Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.
С 13 по 15 мая 2005 года в Пскове проходил первый международный семинар паломнических служб. Он организовывался по благословению нашего Владыки Евсевия Псковской епархией и паломнической службой «Вертоград». Паломничество - институт древний, но долгое время неявленный в советской стране. Теперь паломничество в России возрождается. У службы есть проблемы: мало информационной поддержки, бедность православного населения, качество подготовки специалистов. Все эти проблемы решаемы, но гораздо больше, чем проблем, в этом деле есть радости. Духовные радости. Мы порасспрашивали участников семинара о паломничестве как таковом, и об их впечатлениях от псковских святынь.
Что же такое паломничество? Зачем оно? Нам отвечали:
Руководитель Всероссийской паломнической службы «Радонеж» Юрий Минулин:
- В 2004 году в Иерусалиме мы проводили семинар, подобный вашему, псковскому. Я его придумал для того, чтобы объединить паломнические службы и показать, как мы умеем работать на Святой Земле, как организуется паломничество на Святую Землю, и смогут ли они и захотят ли работать с нами. Я показал им все, что можно показать в Израиле. И сама поездка для руководителей паломнических служб России была недорогой, «Радонеж» сделал больше скидки, приглашая на семинар в Иерусалиме. И основная цель и иерусалимского семинара, и псковского, как я думаю, достигнута – объединение. Мы были едиными устами, единым сердцем, как на Литургии. И по духу семинары в Иерусалиме и Пскове – одинаковы. Дай Бог, чтобы и следующие - в Киеве ли, на Урале, в Соловках были такими же, чтобы дух был един. Много молодых пришли сейчас в паломничество, я такого не ожидал. Вот и в Пскове, в нашей поездке по псковским святыням принимали участие, работали с нами молодые студенты Псковского филиала Академии туризма. Смотрю - да они нормальные ребята. Это редкий опыт, который нужен и им, и нам. И семинаров мы будем проводить больше, чтобы молодежь была с нами. Чтобы люди могли раскрываться, и творческие силы могли их переполнять, давать кому-то жизнь, чтобы духовные силы тоже возрастали, чтобы мы находили друг друга. Человек ведь в дороге, и он должен найти плечо друга. Я ничего умнее не скажу, если напомню: «Парня в горы возьми, рискни». Я это знал давно, но это должно быть и здесь, в паломничестве. Лучшее должно сохраниться и развиться. Потому что это лучшее и есть человек.
Надежда Фролова, паломническая служба подворья Соловецкого монастыря в Москве:
- Я служу на подворье Соловецкого монастыря в Москве более десяти лет. Сейчас буду заниматься экскурсиями по Соловецкому монастырю, а летом всегда в монастыре на послушании. Это сложно жить в монастыре, там все непросто. Непростое и отношение местных жителей к монастырю, у нас до сих пор идет распря между музеем и монастырем. Пятнадцать лет назад возродились Соловки, но музей не отдает монастырских зданий монастырю, и как-то однажды министр культуры (теперь бывший) Швыдкой сказал: Здесь никогда не будет монастыря. И население островное называет монахов «бородатыми уродами», так что все непросто. Но мы молимся и надеемся на помощь Господа. Воевать не собираемся. Но говорят, что в Соловках, и это ощущается и мной, Христос близко-близко. И мы ведь живем для того, чтобы преобразиться, а в паломнической поездке все открываешь каждый раз заново.
Наталья Мелешко, руководитель паломнической службы «София Киевская»:
- Нам надо спасаться вместе - и Украине, и России, и думать, как жить в Единой Церкви. Паломничество - это очень тонкий мир, это служение. Здесь людям неверующим делать нечего. Я начинала пятнадцать лет назад: как вы помните, деньги тогда были - сегодня одни, а завтра другие, и приходилось расплачиваться иногда зарплатой мужа, чтобы не оставить сотрудников без заработка. Я - экскурсовод российской метрополии и воспринимаю паломничество как волю Божию. Если говорить о прибыли в таком деле, то, сколько заработаешь, столько тебе и надо, тому и радуйся: хватает, чтобы протянуть. Сейчас молюсь, чтобы Господь помог с устройством частной гостиницы для паломников. И в Пскове я очень хорошо вижу, что у вас здесь есть Киев – святая Ольга, Выбуты, Печерский монастырь. А у нас в Киеве есть Псков – список иконы Божией Матери «Призри на смирение», которая отпечаталась на стекле ковчега, где хранится. Что нам князья мира сего? У нас один Князь, один Царь Царей – Господь, и мы служим Ему.
