Паломничество к святыням Беларуси. Впечатления группы паломников из Пскова -

Паломничество к святыням Беларуси. Впечатления группы паломников из Пскова

Опубликовано 16 июня 2013 г. Паломничество к святыням Беларуси

О житейском. Белоруссия нам понравилась. Очень. Если точнее, то эта страна вызвала искреннее восхищение, и, хотя наш рассказ будет о паломничестве к православным Святыням Беларуси, нельзя не сказать о ней самой несколько слов. Пытаясь найти какое-то общее определение, характеризующее картину белорусской жизни, которую мы видели и за окном нашего автобуса, и на улицах Минска, Витебска и Полоцка - это соединение прибалтийской аккуратности и русского размаха.

Страна идеально чистая, будто вымытая, и не важно - это центральная улица Минска, или рабочая окраина Витебска. Мы не увидели обшарпанных фасадов и надоедливой рекламы, там нет безчисленных киосков со жвачками и пивом, нет залов игровых автоматов, там улицы широки, а дома развернуты на просторных холмах, там много свободного жизненного пространства, и автомобили ездят по дорогам, кстати, прекрасного качества, а не по тротуарам. Мы не увидели ни одной свалки, ни одного разрисованного цветным спреем фасада - ни одного «матерного слова на заборе». Но мы видели башенные краны: в республике идет жилищное строительство, и много детских колясок.

Увидев Беларусь, мы испытали что-то вроде культурного шока и порадовались за наших соседей. Белорусы всегда отличались трудолюбием, упорством в достижении цели, честностью и прямотой, и очень хочется верить, что эта страна и ее народ будут процветать, благодаря этим качествам. 

О Минске. В паломничество по маршруту Минск - Полоцк - Витебск мы отправлялись с Епархиальной Паломнической службой в ночь на 8 апреля 2006 года. Автобус был полон, почти пятьдесят человек, и добрая половина паломников - молодежь. Сотрудники службы предоставили паломникам конверт с картой маршрута, программой, информацией о Святынях, к которым направляемся. 

Первое потрясение было чисто визуальным, когда мы увидели весенний Минск, идеально чистый город, реку Свислочь, водохранилища, множество маленьких и больших парков, широкие проспекты и улицы. Городу почти десять веков, живут в нем 1 млн. 700 тысяч жителей (вся Беларусь - 10 млн.)

Началось наше паломничество с главного храма Белоруссии Свято-Духова Кафедрального собора, кафедры Экзарха Белоруссии Митрополита Филарета. Здание собора было построено как католический храм монастыря бернардинок в XVII веке, но раннее на этом месте был православный монастырь свв. Космы и Дамиана. История Беларуси - это сложная история взаимоотношений с католицизмом, которая продолжается и доныне, о чем свидетельствует наличие католических храмов в стране. На протяжении XVIII - XIX веков Свято-Духов собор перестраивался, и нынешняя его архитектура является результатом этих перестроек.

В 1860 году храм был обращен в православную церковь в честь свв. Кирилла и Мефодия и предназначался для студентов Минской Духовной семинарии, позже при нем был открыт православный мужской монастырь. С 1870 года по постановлению Священного Синода монастырь стал именоваться Свято-Духовым, а освящение главного монастырского храма в честь Сошествия Святаго Духа было совершено 22 октября 1870 года. В 1918 году монастырь был закрыт и Богослужения прекращены, но в 1943 году собор был вновь освящен и Литургическая жизнь восстановлена.

Рядом с Собором течет река Свислочь, по которой, как рассказывает предание, более пятисот лет назад пришла из Киева по Днепру и Березине в Минск икона Божией Матери (Минская). Ныне эта чудотворная икона находится в Свято-Духовом соборе, и мы могли приложиться к Святыне.

Сам храм оставил впечатление «роскошной строгости», как потом оказалось, интерьеры белорусских храмов, вновь ли построенные или старые, сохраняют византийскую традицию, как в архитектуре, так и в храмовой росписи и иконописи, часто используется смальта. В белорусских церквях иконы обычно большого размера, маленьких «неказистых» икон там нет. В Свято-Духовом соборе покоятся и святые мощи св. кн. Софии Слуцкой.

