Это сейчас так кажется, что Она находилась здесь испокон веку. Далеко не самая большая, но и не самая маленькая по размерам икона. Установленная на подрамнике, вне основного иконостаса, слева от входа в алтарь, "Богородица Псково-Покровская" молча взирает на каждого входящего в Свято-Троицкий собор Пскова. Подумать только, сколько человеческих судеб предстало перед светлым ликом Богородицы; какие просьбы, мольбы и покаяния выслушивала Она на протяжении более чем четырех столетий; скольким израненным душам явила Она свою щедрую милость и отпущение грехов. И сколько сама претерпела…
В жизни Натальи Михайловны Ткачевой, заведующей отделом реставрации Псковского музея-заповедника, Богородица Псково-Покровская занимает особое место. Десятки лет отдала она сбору скрупулезной информации об иконе, при ее непосредственном участии готовилось возвращение Псковского Покрова на родину. Ее рассказ и послужил основным источником для написания этой статьи.
На помощь псковичам пришла Матерь Небесная. Мы не знаем, чья рука писала икону Псково-Покровской Богородицы. В средние века негоже было грешному человеку ставить свое имя под святыми образами. Доподлинно известно другое. Поводом для создания иконы и ее сюжетом стало чудесное явление Божией Матери старцу Псково-Покровского монастыря Дорофею накануне генерального штурма польских войск.
События тех давних пор действительно развивались драматически. Самая мощная европейская армия, по русским источникам - до 100 тысяч человек, руководимая лучшим полководцем своего времени Стефаном Баторием, надвинулась на город, в котором, не считая жителей, и было-то всего 7 тысяч человек гарнизона. Царь Иван Грозный в растерянности держал основные войска вблизи столицы и в новгородских землях. Брошенным на произвол судьбы псковичам оставалось либо сдаться, либо умереть, сражаясь. Псковичи выбрали второе…
В эту трудную минуту на помощь осажденному городу и пришла сама Богородица. Неудивительно, что уже в пору осады из уст в уста, с мельчайшими подробностями, псковичи передавали друг другу "Сказание о видении Дорофея", которое позднее оформилось и на бумаге, как литературный памятник, и на иконе. Как считает Наталья Ткачева, икона была создана для увековечения и прославления небесного заступничества Богородицы, подвига псковичей, памяти защитников города, героически погибших во время осады.
Святыня города. Беспримерен сам сюжет иконы, что говорит о смелом новаторстве псковичей в строгих рамках иконописного канона. Здесь мы видим Богоматерь в окружении псковских и российских святых. Это псковские князья Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей, великий князь Владимир, преподобные Антоний Киево-Печерский, Корнилий Псково-Печерский, блаженный Николай Салос, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт. Нашлось место и для небесного избранника - старца Дорофея.
Более уникально другое. Псковский Покров - это первое местное изображение Пскова. Так сказать, его схематический план. Иконописец тщательно выписал Троицкий собор и другие церкви города, крепостные стены, реку Великую, Мирожский и Печорский монастыри. Особо выделены Покровский монастырь и Покровская башня - места самых трагических событий обороны. Здесь полякам удалось проделать огромную брешь в стене (пролом) и ворваться в город. Правда, всего на несколько часов. Город, как известно, псковичи мужественно отстояли. Поэтому и монастырь после Баториева нашествия стали называть "Покровский от Пролома". А значение этого подвига точнее всего позднее выразил Н.М. Карамзин: "То истина, что Псков спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится из нашей истории, доколе мы не утратим Любови к отечеству и своего имени".
Сами же псковичи в память о героическом сражении в 1601 году учредили ежегодный крестный ход на шестую неделю по Пасхе. Это, надо полагать, было красивейшее зрелище. Крестный ход начинался в кремле, от стен Троицкого собора, и через весь город следовал к Покровскому от Пролома монастырю. Когда торжественная процессия заходила в ограду обители, иноки выносили навстречу икону Псково-Покровской Богоматери, ставшую не только храмовой иконой монастыря, но и символом всего Пскова.
Новый порядок. Псков все же был захвачен. Правда, совершенно в другое время и другими врагами. 9 июля 1941 года, на 17-й день войны, в город вошли немецкие войска. К тому времени в Пскове не то что старцев, но и ни одного действующего храма не осталось. У атеистической власти было свое понимание мироздания. Но, на удивление, остались иконы. Много икон. Потом их стало еще больше, потому что немцы превратили Псков, из-за удобства его расположения, в некий перевалочный пункт, куда свозились ценности из Новгорода, Тихвина, пригородных музеев Ленинграда.