Раиса Козлова, Белоруссия, паломническая служба Витебской епархии:
- Нашей епархии всего 12 лет, и я занимаюсь паломничеством более семи. За это время поклониться святыням российским и белорусским мы свезли 6 тысяч паломников, практически на одном энтузиазме. Я не получала зарплату, но в последнее время получаю десять процентов от прибыли. Как вы думаете, триста рублей за пять дней поездки – это много? Начинала сама, как меня Бог сподобил, думаю - люди ездят, поклоняются святыням, а мы что, не можем? Получила потом благословение нашего Владыки. Мы паломничествуем по Белоруссии: знаменитый Полоцкий монастырь, Жировицкий. У нас есть святое место – деревня Карма в Добружинском районе. Там служил на приходе священник, отец семейства Иоанн Кармянский, когда он почил, то его мощи находились до обретения 82 года в земле, были нетленными, даже тело не холодным. И сюда идет большое паломничество сейчас. Святые мощи отца Иоанна исцеляют верующих не только от рака, но и от СПИДа одного молодого человека исцелили, многие нервнобольные исцеляются, больные шизофренией. Мы много паломничествуем в Россию, и в Псков к вам приезжаем часто. Но вот заметили, что если в Белоруссии дороги аккуратные и ухоженные, то в России и свалок много, и дороги разбитые. У нас в Витебске епархия молодая, не было церквей, а сейчас строятся в каждом районе города, есть церкви и при больницах, чтобы люди могли помолиться и попросить Бога о помощи в исцелении. В паломничестве, конечно, не без проблем и основная - это очень дорогая аренда транспорта.
Нина Шайтор, паломническая служба «Паломник», Тула:
- Этот паломнический тур по псковским святыням превзошел все мои представления и ожидания. Я просто потрясена и счастлива увиденному, встречам здесь с коллегами. И у нас есть тоже, что показать. В одном нашем городке Болхове, где десять тысяч жителей, более тридцати церквей, огромный Спасо-Преображенский собор, восстановленный на средства жертвователей, он чуть меньше храма Христа Спасителя в Москве. Значит, есть силы в православном народе, если такое может быть в маленьком русском городке. А приехала я сюда с надеждой, что мы еще крепче полюбим друг друга и подружимся, чтобы работать вместе.
Валентин Королев, турфирма «Толеранс», Москва:
- Туризмом я занимаюсь около 15 лет, и сейчас руковожу турфирмой. Паломничество для меня - веление души, веление сердца. С моей точки зрения, хотелось бы, чтобы паломничество полностью было отдано Церкви. Я верующий человек, но не изначально, потом пришел к Богу, постепенно. И в самом начале так складывалось, что я долгое время работал в Греции, около шести лет, потом в Египте, в монастыре св. Екатерины, сейчас в Турции. Турция - это территория Византии, второй Рим, там особенно ощущается, что к каждому храму, когда он освящался, Господь приставлял Ангелов. Остались от них камни, а благодать не ушла. Мне интересно паломничество. В России, как паломническое направление, мне интересна Абхазия. Там провел последние дни и умер святитель Иоанн Златоуст. В Абхазии очень интересная православная история, а добираться туда несложно, недорого, нет границы, и достаточно российского паспорта. Мое же паломничество начиналось с благословения Сергия Радонежского, с Троице-Сергиевой Лавры. Все-таки оплот православной России - Святая Троица. А Псковская земля, где я бывал и сейчас здесь, - сокровенная земля. Она спрятанная, не широко известная. Вот Крыпецкий монастырь – он сокровенный, сокрытый. И таких мест в Псковской епархии очень много: Никандрова пустынь, маленькие городские храмы Пскова. Здесь дух паломничества ощущается очень сильно. Троице-Сергиева Лавра - великая святыня, но там много народу, и там труднее получить, ощутить благодать, хотя она там есть. По шажкам, по началам ощущаешь то, что называется благодатью. Это не сразу происходит. А в таких местах, как Псковская епархия, она ощущается сильно.
Наталья Кабанова, паломническая служба «Радонеж», Санкт-Петербург:
- Наша служба существует всего два месяца. Мне 23 года, и я человек верующий, меня Бог привел в паломничество. Писала диплом на тему православия, в Александро-Невской Лавре познакомилась с паломнической службой, стало очень интересно. У нас будут все паломнические программы, которые есть у «Радонежа» московского. Мы работаем совместно и с паломнической службой Александро-Невской лавры, мы с ними друзья. Но нам явно не хватает информационной поддержки: куда паломники ездят, какие впечатления от паломничества. Об этом надо рассказывать, нужна большая пресса, чтобы православные нас узнали. В Пскове я впервые, и я в совершеннейшем восторге. Как-то незаслуженно Псков забыт, и когда я сюда ехала, мне казалось, что это обычный небольшой городок. Все говорят традиционно: Вот Великий Новгород! Но я приехала сюда и была потрясена сразу же, как вышла из поезда, меня поразил замечательный вокзал, радушие людей, все встречают с улыбками, говорят: «Здравствуйте, дорогие». Такие потрясающие храмы, огромная духовная наполненность, такая благодать, что дух захватывает, и хочется сюда вернуться. И с Новгородом это несравнимо, совершенно разные города и две разные атмосферы. Псков оставляет четкое ощущение оплота нашего православия, нашего христианства. Сюда надо привозить паломников непременно, я буду об этом рассказывать и организовывать паломнические поездки.
