Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.
7 марта 2005 года исполняется 251 год со дня кончины Преосвященного Симона (Тодорского), архиепископа Псковского и Нарвского (1745-1754 гг.), одного из образованнейших богословов Российской империи. Симон Тодорский родился в 1700 году, в семье казака Переяславского полка в Малороссии – Федора (Тодор – западнославянское произношение имени Федор). Семья была глубоко благочестивой: сестра Иустина была игуменьей Киевского Флоровского монастыря, племянник - епископом Милитийским. Симеон, таково было его мирское имя, с 17 лет обучался в Киевской Духовной академии, которую закончил с 1726 году, затем он оканчивает Галльский университет под Магдебургом, и в 1735 году завершает свое образование. После трехлетнего пребывания в Венгрии и Турецкой Сербии в 1738 году Симеон Тодорский приглашается в Киев, где митрополит Рафаил (Зборовский) назначает его преподавателем греческого, еврейского и немецкого языков в Киевскую академию. Через два года Симеон принимает монашество с именем Симон, а спустя два года, в 1742 году митрополит Рафаил рекомендует монаха Симона императрице Елизавете Петровне в качестве воспитателя будущего императора Петра I и его невесты Екатерины. Помимо обязанностей преподавателя Закона Божия и русского языка, Симон исполняет обязанности духовника царской семьи и придворного проповедника.
По свидетельству некоторых очевидцев, проповеди Симона оказали сильное влияние на будущую императрицу, пробудив в ней интерес к русскому языку и православию.
В 1743 году Симон назначается членом Святейшего Синода и производится в архимандриты Костромского Ипатьевского монастыря. В том же году он принимает участие в издании так называемой Елизаветинской Библии, сверив, и заново переведя с еврейского, Книгу Бытия. В 1745 году 31 марта в день памяти мученика Игнатия архимандрит Симон был рукоположен в сан епископа и был переведен на псковскую кафедру. По свидетельству церковного историка митрополита Евгения, Владыка Симон много потрудился по искоренению на Псковщине невежества и суеверий, и по обновлению и украшению псковских храмов. Он «обновил и украсил исстари запустевшие в Довмонтовой стене церкви Дмитриевскую, Воскресенскую, Софийскую и Георгиевскую», сделана и освящена церковь св. равноапостольной княгини Ольги. В 1748 году Владыка Симон возводится в сан архиепископа, оставаясь непременным членом Священного Синода. Труды по Епархии и суровая монашеская жизнь подрывают здоровье Владыки, и 22 февраля 1754 года, после продолжительной болезни архиепископ Симон скончался.
Надгробная надпись к крипте псковского Свято-Троицкого собора гласит: «Сей муж… всем выше образ христианского жития словом и делом, кроток и по Апостолу преподобен, незлоблив, целомудрен, честен… любовию к премудрости горящее… всем милосердия отеческого к странным и убогим образ показав, его же яко уже блаженного успения удостоивший Господь Бог, да подает со святыми к небе упокоение, а на земли да сотворит ему вечную память».
И действительно Господь сотворил архиепископу Симону Тодорскому вечную память. Множество исцелений при гробнице и чудесных явлений подтверждали из поколения в поколение веру в его святость и чудодейственную силу святителя Симона. В 1853 году причт псковского кафедрального собора представил архиепископу Рижскому Платону книгу с 16-тью записанными случаями чудесных исцелений. Псковские Епархиальные Ведомости за 1895-1899 гг. сообщают о нескольких случаях чудесных исцелений у гробницы святителя. Симона.
В 1901 году Епархиальные Ведомости пишут: «1901 года 19 февраля ко мне (священнику Троицкого собора Василию Чернозерскому) явился крестьянин Островского уезда, деревни Соприхино Дмитрий Федоров и, заявляя мне о полученном им, по молитвам преосвященного Симона исцелении, просил записать следующее: «За неделю до Дмитриева дня прошлого года (19 октября1900 г.) я заболел сильной головною болью, доводившей до обмороков. Болезнь усиливалась, сопровождалась страшным шумом в ушах и я слег в постель, и так болел до Николина дня (6 декабря 1900). Числа 10 ноября я был приобщен Христовых Тайн местным священником, после чего почувствовал облегчение, однако с течением времени все слабел и слабел… Наконец, я по совету со своими домашними дал обещание сначала отслужить только один раз панихиду у гробницы преосвященного архиепископа Псковского Симона, а затем дал обещание служить панихиду каждый год до тех пор, пока не оставят меня силы. Это обещание я дал за 3-4 дня до Николина дня, и с тех пор быстро стал поправляться, так что в Николин день я был в церкви своего погоста, и с тех пор, благодарение Богу, никаких болей я не чувствую. Сегодня я отслужил в первый раз, после своей болезни панихиду у гробницы и искренне верю, что я получил исцеление от своей болезни по молитвам святителя Симона. Это мое показание могу подтвердить под присягой – как я сам, так и мои домашние». Взято из Псковских Епархиальных Ведомостей за 1895 -1899 гг.
Епископ Рижский и Псковский Филарет, впоследствии Черниговский, свидетельствует в своем письме известному церковному историку А.В.Горскому: «Вот одна из самых приятных новостей, хотя и не совсем новых! Симон, архиепископ Псковский и Нарвский открывается миру по святости жизни и в слове перед Господом: в прошедшем году последовало несколько исцелений на его гробе; усердные исполняют его волю» (письмо от 26.06.1844 г.)
В 1854 году было обнаружено повреждение склепа над гробом Владыки Симона и при ремонте засвидетельствовано духовенством Собора и Владыкой Платоном нетление мощей.
В 30-е годы ХХ столетия усыпальница святителя Симона была разрушена, и святые мощи исчезли из усыпальницы Троицкого собора. Но несмотря ни на что, благоговейная память в чудодейственное предстательство святителя не угасла в сердцах верующих псковичей. Печорский старец Иоанн (Крестьянкин) свидетельствует, что будучи клириком Свято-Троицкого собора, после войны участвовал в ремонте склепов и своими руками восстанавливал склеп святителя Симона, мощей которого не обнаружил. Но он сам, и духовенство города продолжали почитать это святое место, прикладываться к святой гробнице и не было дня, чтобы кто-нибудь не заказывал панихиду у гробницы святителя Симона.
В 2002 году, в марте в Троицкий собор из Петербурга приехали паломники Георгий и Татьяна Зайцевы. Татьяна приехала со страшной головной болью, но никому не говорила о недуге, даже супругу, боясь расстроить. После экскурсии по собору и рассказу о Владыке Симоне (в котором священник собора забыл рассказать об особом покровительстве Владыки при головных болях и детских болезнях) они попросили отслужить панихиду. Т.к. усыпальница находится за алтарем, то после панихиды в усыпальницу зашел только Георгий, а Татьяна передала плат с головы, который положили на склеп. Вскоре, через несколько минут началась служба, и уже на ней Татьяна почувствовала приятную теплоту, разливающуюся по голове, а страшная мигрень, мучившая ее несколько лет, отступила. И в последствии никогда уже головные боли не возвращались. Сразу после службы Татьяна засвидетельствовала чудо исцеления перед ключарем Собора.
По многолетней традиции на вечерних службах, во время кафизм, Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий с духовенством собора служит заупокойные литии по владыке Симону.
Протоиерей Владимир Попов
Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.