По благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия с 11 по 14 мая 2006 года Паломнический Центр Псковской епархии «Вертоград» проводил второй международный паломнический семинар -

По благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия с 11 по 14 мая 2006 года Паломнический Центр Псковской епархии «Вертоград» проводил второй международный паломнический семинар

Опубликовано 16 июня 2013 г.

Первый прошел в 2005 году, тоже в мае, но был более короток и ограничился Святынями в Пскове и окрестностях. Маршрут II семинара был протяженным и состоял из святынь Пскова: Свято – Троицкий Кафедральный Собор, Спасо – Преображенский Мирожский монастырь, храмы города. Затем паломники отправились в путешествие в северном Гдовском направлении: посетили Спасо – Елеазаровский женский монастырь, Собор в честь иконы Божией Матери Державная в Гдове, храм Покрова Божией Матери в с. Кярово (поместье и храм – усыпальница рода Коновницыных), храм на берегу Чудского озера свв. Петра и Павла, побывали в Трутневых пещерах, которые хранят в урочище следок Божией Матери на камне; совершили паломничество к святыням Талабских островов в Псковском озере; на восточном порховском направлении поклонились Преподобному Никандру в Свято – Благовещенской Никандровой обители, стали участниками Литургии в Сретенском храме одного из древнейших монастырей – молитвенников Свято – Успенском Псково – Печерском и закончили паломничество в древнем Изборске, в доме свт. Николая Чудотворца, возле ключей 12 Апостолов. Покровительствовали нашему путешествию Святая Троица, Пресвятая Богородица, святые Апостолы Петр и Павел, Евангелист Иоанн Богослов, Святитель Николай, псковские святые угодники. Собственно, мы и начали паломничество из дома Святой Троицы – Пскова и закончили на западной границе России и Псковской земли в Печерах и Изборске, в тридцати километрах от Пскова.

Об этом надо рассказать, но как можно поделиться своей паломнической радостью, передать, что ты испытываешь, когда прикасаешься к Святыне, когда молишься, просто смотришь из окна автобуса, или с кормы старого пароходика «Александр Невский», который бодро идёт по озеру, а на берегах все то же, что и всегда, что и столетия назад. 

Большая радость была пережита нашим паломническим коллективом, состоящим из руководителей паломнических служб России и нашего ближнего Зарубежья: Белоруссии, Украины и Латвии. Увиденное нами на Псковской земле еще раз подтвердило известное высказывание псковского батюшки протоирея Валентина Мордасова о том, что Псковская земля – это русский Иерусалим. 

Юрий Минулин, руководитель первой паломнической службы России «Радонеж» считает, что такие паломнические туры, которые организует Псковская епархия, интересны тем, что «Псковская земля похожа на Россию. Она вобрала в себя все, что есть в России: озера и реки, леса и холмы, равнины, храмы, монастыри. У нас нет теплых морей, песчаных пляжей и дорогих курортов, но у нас еще есть удивительная страна Святая Русь, о ней не все знают, не все ее видят, но она есть. Псковская область как капля, в которой отражается вся Православная Россия. Здесь есть свое море – Чудское озеро, есть свои острова благочестия – Талабские острова, к которым мы прибиваемся. 

Псковская область – это земля, где есть все, и хотелось, чтобы об этом знали, и с помощью паломнических служб, в том числе». Вот так и получается, как в Евангельской притче о расслабленном: чтобы дойти до Ангельской воды, исцелиться и получить духовные силы, надо найти человека, который довел бы до Святыни. Такую службу в нашем современном Православном мире выполняет паломничество. 

О II Паломническом семинаре мы все-таки попытаемся рассказать, хотя всю полноту этого «профессионального» паломничества передать не сможем. Поэтому просто и по порядку, с Богом!

Псков – Гдов – Талабские острова – Никандрова пустынь – Псково – Печерский монастырь – Изборск

11 мая. Началось наше паломничество с главной Святыни Псковской епархии – Свято –Троицкого Кафедрального Собора, в Соборе находится серебряная рака с мощами псковских угодников Божиих: благоверных князей Гавриила и Тимофея, блаженного Николая и преподобного Иоасафа Снетогорского. Мы приложились к чудотворным иконам: Чирской, Псково – Покровской и Псковской иконам Божией Матери, а также мироточивой иконе св. целителя Пантелеимона. Затем осмотрели храм апостола Иоанна Богослова, восстановленный из руин, ныне расписанный фресками, и хранящий святые иконы Спасителя, апостола Иоанна Богослова - икону, написанную на Патмосе в Пещере Апокалипсиса. 

