Белоснежное чудо. Паломническая поездка в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь начинается с площади у Псковского кремля в седьмом часу утра. Пока экскурсовод знакомит с историей Пскова и его неповторимыми храмами, за окном автобуса привычные городские пейзажи быстро сменяют деревенские постройки, а затем и характерный для болотистых почв лес. Отойди от дороги метров на двести и неизвестно, что с тобой будет. Кажется, что едем очень долго. Ослепительной красоты белоснежные храмы среди этой непролазной глуши возникают как-то вдруг, уже само то, что они здесь есть, воспринимается как великое чудо.
Пройдя через ворота обители, приехавшие продолжают путь молча. Каждый по-своему готовится к встрече со святынями обители, а все вместе невольно испытывают душевный трепет перед теми, кто, оставив привычные радости и соблазны, ушел, чтобы среди болот и лесов полностью уединиться от мира и посвятить себя служению Богу. Миряне и паломники, которые сюда приезжают, тоже ищут здесь душевный покой, надеются снять внутреннее напряжение, уйти хотя бы на время от ежедневных забот. Ищут смысл жизни, спасение души.
В нижнем храме Иоанно-Богословского собора в это время уже идет Божественная литургия. Паломники присоединяются к молящимся.
Самое главное, что привлекает сюда верующих, это конечно святыни – мощи Саввы Крыпецкого, основателя монастыря, и обретенные недавно, мощи преподобного Корнилия Крыпецкого.
Русский крест. По преданию Савва пришел в Псков со Святой Горы Афон в середине ХV века. Был принят игуменом и братиею монастыря на Снятной горе, однако, сочтя монастырский устав слишком мягким, он уходит к великому Евфросину на Толбу реку. Но и здесь душа Саввы не познала удовлетворения, он ищет уединения и выбирает пустынножительство. Среди непроходимых лесов и болот находит небольшой холм и речушку Крыпишинку. Здесь живет в трудах и молитве. В одиночестве преподобный Савва провел не мало времени, но слава о нем все же дошла до Пскова и соседних монастырей. Преклоняясь перед его духовным подвигом, рядом с его кельей селятся сподвижники, принимают монашество и начинают строить монастырь, который назовут Иоанно-Богословским. От управления монастырем Савва отказался. Как и Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, преподобный Савва провел жизнь в строгости к себе и безграничной любви к Богу, к миру, к людям. Он прожил до глубокой старости, а, уходя в мир иной, завещал братии соблюдать монастырские законы и украшать себя смирением.
В конце ХIХ века в монастырь пришел селянин 34 лет от роду по имени Лука. Будучи послушником, пас коров, собирал пожертвования. Вскоре принял постриг с именем Корнилий. Любую порученную работу он выполнял с необыкновенным усердием, все у него получалось лучше, чем у других, он искренне старался облегчить жизнь тех, кто рядом, однако именно за это и был нелюбим братией. Таков видно русский крест – людей, готовых брать на себя чужую вину и боль, идущих к нам с чистым сердцем и душевной простотою большинство принимает за юродивых. Лишь после того, как беда накроет нас своим черным крылом, с детской наивностью вопрошаем: за что?
Не вняли предсказаниям прозорливого монаха ни о пожаре в монастыре, ни о погромах, ни о падении империи, ни о грядущих для России бедах. Может сейчас, когда на наших глазах свершилось предсказание о том, что его неправильно захороненного, выроют и в раку положат, мы со всей серьезностью отнесемся к последнему предсказанию преподобного, что на месте монастыря должна быть лавра. И будет это не только пример церковного строительства, но и восстановления духовности, путь к возрождению истинно великой России.
В нижнем храме Иоанно-Богословского собора не ведут экскурсий, здесь просто слушают душу – каждый свою. О чудесах, происходящих по молитвам у мощей Саввы и Корнилия, об исцелениях экскурсоводы поведают позже.
