Интервью с наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым)
Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) рассказывает о древних традициях никогда не закрывавшегося монастыря, особенностях Богослужения в нем и о том, почему, если вы хотите помолиться, нужно ехать именно в Печоры.
– Псково-Печерский монастырь не закрывался ни разу за свою 500–летнюю историю. Какое значение для духовной жизни имеет непрерывная духовная традиция?
– Действительно, наш монастырь ни разу не закрывался. Есть более древние монастыри, которые тоже не закрывались, например Почаевская лавра. Вновь открытый монастырь может иметь всё: устав, монахов, здания; все красиво и хорошо отреставрировано. Но чувствуется прерванная традиция духовного делания. В нашем монастыре ощутимым образом проявляется эта духовная традиция, переданная нам от основателей монастыря через подвижников и старцев. Более того, здесь соединяются несколько духовных потоков христианской жизни, которые существовали в России до революции. К нам в монастырь возвратились старцы из Старого Валаама, у нас пребывал на покое владыка Вениамин (Федченков), приехавший из Америки, у нас были подвижники, которые прошли места заключений. Благодаря этим традициям, а также замечательным игуменам монастыря, которых Господь послал в монастырь в ХХ веке, создались такие условия, в которых смогли раскрыть свои духовные дарования преподобный Симеон Псково-Печерский, отец Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Савва (Остапенко) и другие. Эта традиция проявляется во всем: в молитве, в богослужении, в отношении братьев между собой, в пастырском окормлении верующих христиан.
Еще одна сторона уникального положения монастыря в том, что наш монастырь имеет небесным покровителем преподобномученика Корнилия, убитого Иваном Грозным. Мученикам дана особая благодать действовать на земле. Преподобномученик Корнилий умолил Господа нашего Иисуса Христа и Божию Матерь, чтобы его обитель осталась незакрытой. Война, затем хрущевские гонения тоже не смогли уничтожить обитель. Это явное чудо!
– Святейший Патриарх Кирилл во время своего пребывания в обители сказал, что задача монастырей – хранить традицию. Расскажите, как хранит духовную традицию Псково-Печерский монастырь.
– Наши традиции – в Богослужении, чтении Неусыпаемой Псалтири, социальном служении, а в первую очередь – в душепопечении, проявляющемся в общении людей со старцами или с простой братией, которые старались и стараются донести до людей весть о Христе Распятом и Воскресшем. Год назад Псково-Печерский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – это первый Патриарший визит в наш монастырь в ХХI веке. В своем слове к братии Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что есть внутренняя и внешняя сторона традиции. Мы, говоря о монашеской традиции нашего монастыря, имеем в виду обе эти стороны: внешняя – это богослужение, а внутреннее – это стремление к преображению своей души. Для этого мы упражняемся в делании Иисусовой молитвы, совершаем ежедневное молитвенное правило, работаем над собой под руководством братского духовника. Традиция – это в первую очередь внутреннее делание братии, стремление в своем сердце с Божией помощью победить греховные страсти, что необходимо для того, чтобы душа стала доброй и святой.
Богослужение
– Расскажите, какие древние традиции сохраняются в Богослужении монастыря.
– Наша отличительная черта в том, что в монастыре ежедневно совершается полный суточный круг Уставного Богослужения. По благословению высокопреосвященнейшего Евсевия, митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря священноархимандрита, каждый день совершается по две литургии: ранняя и поздняя, чтобы паломники смогли причаститься. У нас есть особые напевы, например второй глас. Приснопамятный Святейший Патриарх Пимен как-то сказал, что если вы хотите помолиться, то езжайте в Псково-Печерский монастырь.
– Как вы можете описать ваши личные переживания, когда вы входите в Богом зданные пещеры?
– В Богом зданных пещерах молились и подвизались святые отшельники, пришедшие из Киева. Они создали первую церковь Воскресения Словущего[1] в глубине пещер. Годом открытия пещер считается 1392 год. В память Воскресения Словущего, на Радоницу мы совершаем в Пещерном храме литургию. Душой ощущается присутствие более 10 тысяч человек, которые похоронены в Богом зданных пещерах за все время. Человек, посещая с верой Богом зданные пещеры, находит умиротворение для своей души.
О святых старцах
– Расскажите, пожалуйста, что вы помните о святых старцах, которые здесь подвизались.
– В Псково-Печерском монастыре в ХХ веке подвизались исповедники-старцы: схиархимандрит Афиноген, отец Иоанн (Крестьянкин), схииеродиакон Марк и многие другие, а также рядовая братия, которые тоже являются героями духа.
Некоторых из них мы застали и видели, как они молятся Богу, трудятся, общаются с людьми, друг с другом, с нами: это произвело на нас неизгладимое впечатление и принесло неизмеримую пользу. Духовное богатство, которое мы получили в общении с ними, невозможно переоценить. Глядя в их глаза, понимаешь, что такое христианская любовь. Они являются воплощенным Евангелием. То, о чем мы читаем в Евангелии, мы видим в их жизни. Такой опыт общения остается на всю жизнь. Этим богатством мы сейчас и живем. То, что мы сейчас стараемся сохранять традиции в душепопечении, в церковном окормлении православных христиан, приходящих в монастырь, происходит благодаря их молитвам, тому потенциалу духовной жизни, который они вложили в каждого из нас.