В храме есть фреска – образ Царя мученика – страстотерпца, лик Царя был написан в день прославления семьи царственных мучеников, о чем художники, когда писали образ, не знали. В Пскове 48 храмов, в тридцати идет Богослужение, а население в городе около 200 тысяч человек. Храмы небольшие, и в праздники бывает тесно, но куда ни кинешь взор в городе – везде увидишь крест на куполе, храм всегда рядом с тобой.

Удобный Неоплан вез нас на север области, где в 25 километрах от Пскова находится Спасо – Елеазаровский женский монастырь. В прошлом обитель, основанная пустынножителем монахом Евфросином, была мужской, после революции разорена, а в девяностые годы купол и барабан монастырского собора в честь Трех Святителей рухнул. И только последние пять лет в монастыре, под руководством матушки Елисаветы, ведутся интенсивные работы по восстановлению обители. В монастыре сейчас трудятся тридцать насельниц, есть схимницы и монахини.

Матушка Елисавета ревностная служительница памяти Преподобного Евфросина: в этой обители рождалась великая русская идея Православной Руси – Третьего Рима елеазаровского старца Филофея. Сюда уже много позже ездила к своему духовнику преподобному Гавриилу (Зырянову) Великая княгиня Елисавета Феодоровна. В монастыре сберегаются иконы Божией Матери Феодоровская, которой, по преданию, молилась семья Царственных мучеников; икона Божией Матери Старорусская. Рядом с храмом Трех Святителей огромное било – звук которого долго держится в благодатном воздухе. Когда ехали в монастырь, по дороге искупались в источнике, он пробился в месте, где преподобному Евфросину была вручена икона Божией Матери «Цареградская». В монастыре строится большой дом, в котором, предполагается, сделать богадельню для страждущих, а таких сейчас у нас много.

12 мая. Гдов. Самый север области, почти тайга, пока ехали, за окном голубела полоса Чудского озера. Настоятель гдовского храма в честь иконы Божией Матери Державная отец Михаил Женочин рассказал много интересного о соборе, который был построен по благословению залитского старца прот. Николая Гурьянова, он же и икону подарил в храм – Державную. Благословил строиться собору отец Николай в 1988 году, освящен он был Архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием 8 ноября 1994 года – это первый храм, построенный в Псковской епархии после революции. Было привезено на его строительство 40 вагонов кирпича, как сказал отец Михаил: «Я, как пришел сюда 23 года назад, когда здесь был только фундамент от древнего взорванного храма, так и доныне здесь. Храм построили таким, каким был в XVI веке, на старом фундаменте, и опытные искусствоведы не отличают наш новый храм от древнего. 

У нас строились маленькие храмы, где все друг друга в лицо знают, такой храм соединяет людей, а пастырь знает своего прихожанина не только по имени, но и какие у него скорби». Рядом с храмом возводится дом на месте прежнего дома настоятеля собора, которым был в начале 20 века протоиерей Константин Несвицкий, чья дочь Елисавета жила здесь около двадцати лет, а потом стала супругой Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Сейчас в строящемся здании уже есть класс Воскресной школы для детей и взрослых, трапезная, второй этаж будет гостевым. Отец Михаил рассказал историю с фотографией, которую он привез однажды отцу Николаю, чтобы показать, как строится храм: «И батюшка, отец Николай, спрашивает: этот кто, а этот кто? а это кто? - А это, батюшка, - говорю, - мешок с деньгами. Ну, - говорит, - мешок, раскрывайся. - и перекрестил фотографию, деньги опять пошли. Деньги все у Бога, кому надо, Господь их дает. Здание это строится на деньги дочери Нью – Йоркского Епископа Иоанна Легкого». 

