По вере вашей… -

По вере вашей…

Опубликовано 20 июня 2013 г. Икона Умиления Пресвятой Богородицы, именуемая Чирскою (фрагмент)

Знамение в Черской. Поездка в Свято-Введенский женский монастырь села Владимирец интересна уже теми достопримечательностями, с которыми паломники знакомятся по дороге. Примерно в 25 километрах от Пскова проезжаем поселок Черская.

В начале ХХ века здесь стояла замечательная церковь Рождества Христова, за которой числилось более 6700 прихожан. Из дореволюционных источников известно следующее: «в 1420 году при Великом Государе Василии Дмитриевиче, архиепископе Великого Новгорода и Пскова Симеоне и Великом Князе Псковском Феодоре Александровиче в веси Черской в год страшного землетрясения, мора и голода на 16 июля, во время всенощного бдения в Христорождественской церкви было от иконы Богоматери знамение, а именно: струями текли слезы из обоих очей». По удостоверении о сем чудотворном знамении икона Умиления Пресвятой Богородицы, именуемая Чирскою, была перенесена в Псковский Троицкий Собор, где находится до сих пор.

В годы Великой Отечественной войны церковь была разрушена, но стараниями бывшего директора агрофирмы «Черская» Сидоренко Владимира Романовича и прихожан на старом фундаменте построено новое здание. В ней сейчас находится список с иконы Умиления Пресвятой Богородицы, именуемой Чирскою.

Остров каменный.
При въезде в город Остров, с правой стороны, сохранилось здание почтовой станции, где когда-то, преодолевая заснеженные версты Петербургского тракта, извозчики меняли лошадей. Через несколько сотен метров поворот к старому кладбищу. Там можно посетить каменную кладбищенскую церковь Жен Мироносиц, построенную в 1819 году купцами Карузиными. Выполнена она в стиле провинциального классицизма.

К кладбищенской ограде примыкает здание польского католического костела. Строение имело уникальную конструкцию крыши и своеобразное декоративное убранство – пример использования средневековых форм в начале ХХ века. В последние десятилетия прошлого века варварски разграблено.

Через дорогу от него находится похожее здание кирхи. Построено в традиционных формах католических церквей с характерной для них продольной направленностью плана композиции.

Рядом находится еще одно старинное сооружение – бывшая приходская школа.
 
Свято-Троицкий собор г.Остров
 
Несколько минут - и мы находимся уже в самом центре уникального города, на площади у Троицкого Собора.
 
Троицкий собор по богатству и значению для жителей долгое время был главным храмом города Острова. Построен в 1790 году по повелению Государыни Императрицы Екатерины II. Казначейство выделило для этой цели 4000 рублей ассигнациями.

Сооружение очень красивое. Глава храма, обитая листовым железом, лежит на каменной восьмигранной шейке и венчается четырехконечным железным сквозным крестом, поддерживаемым четырьмя железными цепями. Купол утвержден на четырех больших внутренних каменных столбах, соединенных вверху арками. Колокольня каменная, трехъярусная. Высота со шпилем и крестом 17 сажен.

В 1793 году соборный храм пострадал от грозы. По словам летописца: «26 июня гроза была немалая. С самого верха колокольни и до самого низа иконостаса не мало опалило молниею». Все прихожане остались живы и здоровы.

В 1802 году к храму пристроили придел во имя святого пророка Илии.

Храм стоял практически на тракте, и поэтому был часто посещаем представителями именитых русских фамилий. В 1885 году 26 мая в город приехал Великий Князь Владимир Александрович. В соборе он был встречен Преосвященным Гермогеном. Великий Князь настолько был удивлен красотой церковного пения, что даже достоял литургию до конца. Во время второго своего приезда на Псковщину - 17 июня 1894 года, Его Императорское Высочество опять посетил Троицкий собор.

Рядом с храмом дорога на висячие мосты через Великую, построенные инженером путей сообщения Михаилом Яковлевичем Краснопольским в 1853 году. До сих пор они поражают своей величественностью и красотой. Опоры выведены из известковой плиты и облицованы булыжным камнем. Три нижних и верхних ряда отдельных столбов сделаны из гранита. Мостовое полотно подвешено к четырем цепям, расположенным в два яруса по обеим сторонам моста. Каждая цепь состоит из шести полос толщиной семь миллиметров и шириной 12,5 сантиметров. Отбор звеньев цепи моста проводился очень жестко – качество выделки звеньев и степень их упругости проверялась натяжением в 8 тонн на квадратный дюйм сечения. После снятия груза звенья принимали первоначальную длину. Мост построен за три года. По окончании строительства М.Я. Краснопольский был удостоен ордена Святой Анны второй степени. Сейчас мосты пешеходные и ведут к сердцу города – островку с церковью Николы Чудотворца. Исторических событий, происходивших здесь, просто нельзя не коснуться, повествую о православной Псковщине.
 