Святая София, последняя из древнего рода Олельковичей, оставшаяся еще в отрочестве сиротой, была своими опекунами выдана замуж за католика князя Януша Радзивилла. Она согласилась на брак, поставив условием, что муж не будет принуждать ни ее, ни ее православных подданых к измене своей вере. После того, как на Православную Церковь обрушились гонения в связи с печально памятной Брестской Унией, святая София превратила свое Слуцкое княжество в оплот Православия. Ее муж исходатайствовал у польского короля грамоту, подтверждавшую неприкосновенность «старорусской веры» в их владениях, и эту грамоту подтверждали впоследствии все Радзивиллы: «Церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена, неприкосновенно, без всякой перемены должны быть сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных». В браке княгиня была счастлива, но умерла в родах 26 лет (1612 г.)

В Белоруссии ее очень любят, она была оплотом Православия в окатоличенной стране. Святые нетленные мощи защитницы Святой Церкви ныне почивают в кафедральном Свято-Духовом соборе Минска.
 
Паломничество к святыням Беларуси
 
В Минске много храмов строится заново, и, проехав по городу, мы в этом убедились. На месте, которое называлось в древнем Минске Крупцы, где когда-то было явление иконы Божией Матери, сейчас Покровский храм, нижняя церковь которого освящена в честь новомучеников и исповедников. Здесь почитается чудотворная икона Крупецкая. Рядом святой источник, минчане приходят сюда и берут воду, мы тоже попили святой белорусской водицы.

Потом проехали по минским улицам к Свято-Елизаветинской обители, женскому монастырю, который строится заново с 1999 года. И уже стоят храмы, освященные в честь преподобной Великой княгини Елисаветы с нижней церковью святителя Николая, и тут же рядом большой храм иконы Державной Божией Матери.

Рассказ о истории монастыря потряс чудесами и какой-то тихой, струящейся любовью монахини Анфисы, с которой она рассказала нам короткую историю строящейся обители. Рассказала о том, как однажды приехали наши белорусы на остров Залит к батюшке, посоветоваться: решили строить монастырь. Отец Андрей Лемешенок почти двадцать лет окормлялся у нашего старца залитского, отца Николая Гурьянова, кстати, священник Андрей Лемешонок награжден премией Президента Беларуси за вклад в духовное развитие народа. И вот, понимая, как это трудно поднимать монастырь и почти безумно, священник вместе с монахинями решил просить благословения у старца. Монахиня Анфиса рассказывает, как плыли на лодках монахини в белых одеждах вместе со своим батюшкой, а на берегу уже встречал их радостный отец Николай, который и знать не знал, что спешат к нему за советом, но встречать вышел - ждал. Он и благословил быть Свято-Елисаветинской обители в Минске и сделал первый взнос - пять рублей, сказав при этом: «Остальное народ доложит».

«Вы знаете, - говорила матушка Анфиса, - ничего не строится без соделания души Господом, если Он берет твою душу в Свои руки, то и все остальное получается. То, что мы смогли построить за шесть лет – это Божье чудо. Мы все время просим святителя Николая, он наш любимый Святой, и уже надоели ему своими просьбами о помощи, но он нам никогда не отказывает. Помним мы благословение батюшки Николая: когда вернулись с острова, - отправили в мир наших сестер со «коробоночками». Везде они были: и на улицах, и в магазинах, и в институтах, и на заводах, и собирали не жертвочку, а души людские. Нет у нас спонсоров, народ давал нам на монастырь, людская копеечка текла».

Минская Елисаветинская обитель приняла эстафету сестер Марфо-Мариинской общины и ее руководительницы Преподобной Елисаветы (Елисаветы Феодоровны), которые служили в больницах и помогали болящим. Сейчас в монастыре 300 сестер, 60 монахинь, и их служение проходит в психо-неврологическом республиканском диспансере, который находится рядом с обителью, и где 2000 страждущих пациентов. Есть там и интернаты для взрослых и детей, где тоже служат сестры.