После Гдова заехали в Кярово на кладбище, где стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм красивый, неожиданно барочный, домашняя церковь героя 1812 года Петра Коновницына, под спудом покоится он сам и его сыновья. Одного из потомков русского героя офицера Алексея Коновницына большевики расстреляли. Затем мы посетили храм Петра и Павла на берегу Чудского водоема. Рядом построена замечательная церковно-приходская школа. Школа лицензирована и обучение ведется профессиональными педагогами. А пейзаж настолько завораживает, что не надо никакого моря – это сказала представитель Крыма. Закончилось наше паломничество по Гдовской земле в Трутневых пещерах, где купцу Трутневу было явление Божией Матери, остался Ее следок на одном из камней, как знак того, что место это свято и здесь нельзя ничего строить. Произошло это чудесное явление купцу, собиравшемуся строить мельницу, в шестую пятницу после Пасхи. 

Вернулись в Псков в Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь, уже был вечер. Солнце садилось, а в монастыре ни души, возле древнего собора XII века стоит иеромонах Марк и рассказывает нам, как строился монастырь новгородским Епископом Нифонтом, который собирал деньги по миру для его строительства, как расписывали фресками и как подвергался он набегам западных соседей, которые не щадили монахов и предавали их смерти. Первыми врага встречали всегда псковские монастыри, они обычно строились на западном берегу реки Великой, были духовной стеной, преграждая путь иноземцу. Монастырь возрождается с 1994 года, в нем 11 насельников, 5 монахов, есть иконописная мастерская. 

Спасо – Преображенский Собор с уникальными фресками XII века остается в ведении музея, а храм св. архидиакона Стефана – монастырским. Отец Марк показал нам иконописную мастерскую, познакомил с древней техникой писания образа, заметив, что монастырские обители на Руси всегда были духовными центрами земли, а здесь, в Мирожском монастыре, рождалась псковская иконописная традиция: «Принцип письма – неотмирность. Икона не изображает, - сказал игумен Марк, - а являет духовную реальность, и, чтобы написать ее, человек должен максимально духовно настроиться. Если писать икону только профессионально, то человеку верующему иконы об этом скажут: для продажи написана икона, или пережита молитвенно, духовно». Иеромонах Марк был сдержан в речах, его слова выверены, что мы всегда отмечали, когда в паломничестве сталкивались с рассказами монахов о тех или иных событиях Православной истории. Их рассказы воспринимаешь как первоисточник, в них есть истина.

13 мая. Талабские острова. Рано утром мы плыли на пароходе «Александр Невский» к Талабскому архипелагу, который называется – остров Белов и остров Залита, а на самом деле название у островов другие – Верхний и Талабск. На Талабске вместо старца Николая Гурьянова, почившего в Бозе два года назад, иеромонах Паисий, которому довелось служить при старце. Он рассказывает: «Отец Николай принимал на острове всех подряд, в отличие от Псково – Печерского монастыря, где до келий старцев – далеко. Приехал батюшка на остров Залита (имя местного большевика) в 50 лет, в 1958 году и был уже достаточно больным человеком. Сохранился протокол церковного собрания, где он говорил: «Дорогие мои, я сюда не служить приехал, а дослужить». Хотел он служить здесь до конца жизни, так и случилось. 

Рядом, в Кобыльем городище, там, где была битва св. А. Невского на берегу Чудского озера – его родина. Принимал батюшка всех, молился за весь мир. Имел фисгармонию, писал мелодии, любил говорить поговорками и шутить. Любое его слово, любое благословение было очень близко, и народ, как ручеек, к нему притекал. Батюшка много раз громко – громко говорил при всех людях: «Запомните, меня зовут протоиерей Николай Гурьянов, священнопротоиерей Русской Православной Церкви». Прозревал, что найдутся смутьяны и назовут его Епископом, монахом, он гордился доброй гордостью, что является священником Русской Православной Церкви».

Мы побывали в Никольском храме, где в его Богородичном приделе служил отец Николай, приложились к чудотворной иконе Благодатное Небо – Смоленской, одетой в красивую ризу, которую вышила монахиня Вильнюсского монастыря мать Тавифа по просьбе батюшки в 1960 году. Отец Паисий называет эту икону Талабской – говорит, такой больше нигде нет. Потом иеромонах совершил панихиду на могилке старца. Доныне паломники и рыба поддерживают жизнь островов. Островитянские коммунисты еще косо смотрят на церковь и не разрешают переименовывать острова, но уже лодки и сети в день св. Георгия Победоносца отец Паисий рыбакам освящает перед сезонной ловлей. 

