Первая леди прихода -

Первая леди прихода

Опубликовано 24 мая 2013 г.

Супруги священнослужителей, как и жёны политиков, всегда на виду и в то же время в тени своих мужей. Но о жизни матушек люди знают очень мало

Моя знакомая дружила с фотографами и периодически снималась для души. Как-то ей позвонили и озадачили вопросом:

– Даш, хочу предложить съёмку… – трубка замялась и продолжила смущённо: – Реклама купальников для религиозных женщин. Кстати, дизайнер – матушка… Согласна?

Матушка, «православные купальники»… Даша, не будучи воцерковлённой, плохо понимала, как держать себя с матушкой, тем более дизайнером купальников. В наивном сознании барышни жена священника ассоциировалась скорее с попадьёй из пушкинской сказки – степенной, дебелой и непременно в платке, – но никак не с креативной бизнесвумен. Даша приняла предложение, съёмка прошла успешно.

Спустя время я тоже познакомилась с матушкой-дизайнером. Вместо дородной попадьи с косой и в длинной юбке я увидела стройную женщину в брюках и с короткой стрижкой. Даже засомневалась, матушка ли передо мной. Матушка, самая настоящая, просто современная.

Для многих семьи священнослужителей всё равно что марсиане – настолько далеки обыватели от жизненного уклада этих людей. Сегодня, увы, всё, что связано с Церковью, подчас вызывает либо истовый восторг неофита, либо раздражение инакомыслящего. «Матушка» не социальный статус, а служение, ведь она помощница в доме и храме, утешительница и заступница прихожан, – словом, без матушки нет батюшки. Поскольку супруга батюшки первая леди прихода – требования к этой женщине гораздо выше, чем к простым мирянкам. Жёны священников должны быть готовы к повышенному вниманию окружающих, не всегда доброжелательному, а порой назойливому и бестактному. В жизни этих женщин действительно много интересного, но скрытого от посторонних. Однако об этом лучше расскажут сами героини «Невского времени» – матушки Анна и Надежда. Этих разных женщин объединяет то, что они супруги священников и руководительницы небольших швейных предприятий. Обе преодолели немало трудностей, начав своё дело.

«Брак со священником предрёк епископ»

Надежда Белкова-Берташ, директор мастерской по пошиву одежды для православных женщин и облачения для священнослужителей

Надежда Евгеньевна по образованию художник-прикладник. Занималась керамикой, художественным ткачеством. В 2005-м под своим началом она отремонтировала и оборудовала маленький подвальчик под мастерскую по пошиву церковных облачений, затем удалось арендовать помещение побольше. Мастерская стала выполнять ответственные заказы для храмов и монастырей. А когда всё наладилось, пришли новые люди и решили продолжить дело, но уже самостоятельно. Было желание не возвращаться к церковному шитью, но митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил начать всё с нуля. В 2008 году мастерская возродилась при храме Воскресения Словущего. В то время отец Александр Берташ, супруг Надежды Евгеньевны, служил там настоятелем. Впоследствии мастерская переехала в здание, принадлежащее Санкт-Петербургской епархии, в Лаврский переулок. Мастерская не случайно носит говорящее название – «Анестия» («Воскресение» в переводе с греческого). У Надежды Евгеньевны, как руководителя, много обязанностей: она отбирает и закупает материалы, занимается дизайном облачений. При необходимости выполняет ручную работу.

В юности Надежда встретилась с одним епископом, который предрёк ей замужество с будущим священнослужителем и благословил её на это. Тогда девушка и помыслить не могла, что выйдет замуж за священника. Супруг Надежды Евгеньевны отец Александр более 12 лет совмещал светскую работу врача и церковного историка со служением чтецом в храме, а затем стал диаконом и священником на подворье Череменецкого монастыря. У супругов Берташ четверо детей, внуки. Один из сыновей помогает в мастерской, а младший поступил в школу в Германии. Отец Александр год назад получил назначение патриарха и Священного синода на служение в Бремене. Матушка Надежда балансирует между работой в Петербурге и семейным очагом.

– Я крестилась и воцерковилась в 14 лет, – рассказывает Надежда Евгеньевна. – Помню: ночь, чувство радостного ожидания в воздухе, море людей… Пасха!.. Каждая матушка решает для себя, будет ли она внешне декларировать своё положение или оставаться в тени, ничем себя не выделяя. Для меня основные качества жены священника – скромность, доброта и любовь. Матушка должна создать дома условия для подготовки к богослужению, помогать мужу в приходе, обеспечивать дома соблюдение постов, во всём духовно поддерживать супруга. Исповедоваться супругу необязательно, но на богослужении личное отходит на задний план – и я вижу перед собой только священника. А поскольку в Бремене отец Александр – единственный православный батюшка, исповедоваться и причащаться могу только ему… Матушке следует требовательно относиться к себе и своему внешнему виду. Поэтому после рукоположения супруга я – только в длинных юбках. Надевая юбку и покрывая голову в храме, мне кажется, я вношу свою лепту в сохранение традиций и стараюсь хотя бы внешне подражать идеалу женщины-матери – Богородице в длинных одеждах и с покрытой головой. Конечно, бывает, я ношу и брюки, но только в юбке чувствую себя комфортно одетой. Канонам, связанным с целомудрием батюшки и матушки, стараются следовать все семьи священнослужителей. И это не обсуждается. А исключительные случаи и искушения случаются во все времена.

«Я не собиралась становиться матушкой…»
 
Анна Рымарева, кандидат экономических наук c двумя высшими образованиями, основатель и гендиректор дизайн-студии «Преображенское платье», которая шьёт скромные купальные костюмы для женщин разных конфессий

– Забавно, название бренда «Преображенское платье» мне приснилось – как Менделееву его периодическая система химических элементов, – смеётся матушка.