Сестричество - их монашеский труд, их послушание. Когда мы вошли в обитель, то в храме Преподобной Елисаветы шло соборование, соборовались более четырехсот человек, и было не войти. Показала нам матушка Анфиса почти построенный храм в честь иконы Божией Матери «Державная», который впечатлил своими размерами, мастерством отделки и сверкающими иконами из смальты.

У монастыря есть подворье, на котором построен храм в честь иконы «Неупиваемая Чаша», и там монастырские врачуют тех, кто не поместился в этой жизни: одиноких онкобольных, бомжиков, пьющих несчастных людей. Есть в монастыре своя иконописная мастерская, мастерская камня, пасека, огромные огороды, теплицы, а когда пахали брошенную землю, то даже знаменитые белорусские трактора ломались. И сейчас председатели колхозов просят сестер: возьмите землю, пропадет.

Мы покидали Минск с ликующим сердцем: Православие живо, оно греет и врачует, радость дает неизбывную. А батюшка Алексий в Свято-Духовом соборе открыл для нас ковчег чудотворной иконы Божией Матери Минская и мощи св. Софии Слуцкой, псковские паломники пропели величание и благоговейно приложились к Святыням. И все время хотелось сказать вслух: Христос Воскресе!

О Спасо-Евфросиниевском монастыре в Полоцке. После Минска наше паломничество продолжилось в Спасо-Евфросиниевском монастыре города Полоцка, в Полоцкой епархии. Приехали на вечернюю службу, а они в монастырях долгие. Служба шла в Крестовоздвиженском монастырском храме, в котором хранятся восьмикилограммовые вериги преподобной Евфросинии Полоцкой, первой игуменьи русской: Всероссийская полоцкая дево! И если праведная София Слуцкая - местночтимая Святая, то преподобная Евфросиния - Святая Русской Православной Церкви.
 
Паломничество к святыням Беларуси
 
В Древней Руси существовали и укреплялись теснейшие родовые связи между княжествами, что давало гарантию добрососедства и мира. Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предислава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира и дочерью князя Полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет княжна была обучена чтению Псалтири и Священного Писания.

Ее отличали красота, целомудренность и горение в вере. Многие князья просили руки Предиславы, но она пожелала в 12 лет принять постриг, и была пострижена в иноческий чин с именем Евфросиния. Преподобная занималась переписыванием Священных книг, а плату за работу раздавала нищим. В сонном видении ей однажды явился Ангел Господень и внушил основать обитель недалеко от Полоцка.

В 1125 году рядом с Преображенским храмом была основана св. Евфросинией обитель, отправляясь туда, Преподобная взяла только книги - «все мое имение». При монастыре ею была основана школа, а в 1161 году воздвигнут храм во имя Спасителя, а в храме келья игуменьи в форме креста. Зная силу ее молитвы, многие приходили к ней за духовной помощью и обретали ее. На склоне лет преподобная Евфросиния, предчувствуя скорую кончину, пожелала поклониться Живоносному Гробу Господню, и вместе с сестрой Евпраксией и племянником Давидом пешком отправилась через Константинополь в Святую Землю.

Поклонившись Гробу Господа нашего Иисуса Христа, приняла мирную кончину в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы 23 мая в 1173 году. Когда Иерусалим был завоеван султаном Саладином, он потребовал от христиан покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь, и монахи русского монастыря взяли на родину Святые мощи русской княжны, в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910 году торжественно они были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь. В XVI веке польский король Стефан Баторий отдал монастырь католическому ордену иезуитов, и только в 1832 году обитель была возвращена православным.