Опять садимся на пароходик и несколько минут двигаемся с этого острова на остров Верхний (Белов), минуя еще один, – Талабенец. В этой озерной пустыни преподобный Досифей Верхнеостровский средь разбойничьего люда основал монастырь. Шли святые люди в страшные леса, а там потом, по их сильной молитве, благодать разливалась, монастыри строились, люди тянулись молиться – вот так и строилась Святая Русь. Стоит на острове Верхнем храм рыбаков – апостолов Петра и Павла с приделом Божией Матери Смоленская, и его настоятель, священник Сергий Демидов, восстанавливает церковь из руин: если фашисты храм не уничтожили, то его разломали местные жители, забыв, что храм давал им кров в послевоенные годы. 

Раньше народу на острове было более тысячи, а ныне едва полсотни наберется. Вымирают острова. Нашел батюшка, пока восстанавливал храм, нижний храм, где под спудом мощи преподобного Досифея. Открылась отцу Сергию тайна: «Острова - это такое место, как Евангелие, когда его открываешь, всегда что-то новое для себя прочитаешь, так и здесь». Закончилось путешествие на острова рыбацкой неповторимой ухой. Солнце пекло как – то особенно, вокруг озерная синева, ровные стены колотых дров на зиму, копченая рыба на столе, уха дымится, рабочие носят носилки с раствором. 

В обратный путь отправились по озерной глади на Псков, день был удивительно солнечный и яркий. В Пскове пересели на автобус и поехали на восток – в Никандрову пустынь. На Псковской земле средневековое пустынножительство представлено немалым количеством монастырей: Спасо – Елеазаровским, Верхнеостровским, Княжеозерным, Крыпецким, Никандровой пустынью. Свято – Благовещенский Никандров монастырь зарождался при пустынножителе преподобном Никандре, и уже по его кончине монастырь стал отстраиваться, после революции он был полностью разрушен. Ныне на месте огромного «императорского» Благовещенского храма, который вмещал тысячи молящихся – остатки фундамента. Заново за последние пять лет построены два деревянных храма: в честь Царственных страстотерпцев и иконы Божией Матери «Взыскание погибших». 

Отец игумен был в отъезде, и нас встретил насельник, монах Серафим, который и рассказывал нам духовную историю обители: «Пришел сюда Никон семнадцати лет - никого нет, ни знакомых, ни поддержки, природа, звери. Все отдано на волю Божию, как тебе, Господи, изволится: выжить – выжить, умереть – умереть – так и только так. Здесь преодолевается внутренний страх смерти. Вера, дух человеческий только и способны выдержать все искушения. Преподобный здесь с 17 лет, уходил дважды в Крыпецкий монастырь, где принял монашество с именем Никандр, его убивали разбойники в порховской пустыни. Ему блаженный Николай псковский сказал: «Ты будешь терпеть скорби и от плоти, и от злых людей, и от демонов». 

Каких сил стоит побеждать? В такие моменты ему являлся преподобный Александр Свирский, укрепляя преподобного Никандра. Он принимает схиму за семь лет до смерти, и Господь открывает его людям, которые исцеляются по благодати Божией. Однажды украли лошадь, пришел ее хозяин за утешением, а Преподобный ему говорит: «Ты не о лошади скорби, а о том человеке, который украл ее, он уже утонул, переходя через речку, а лошадь домой прибежала». 

Мощи Преподобного утрачены после революции, но были погребены под спудом Благовещенского храма, разрушенного в 20-е годы. «Присутствие благодати Божией было таким сильным в пустыни, - говорит отец Серафим, - что, когда начинался мор – монахи молились, и мор прекращался: Какая же зараза выдержит такой молитвенный дух» – риторически заметил отец Серафим». В обители пять святых источников до сих пор являют чудеса исцеления. «Надо, - как сказал монах, - уйти от внутренних, семейных, социальных проблем – и в святую воду». Что мы и сделали. 