Людмила Бателова, паломническая служба «Радонеж», Тольятти:
- У нас хоть и не древний город, город комсомольских строек, и население довольно «тяжелое» для паломничества: у кого есть деньги - тот едет на Канары, а у кого нет, тот и в паломничество не может собраться, но народ возвращается к вере, строятся храмы. Мы организуем паломнические группы, есть желающие, которые могут и на полу спать. Как-то однажды мне сказали: «А где еще мы сможем поспать в храме, на полу? Такая радость только в паломничестве». Я сама так начинала: мы как-то ночевали в храме, а над нами ангелы пели. По Промыслу Божьему и стала заниматься паломничеством, хотя начинала с обычного экскурсионного туризма, и не ведала, что такое паломничество. У нас есть проблемы: это дорогое размещение паломников и аренда транспорта. В нашем городе российского автомобилестроения 90% оплаты за паломническую поездку – транспорт. Мне очень хочется привезти своих паломников в Псков, чтобы они увидели то, что я вижу сама. Ведь в паломничестве человек меняется, меняется его душа, когда начинаешь понимать, что мирское ничего не значит. Это разве не чудо? Да и народ наш знает историю, которую изучают в школе, а история еще есть другая, главная. Жаль, что у нас батюшек не хватает, хотелось бы, чтобы паломничество сопровождали священники, как у вас в Пскове. И благодать у вас здесь везде. Это даже и объяснить невозможно, что такое благодать. Как сказать? Но одна паломница, искупавшись в святом источнике, поделилась со мной: « Мне так хорошо - я летаю». Вот и у меня сейчас такое состояние в Пскове. Благодати.
Андрей Ефремов, руководитель туристического агентства Putniks, Латвия:
- Начал заниматься туризмом в Грецию и в Псковскую область, она рядом. Потом пришел к вере. И наша служба стала представительством в Латвии Всероссийской паломнической службы «Радонеж». Мы уже десять лет, по благословению нашего Владыки Александра, занимаемся паломнической деятельностью. У нас есть свой магазин православной литературы, своя газета. Недалеко от Елгавы находится место паломничества - Спасо-Преображенская пустынь. Мы, как принимающая организация, серьезно работаем в нашей пустыньке, где находятся иконы, которые мироточили одни из первых в СССР, в начале 90-х годов. К нам приезжают паломники, они общаются с батюшками в пустыньке. У нас идет паломничество и в Рижский женский Свято-Троицкий Сергиев монастырь. Мощи нашего прославленного святого Иоанна Рижского, замученного в 1934 году, покоятся в Кафедральном Соборе Риги Рождества Христова. Когда в Россию возвращалась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, а рижские священники ее сохранили и передали Тихвинскому монастырю, у нас было к ней трехдневное паломничество. Поклонились иконе 300 тысяч верующих, а население Латвии 2 миллиона. Когда - то паломничество мы начинали с Псковской области, но потом увлеклись дальними маршрутами, т.к. начались проблемы визовые, когда отменили упрощенный режим. Сейчас есть определенные сложности, и они сокращают наши возможности. Раньше мы приезжали своим ходом, паломничество в вашей области у нас было в зачаточном состоянии, индивидуальным, и не сопровождалось экскурсионным обслуживанием. Теперь, после псковского семинара, когда я лучше представляю, что может предложить область нашим паломникам, мы еще и обменялись нашими адресами, поговорили о возможностях налаживания прямых связей. У вас есть паломническая именно епархиальная служба «Вертоград», которая имеет и своих гидов, и транспорт, и организационные возможности, четкое расписание паломничества. Нас везде так встречали на этом семинаре, что нашим паломникам в Риге остается прийти к нам и получить путевку сюда, к псковским святыням. Остальное «Вертоград» берет на себя. И мы будем за них спокойны, с легким сердцем отправим на Псковскую землю. А псковские святыни я открыл снова для себя. Я влюбился. Мы, русские люди, может быть, благодаря паломничеству, тому, что мы видим в этих поездках, к чему прикасаемся сердцем, начинаем заново осознавать себя и уважать. Мы должны преодолеть свой комплекс неполноценности, и тогда Россия воспрянет.
Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.