Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.
С 13 мая 2005 года в Пскове проходил первый международный практический семинар, организованный Псковским епархиальным управлением и паломнической службой «Вертоград» по благословению Владыки Евсевия. Семинар, собравший в Пскове руководителей паломнических служб не только России, но и Белоруссии, Латвии и Украины вылился в паломнический тур, который был посвящен святыням Псковской земли и проблемам паломнического движения. Перефразируя Окуджаву, он превратился в «Путешествие православных». Семинар продлился три дня, и информационная служба Псковской епархии предлагает «путевые православные заметки» с этого интересного и не совсем обычного семинара паломничества. Здесь не будет обстоятельного рассказа о том, что увидели наши гости, здесь мы попытаемся рассказать, что открылось, что оказалось важным в этом путешествии для нас самих, псковичей. В паломничестве, особенно по своей родной земле, открывается другое зрение – духовное. Ты видишь мир иначе, чем привык.
День первый. От Апостола любви к Апостолу любви. 13 мая, пятница, оказался дождливым и совсем не жарким, но настроение было приподнятым. Отслужили в начале пути молебен в храме Апостола Иоанна Богослова, что на Мишариной горе в Пскове. В этом храме хранится икона Апостола Иоанна, написанная монахами Патмоса и подаренная архимандритом Антипой Владыке Евсевию. Гостей ожидали в Троицком Соборе, куда ведут тридцать три ступеньки, где группка детей внимательно слушала экскурсовода: «Посчитайте дети, сколько рядочков икон в иконостасе? - Семь. - Только в нашем городе такой иконостас из семи рядов, самый высокий». Давно это знаешь, но когда вот так услышишь, детским ухом, совсем по – другому и оценишь. Экскурсионными водителями наших паломников были представители службы «Вертоград»: «Есть в России Дом Матери Божией - Киев, Дом Премудрости Божией – Новгород, а есть Дом Святой Троицы – это Псков. Город, хранимый Богом». Да и то правда. Подсчитали, что Псков, стоящий на рубежах Русского государства, каждые три года терпел осаду, и псковичи говаривали: один год воюем, один год торгуем, один год горим. Три беды были в средневековом Пскове: война, пожар и мор. Вот и знаменитая чудотворная икона Чирской Божией Матери, что сейчас у алтаря Троицкого Собора, слезоточила, пока в Пскове был моровая язва за грехи псковичам, и они молились, выпрашивая прощения у Богородицы. Сейчас на иконе подарки от исцеленных: кольца, цепочки. Икона эта из деревни Черской, которая и доныне находится в 25 километрах от Пскова. А память Чирской иконы празднуется Русской Православной Церковью 29 июля. Икона не только псковская, икона – российская. В Соборе четыре чудотворные иконы: Псковская икона Божией Матери, обретенная псковским купцом в момент тяжелой болезни его любимой супруги, которую он так любил, что дерзостно просил у Бога, чтобы и ему дал умереть вместе с ней. Но молитвы купца не пропали втуне, супруга исцелилась, а икона стала почитаемой, семейной иконой. К ней приходят женщины, которые просят мирной жизни в браке и любви мужа. Находится в Соборе известный список псковской иконы «Призри на смирение», оригинал ее пропал, но один из списков хранится в Киеве, и совсем недавно на стекле ковчега, в котором хранится икона, появилось изображение (оттиск) Богородицы. Тихвинская икона Богоматери Одигитрия и сейчас на том же месте, где во время войны была знаменитая чудотворная икона из Тихвинского монастыря, отправленная фашистами в Германию и обретенная вновь в 2004 году с помощью православных священников из Риги. Когда икону вернули в Тихвин, вспомнили, что у нее были створки – хранительницы с изображением ангелов. Кинулись в Псков, а они до сих пор в Троицком Соборе, о чем никто не ведал. Створки увезли в Тихвин, к своей родной иконе. Четвертая чудотворная икона Богоматери, оберегающая Псков от врага, тоже совсем недавно вернулась, как сказал наш Владыка, из немецкого плена. И пока возвращалась псковская святыня, на глазах у верующих стала обновляться, появилось золото, чего не было, мироточение. Псково – Покровская икона Богородицы – знак особого покровительства Пскову от Божией Матери.