В 1928 году монастырь был закрыт богоборческой властью, но в период немецкой оккупации он возобновил свою деятельность, потом вновь был закрыт в пятидесятые годы, и в 1990 Спасо-Евфросиниевский монастырь был возобновлен. Ныне здесь около 70 насельниц. Крестовоздвиженский Собор, где мы молились и вечером по приезде, и утром на Литургии построен в начале XIX столетия. Спасо-Преображенский собор, соименный собору Мирожского монастыря в Пскове построен, как и псковский монастырский храм - в XII столетии. В соборе покоятся Святые мощи преподобной игуменьи Евфросинии, к которым мы приложились после акафиста Святой. Его традиционно служат в храме ранним утром.

Невольно сравниваешь наши паломничества с паломничеством преподобной Евфросинии в Святую землю, куда она шла пешком, через Константинополь. Вроде и вера Православная только крепла, а мудрая игуменья отправляется к Гробу Господню на поклонение, без всякого сомнения и боязни.

В белорусском паломничестве происходило постоянное общение с нашим батюшкой, отцом Андреем. Особенность паломнических групп состоит в том, что собираются вместе не только люди разного возраста, но и находящиеся на разных отрезках пути к Богу: кто – то начинает, кто – то уже уверенно идет. И отец Андрей, предвидя возможные проблемы общения или простого непонимания увиденного, тут же вразумляет, будто слышит наши слабые мысли: «Время летит, говорит батюшка, - и пройдет оно очень быстро, а к смерти, как говорят Святые, нужно готовиться, начиная от рождения, потому что не знаем, когда умрем и будем давать ответ перед Богом, поэтому любое время надо употреблять на службу Богу и не забывать Его.

Как священник, я вам обещаю, что вы этот путь оцените, спустя несколько дней, месяцев, но оцените эту благодать, сейчас на вас сошедшую и дотронувшуюся до вашего сердца. И это будет огромная помощь в вашей жизни и дальше. И не забывайте, что вы нашли еще двух своих друзей перед престолом Божиим - это княгини София Слуцкая и Преподобная Евфросиния.

Они теперь тоже наши предстательницы перед престолом Божиим и будут за нас молиться всю нашу жизнь, а вы поклоняйтесь им особенно, с особым придыханием: «Святая преподобная княгиня Евфросиния, Святая княгиня София, молите Бога обо мне. Я ведь вам (молился)молилась, прикладывалась к вашим Святым мощам…» Они - то нас всегда будут помнить, это нам надо о них не забывать. Надо не сидеть дома, а ездить, чтобы участвовать в паломничестве, а паломничество - это тоже Богослужение». В Спасо-Евфросиниевским монастыре почти все мы причастились Святых Христовых Тайн.

О Витебске. Во второй день нашего паломничества после Полоцка, который едва увидели, время ограничено, отправились в Витебск. Пока едешь, размышляешь об увиденном, и все чаще приходят мысли, что белорусы и русские не столько один этнос, сколько по духу братья, по православному духу. Интересно, что в церковных лавках храмов Беларуси, где мы побывали, стоят книги наших псковских старцев архимандрита Иоанна Крестьянкина и протоиерея Николая Гурьянова. Витебск, если можно так сказать, город более либеральный, здесь уже и реклама уличная появилась, и пестроты побольше, много, как и в Минске, работающих предприятий: ковровая фабрика, телевизионный завод, трикотажное производство, хорошо известное и псковичам. Население города – 350 тысяч, как и в Минске, здесь многие храмы строятся заново, их более десяти, шесть будущих храмов еще в документации, какие-то храмы восстанавливаются.
 
Паломничество к святыням Беларуси
 
На праздник Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Митрополитом Филаретом были освящены фрески. Расписывали храм современные иконописцы. Здесь находится икона Божией Матери «Оршанская» и икона новомученика страстотерпца императора Николая Романова.

Настоятель храма рассказал нам, что, когда икона царя Николая была написана, батюшка сделал для нее временный фанерный ковчежец, и однажды, во время Литургии, икона упала, и ковчежец поломался. Снова сколотили фанерку, опять поставили иконку. И так повторялось это падение с треском еще дважды, пока ковчежец совершенно не разломался, и когда внимательно посмотрели фанеру, то оказалось, на ней были отпечатаны ленинские лозунги, палача Императора Российского.