Мое первое посещение монастыря произошло более 40 лет назад. Потом я часто приезжал сюда на лето как трудник: мы убирали сено, работали в саду, разгружали машины со стройматериалами и т. п.
Приведу некоторые краткие наставления. Схиархимандрит Александр (Васильев) говорил: «Выделяй главное». Архимандрит Феофан (Молявко): «Сделал дело – отдыхай смело». Отец Досифей (Сороченков): «Главное – в храм ходить». Архимандрит Серафим (Розенберг): «Главное для жизни в монастыре – слушаться начальства». Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий, рассуждение с советом». Чтобы сохранить память о старцах, нами составлены несколько книг: «Врата Небесные», «Будьте совершенны», «Христов пастырь», «Высокопреподобие отца Алипия», «Богородичной обители послушник».
– Вы застали старцев из Старого Валаама?
- К сожалению, нет. Они были молитвенники. Отец Александр (Васильев, братский духовник и благочинный монастыря) рассказывал, что один из них в ответ на вопрос: «Батюшка, как вы определяете, хватит ли вам сил в храм пойти?» – говорил так: «Если я с койки свесил ноги, значит, я могу идти в храм». Валаамские старцы в устав монастыря внесли почитание преподобных Сергия и Германа Валаамских полиелейной службой с акафистом. И даже в хозяйственные послушания: например, по примеру Валаама ответственный за то или иное послушание не меняется годами, чтобы у него появился навык. Главное – они внесли особую молитвенность в жизнь монастыря.
– Вы в своей книге пишете, что о. Алипий (Воронов) не мог сказать всех вещей из-за гонений на Церковь. Чего он не сказал, что мы должны сказать сегодня?
– Он не мог открыто печатным словом говорить о гонениях на Церковь. Вспоминаю рассказ одного старца, который пережил лагеря и ссылки за веру. Он писал: «Наша вина в том, что мы не научили народ молиться». Вот чему мы должны учить людей: чтобы у человека появился вкус к молитве, чтобы появился личный опыт обращения к Богу, чтобы он увидел результат своей молитвы.
Стихия души – это молитва. Причина всех нестроений в обществе – это отсутствие молитвы. Молитва строится на вере, укрепляет веру; они связаны, как цепочка: одно звено потяни, и остальные потянутся.
О молитве
– Кто должен учить народ молитве?
– Это дело Церкви, задача пастырей и благочестивых православных христиан.
– Как научить народ молиться?
– Вера в триединого Бога Отца и Сына и Святого Духа укрепляется молитвой. Это первый и главный шаг человека к Богу. Молитва низводит Духа Святого, и человек работает над собой, чтобы разрушить, с Божией помощью, стену греха, которую каждый человек, к сожалению, возводит между собой и Богом, между собой и другими людьми. Увлекся человек мирскими делами, забыв о Боге, – душа постепенно умирает.
Почему некоторые люди молитвенники, а другие нет? Причина – Богом дарованная свобода. Ее никто не может отнять. Когда мы рассуждаем о причинах поступков и доходим до черты, где написано «свобода человека», то должны остановиться. Святитель Феофан Затворник говорит: «Дальше не иди – запутаешься». Выбрал человек благочестие, он молится, не выбрал – его воля. Но будет время, когда его выбор получит нравственную оценку на Страшном суде. Что выбрал человек, то и получит: вечную жизнь или смерть – отвержение от любящего Бога. В этом смысле духовная жизнь проста. Молитва – выражение этой жизни: делает человек добро, преодолел с помощью Божией искушение, у него появляется радость – он благодарит Бога за небесную помощь и молится; выбрал грех – он не имеет духовной радости, пока не покается.
Вся жизнь человека должна строиться вокруг молитвы. Прочитал молитву Оптинских старцев – пошел работать, прочитал правило Серафима Саровского – ложись спать. Человек начинает видеть, как молитва влияет на его повседневную жизнь. Появится вкус к молитве. Так зарождается духовная жизнь. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Чтобы учиться Иисусовой молитве, нужно получить благословение духовника, но что нам мешает благодарить Бога: за работу, за день, за друзей? «Слава Богу! Ты дал мне столько блага»! Через благодарственную молитву Богу мы идем к Богу, через благодарность людям мы идем к людям. Это и есть мой совет: начать с краткой благодарственной молитвы Богу своими словами. Это начало молитвы. Затем выучить молитву «Богородице Дева» и «Отче наш», Трисвятое и Символ веры – это будет продолжением молитвенного возрастания.
– Главная молитва благодарения – это Евхаристия. Как учить людей участвовать в литургии?
– Есть заповедь о воскресном дне. Если человек будет приходить каждое воскресение на литургию, то у него будет появляться любовь к Евхаристии, успех в делах.