- Служба охраны художественных ценностей у немцев была поставлена на очень высоком уровне, - рассказывает Наталья Ткачева. - И ее главная задача первоначально заключалась не в вывозе награбленных сокровищ, а в их сохранении и использовании на оккупированной территории. Ведь немцы, как они считали, пришли сюда надолго, навсегда. Кстати, первым делом оккупанты провели на оккупированной территории серьезные исследования и пришли к выводу, что несмотря на массовую атеистическую пропаганду, здешний народ очень верующий. Надо было как-то использовать этот фактор. И немцы им воспользовались…
Тихвинская в Пскове. Едва ли не с первых дней оккупации в Пскове открылся Троицкий собор, началась служба в других храмах города. Здесь обосновалась Псковская православная миссия, стало работать Православное радио (первое в истории страны!) и выходить православная газета. А работа с поступавшими ценностями не прекращалась. Ценности хранились в Поганкиных палатах, в Солодежне и в церкви Успения с Пароменья. Примечательно, что Успенская церковь у немцев даже получила особое и характерное название - "Гольдене капелле". Это была действительно "Золотая капелла", учитывая хранящиеся здесь сотни старинных икон и других музейных ценностей.
Немецкие пунктуальность и дотошность порою давали сбои. Военный комендант Пскова де Барии частенько сквозь пальцы смотрел на то, что офицеры и простые солдаты обзаводились в качестве трофеев иконами, музейными ценностями даром или за символическую плату. Неплохо ведь было на Рождество послать своей семье в Германию какой-нибудь "русский сувенир", стоимость которого сегодня оценили бы в десятки, а то и сотни тысяч долларов.
В 41-м году появляется в Пскове и знаменитая чудотворная икона Тихвинской Божией Матери.
- Богоматерь Тихвинская хранилась в Пскове в Оружейной комнате комендатуры, которая находилась в Доме Советов, - продолжает рассказ Наталья Ткачева. - Я читала газетную заметку, правда без выходных данных, в которой трогательно рассказывается, как немецкий солдат, рискуя жизнью, спасал ее из пылающего Тихвинского монастыря. Потом якобы этот солдат даже лежал в госпитале, леча ожоги. Сохранилась немецкая кинохроника о передаче Тихвинской иконы Божией Матери священникам из Псковской православной миссии. На самом деле передача была чисто формальной. "Из политико-пропагандистских соображений нельзя ее совсем изъять из культового обихода", - писал в те годы один из немецких спецов. Икону выдавали для службы в Троицком соборе только по воскресеньям и в некоторые праздничные дни, с 9 утра до 6 вечера. Под конвоем она каждый раз обязательно возвращалась в комендатуру.
Любопытно, что в годы оккупации для любознательных немецких солдат был издан путеводитель по городу. Среди главных достопримечательностей - икона Тихвинской Богоматери и Троицкий собор, в который ее привозили. Завершая рассказ о Тихвинской, скажем, что ее ждал долгий путь на Запад и нескорое, почти 60 лет спустя, возвращение на Родину.
На Западе в плену. А что же наша псковская Заступница? Как сложилась судьба иконы с тех пор как мы ее оставили в начале XVII века? Как говорит Наталья Ткачева, в 20-х годах прошлого столетия, когда "воинствующие безбожники" изымали церковные ценности, с Псковского Покрова сняли серебряный оклад. Он, естественно, исчез. Документально установлено, что настоятель Покровской церкви священник Троицкий передал икону в Псковский музей. Мудрый священник понимал, что в стенах светского заведения икона будет находиться в полной безопасности, поэтому и пошел на такой шаг. В 1944 году икону ждало новое перемещение, на этот раз на запад. Музейщикам хорошо было известно, что в апреле и мае 1944 года из Риги в Германию немцы отправили 5 вагонов с художественными ценностями. Среди них особо упоминались 650 русских икон XIV-XVIII вв., изъятых спецподразделениями войск группы "Север" в Пскове, Новгороде, Тихвине, Гатчине.
- После войны псковские историки, архитекторы, реставраторы радовались любой старой фотографии, любой прориси этой иконы, - вспоминает Наталья Ткачева. - В Пскове считали, что она либо погибла во время войны, либо безвозвратно затерялась…
Наверное, такое бывает только с чудотворными иконами.
В 1970 году в Мюнхене в Доме искусства прошла выставка "Иконы XIII-XIX веков". Как водится, выставку предварял роскошный каталог. Его-то и полистал реставратор и искусствовед, знаток псковской старины Савелий Ямщиков. Под номером 234 Ямщиков обнаружил до боли знакомую икону. В каталоге указывалось, что икона под странным названием "Псков и его окрестности" выставлена из частного собрания анонимного жителя небольшого немецкого городка. Пояснение к иконе было еще более нелепым: "Перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова". Сомнений быть не могло - это была знаменитая Псково-Покровская Богоматерь.