14 мая. Это был завершающий день нашего паломнического семинара. Он проходил возле тех святынь, миновать которые было нельзя: Свято – Успенский Псково – Печерский монастырь и Изборская крепость – Дом свт. Николая Чудотворца, как называли в летописях этот один из первых русских городов. В монастыре многие из нас причастились в Сретенском храме, потом состоялась встреча с отцом наместником Архимандритом Тихоном (Секретаревым), который особенно отметил, что в паломничестве приобретаются святые молитвенники, и подарил участникам семинара книги о истории Псково – Печерского монастыря, одного из самых удивительных монастырей России, и книжечку почившего в Бозе старца архимандрита Иоанна Крестьянкина. В Изборске мы посмотрели древнейшую крепость Руси и храмы – Никольский и Рождества Богородицы, попили ключевой «апостольской» воды. Потом был прощальный ужин, дискуссия и подведение итогов, объятия и сожаления о расставании, вручение дипломов участникам II Международного Паломнического семинара в Пскове. Впереди всех ожидало продолжение. У себя на родине.

Паломнический сервис 

Псковичи старались показать руководителям паломнических служб все возможные варианты сервиса, в основном, обращалось внимание на комфортность: у нас был удобный автобус, а первая ночь в паломничестве прошла на «Чудском подворье» на берегу Чудского озера в деревянных домиках с удобствами и печкой – камином, которую можно было без труда растопить. Две последующие ночи - в гостинице «Рижская» и гостинице города Печоры «Планета». Самой лучшей нашей трапезой была уха на острове Верхний, но мы с удовольствием потрапезничали в Спасо – Елеазаровском монастыре, Никандровой пустыни, где даже получили по конфетке в утешение, но и еда в светских ресторанах была очень вкусной. 

Паломничество нынче разное – здесь и копейки наскребают, и денег больших не жалеют, чтобы было удобно. Это все сегодня учитывается, поэтому, когда нас привезли показать гостиницу «четыре звезды» HELIOPARK, где есть дорогие номера и роскошный вид на древнюю Пскову, это никого не удивило. Есть паломники, которые хотят такие удобства и имеют возможность их оплатить, а, как мы знаем, большая часть вырученных от паломничества средств идет Церкви – на восстановление ее храмов и монастырей.

В нашем путешествии к святыням Псковской земли непререкаемым авторитетом был Юрий Минулин, руководитель первой паломнической службы России «Радонеж», который высказал свое мнение, может быть, не очень оптимистичное, но реальное о перспективах развития паломничества: «Паломничество как разновидность познавательного туризма будет вытесняться, потому что оно малорентабельно, и будет выживать только энтузиазмом. Самое основное в туризме – размещение и транспорт, и те, кто владеет этими средствами, будут процветать, повышая цены на свои услуги. Познавательный религиозный туризм нужно перестраивать под изучение и нашей Родины, нашего Отечества, церковной православной традиции – эти стороны должны увлекать всех наших потенциальных туристов. А паломничество - пик, на пике живут немногие, оно будет присутствовать в турбизнесе очень незначительным сектором. Нам же нужно так учиться возить по нашей стране, создать такую инфраструктуру, чтобы туристам, паломникам, экскурсантам было бы комфортно. Но паломничество не умрет, без него Россию не увидишь».

Паломничество в провинциальной России развивается очень активно, прямо на глазах. Конечно, появляются какие – то проблемы: здесь и косвенная конкуренция, и сложности рекламы, и необходимость укладываться в приемлемые для паломника, который, как правило, не богат, суммы. Но если в нашем Первом паломническом семинаре в Пскове в обсуждении перспектив паломничества мы были более благодушны и находились «в поисках благодати», то ныне уже общие обсуждения паломничества были более прагматичны и реальны. 

Весьма точно определила особенность паломничества на данном этапе руководитель Паломнического центра «Троицкий паломник» Московского подворья Свято – Троицкой Сергиевой Лавры Елена Елисеева: «В паломничестве все стараются качественно работать. Но люди выбирают цену, и сейчас уже паломничество несколько трансформируется: люди не очень хотят потрудиться, помолиться, потерпеть скорби. А что такое паломничество? Это молитва, труд, скорби. Паломники хотят за малые «паломнические» деньги получать очень хороший сервис, и не понимают, что это не туризм. Основная часть паломнических служб сейчас специализируется на религиозно – историческом туризме, и здесь уже традиции паломничества размываются, а требования к сервису ужесточаются. Я уверена, что паломничество не может существовать без богослужения, без труда, хоть малого, во Славу Божию. Мы едем не ради узнавания каких – то исторических фактов – это познавательно – религиозный туризм, которым занимаются все светские фирмы, а ради молитвы, ради святыни. 