Под колокольный звон и свет икон. Об истории и архитектурных особенностях верхнего храма Иоанно-Богословского собора паломникам рассказывает послушник Игорь. Отмечает заслуги иконописцев, строителей, искусствоведов и архитекторов, особенно Елены Морозкиной и Бориса Скобельцина, чьи труды легли в основу создания нынешнего облика монастыря.
В верхнем храме находится список с Тихвинской иконы Божией Матери, который подарил Владыка Евсевий. Верующими были засвидетельствованы случаи благодатной помощи по молитвам у этой иконы.
Под впечатлением от красоты созданного руками современных мастеров иконостаса, паломники проходят в крытую галерею, соединяющую Иоанно-Богословский собор и Успенский храм. Над ней малая колокольня для будничного звона. В башне колокольни находится храм Иоанна Лествичника. Со временем там будут проходить службы для братии, возможно, читаться Псалтирь.
По лестнице, ведущей круто вверх, желающие могут подняться на большую монастырскую колокольню над Успенским храмом. Там находится самый большой колокол на Псковской земле – Царь-колокол, который весит 4 тонны 150 килограммов. Выше находится еще 8 колоколов, все вместе они создают праздничные звоны.
Есть сведения, что на острове Залита, на Никольской церкви, находится еще один древний колокол монастыря, который весит около пяти пудов, а отлит он в начале ХVII века. Но пока жители острова не хотят возвращать колокол, хотя у них есть новые звоны, которые никак не сочетаются со звуком древнего колокола.
Посмотрев на монастырь и окрестности с высоты птичьего полета, паломники направляются в Успенский храм, где находится мощевик, содержащий частицу Животворящего Древа Господня и святых подвижников, здесь же два мощевика всех Киево-Печерских святых из Дальних и Ближних пещер. К особо чтимым верующими иконам, несомненно, принадлежит находящийся тут список с Иверской иконы Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон, приложенный к Вратарнице и освященный. Таких списков в России только два. Как известно, иконы пишут после молитвы и по благословению наместника монастыря. На Афоне же благословение получают только от Божией Матери. Она является во сне, либо каким то другим образом подает знак, но только когда Она проявит свое благословение, икона может писаться. Пока такое было лишь дважды. Один лик находится здесь, а другой в Иверском Валдайском монастыре.
Среди старых намоленных икон - икона преподобного князя Феодора и сыновей его Давида и Константина. В конце ХIII века князь попал в плен в Золотую Орду, где иноверные склоняли его к принятию мусульманства. Но князь оказался настолько благочестивым, что даже враги прониклись к нему уважением и позволили построить несколько церквей. Князю предложили жениться на представительнице знатного рода, но он это сделал только после того, как она приняла православие. Господь благословил семью детьми, один из которых даже стал князем Ярославским. Перед этой иконой молятся за детей, за вразумление иноверцев.
В храме находится необыкновенной красоты икона святой мученицы Татианы. Перед этой иконой молятся при разных недугах и в различных нуждах. Верующие рассказывают о произошедших случаях исцеления.
Паломники узнают от экскурсовода, что недавно из Псковского музея монастырю передана на временное хранение икона преподобного Саввы Крыпецкого, преподобного Евфросина Псковского и благоверного князя Всеволода Гавриила. Одни исследователи относят ее написание к ХIХ веку, другие - к более раннему периоду. Важно, что она сейчас в храме, находится в отдельном киоте и верующие имеют возможность помолиться перед ней. Отреставрирована и привезена в монастырь икона Казанской Божией Матери, она написана тоже в ХIХ веке. Есть и другие старинные иконы, но они еще не все отреставрированы.
Из древних святынь монастыря сохранилась икона преподобного Саввы Крыпецкого с житием его, сербское Евангелие, которое по преданию принес Савва с горы Афон, плащаница, покрывавшая раку преподобного Саввы, синодики, которые братия читала на протяжении многих веков.