Искусствовед сделал все возможное и невозможное, чтобы помочь возвращению иконы домой. О находке были проинформированы псковские власти, немецкий владелец был согласен на обмен… Но как-то не с руки было выменивать то, что было похищено во время войны. Дело застопорилось. Единственным утешением служило то, что икона по-прежнему оставалась все у того же владельца. Как выяснится, муж теперь уже престарелой фрау купил Псковский Покров у "высшего офицера Вермахта".
Опись Василия Пономарева. Так наступила очередь и Натальи Ткачевой. Для нее, коренной ленинградки, древний Псков, реставрация, иконы стали не просто ежедневным рабочим местом, но и смыслом жизни. Ее интерес еще более возрос, когда на коллекции псковских икон она увидела немецкие шифры. Так к ее профессиональным заботам прибавилось и исследовательское направление. Постепенно у Натальи Михайловны сложилась целая картотека по немецким шифрам, по которой удалось реконструировать опись пропавшей коллекции. Это было особенно важно, учитывая гибель в войну инвентарных музейных книг и недоступность документов. А после того как в начале 90-х годов стали открываться недоступные прежде архивы, в документах времен оккупации и всплыло имя новгородского археолога Василия Пономарева, сыгравшего, как оказалось, огромную роль в возвращении псковских икон на родину.
Судьба Василия Пономарева запутана и трагична. Он стоял у истоков новгородской археологии, в 30-е годы был репрессирован. В Псков он прибыл в 43-м году вместе с новгородскими ценностями. "Это был профессионал высочайшего уровня, - считает Наталья Ткачева, - и работал он на нас, а не на немцев". Немцы ведь стремились учитывать все. И в Пскове работу по учету икон и других музейных ценностей вел именно Василий Пономарев. "Вот его шифры, - показывает Ткачева. - Я ведь немало времени раскладывала их как пасьянс, пока не удалось расшифровать надписи".
Чудесное возвращение. Словом, когда в начале 90-х годов в Министерстве культуры был создан Отдел реституции культурных ценностей, у Натальи Ткачевой скопилось огромное количество материала по перемещенным псковским ценностям. Первой в ее списке стояла, разумеется, Богородица Псково-Покровская. Начались долгие, долгие переговоры, письма, встречи, телефонные звонки из Германи. Особую роль в деле возвращения псковской иконы на родину Наталья Ткачева выделяет главному эксперту отдела реституции Министерства культуры Николаю Ивановичу Никандрову.
Но прошли не месяцы даже, а годы, прежде чем у псковских музейщиков появилась информация, что германские власти выкупили икону из частной коллекции, чтобы вернуть ее из политических соображений в Россию. То ли радоваться, то ли огорчаться? Вновь переписка, доказательства теперь уже перед Московской Патриархией, что икона должна вернуться именно в Псков, что пожелание немцев вернуть ее церкви, а не в музей, не означает передачу иконы в Москву, что это псковская святыня и в Пскове ее место.
16 июня 2000 года во время визита в ФРГ президента Владимира Путина немецкие власти официально заявили о возврате Псковской Богородицы в Россию, с условием передачи ее в действующий храм Пскова. И уже 31 августа посол Германии в России Эрнст Йорк фон Штудниц передал икону Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
"Следующий за этим год стоил нам больших нервов и переживаний, - теперь как уже о чем-то несущественном замечает Наталья Ткачева. - Патриархия молчит, немцы домогаются: "где икона? Почему не в Пскове?" А мы и ответить ничего не можем. Прошел даже слух, что нашу Богородицу собираются направить в музей (?!) московского храма Христа Спасителя. В общем, весь год прошел в тревожных волнениях и ожиданиях".
Не чудо ли? 7 сентября 1581 года псковскому старцу Дорофею явилась Богородица и помогла псковичам отстоять свой город. И ровно 420 лет спустя, 7 сентября 2001 года Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий лично доставил ее в главный храм Пскова и Псковской земли - Свято-Троицкий собор.
Последний штрих. Уже здесь, на родине, в Троицком соборе, Богородица Псково-Покровская замироточила. Настоятель Троицкого собора отец Иоанн пояснил это мироточение "большой милостью к нашему городу и собору". Что ж, может оно и так. А не были ли эти слезы, источаемые Богородицей, слезами радости от возвращения в родную землю? В землю, во многом непутевую, неустроенную, пропитанную грехами и соблазном. Но это же Ее родная земля!
Юрий Степанов