Рядом с храмом новая колокольня, на земле в кованых решетках 11 колоколов. Звонарь по нашей просьбе устроил маленький благовест, радостный и веселый, и все невольно заулыбались. Восстанавливается взорванный в 1937 году Успенский собор. Есть в Витебске храм св. Александра Невского, его женой была дочь белорусского князя Брячислава, Ольгинский храм. В большом микрорайоне на холме стоит деревянный храм апостола Андрея Первозванного, построенный за 21 день.

При храме работает Воскресная школа, есть сестричество. А при храме св. Георгия Победоносца, перестроенного из Пожарного депо, кормят неимущих, безпризорных детей. Как мы заметили, город отдает под храмы не самые красивые и, нуждающиеся в ремонте здания, и, Слава Богу, православные берут такие дома и строят из них церкви. При каждой церкви есть Воскресная школа и трапезная для нуждающихся, каждый храм кого-то кормит. Создается в Витебской епархии, главой которой является Архиепископ Димитрий, Богородичный центр из старой закрытой больницы, где будет странноприимный дом, сестричество.

Были мы в Свято-Покровском кафедральном Соборе Витебска, в котором в советские времена располагалась женская тюрьма.

Во время войны собор был разрушен, сейчас он восстановлен, и здесь мы увидели еще одну икону Божией Матери «Борколабовскую», о которой сохраняется следующее предание: В 1659 году Пожарский вез из Польши икону Божией Матери, и в местечке Борколабово, близ Быхова, что возле Иоанно-Предтеченского монастыря, обоз встал, и никакие усилия князя не могли стронуть его с места, пока он не понял, что икону надо оставить в этом монастыре. Этот образ Божией Матери прославился чудесами, но наибольшее чудо в том, что он пережил все войны и все гонения на религию, включая чудовищные гонения XX века, когда в окрестностях не осталось практически ни одного действующего храма. И доныне это один из почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси, хранится в том же монастыре.
 
Паломничество к святыням Беларуси
 
Потом ехали мы по заводской территории города, названной народом Марковщина, по имени старого монастыря, бывшего здесь. Ныне тут корпуса Шелкового комбината, и среди заводских цехов возрождается Свято-Троицкий Марков монастырь, вход в который очень был похож на обыкновенную заводскую проходную.

Несколько лет назад стали восстанавливать монастырский храм иконы Казанской Божией Матери, а первый монастырский храм был построен неким монахом Марком, к которому стала стекаться братия, так и возник Марков монастырь. Завод отдал монастырю пятиэтажный корпус, где сейчас располагаются мастерские монастыря, Воскресная школа. Настоятель монастыря приглашал бездомных поработать за жилье и кормление, но желающих, правда, не нашлось.

В нашем паломничестве к святыням Беларуси было много такого, что нас потрясло, собственно, все путешествие вызывало сильные эмоции. Но источник св. Параскевы, которому почти пятьсот лет, среди заводских труб и железной дороги, - это чудо: открываешь дверь, а перед тобой бассейн святой воды, окунаешься - благодатной радости нет предела.

А рядом домишко из белого кирпича, перестроенный в храм в честь новомученика архиепископа Фаддея, которого большевики утопили в выгребной яме, но когда Владыку народ православный выносил, его тело благоухало фимиамом. Вот так на рабочей окраине Витебска располагаются такие святыни: выйди из дома окунись, приди в храм - помолись. Истинно Господь сейчас изливает благодать всем православным, только посмотри в Его сторону, Он Щедр: приходите и берите даром. Устраивал храм и источник настоятель отец Илия.

Надо сказать, что батюшки в Белоруссии похожи друг на друга: невысокие, светловолосые, сухопарые, какие-то очень трогательные в своей вере и желании нам помочь, как можно больше увидеть и узнать, полюбить Белоруссию.