Бизнес начался с личной проблемы: Анну не устраивали излишне обнажающие тело купальники. Альтернативные варианты найти не удалось, поэтому она решила разработать такой вариант самостоятельно. Первые модели купальных платьев Анна опробовала на знакомых матушках, которые оказались далеко не простой фокус-группой. Например, одна попросила сделать вставки по мотивам узора на обоях времён Луи XVI. Понадобилось проштудировать кипы каталогов, чтобы удовлетворить пожелание требовательной заказчицы.

Абсолютно новое дело пришлось начать с нуля, ориентироваться было не на кого, к тому же у студии не было инвесторов. Помогало образование и природная склонность к предпринимательству, вынуждавшая действовать и ставшая антивирусом страха. Когда Анна проходила собеседование с управляющим банка, в котором собиралась открыть расчётный счёт, услышала неожиданный вопрос: «А вам не страшно в одиночку начинать бизнес?» Подумав, честно призналась: страшно. Потом страх прошёл, а дело осталось. Спустя годы матушка стала настоящей бизнесвумен – дело оказалось успешным, у студии появился интернет-магазин. Анна лично встречается с поставщиками тканей, ездит в Италию подбирать фурнитуру, руководит специалистами производства.

С будущим супругом Анна познакомились на преддипломной практике в одном из городских приходов. В то время она только начинала воцерковляться и не представляла, что у священников есть жёны. Оказывается, есть – одной из них и стала Анна.

К слову сказать, Анна весьма прогрессивная матушка и её взгляды не всегда совпадают с общецерковным мнением. Например, будучи прихожанкой прихода, в котором ведётся миссионерская и просветительская работа, моя собеседница в храме не покрывает голову и носит брюки. Она считает, что требование ношения юбок и платков отходит в прошлое, прихожане адаптируют современные формы одежды к требованиям церкви. Посещая монастыри или приходы с традиционным укладом, Анна покрывает голову и одевается так, чтобы никого не смутить.

– У меня не было намерения становиться супругой священника, – признаётся матушка. – Родители были против свадьбы, нелегко пришлось. К счастью, это пройденный период. Муж поддерживает меня во всём, поддержал и в бизнесе. Он верит в меня, принимает мою деятельность со всеми издержками, разделяет заботы, даёт ценные советы и, самое главное, молитвенно поддерживает.

«Эти женщины всё время под прицелом»
 
Игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского архиерейского подворья, заведующий кафедрой теологии РГУ имени С.А. Есенина:

– «Матушка» – не уставное наименование для жены иерея. Это тёплое, неофициальное обращение православных, как и «батюшка» – к священникам. Для современного слуха звучит не очень уважительно древнее наименование супруги священника – «попадья», так же как сегодня кажется непочтительным называть иерея «попом» (греч. «папас» – отец), хотя термин этот по сути своей вполне адекватный.

Есть русская поговорка «Бережёт, как поп попадью». Почему взаимная бережливость этой пары так усердна? Да потому, что по церковным уставам если хотя бы однажды священнику изменит супруга, то принять её обратно он не сможет, не перестав быть священником. Так же и после смерти супруги надлежит иерею, если желает продолжать священническое служение, не «ожениться иной», но пребывать в целомудрии, готовясь к принятию монашества. Жениться на другой можно, но при условии снятия сана.

Итак, первое непременное требование к матушке – целомудренная жизнь до брака и в браке. Во-вторых, супруга священника отчасти теряет мужа при его рукоположении. При произведении в дьяконство священник оставляет на Святом престоле венчальное кольцо в знак того, что служение Богу будет главнейшим делом его жизни. Часто матушке приходится нести множество послушаний в храме, в котором служит её супруг, – от церковной лавки и клироса до воскресной школы и трапезной. В-третьих, супружеская жизнь в священнической семье, как правило, идёт в ритме, установленном церковным уставом. Наконец, матушки зачастую становятся утешительницами для всех, кому сам священник не успевает оказать достаточно внимания. Матушка может выйти замуж после смерти мужа, но такое бывает редко.

Иерей Алексий Волчков, клирик Феодоровского собора:

– Главный враг Церкви и православной веры вовсе не атеизм. Наш главный противник – невежество и предрассудки. Предрассудки и стереотипы обнесли христианство стеной, мешая неверующим понять суть веры, а верующим – быть услышанными нецерковными согражданами. Например, люди массово уверены, что священники нашей Церкви неженаты. Хотя в действительности обет безбрачия даёт только чёрное духовенство. Некоторые убеждены в том, что церковные каноны категорически запрещают матушке работать. Это миф. Община (особенно её женско-пожилая часть) нередко имеет массу претензий к матушке. Оказывается, все окружающие идеальным образом знают, как положено вести себя жене священника, в какую одежду одеваться, как воспитывать детей. Часто за критическими словами стоит лишь желание посплетничать и осудить своего ближнего. Если матушка сопровождает своего супруга в его служении, многие готовы упрекнуть её в том, что она привлекает к себе излишнее внимание и ведёт себя нескромно. Если же она намеренно старается держаться в тени или посещает другой храм, то и тут готов приговор: оказывается, она «теплохладна» и демонстрирует равнодушие к призванию супруга. Короче, матушка всё время оказывается под прицелом. Разумеется, речь идёт далеко не обо всех приходах.
 
Мария Башмакова

Фотоальбомы

(ФОТО) Дерягин А. Г. Большой макет Псковского кремля (история создания)

Псков – один из древнейших русских городов, неразрывно связанных с главнейшими событиями отечественной истории. До сих пор неизвестно, в каком году была заложена Псковская крепость, но самые первые строения могли здесь появиться ещё в X веке.