Сохранились иконы в церкви Михаила Архангела, что на улице Московской в городе Риге. В начале ХVIII века эти две иконы находились в иконостасе церкви Иоанна Богослова. Иконы для прихожан храма являются особо чтимыми и поэтому вопрос о возвращении не стоит.
У Святого озера. Покинув храм, паломники направляются к святому источнику Саввы Крыпецкого. В ХV веке преподобный поселился именно на этом месте. По его молитвам люди стали получать здесь исцеления и назвали Святым озером. Поток верующих не прекращался сюда более пяти веков, в том числе и в советское время. Те, кто приходили сюда не ради любопытства, а с искренним желанием изменить свою жизнь, с покаянием, светлыми помыслами и деяниями, никогда не были разочарованы.
Власти попытались уничтожить источник, но им это не удалось. Недавно пруд был облагорожен, построены купальни для братии и паломников, часовня, где еженедельно служится водосвятный молебен.
Все, что хотел, я на этой земле сделал. Есть в монастыре особое место – это могила бывшего настоятеля, архимандрита Дамаскина.
Савва Крыпецкий закончил свой земной путь у Святого озера в 1495 году 10 сентября. А 10 сентября 1947 года в семье супругов Сахнюк родился мальчик. В 33 года, уже приняв постриг под именем Дамаскина, будущий настоятель пришел на это же место, чтобы продолжить дело Саввы и выполнить то, что предначертано свыше. Он стоял на коленях и со слезами молился, глядя на почти уничтоженную, без крестов и куполов обитель. Как когда-то в древности монахи, отец Дамаскин сколотил для себя сторожку и начал великий подвиг – строительство монастыря, которому суждено стать опорой и утешением для современников и потомков. Менее чем за два десятилетия Дамаскин и руководимая им братия совершили невозможное. При этом он всегда был удивительно заботливым и доступным, умел находить в малом значимое, а любые сложности при нем разрешались как-то совсем просто.
В 2007 году в монастырь из Петербурга приехал огромный кран. Каким-то чудом эта громадина преодолела дорогу через болото. С его помощью удалось поднять главку и колокола. Звоны стали слышны на многие километры вокруг. Дамаскин сказал тогда: «Все, что хотел, я на этой земле сделал». Через две недели он погиб.
Стоя у могилы отца Дамаскина, остается только порадоваться тому, что жили рядом с великим созидателем и молитвенником, который искренне любил нас всех. Его роль в православии, в развитии духовности, скорее всего до конца оценят лишь наши потомки.
В труде и молитве. В отличие от былых времен, нынешний Устав монастыря предполагает открытость и доступность. В обители живет около 30 человек братии, столько же паломников и трудников, около 30 женщин, пять из которых монахини, это те самые жены – мироносицы, которые при отце Дамаскине восстанавливали монастырь по кирпичику, возрождали его и со временем полностью посвятили себя жизни монастыря.
По благословению Владыки Евсевия и игумена Саввы родители отца Дамаскина приняли монашество, живут здесь и помогают монастырю уже в монашеском чине.
Основа монастырской жизни – молитва и послушание. Молитвы в монастыре ежедневные, планируются ежедневные литургии, а пока они совершаются только 4 раза в неделю. Еженедельно служатся панихиды. Братья, каждый в свой час, круглосуточно, читают Неусыпаемую Псалтирь.
Благодаря имеющемуся сайту в Интернете, в монастырь можно обратиться с просьбой о молитве из любой точки мира.
Сейчас обителью руководит игумен Савва (Комаров), который продолжает традиции архимандрита Дамаскина. Строится не только монастырь, но и его подворья в Пскове и Торошино. Желание приезжающих помочь в хозяйственной деятельности приветствуется.
Для паломников в гостинице и трапезной нет тарифов. Здесь придерживаются афонских традиций - это добровольные пожертвования или труд на благо обители.
Татьяна Кухальская