В Троицком Соборе сохраняется редкой красоты семиярусный иконостас «флемской» резьбы. 12 икон в каждом ряду; в шестом ярусе иконостаса - Страсти Христовы, а в седьмом псковичи поместили иконы Жен Мироносиц. Именно они первые возвестили о Воскресении Христовом. Они, ученицы Христа: Мария Магдалина, Мария Иаковлева Мария Клеопова, Марфа, Саломия, Сусанна, Иоанна и др. были первыми благовестницами, а не апостолы, которые и не поверили поначалу Женам. Псковичи же им в своем главном иконостасе выделили самое высокое место, особенно понимая значение Жен в христианском мире.
Рассказывают, после революции был в Пскове епископом Геннадий (Туберозов), который вошел в список Патриарха Тихона как обновленческий архиерей, но сделал все, чтобы Псков не знал заразы обновленчества, так что Господь спас город от позора обновленчества. А епископ потом был казнен большевистской властью. Принял мученическую смерть.
В большевистское время Собор сделали музеем религии и атеизма, но немцы, взявшие город, открыли храм для верующих. И до сих пор на полу Собора при входе сохраняется след от мины, на которой взорвались советский офицер и солдат. Они решили еще раз проверить Собор, и не пустили священство в храм: мало ли что. Теперь за этих героев, не зная их имен, Церковь псковская молится.
Затем наш автобус с паломниками – профессионалами покатил в Иоанно – Богословский Крыпецкий монастырь, к монастырским святыням, связанным с именами святых преподобных, прозорливцами и целителями Саввы и Корнилия. Этот Божий дар им был дан от Господа, и ныне в святых источниках – озерах Крыпецкого монастыря купаются паломники, очищаясь и исцеляясь, крепнув духом.
В Крыпецком монастыре принял постриг Никон – преподобный Никандр, и знаменитый государственный деятель Афанасий Ордин – Нащокин, смиренно став монахом Антонием и закончивший дни свои в монастыре, в Крыпцах. А само словечко «крыпцы», как нам рассказал отец Мардарий, означает рыбацкий челн. Там же был прославлен преподобный Корнилий, который принял подвиг Христа ради юродства и предсказал свою смерть, похороненный нерадивыми работниками монастырскими головой на север в 1903 году. Корнилий предсказывал, что пока он так будет лежать, бедствия России будут продолжаться, но святые мощи были обретены в 1997 году, и хранятся ныне как и мощи св. Саввы в Иоанно – Богословском соборе монастыря. Для монашествующих иногда святые мощи Корнилия открывают, и чувствуется сильное благоухание, аромат которого не передать. Это дается для укрепления духа молитвы. В монастыре постоянно читается Неусыпаемая Псалтирь о благодетелях, монашествующих и трудниках монастырских. Маленькая земля Псковская 300 км. на 100, а велика своими святынями: куда бы ни пошел и ни поехал, в какую сторону - везде увидишь церковь, в ней - чудотворную икону, а рядом - святой источник. В разговоре гости пытались выяснить: как почувствовать святость источника, в чем это выражается? В приливе жизнерадостности и какой - то благодатной силы. Мир монастыря – мужской. Преподобный Савва Крыпецкий, как и преподобный Евфросин Елеазаровский – основатели псковского пустынножительства. Их не устраивали послабления монастырского устава, и они уходили в болото, в глушь, чтобы в одиночестве и молчании молиться Богу. А начали они свой путь постриженниками Снетогорского монастыря, и благословение на пустынножительство получили в Снетогорском монастыре, куда из Крыпец мы и направились.