Борьба со страстями
– Как монашеский опыт борьбы со страстями приложим к мирянам?
– Я могу только повторить то, что сказал: очищение души происходит только через молитву и таинства Церкви, прежде всего – исповедь, святое причащение. Когда человек молится, исповедуется и причащается, он начинает различать добро и зло в своей жизни.
Десятилетия нужно потратить на то, чтобы искоренить греховные страсти в своей душе. Только Благодать Божия может помочь человеку изменить себя. Я пережил на личном опыте то, что скажу сейчас: только Христос Спаситель спасает каждого человека. Только Он может войти в душу и помочь человеку победить себя. Никто и ничто другое. Да, есть помощь от людей, есть советы святых, но только Христос Спаситель может по настоящему помочь человеку: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15: 5). Когда же посещает Господь душу, то Царство Божие входит внутрь нее.
Большое значение в духовной жизни имеет терпение. Я спросил как-то у отца Иоанна: «Батюшка, как же так: мы и молимся, и таинства принимаем, и святые за нас молятся, а изменения души к лучшему происходят медленно или вообще не происходят». Он ответил: «Не хватает терпения». Это действительно так. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19), – сказал Господь. Терпение ради Христа всего, что с нами случается, – это часто единственное, что мы можем противопоставить греху.
Трудники
– Какую пользу получают трудники в монастыре?
– Давайте сначала дадим определение, кто такой трудник. У нас в монастыре трудник – это мирянин, который изъявил желание поступить в число братии. Тот, кого обычно называют трудником, – человек, который просто пришел поработать в монастыре для души, как говорят в миру «волонтер», – у нас называется паломником. Приехал человек во время отпуска потрудиться у нас – пожалуйста! Милости просим! Но он паломник.
Трудники, будут ли они монахами или не будут, всегда получат опыт молитвы и опыт одухотворенного труда ради Христа. Такой труд начинается с молитвы, кончается молитвой, осуществляется под руководством священноначалия монастыря, в рамках послушания. Вернувшись в мир, паломник научится послушанию Промыслу Божию, который для мирских людей проявляется через обстоятельства жизни; он научится трудиться с молитвой.
Цель же паломничества в том, что когда мы посещаем святое место подвигов преподобных, то мы приобретаем молитвенников за нас на всю жизнь. Более того, они, святые, будут ходатайствовать за нас и на Страшном суде… Чем больше святых мест мы посетим, тем больше небесных покровителей у нас будет. Так пишут Афонские старцы.
Жизнь в обители сегодня
– Сегодня день вашего назначения на должность наместника Псково-Печерского монастыря (беседа состоялась 17 августа 2011г. – Прим. авт.). Разрешите вас поздравить с этой датой. Расскажите, как вас назначили на эту должность?
– Благодарю за поздравление. Шестнадцать лет назад на меня было возложено послушание наместника высокопреосвященнейшим митрополитом Евсевием Псковским и Великолукским, священноархимандритом нашей обители. Владыка 17 августа 1995 года приехал в Псково-Печерский монастырь. После беседы с отцом Иоанном (Крестьянкиным), который подтвердил выбор владыки, назначил меня наместником обители. Я этого не искал.
– Как вы управляете обителью?
– Главная духовная цель каждого человека – это Богообщение. Когда я стал монахом, то стал жить не умом, а сердцем. Главная мотивация моей деятельности – это поиск Богообщения. Второй мотив моей деятельности – это послушание ради Христа. Могу сказать, что я за грань послушания не переступил.
Жизнь в монастыре важно построить на твердом фундаменте – страхе Божием. «Начало премудрости – страх Господень» (Притч.1: 7). Страх Божий мы имеем в виду не рабский или наемничий, а сыновний, когда мы из любви к Богу боимся прогневать Его словом, делом или мыслию. Если у человека нет такого сознания, он никогда не приживется в монастыре и не получит духовного дарования. Этот сыновний страх Божий передан нам как главная традиция старцев. Тогда и все внешнее придет в порядок, если же этого нет в душе, то ничего не будет.
Жизнь в монастыре
– Расскажите, какие сейчас ведутся работы в монастыре.
– Богослужение, работа над собой и труд послушаний – основа монастырской жизни. Мы продолжаем строительство второй очереди странноприимного дома для паломников. Это необходимо для того, чтобы как можно больше людей прикоснулись к святыням обители, помолились, исповедовались и причастились святых Христовых таин, умиротворились. Надеемся получить для дома паломника бывшую воинскую часть.
Мы также реставрируем храм святого архангела Михаила.
Впервые за всю историю монастыря на Корнилиевской башне и башне хоздвора появились мозаичные иконы, выполненные на очень высоком художественном уровне.
– Сколько всего насельников в монастыре?
– С трудниками 85 человек: иеромонахов и иеродиаконов 35, 20 монахов. Один схимонах.
– Благодарим вас за ваши ответы.
– Желаю и вам творческих успехов. Дай Бог, чтобы каждый год мы все более преображали наши души и созидали в нашем сердце Царствие Божие.
Александр Филиппов