Висячие мосты г.Остров
 
Сначала крепость на островке была деревянная, с одной сторожевой башней. Пока в XIII веке на западных границах псковских земель жили миролюбивые соседи – ливы и эсты, этого было достаточно. Но немецкие рыцари, объединившись в Ливонский орден, захватывают их территорию и создают новое государство – Ливонию. С южной стороны с нами соседствует Великое княжество Литовское. И те и другие совершают поход за походом на приграничные русские земли. В XIV веке Псков вынужден создать вокруг себя кольцо из городов – крепостей. Остров находился всего в 15 километрах от границ Ливонского ордена, соответственно должен быть форпостом земли псковской. Возникла необходимость в строительстве каменной крепости.

Островок был укреплен почти кругом каменною из плиты стеною 4 сажен высоты. Башни 6 сажен высоты сделали из такой же плиты. Враги долгое время обходили крепость стороной. В 1426 году островичи наголову разбили крупный отряд иноземцев, попытавшихся подойти к крепости.

Лишь в 1502 немцы частично разрушили крепостные стены и выжгли город, убив почти все его население – четыре тысячи человек. Но город восстанавливается. В 1542 году в крепости возводится каменный Никольский храм, которому предстоит роль соборного до строительства Троицкого собора. Ему приписывалось покровительство над городом.

Тяжелым испытанием были для островичей годы Ливонской войны 1558-1583 годов, возникшей из-за борьбы россиян за выход в Балтийское море. В 1559 победа была одержана, но после вступления на польский престол короля Стефана Батория, положение войск Ивана грозного сильно осложняется. Католическая церковь и польские феодалы требуют от короля начать войну. Войска Батория берут Полоцк и идут на Псков.

В 1581 году захватом крепости в Острове руководил сам Стефан Баторий. 300 всадников и 700 человек пехоты 4 дня вели обстрел крепости. Стены начали осыпаться. Сильная вогнутость западной стены мешала осажденным вести огонь по нападающим. Этим и воспользовался Баторий. Крепость пала, но, в знак уважения к воинской доблести побежденных, после захвата крепости король разрешил оставшимся в живых во главе с воеводою ее покинуть, оставив оружие и одежду. Он был очень удивлен, когда узнал, что из 1500 человек, находившихся в крепости, оказалось только 200 стрельцов.

Пострадали не только люди, многие иконы в церкви Николы Чудотворца были пробиты пулями.
 
В своем дневнике король Стефан Баторий лестно отозвался не только о военных навыках островичей, но и о трудовых. В одной из записей говорится: «Вода под стенами крепости запружена плотинами и не мало построено мельниц в польском стиле. Кажется, нам таких мельниц не построить».
 
Никольская церковь г.Остров
 
В XIX веке в иконостасе Никольской церкви была икона «Сошествие в ад», имевшая большую художественную ценность. В настоящее время она хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

В годы Великой Отечественной войны фашисты разобрали стены крепости и переработали их на щебень.

Прежде, чем паломники выедут из города, им предстоит увидеть еще несколько исторических зданий. Слева дом 55, по улице 25 октября. В XIX веке он был построен купцом Калашниковым - дедом Николая Рериха, который гостил у него в 1874 году. На этой же улице сохранился дом 31, построенный купцом М. Антиповым. Это уникальное для Острова здание выполнено в стиле национально-романтического направления модерн. Размещалось в нем реальное училище. Жилой дом под номером 29 является типичным примером жилого городского дома XIX века. Почти напротив, с правой стороны дороги, - храм Покрова Пресвятой Богородицы (девичий монастырь), построенный в 1793 году. Чуть дальше, уже по улице Германа, под номером 1 находится льняной склад постройки 1876 года. Это типичный пример псковской хозяйственной постройки второй половины XIX века, архитектура его имеет ярко выраженный местный характер с сильным влиянием прибалтийских строительных традиций.

По дороге на Владимирец.
Следующее историческое здание на маршруте паломников будет только через 40 километров после Острова. Это деревянный храм Воскресения Христова в Сигорицах. Построен в1736 году помещиком села Сонино Иваном Ильичом Нагиным. В 1871 году к храму достроены 2 придела: во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Казанской Божьей Матери.
 
Километров 10 дорога петляет среди отживающих свой век деревушек, и, наконец-то, взору паломников открывается необыкновенной красоты гористая местность, в центре которой стоит белоснежный храм. Это и есть Спасо-Введенский женский монастырь.

