Гаджеты в храмах -

Гаджеты в храмах

Опубликовано 30 мая 2013 г.

Несколько лет назад в интернете началась мода на виртуальные часовни, где можно «поставить свечку», не вставая с кресла. В новостях периодически проходят сообщения об исповеди по телефону. Подобное виртуальное участие в таинствах в девяноста девяти случаях из ста недопустимо, но это не означает, что за богослужением в храме нельзя использовать современную технику.

Человек очень быстро привыкает к хорошему – и экраны перед Храмом Христа Спасителя, которые передают на улицу торжественное богослужение или проповедь Патриарха, ни у кого не вызывают возражений. Не все могут попасть на торжественную пасхальную литургию, и верующие на улице могут помолиться вместе со своим Предстоятелем.

За последние годы многие верующие стали пользоваться электронным молитвословом и находить в интернете нужные молитвы и акафисты или текст Нового Завета. В поездках это особенно удобно – несколько щелчков мышью, и ты можешь найти священный текст, который не занимает дополнительного места в багаже. Наличие планшета, смартфона и Wi-Fi позволяет молиться и на берегу моря, и в центре какого-то европейского города, и во многих городах нашей страны.

Остается сделать один шаг и решить, можно ли хору в храме петь по электронным версиям богослужебных книг, молиться в алтаре с помощью электронной книге или совершать требы?

У меня нет однозначного ответа на этот вопрос.

С одной стороны, на клиросе могут оказаться люди со слабым зрением, которым тяжело разбирать текст бумажной книги. В результате хор исполняет изменяемые песнопения куда меньшим числом голосов, чем привычные молитвы. Почти всегда на богослужении используется несколько книг (Октоих, Минея, Постная и Цветная Триоди). Редкий храм может позволить себе купить несколько комплектов этих сборников, и не всякому певчему удобно держать в руках два увесистых фолианта, периодически посматривая то в один, то в другой. Появление одобренных и проверенных Издательским советом электронных версий богослужебных книг теоретически могло бы решить эти проблемы.

С другой стороны, наши храмы и прихожане резко отличаются по уровню доходов. Вряд ли сельский священник может рассчитывать на то, что у его певчих есть электронные книги или планшеты. Наверняка далеко не каждый приход сможет закупить комплекты гаджетов для певчих и чтецов, да и храмовые воры будут уносить из церквей не только иконы, но и дорогостоящую технику.

У священников могут возникнуть проблемы другого рода. На исповеди кающийся целует крест и Евангелие. Это означает, что как минимум Священное Писание нельзя читать в храме по электронному устройству. Митрополит Калужский и Боровский Климент также считает, что электронная книга разрушает молитвенный настрой и по ней нельзя читать псалмы или правило. Позволю себе не согласиться с уважаемым владыкой. Мне кажется, в этом случае речь идет больше о традиции и привычке, и вопрос можно решать индивидуально. Если священник или певчий не может молиться с помощью ридера или планшета, то он использует книгу. Если же электронное устройство не отвлекает от службы, то не стоит вводить категорический запрет на такую практику. В Церкви допустимы различия в частном.

Однако существует проблема куда более острая. В конце концов, верующий может примириться с нестройным исполнением отдельных песнопений, но для этого он должен их сперва услышать.

Если человек во время службы находится в алтаре, то он понимает и пение, и чтение. Храмовая акустика часто бывает очень удобна для священнослужителя, но совершенно не рассчитана на тех людей, кто стоит у входа в церковь. Туда в лучшем случае долетают обрывки знакомых текстов, и прихожанин вынужден ориентироваться на собственное знание богослужения, чтобы понять происходящее. При этом у входа в церковь обычно ставятся лавочки, на которых могут посидеть люди, уставшие от долгого стояния. В результате те, кто не может похвастаться здоровыми ногами, во время богослужения гораздо лучше слышат тихое перешептывание бабушек, чем возгласы священника или хор.

В храме Марфо-Мариинской обители в Москве эту проблему решили очень интересно: лавочки стоят по боковым стенам на протяжении всего пространства церкви, но такой выход возможен далеко не всегда. В традиционном трехпрестольном храме главный алтарь, где чаще всего проходит служба, выдвинут вперед. Сидящие сзади люди часто не только не слышат, но и не видят происходящего, так как вход в основное пространство храма закрыт спинами молящихся.

Решением проблемы могли бы стать микрофон и колонки. Во многих московских храмах священник говорит проповедь с помощью микрофона, но если выехать за пределы крупных городов, то мы вновь должны делать скидку на бедность многих приходов и отсутствие охраны.

Если же говорить не о практической стороне дела, а о природе Церкви как таковой, то нет особых препятствий для установки микрофонов, экранов или использования электронных книг. Конечно, в Православии есть свои традиции, и невозможно представить себе пасхальный крестный ход без свечей или электрические лампады перед иконами. С другой стороны, Церковь спокойно использует электрические лампы и подсветки для крупных икон. Вероятно, можно использовать те технические новинки, которые не изменят внешнюю сторону богослужения. На всенощном бдении верующие прикладываются к Евангелию, а потому невозможна замена именно этой книги электронной версией, но в остальных случаях и хор, и прихожане могут спокойно использовать новые технологии.

 То же самое относится и к микрофонам. Вряд ли стоит ставить их перед престолом в алтаре, но на клиросе и амвоне, как мне кажется, эти устройства вполне уместны.

Андрей Зайцев

Фотоальбомы

(ФОТО) Митрополит Евсевий совершил чин освящения купола и креста храма Рождества Христова поселка Красиковщина

30 августа 2015 года, Митрополит Псковский и Порховский Евсевий, совершил чин освящения купола и креста восстанавливающегося храма Рождества Христова поселка Красиковщина Псковского района.