Наша православный экскурсовод Раиса Васильевна рассказала об известном в Беларуси старце Антонии (Дрозд), ныне иеромонахе Аароне, который был рукоположен в сан в 1943 году, ему сейчас 87 лет. Несколько лет назад произошел такой случай: в местечке Яновичи под Витебском во время войны шли тяжелые бои, и много наших солдат там полегло и похоронены. И вот кто-то начал на этих Яновических полях вызывать души усопших, стали народу деревенскому являться души убиенных, их вся деревня видела, поднялся такой ужас, что даже священники не шли и по благословению архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия пошел отчитывать митрофорный протоиерей Антоний Дрозд. Сделал отчитку в селе, и по его молитвам, стало тихо. С тех пор души умерших никто не вызывает.

После источника, с внутренним ликованием от холодной обжигающей воды св. Параскевы, мы отправились на трапезу на подворье Афонского монастыря, где нас на дальнюю дорогу кормили чудесным постным ужином. И матушки прощально махали вслед нашему автобусу: до встречи. И как не вернуться сюда, в родную землю, которая не стала чужой после разрыва СССР?

О паломниках и паломничестве.
В нашей группе были дети, самый маленький - шестилетний Женя. Он сразу обращал на себя внимание: ребенок стоически переносил длинные Богослужения, сам носил тяжелые сумки и не доставлял никаких хлопот. Когда мы поинтересовались у него, кто такого хорошего мальчишку вырастил, Женя скромно ответил: сам. И не соврал: Женя сирота, папа умер, а мама мальчика лишена родительских прав. Лариса Григорьевна - опекун Жени и новая мама ищет для мальчика что-то вроде школы при монастыре, очень боится, что Женя повторит судьбу своих родителей. Но таких школ у нас нет. Спасо-Евфросиниевский монастырь в шестилетней жизни Жени был уже седьмым в его очередном паломничестве. Мальчику очень понравилось там, «где звездочки», в Свято-Елизаветинском монастыре.

Лариса Григорьевна, 50 лет, Дом детского творчества, Пыталово: «Женя - мальчик мужественный, его укачивает в автобусе, но он терпит. Меня тоже поразил Свято-Елизаветинский строящийся монастырь, но оставил впечатлений больше Евфросиниевский. Сама я из Белоруссии, прожила здесь 35 лет, в Евфросиниевском монастыре впервые, как-то не получалось раньше, да его и не было в советское время, так что приехала уже из России. Впечатления самые лучшие. Постоянно паломничаю, что связано с моей работой, и сама езжу, Женя обычно вместе со мной. Люблю бывать в монастырях, хочется радоваться, и, действительно, очень радостно. Наших учеников стараюсь возить по святым местам, считаю, надо совмещать детский туризм и паломничество». 

Ирина, 22 года: «Я родом из Белоруссии и для меня эта поездка была желанной, я к ней готовилась: прочитала житие Евфросинии Полоцкой. Минск оказался каким-то большим, красивым, строится много. Сама Белоруссия мне больше нравится, чем Россия, это все-таки моя родина, но, с другой стороны, хорошо там, где нас нет. Это не первое мое паломничество. Сейчас больше паломничаю, средства появились, время, чтобы ездить. Я с детства верующий человек, но глубже стала интересоваться года три назад. Службы в монастырях поначалу, возможно, и утомительные, они достаточно продолжительны, но потом появляется второе дыхание, и выходишь окрыленным, есть силы на всю дальнейшую жизнь, на мир». 