Снетогорский монастырь – один из древнейших. Помнится, из псковской истории как князь Хованский, стоявший под Псковом в Снетогорском монастыре с войском, жаловался в письмах Царю, что приходится в пост мясо есть. Хлеба в Пскове не было, был хлебный бунт из – за высоких цен на хлеб, и Хованский пришел усмирять псковичей, правда, обошлось без жертв. Снетогорский монастырь – в прошлом обитель, которую посещали люди богатые и известные, жертвователи в монастырскую казну были серьезные. Во время Великой Отечественной Войны здесь распологался штаб армии «Север», позже – детский санаторий. Красивый собор Рождества Богородицы (1310 г.), очень похожий на храм Спасо–Преображения Мирожского монастыря, но с куполом византийской формы. Государство собор не восстанавливает, но и сестрам его не отдает. Сестрам приходилось в самом начале монастырского возрождения работать много и тяжело, и они ждут, когда спор разрешится, а жревние фрески редкой пластики и цвета терракоты в храме ожидают своей участи уже сто лет, как их открыли. И картина Страшного Суда на выходе из храма, как рассказала нам монахиня Леонилла, очень впечатляет: патриарх Авраам, на лоне у которого должник Лазарь, помните евангельскую притчу о богаче и Лазаре? Вот один оказался на лоне Авраамовом, а другой - на противоположной стороне от Царства Небесного, и молит Лазаря потушить жар своих уст, но после Страшного Суда нет дороги «ни вам к нам, ни к нам – вам». Игуменья монастыря матушка Людмила заслужила особое уважение своим смиренным подвигом строительства обители. Не зря уговаривал ее на игуменство в Снетогорский монастырь Владыка Евсевий, который знал будущую матушку еще старостой большого храма Вознесения в Ельце. Вот так и оказалась Любовь в Снетогорском монастыре, став матушкой Людмилой, и смотрит каждый день на разрушенный в 30-е годы ХХ в. храм Вознесения под колоколы, от которого остались руины.
В раке Троицкого Кафедрального Собора покоятся мощи псковских святых благоверных князей Всеволода – Гавриила, Довмонта – Тимофея, блаженного Николая и преподобномученика Иосафа Снетогорского, который погиб при нашествии ливонцев в 1299 году. Они закрыли монахов вместе с игуменом в храме и подожгли. Католическому Западу были нужны не только наши территории, но и православная вера выкорчевывалась. Враг хорошо понимал, что пока есть Православие, – Русь стоит, стоят русские крепости и города, и русской земли никто не отдаст. Устное предание сохранило и информацию о строгом монастырском уставе игумена Иосафа, который приняли будущие преподобные и основатели пустынножительства на Псковской земле Савва Крыпецкий и Евфросин Елеазаровский. Вот так нить православной веры и тянется от одного монастыря к другому, они ее хранили и хранят. Вспомнила Леонилла в своем рассказе и святого князя Довмонта, бежавшего из языческой Литвы от братской распри в Псков. Псковичи его приняли, крестили в веру православную, дали имя Тимофей и выдали за него внучку князя Александра Невского Марию. И 33 года верой и правдой православный литовец служил православным псковичам, защищая город от ливонских и литовских войск. Когда он умер в преклонном возрасте в мор, псковичи горько рыдали о князе, храбром защитнике. Ныне литовский князь – святой русской земли. Русский тот, кто православный. Не нами сказано, но справедливо. Раньше, кстати, так и в Российской империи было: национальность не указывали, а указывали вероисповедание.
После Снетогорского монастыря проехали по Пскову до Покровской башни, самой мощной башни в Европе XVI в., и самого лучшего опыта реставрации в СССР. На этом месте, на стене возле Покровской башни и было явление Богородицы во время осады Пскова войском польского короля Стефана Батория.
Поляки так и не смогли взять Псков в 1581 году и пройти к Москве. Потом наш историк Николай Карамзин напишет в своей Истории государства Российского: Псков и Шуйский спасли Россию. И на Завеличье, где псковичи никогда не селились по причине опасности со стороны западных соседей, ставились грядой монастыри. Была такая духовная стена защиты у Пскова, и первыми мученическую смерть принимали монахи, когда враг шел к Пскову. Вот уж правду написал Александр Сергеевич о том, что нашим монахам мы обязаны нашей культурой и просвещением. И жизнью государства, возможно.