И человек, который только начинает свою дорогу, должен видеть в паломничестве среди православных любовь и единение. Паломничество объединяет нас в молитве, в общении, даже в несении каких – то скорбей, пусть это и будут какие – то неудобства обслуживания, хотя совсем не обязательно, чтобы все спали на полу, но обязательно, чтобы мы поддерживали друг друга. Наша прибыль копеечная, и она идет на восстановление и содержание храмов и монастырей, и если в паломничество едут, значит, тоже сделали свой вклад. Мы даем список людей, которые ездят с нами в паломничество, и обязательно на молебнах монахи молятся, на Литургии молятся столько дней, сколько совершается паломничество. И всегда говорим своим экскурсоводам, сотрудникам: Господь через вас должен спасать людей, и вы будете отвечать перед Господом не только за себя, не только за тех, с кем вы работаете, но и за паломников. Возможно, организация паломничества, участие в паломничестве – это еще один путь нашего спасения».

Итоги

Наш паломнический семинар проходил очень напряженно: программа была насыщенной, плотной, требующей мобильности и организованности. Но эти четыре дня семинара его участники были счастливы, явно испытывая большую духовную радость. Мы спрашивали наших коллег о впечатлениях от семинара, Пскова и его святынь, мы хотели узнать, как оцениваются тенденции развития российского православного паломничества и нам отвечали:

Наталья Закревская, сотрудник Паломнического отдела Минской епархии (Белоруссия): «Туристическую деятельность я начала с Псковской земли, и понять тогда не могла, что это был Промысл Божий. Меня поразила теплота псковских храмов, тогда еще закрытых, но было понятно, что такая мера и красота в архитектуре – это прославление Господа. А мой паломнический семинар тоже первый опыт на Псковской земле. И когда в начале своего пути ты встречаешься с личностями, которые работают очень интересно на этом поприще – это дает пример, вдохновение и уверенность в том, что ты – не один со своими взглядами и твое понимание паломничества оказывается верным. Я нашла здесь единомышленников и сердечных друзей в лице информационной и паломнической служб Псковской епархии. 

Духовная радость меня сопровождает с первой минуты на Псковской земле. Мы понимаем на таких семинарах, что мы не одни. Мне здесь все было важно и интересно: опыт проведения семинара, его содержание. Мы ехали в паломнический рекламный тур, но мы не только обменялись своим опытом организации паломничества, но и рассказали о себе. Со стороны Пскова – это большая щедрость. Обычно приглашают, чтобы показать себя, а здесь мы все есть друг для друга – и это очень важно. 

Спасибо организаторам семинара и его помощникам, нас это подвигает, и мы попробуем тоже открыть свою Православную Беларусь для российских паломнических служб. Ваш псковский прорыв к нам был для меня откровением: мы сами даже не знали, какие мы, и вот через вас увидели. Мы открыли себя через ваши впечатления, и это нас обязывает и к нашему внутреннему развитию и развитию паломнических отношений между нашими государствами. 

Значимость этого семинара огромна. Но наше паломническое движение еще нужно и для того, чтобы не потерять нашу молодежь и открыть ей путь к храму. Если мы не покажем дороги, это будет огромной проблемой для будущего развития нашего общего государства Россия - Белоруссия, в рамках которого мы существуем, как в едином Патриархате. Спасать надо нашу молодежь – это наша миссия и обязанность. На примере нашей минской молодежи видно, что те, кто прикасается к Святыням, они находят для себя духовную опору и защищены в этой жизни от ее потрясений, потому что они с Богом. 

Мы все благодарим вашего Владыку Евсевия за чудесную возможность встретиться, пообщаться, узнать друг друга, потому что вся паломническая деятельность строится в большей степени на человеческих отношениях и нашем доверии. Мы должны рассчитывать друг на друга в нашем очень сложном деле. Паломничество – это миссионерство и нуждается в грамотных организаторах, потому что много ценителей и оценщиков паломнического труда, начиная от священства, и заканчивая теми людьми, которых мы возим в паломнические поездки». 

