. 3930
13) 1816- 1825 гг. Дмитровской ц., д. 3606
14) 1816- 1875 гг., Иоаннопредтеченского м-ря, 3607- 3609, 3611
15) 1856- 1860 гг., ц. Николая со Усохи
16) Список домовладельцев на 1805 г., Памятная книжка Псковской губернии на 1901 г.
Макеенко Л.Н.
museums.pskov.ru
Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.