С верой и надеждой в душе.
Летописцы повествуют, что «городок Володимерец построен псковичами на рубеже своих владений для защиты от нападений своих соседей – новгородцев в 1462 году». Находится на горе Володчине. Размеры его не велики: 100 на 50 метров. Вход в городище с севера. На востоке, в углу, находится насыпной курган, возвышенный не более чем на сажень в виде батареи, а на юге есть ров, имеющий до подошвы горы 31 сажень, где внизу был колодец, ныне засыпанный землею. Когда-то здесь был со сводами из плиты тайник, из которого брали воду. На западе же спуск с крыльцами. 

В 1560 году Князем Дмитрием Овчинником здесь был разбит немецкий воевода Ламошка, который сам попал в плен и был отправлен в Москву, где и казнен. Прочих пленных казнили в Пскове. Помнят эти земли и имена воевод Ивана Мстиславского и князя Петра Шуйского, которые шли к Вельяну. Летописец о доблести местных воинов повествует так: «Князь Александр из Володимерца воевал в Юрьевской области один день до обеда и повоевал верст на 50, а было их с полвутысячи».

В 1580 году крепость была разрушена отрядом короля Стефана Батория. О событиях тех дней до сих пор сохранилась легенда, похожая на сказание о граде Китеже. Старинная Никольская церковь, стоявшая на вершине, чтобы не достаться врагу на поругание, ушла в толщу Володчиной горы вместе с молящимся в ней народом и выйдет на Божий Свет лишь в день Страшного Суда. Рассказывают, что иногда из горы доносятся звуки, похожие на церковное пение. В любом случае церквей на этом месте больше не строили.

К концу XVII века крепость потеряла свое былое значение и превратилась в обычное село.
 
Свято-Введенский монастырь с.Владимирец
 
Деревянные стены разрушились. Плита, как из тайника, так и со ступеней была в XVIII веке употреблена на строительство колокольни и церкви святого Николая, которая была построена в 1790 году «иждивением помещицы вдовы ротмистрши Александры Феодоровны Дубянской и крестьянином деревни Горки Пантелеймоном Тимофеевым с помощью прихожан». Церковь имеет два придела: во имя Рождества Богородицы и Святителя Дмитрия Ростовского Чудотворца. 

К 1908 году в приходе числилось около 10 000 человек. В близлежащих деревнях было хорошо развитое сельское хозяйство. Выращивали и продавали лен (Островский уезд давал 15% экспорта России по льну-долгунцу), развивалось кожевенное производство, в одной из деревень даже было налажено производство гармоней. Приход был богатый, в храме сверкал золотом иконостас, поднимавшийся под самые своды. Многие иконы были в серебряных ризах, украшены ценными камнями. Пол был выложен мраморными плитами. Роспись стен поражала неземной красотой.
 
Первая Мировая война и революции начала века заставили народ затаиться. Налаженный быт рушился. Люди стали покидать деревни.

В тридцатые годы с колокольни партийные активисты сбросили все семь колоколов, а иконы жгли на костре, разведенном у храма. Через кокое-то время все три священника: отец Иоанн, отец Василий и отец Михаил были арестованы. Вместе с ними забрали и всех служащих церкви. Судьба их неизвестна.

Ненадолго возобновилась церковная жизнь во время оккупации. Во время военных действий ни партизаны, ни немцы с храмовыми ценностями не церемонились. Здесь размещались огневые позиции то одних, то других. Все последующие после войны годы храм постепенно разрушался. Только в 1988 году, после празднования Тысячелетия Крещения Руси сюда был направлен по благословению митрополита Псковского и Великолукского Владимира (Котлярова) отец Нифонт. Неоценимую помощь оказал в восстановительных работах Псково-Печерский монастырь. Постепенно стала создаваться община насельниц. Но лишь в 2003 году Святейший Синод Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Алексием, по представлению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, благословил открытие на Володчиной горе женского монастыря.

Сегодня Свято-Введенский женский монастырь по праву считается центром духовной жизни района. Подворье обители успешно развивается. Строятся новые здания. Облагораживается территория. Заложен молодой сад. Монастырь взял шефство над Воронцовским детским домом. В летнее время здесь принимают небольшие группы детей из малообеспеченных семей.

Большинство паломников отмечают, что Свято-Введенский женский монастырь – одно из немногих мест, куда следует поехать, чтобы понять, как меняет человека и все вокруг него искренняя вера в Бога, стремление жить по Его заповедям. Открытость, искренняя забота, предусмотрительность со стороны монахинь и послушниц нагляднее всего показывают мирянам, что каждый из нас может сделать жизнь вокруг себя лучше. Тем, кто устал во время службы, сестры заботливо предоставили возможность присесть, пока паломники были в трапезной, для них расчистили от снега тропинку к источнику, пожилым помогли набрать воды.

Уезжая из обители, каждый увез с собой то духовное тепло и надежду, которыми щедро одарили нас жены-мироносицы из Владимирца. Большинство были уверены, что приедут сюда опять.
Татьяна Кухальская

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.