Владимир Кузнецов, экскурсовод Паломнического отдела Екатеринбургской епархии: «Псков – удивительная земля, древнерусская жемчужина. Меня город поразил своей простотой и красотой, насыщенностью храмами, монастырями. Я почитаю равноапостольную княгиню Ольгу, у меня мама носит ее имя, сам я ношу имя св. князя Владимира, и я рад, что сподобился сюда приехать. У нас в городе 1 млн. 500 тыс. жителей и 30 действующих храмов, у вас население 200 тысяч, а храмов действующих тоже тридцать. И храмы у вас особенные. Чтобы представлять русское Православие конечно надо совершать паломничества сюда - в центральную и западную Россию. Здесь я особенно присматриваюсь к Пскову, потому что он еще связан и с именем последнего нашего Государя». 

Наталья Авдонина, сотрудник паломнической фирмы «Путник» (Латвия, Рига): «Для себя в нашем семинаре я отмечала, на что обратить внимание в паломнической системе обслуживания, например, не забыть о посте в среду и пятницу, когда идет обслуживание в светском общепите. Все-таки мы паломники, большая серьезность нужна, дисциплина в организации. Все, что касается самой нашей поездки, нашего паломничества, святынь – нет слов. Я приезжаю на Псковскую землю и отдыхаю здесь. Паломничество в Россию из Латвии - тема животрепещущая, как напомнил отец Михаил настоятель гдовского храма: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», русские люди не видят того, что мы видим, находясь, скажем так, в эмиграции: здесь благодать в воздухе, везде. И когда приезжаешь «оттуда – сюда» мы это хорошо ощущаем, а вы не видите, что Господь дает, а Он дает вам на «тарелочке с голубой каемочкой» все готовое, только лоб перекрести – и Господь вас любит. У нас нет таких святынь, как у вас: вы среди них живете, а мы к ним приезжаем – через таможню и границу, оформляя визы и собирая каждую паломническую копейку на поездку в Россию». 

Очень любопытным и неожиданным было выступление Татьяны Авдеевой (Воронеж), которая уже 16 лет занимается бизнесом в сфере новых технологий хлебопекарного производства: «Мне много приходится ездить по свету, я объездила весь мир, и могу сказать, духовная почва России такова, что ни одна страна с нею не сравнится, и это нам надо донести до наших детей. Поэтому я занимаюсь реализацией проекта «Православный Центр». Наша Епархия тоже заинтересована в моем проекте, и мы будем обговаривать условия взаимодействия, потому что я хочу партнерских отношений, а не покровительственных. И у меня есть своя задача: привести к храму не столько невоцерковленную молодежь, сколько ту, которая вообще не имеет никакого понятия на сегодняшний день о Православии. 

Мы знаем много о Наполеоне, каких - то восточных практиках, но ничего не знаем о том, где родился Христос, зачем был послан в мир. В Воскресную школу не придет человек с улицы, туда приходят дети воцерковленных родителей, или тех, кто не отрицает Бога – идут люди верующие, или те, кто боится за своих детей, чтобы они просто не попали в плохую компанию. А где основная масса наших детей – на улице! Около магазинов «пятерочка», «десяточка», которые всю ночь торгуют пивом и водкой. От нашей Церкви я хочу людей и программы для своего Православного Центра. У нас есть Духовная семинария, там много молодых семинаристов, пусть молодежь говорит с молодежью, они лучше поймут друг друга. 

Я - бизнесмен, беру кредиты на постройку Православного центра, мне нужна прибыль, у меня работают люди, и я должна и о них заботиться.. Но я хочу, чтобы наши молодые сделали первый шаг к храму, и хочу им в этом помочь, чтобы они не только забегали в храм на пять минут поставить свечку и убежать, а, как говорил наш батюшка: приди к середине службы, чтобы тебе легче было стоять, но не уходи, побудь в доме Бога до конца Богослужения. Должна быть в нашем Центре культурная программа, какой – то соответствующий интерьер, Православная кухня. Чтобы у нас, у православных молодые чувствовали себя как дома, им было интересно. Да и в епархии нет такого места, где могло бы собраться наше духовенство на свои собрания».

Второй Паломнический семинар в Пскове закончился. Мы многое увидели и много услышали о возможностях паломничества в России, в Украине, в Крыму и Одессе, в Белоруссии и Латвии, в Москве и Санкт-Петербурге. Нам было радостно друг с другом, потому что в эти дни мы были и с Богом.

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.