Денис, 28 лет, военный летчик: «Любому православному человеку, когда читаешь и знаешь о жизни белорусских святых, когда заочно уже их любишь, хочется съездить и поклониться им, помолиться. На Руси издавна, как было принято Православие, люди странствовали по Божиим местам. А полоцкие князья, спустя сто лет после Крещения, уже ходили с записками в Иерусалим для поминания наших святых. Одной из первых в Святую Землю паломничала Евфросиния Полоцкая. Конечно, в подобные путешествия, в первую очередь, ведет вера. Я впервые в таком паломничестве, и самые сильные мои впечатления, что мы не только из одного государства с белорусами, но мы одной веры и традиции. Мне хотелось посмотреть, какой здесь уровень Православия, и очень рад увиденному, а верующих в храмах столько же, сколько и у нас в Пскове. Потрясает размах храмового, монастырского строительства. Свято-Елизаветинский монастырь за несколько лет построен вновь, восстановлена Евфросиниевская обитель. Когда ехали, смотрели вокруг, видна забота государства, заметно, что и сам народ себя уважает. Посмотрите, Евфросиния Полоцкая и София Слуцкая - эти две княгини были люди не самые простые, а богатые и знатные. К сожалению, о наших нынешних верхах общества такого сказать нельзя, о таком горении в вере. А раньше заступниками веры Православной были самые первые люди в обществе».

Юля, 29 лет: «Это мое первое паломничество за рубежи нашей Родины. Минск поражает своей красотой, пространством, здесь можно дышать и ты чувствуешь себя свободно: ты живешь под небом. Но если по ощущениям сравнивать, то наши псковские святыни древнее, и Псков у нас более намоленный. Поразило, что между нами глубокие исторические связи Псковской земли и белорусской: между Минском, Полоцком и Псковом. Женой святого Александра Невского была полоцкая княжна, дочь князя Брячислава. Новая Свято-Елисаветинская обитель оставила огромное впечатление, ее монашенки - это чудо, утешение и радость. Мир и покой в душе - вот, что я могу сказать о нашем паломничестве в Белоруссию». 

А ведь Беларусь, мы стали забывать, очень пострадала во время фашистской оккупации. Белорусское население активно не приняло немецкую власть, и немцы мстили белорусам, сжигая села и деревни, да и от боевых действий войск Белоруссия была практически разрушена. Но Белоруссия, как нам показалось, сейчас возрождается гораздо мощнее, чем в советский период. Видимо, это связано со строительством храмов и возобновлением полноценной литургической жизни в стране, а еще покровительством святых угодников и праведников, покровительством Божией Матери, лик Которой в белорусских храмах особенный - Она смотрит на нас с какой-то строгой любовью.

Мы покидали Беларусь, но мы будем скучать по белорусскому твердому говорку, по милым и понятным белорусским названиям: бульбяная, пошта, гасциница.

Надеюсь, что все святые, которым мы молились на этой земле, к чьим мощам прикладывались, будут молиться за нас перед Престолом Божиим. Как те апостолы, которые защищали хананейку перед Господом, тоже скажут: «Господи, вопиют к тебе сорок четыре человека, ответь им, обрати на них внимание». И я уверен, что Господь откликнется, только Он касается сердца человеческого очень аккуратно, не нарушая нашей воли, поэтому мы не сразу чувствуем в себе резкие перемены. Явных чудесных проявлений нет, на нас не сходит нимб, мы не начинаем светиться, но Господь через благодать, которую нам дает вдруг, не искушая нас не вводит в гордость.

Он нас бережет, переживает, что мы можем возгордиться и возомнить о себе. И потеряем все, что собрали в нашей паломнической молитве. Поэтому Он меняет нашу природу незаметно для нас самих. Как говорят Святые отцы, мы только тогда заметим, что мы были изменены, когда согрешим, когда опять в лужу греха упадем, тогда почувствуем разницу, как нам, оказывается, было уже хорошо и легко, и, как вдруг тяжело, мерзко и противно опять находиться в том состоянии, в котором мы были.

Паломничество длилось всего два дня, но каждый для себя после этой поездки поймет что-то главное и нужное, многих это изменит. Одна юная паломница сказала нам: «Я уже сейчас нашла ответы на многие вопросы, но больше всего меня поразили все вы. Когда мы сели в автобус я еще подумала, что люди очень разные, едут много молодежи, дети, старшие. Но мы помогали друг другу, меня поддерживали добрые глаза, и я понимала, что есть люди, готовые помочь в любую минуту, поддержать. Спасибо вам всем».

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.