День второй. Выбуты – Изборск – Печерский монастырь – Камно. Недалеко от Пскова в десяти с небольшим километрах есть место – Выбуты. Здешний пейзаж помнит великую Ольгу. Мы вошли в выбутский храм Ильи Пророка ХV столетия, построенный на месте деревянного. Русское средневековье сохраняло горячность веры и жар молитвы. Храмы были деревянными или каменными, но не отапливалась. Грела молитва православных. Нынешняя особенность нашей веры – теплохладность. Равнодушное спокойствие в вере. Мы, как будто привыкли, что Его нет, или Он есть как само собой разумеющееся. Вот и обогреваем теперь храмы, подключаем отопление, иначе не выстоять на службах. В церкви Ильи Пророка в стены сводов и барабана вставлены кувшины – кринки для облегчения конструкции, для идеального резонирования человеческого голоса и храмовых стен. Поэтому и говорить в псковских храмах можно шепотом. «Аще и всю ночь в келье простоишь на молитве, не сровняется с одним пропетым в церкви «Господи, помилуй» - так говорил псковский монах – пустынножитель, основатель Спасо–Елеазаровского монастыря, радетель русской государственности преподобный Евфросин.
Рядом с храмом Ильи Пророка построен новый деревянный освящённый в честь святителя Николая Чудотворца, в нем - подаренная Плащаница св. Ольги.
Говорят, Плащаница уже являет чудеса исцеления. Пока на эту тему паломническую стали вспоминать, что у кого было, Раиса Васильевна из Витебска, которая уже семь лет со своими православными колесит по российским святыням, рассказала, как в одном храме, когда уже батюшка давал отпуст и поминал в конце службы святых, одна паломница вдруг сказала: «Рая, смотри, вот святитель Николай появился, стоит у солеи». И так, кого называл священник, поминая, стояли у края солеи, и паломница их видела.
Нам в Выбутах наш экскурсовод обещала солнце среди дождя и туч, обложивших всю небесную ширь, и оно проглянулось на несколько минут, что было чудом, очень естественным в этих владениях княгини. В этом пейзаже, среди камней, где она ходила, жила, где бежит живая и порожистая Великая, мы чувствовали себя странно, совсем не в XXI веке.
Рассказывают, долгое время жила в Выбутах старушка, пока не пришли к ней журналисты порасспрашивать об истории места, она им и сказала: «Вас ждала, чтобы показать, где Ольгин камень. Мы с мамой, бывало, мимо него проходили, и она мне говорила: Запомни, доченька, это Ольгин камень. Так и запомнила. Теперь вам говорю, и умереть уже можно». Вот она, народная традиция предания: правду сохраняют не газеты и рукописные документы, которые по-разному можно прочитать, а народные устные предания – легенды, в которых и есть настоящая правда. Она передается от отца к сыну, от дочери к матери и далее по роду. Пока все не узнают. Здесь Ольга-перевозчица встретила киевского князя Игоря, своего будущего мужа, здесь ее ключница Малуша родила Ольге внука – будущего Крестителя Руси. Это и есть правда народного предания.
Из подземных ключей налилось маленькое озерцо, можно окунуться, а рядом Ольгинские ключи, и все это – твое. Живи. Радуйся. Пользуйся. Ольга благодарно встречает солнцем. И то верно, первая христианка Руси из княжеского рода, наше солнце веры. Только там, в Выбутах, и мелькнуло солнышко, а потом мы ехали под дождем в Изборск.
В Изборске, возле храма Рождества Пресвятой Богородицы, нас встречал его настоятель священник Алексей Вовченко. Он же является и настоятелем церкви св. Георгия Победоносца в Камно. Батюшка затопил самовар шишками, раскочегарил к приезду дорогих гостей, бросил на навершие самовара ладана для благословения трапезы. Ладан расплылся по сторожке: вот рай – то. Заварил вкусный чай с травами, на богородицкой водичке, что в источнике рядом с храмом. И угощал белыми сухарями, посыпанными сахарком. Отец Алексей сам справлялся, помощницы остались в Камно. Разговор зашел о путях предков славян-словен, шли по городищу Словенск, поклонились варяжскому князю Трувору, а на Словенских ключах, освященных в честь 12 апостолов, паломники разбрелись по ручьям и струям, в которых доставали изборские известковые камешки с красными полосами, будто натекшими кровью. И это красное не было вкраплением, а как бы помазано поверху камешков. Крови здесь пролито немало, а земля каменная, так она и осталась на этих камнях, никуда не стекла.
Отец Алексей показал нам большую избу, где в два яруса были сбиты из досок полати для детей православного лагеря. В сенях на жердочках сушилась прошлогодняя травка, было уютно, хотя ни света и никаких плодов цивилизации в доме не было. Священник рассказал, что дети в лагере учатся не только молиться, но и защищаться, занимаются русским кулачным ратным боем. А то совсем мужиков не стало. Пока ходили по изборским просторам с нашими батюшками, о. Алексей размышлял вслух, благо рядом прибалтийские, ливонские земли: «Протестантам не понять, зачем нам храмы и монастыри, лучше дома строить и стиральным порошком мостовые мыть». Привел в свой храм Рождества Богородицы (XVIII в.), где в последние годы во множестве иконы мироточили, и стена храмовая, как оказалось, хранила под спудом честные мощи изборского святого Серапиона Ламского (лам - плита), его называют еще Серапион новый чудотворец. Он из великой когорты псковских пустынножителей и молчальников: Онуфрия Мальского, Никандра и Саввы Крыпецкого и др. Все обновления и открытия в храме батюшка связывает с тем, что появился детский православный лагерь, и Господь откликнулся чудесами на детскую работу и старательную молитву. Отец Алексей считает, что изборская земля идеальна для воспитания любви к родине, воспитания того самого патриотизма, о котором мы ныне и понятия – то не имеем. Не знаем любви к Родине, не ведаем. Один из гостей, посмотрев Изборск, сказал: «Мы так много ездим, а потом приезжаем сюда и расплачемся вдруг: зачем мы, дураки, по миру ездим, если здесь всё!» Ну, наверное, потому и ездим, чтобы понять навсегда, что здесь - всё!
После Изборска отправились в Свято–Успенский Печерский мужской монастырь. Печеры все паломники знают хорошо. Но все равно удивились благолепию, монастырскому гостеприимству и торжественности Всенощной, которая проходила в Михайловском соборе, где хранится десница св. мученицы Татианы из Царского села, подаренная благочестивым семейством монастырю, сохраненная ими в годы лихолетья. Михайловский собор построен на средства псковичей в честь победы армии П.Х. Витгенштейна под Полоцком над французами. Если бы Наполеона не выбили из Полоцка, то он пошел бы прямиком на Псков. Зная об этом, псковичи и просили печерских монахов о крестном ходе с иконами Божией Матери, святынями монастыря. В день крестного хода и моления войска Наполеона были выбиты из Полоцка. Известно монастырское предание о явлении Божией Матери, которая обещала хранить монастырь: «Я здесь и никуда не уйду отсюда». Вот так и творится монастырская молитва более 500 лет, не затухая. Интересно, что в строительстве первого монастырского Успенского храма принимала участие женщина, Мария, жена священника Иоанна, бежавшего с семьей из Дерпта во время гонения на православных. Там уже были убиты православный игумен Исидор с братией, а Иоанн, сохраняя семейство, бежал.
Здесь они и рыли пещерный храм, который и является главным монастырским храмом. Но Мария не дожила до его освящения, приняв постриг перед смертью, умерла с именем Васса. Ее мощи покоятся в пещерах, Богом зданных. После того, как ее похоронили, на другой день, гроб был изнесен на поверхность: так строительница монастыря дала знак братии, как следует хоронить умерших, не зарывая, а гробы ставили в ниши, песок Святых пещер сохранял усопших. Там же покоятся мощи ее мужа, принявшего постриг, монаха Ионы и монаха Лазаря (XVIII), умершего и воскресшего на третий день. После чего Лазарь ушел в затвор и еще долго прожил, ныне он – местночтимый святой, и его мощам поклоняются в начале пещерного коридора. Можно увидеть и беседочку монастырскую, в которой принимал страждущих преподобный Симеон, и поклониться его святым мощам в Сретенском храме. Ныне в монастыре подвязаются старцы Иоанн (Крестьянкин) и Адриан (Кирсанов).
Зовут на Всенощную монастырские куранты, сочиненные еще монахом - умельцем в XVI веке. И до сих пор, Слава Богу, отмеряют уже быстрое Время.
Всенощную служил наместник монастыря архимандрит Тихон и вместе с братией просил: «Молимся и о нашей душе христианской, озлобленной и страждущей, ожидающей помощи». Когда после Всенощной мы выходили из Михайловского собора, у перекладины стояли велосипеды, окрестные жители приезжают в монастырь помолиться. Прибалтика близко, народ здесь цивилизованный, и хоть и небогатый, но пешком не ходят, да и не сразу дойдешь – на велосипеде сподручней.
Поздно к вечеру, а белые ночи на псковской земле уже начались, закончился дождь, появилась светлая и теплая полоса заката, и в одиннадцать часов мы уже выходили из ограды погоста и церкви св. Георгия в Камно, поклонившись могиле протоиерея Валентина, любимого многими православными. В полной деревенской тишине искупались в святом источнике, тихо расселись в автобусе, впереди – Псков.
День третий. Жены - мироносицы. Мы начинали наше паломничество со знакомства с иконостасом Троицкого Кафедрального Собора. В его иконостасе последний, самый высокий ряд, представлен иконами Жен Мироносиц. И по Промыслу Божьему мы заканчиваем наше путешествие православных в день Праздника Святых Жен. В Пскове есть и храм Жен Мироносиц, один из первых, открывшихся после безбожного времени, шестнадцать лет назад. Храм XVI века, древний и красивый, но на Литургию наши гости пошли в Кафедральный Собор св. Троицы. Приехали ведь в Дом Святой Троицы. Там и причастились. Слава Богу за всё! Надо сказать, что, конечно, среди паломников преобладали женщины. Традиция Жен, помощниц Иисуса сильна и продолжается. Видно, женский подвиг особенно необходим в наше сложное духовно время.
Уже перед отъездом паломники собрались за трапезой в Мирожском монастыре, чтобы подвести итоги, и расстаться до следующей встречи.
Монастыри на Руси всегда кормили странников, паломников, убогих, нищих, больных. Любому голодному и немощному можно было войти в монастырские врата и попросить хлеба. Дадут. В Печерском монастыре до сих пор обеды готовятся на сотни. В будний день до трехсот обедов, учитывая братию, трудников, паломников, а в праздничные дни - до пятисот. В паломнической поездке, такой показательной, как наша, монастырские трапезы - особенная песня. Наездишься, намолишься, находишься, сядешь с молитвой за монастырский стол, и все кажется удивительно вкусным. И не просто суп с фасолью и каша гречневая с луком, а яства удивительные. И не щи с рыбными котлетами, а рахат –лукум. Едим – наворачиваем. Вроде и стыдно немного за такое чревоугодие, но вкусно. Слава Богу, пост остался позади, и можно вкусить монастырской кухни, которая готовит незамысловатую еду с молитвой и смирением. Поэтому так вкусно все простое. Ешьте проще и выживите. Трапезу православные уважают. Монастырские трапезы обычно и проходили в специально построенных трапезных храмах. Еда – это то, что Бог послал тебе за труды, к ней нужно и относиться с уважением. Ведь и Христос трапезничал со своими учениками, преламывая хлеб, и вкушая вино – два главных продукта жизни, источник которых – земля и солнце. Нас в монастырских трапезных встречали гостеприимно, с тихой радостью.
Кто знает, где теперь соберемся, чтобы порадоваться ближнему своему и прикоснуться к святыне, но, как сказала паломница из Тулы: «Собираться надо, чтобы крепче полюбить друг друга».
Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.